Муниципальное казеное образовательное учреждение Краснянская основная общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области (МКОУ Краснянская ООШ)
403132, х.Красный, Урюпинский район, Волгоградская область, ул. Школьная, д.6.
Телефон: 8(84442)9-21-30, электронный адрес: Urypsk111@mail.ru
Руководитель: Попов Александр Юрьевич
Заседание профилактического совета школы
по теме "Исправление ошибок"
Авторы: Кузьмина Ольга Васильевна -
учитель физики и информатики,
член профилактического совета школы (3 года);
Мамонова Людмила Васильевна -
учитель истории и обществознания,
председатель профилактического совета школы (3 года).
Контактные телефоны:
Кузьмина О.В. - 89375429103;
Мамонова Л.В. - 89377361867
х. Красный, 2014 г.
Актуальность выбранной темы:
Сегодня курение подростков является серьёзной социальной проблемой. Среди обучающихся нашей школы есть подростки, которые курят. Во многих семьях курят родители, которые подают отрицательный пример своим детям.
Цели мероприятия:
- создать условия для формирования у родителей представления о проблеме курения среди подростков, в том числе среди учащихся школы;
- создать условия для формирования у родителей и их детей необходимость воздерживания от курения;
- создать условия для формирования у родителей и обучающихся основы правовых знаний по проблеме курения в нашей стране;
- способствовать формированию у родителей навыков внимательного отношения к своему здоровью и здоровью их детей.
Задачи мероприятия:
- познакомить присутствующих с информацией и статистикой по проблеме курения среди обучающихся;
- выявить причины и источники приобщения подростков к курению;
- сконцентрировать внимание родителей на пагубном воздействии курения на здоровье человека, познакомить с последствиями курения;
- познакомить присутствующих с новыми законодательными документами по проблеме курения;
- наглядно показать, что произойдёт со здоровьем человека, если он бросит курить прямо сейчас.
Контингент участников:
- члены профилактического совета;
- родители подростков, которые курят;
- их дети (ученики 6-9 классов);
- медработник;
- представитель правоохранительных органов, работающих с детьми;
- классные руководители.
Ожидаемые результаты:
- получение родителями информации и статистических данных по проблеме курения среди учащихся школы;
- получение родителями и их детьми необходимых знаний о вреде курения;
- получение родителями и обучающимися правовых знаний по профилактике курения;
- изменение отношения у родителей и подростков к проблеме курения.
Кратко о внедрении разработки:
Данная разработка была реализована на заседании профилактического совета школы, которое сотоялось 4 марта 2014 года.
Методы и приемы работы:
- Аналитический - анкетирование родителей и обучающихся по проблеме курения, с последующим анализом;
- Словесный - беседа, диалог, убеждение;
- Наглядный - показ видеофильма, презентации;
- Исследовательский - моделирование процесса курения (опыт "Модель курения");
- Практический - составление коллажа "Бросай курить сейчас";
- Тестирование - проведение теста среди присутствующих родителей и их детей "Что мы знаем о курении?";
- Мозговой штурм "Хорошо или плохо?" (работа в группах) - заполнение сравнительной таблицы "Плюсы и минусы курения".
Необходимое оборудование:
- ноутбук;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- магнитная доска, магниты;
- наличие выхода в Интернет;
- для проведения опыта: пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички.
Методические рекомендации:
Заседание профилактического совета проходит в классной комнате. Продолжительность заседания - 1 час. Присутствующие: члены профилактического совета, родители, учащиеся, медработник, представитель правоохранительных органов, классные руководители. Планируемая численность участников - 20 человек. Используемые материалы: анкеты, тесты, карточки для составления коллажа, заготовка для коллажа, выставка детских рисунков "Скажи "НЕТ" курению", ватман, маркеры.
Ход мероприятия:
Ход заседания.
1. Организационный этап.
Звучит песня «О вреде курения» и на экране идет показ отрывка мультфильма «Остров сокровищ» http://www.youtube.com/watch?v=oW2tb_5_z30.
2. Мотивация.
Вступительное слово председателя профилактического совета:
Уважаемые родители, приглашенные гости, ученики и классные руководители вы уже догались о теме нашего сегодняшнего разговора. Мы надеемся, что сумеем заинтересовать вас и вы откликнитесь на очень злободневную проблему, проблему курения. Тема заседания Профилактического Совета продиктована результатами анкетирования наших учащихся. За круглым столом сегодня собрались все те, кто может и должен помочь нашим детям преодолеть и изжить вредную привычку – курение, это родители и учителя. Мы сегодня пригласили за круглый стол также и учащихся, которые курят. За круглым столом представители медицины и ДКМ. Все вместе мы должны сегодня подумать, как уберечь взрослеющих подростков от пагубной привычки. Возможно, мы не найдем сегодня универсального рецепта, но попробуем четко определить нашу роль в преодолении данной проблемы. Тема нашего заседания "Исправление ошибок".
3. Анализ анкетирования родителей и учащихся .
Выступление члена профилактического совета:
Проанализировав анкеты родителей "Курение и дети" (Приложение 1), в количестве 25, мы выяснили, что 75% родителей осуждают курение, а 25% - относятся к курению вообще безразлично. Не все родители знают, что их дети курят. Главной причиной того, что подростки курят - считают общение с курящими сверстниками. Толчок к курению видят в общении с друзьями, в просмотре фильмов, где пропагандируется курение. Из проведённого опроса мы выяснили, что чтобы уберечь ребёнка от курения родители, в основном, прибегают к наказанию. 88% опрошенных родителей считают, что для того чтобы подростки не начинали курить надо прекратить продавать сигареты детям (зачастую торговля нарушает закон), 12% - меньше показывать фильмов с участием курящих героев. К сожалению, анкетирование детей показало, что наши дети курят. Ученикам 6-9 классов школы были предложены анкеты "Отношение к курению" (Приложение 2) и "Причины курения" (Приложение 3). В опросе участвовало 28 человек (12-16 лет). Проанализировав анкету "Отношение к курению" мы выяснили, что 29% учащихся школы курят. Курят только мальчики. Но приветствуют факт курения 57%, относятся безразлично - 14%, и только 29% - осуждают. Опрошенные считают, что подростки курят, так как думают, что это круто, хотят выглядеть взрослыми, за компанию, а сами курят, чтобы снять стресс или успокоиться, или просто "решили попробовать". К курению сверстников относятся положительно - 75%, безразлично -18% и только 7% опрошенных - осуждают. Узнали, что наши подростки живут в семьях, где курит отец - 43%, курит мама - 21%, курят оба родителя - 32% и только 11% живут в некурящих семьях. 57% уверены, что их будущие супруги не будут курить, 18% - не против курения, 25% - не знают. Учащиеся знают, что курение вызывает заболевания лёгких, сокращает жизнь и считают, что для того, чтобы подростки бросили курить необходимо прекратить производство - 32%, повысить цену на сигареты - 29%, не продавать -50%, прекратить рекламу - 25%. роанализировав анкету "Причины курения" мы выяснили, что из 8 курящих подростков свою первую сигарету до 10 лет выкурили - 2, с 10 до 12 лет - 4, после 12 лет - 2 и указали причиной начала курения: "потому что курили друзья" - 3, "потому что курили родители" - 3, "чтобы выглядеть старше" - 2. В начале в среднем выкуривали по 2 сигареты, а сейчас количество выкуренных сигарет доходит до 12. Курящие подростки имеют друзей, которые тоже курят. И все опрошенные никогда не пытались бросить курить, но 63% - хотели бы это сделать. Получив такие результаты мы не можем не думать о том, насколько реально наши дети вовлечены в пагубные для их здоровья обстоятельства.
4. Тестирование родителей и подростков.
Цель тестирования - выяснить, что присутствующие знают о курении.
Слово члену профилактического совета:
Для того, чтобы каждый из вас мог самому себе ответить на этот вопрос, предлагаю тест, в нем десять вопросов. Ответы на них должны быть однозначными: «верно», «неверно». Одно из этих слов напишите напротив вопроса в тексте, затем сравните с ответами на обороте листа (раздает тексты теста (Приложение 4).
Тестирование -5 минут.
Итак, по вашим ответам ясно, что вы далеко не все знаете о курении.
5. Выступление медицинского работника.
Слово члену профилактического совета:
У нас в гостях медработник. Сейчас он вам расскажет, какие болезни провоцирует курение (подходит к доске и на глазах участников формирует схему из заранее подготовленных фрагментов и комментирует ее, приводя интересные факты (Приложение 4)).
Выступление медработника перед присутствующими.
6. Просмотр фрагмента видеопрезентации о вреде курения "Вредные привычки". (http://infourok.ru/)
Слово члену профилактического совета:
Известный русский ученый – врач С.П.Боткин, проживший всего 57 лет, умирая, сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10 – 15 лет». Какое грустное откровение! Какая потеря для отечественной науки!
Мы предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент фильма о вреде курения "Вредные привычки".
7. Выступление работника правоохранительных органов.
Слово члену профилактического совета:
Чтобы противостоять этому потенциальному злу в полном объеме, надо также владеть и правовой информацией. Слово предоставляется работнику ДКМ.
Тезисы из выступления:
"Новый закон о курении вступил в силу с 15 ноября 2013 года.. Об был одобрен Госдумой и подписан президентом Путиным. Если быть точным, в действие вступили новые штрафы за курение. Резко ограничено курение в общественных местах, намного увеличены денежные санкции за вольное или н6евольное «привлечение» к процессу курения детей. Новый закон о курении с 15 ноября вводит новые, повышенные штрафы за курение табака в неположенных местах. Согласно документу, теперь любителям «затянуться дымком» на рабочих местах, а также на территории учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах грозит штраф в размере от 500 до 1500 рублей. Антитабачный закон в России с 15 ноября 2013 года устанавливает новые правила «обращения» с сигаретой. Ноябрьские поправки являются частью действующего еще с 1 июня 2013 года федерального закона «Об ограничении курения», который вводится в действие поэтапно. Согласно следующим поправкам, которые вступят в силу с 1 июня 2014 года, курить запретят в барах, ресторанах, гостиницах, поездах дальнего следования. Штрафы за курение в общественных местах с 15 ноября. За несоблюдение требований к законодательству в части выделения специально отведенных мест для курения, горе-работодатель теперь вынужден будет раскошелиться на 20-30 тысяч рублей (должностные лица), 50-80 тысяч (юридические лица). Работодателю необходимо будет позаботиться о визуальной доступности знака, запрещающего вредную привычку, в противном случае неминуем штраф: для должностных лиц – 10-20 тысяч, юрлица – 30-60 тысяч целковых. За курение на детской площадке предполагается штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Денежное наказание за курение лицам, вовлекающим в этот пагубный процесс несовершеннолетних, составляет от 1 до 2 тысяч рублей, причем если эта инициатива исходит со стороны родителей, штраф увеличивается до 2-3 тысяч рублей."
8. Проведение эксперимента.
Слово члену профилактического совета.
Для большей убедительности мы предлагаем вам самим провести опыт, т.е смоделировать модель курения и наглядно увидеть, что попадает в ваш организм при выкуривании одной сигареты.
Опыт: «Модель курения» предлагается провести одному из родителей вместе со своим ребёнком по предложенной инструкции (все остальные присутствующие наблюдают за проведением опыта).
Инструкция по проведению опыта.
- Взять пустую пластиковую бутылку большого размера (чисто вымытая и высушенная).
- Обмотать один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставить в горлышко бутылки свободным концом наружу.
- Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу.
- «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна.
- Достать вату из бутылки и показать присутствующим ее цвет.
- Предложить понюхать всем присутствующим.
Слово члену профилактического совета (вывод по опыту):
У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких.
9. Работа в группах. Мозговой штурм.
Слово члену профилактического совета:
Участники делятся на 2 группы, в каждой из которых родители и дети.
Задание 1 группе: написать на ватмане "+" курения.
Задание 2 группе: написать на ватмане "-" курения.
Представители от каждой группы демонстрируют получившиеся результаты. Сами делают выводы (предполагаемый вывод - "+" курения меньше, чем "-").
10. Составление коллажа.
Слово члену профилактического совета:
Сегодня все участники круглого стола получили достаточно информации о вреде курения . Родителям и детям предлагается активно поучаствовать в составлении коллажа «Бросай курить сейчас! В результате вы увидите, какие изменения будут происходить с вашим организмом, если вы бросите курить прямо сейчас.
Методика составления коллажа: на заготовленном заранее плакате, помещенном на магнитную доску, записаны изменения организма человека , которые происходят с ним с момента отказа от курения. Каждому участнику раздается картинка с изображением человека на разных этапах отказа от курения .Картинки пронумерованы. Участники должены совместить свою картинку и описанное состояние человека, бросившего курить на плакате-заготовке.
11. Рефлексия.
. В заключении заседания нашего круглого стола предлагаем вам закончить предложения и высказать свое мнение о результативности сегодняшнего заседания Профилактического Совета.
(Вопросы представлены на слайде презентации).
- Сегодня я узнал…
- Для меня было новым…
- Полученная информация позволит мне…
- Считаете ли Вы ,что Совету необходимо продолжить работу по данной теме?
- Изменилось ли ваше отношение к курению после сегодняшнего заседания?
- Воспользуетесь ли Вы новой информацией, полученной сегодня?
12. Итог заседания.
Слово председателю профилактического совета:
Наше заседание подошло к концу. Мы благодарим вас за активную работу в ходе заседания. Мы надеемся, что сказанное и увиденное сегодня поможет вам сделать первый шаг на пути отказа от курения. Заседание совета хочется закончить словами Ф. Вольтера "Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство!"
Родителям раздаются памятки "Если ваш ребёнок начал курить" (Приложение 5).
Приложение1
Анкета для родителей «Курение и дети»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам вопросы. Заранее Вам благодарны.
1. Как Вы относитесь к курению вообще? (осуждаю, безразлично, приветствую)
2. Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок? (да, сомневаюсь, нет)
3. Назовите 2-3 признака курения Вашего (или другого) ребенка.
4. Кто курит в Вашей семье? (никто не курит, я курю, муж (жена) курит, старший сын курит, старшая дочь курит или другие члены семьи)
5. Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение подростка к курению? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
6. Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
7. Как Вы думаете, что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
8. Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения ?____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
9. Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в школе? (да, не знаю, нет)
10. Что необходимо предпринять, чтобы дети, подростки и молодые люди не начинали курить? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для подростков «Отношение к курению»
Дорогой друг! Предлагаем Вам дать ответы на перечень вопросов, которые помогут более полно представить ваше отношение к курению. Внимательно прочитайте вопросы и напишите свой вариант ответа (или подчеркните выбранный вами ответ из предложенных). Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему. Заранее благодарим за участие.
1. Ваш возраст?
13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет
- Ваш пол?
женский мужской
3. Как вы относитесь к курению?
осуждаю безразлично приветствую
4. Как вы считаете, почему молодые люди курят?
- не знаю
- от нечего делать
- снимают стресс
- думают это круто
- за компанию
- хотят выглядеть взрослыми
5. Кто в вашей семье курит?
папа, мама, брат (сестра), мама и папа, никто не курит
6. Вы курите?
Да Нет
7. Если вы курите, то назовите причины, почему вы это делаете?
- не знаю
- так снимаю стресс
- нервы
- чтобы успокоиться
- нет силы воли, чтобы бросить
- решил(а) попробовать
8. Как относить к курящим сверстникам?
положительно безразлично отрицательно
9. Как вы считаете, ваш(а)будущий(ая) супруг(а) будет курить?
Да Нет Не знаю
10. Каковы последствия курения для человека?
- рак
- заболевания легких
- различные заболевания
- сокращения жизни
- не знаю
- смерть
11. Что нужно предпринять, чтобы молодые люди и подростки не начали курить?
- не продавать
- проводить беседы
- прекратить рекламу
- прекратить производство
- повысить цену
Приложение 3
Анкета «Причины курения»
Дорогой друг! Предлагаем Вам дать ответы на перечень вопросов, которые помогут более полно представить Ваш взгляд на проблему никотиновой зависимости. Внимательно прочитайте вопросы и напишите свой вариант ответа. Важно, чтобы выбранная позиция наиболее полно отражала Ваш личный взгляд на данную проблему. Заранее благодарим за участие.
Расскажите, пожалуйста, о себе:
Ваш возраст, пол?_____________________________________________________
Не возражаете ли вы, если мы поговорим о курении?_____________________________
Мы занимаемся исследованием проблем курения. Опрос проводится анонимно.
Если вы курите, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Когда вы выкурили первую сигарету?
А) до 10 лет___________
Б) 10 - 12 лет__________
В) 12-14 лет __________
2. Почему вы начали курить?
А) потому что ваши друзья курили__________
Б) потому что ваши родители курили_________
В) потому что курил ваш старший брат или сестра_______
Г) для того, чтобы изменить свой имидж____________
Д) чтобы выглядеть старше____________
Е) мой любимый киногерой курит________
Ж) другое_________
З) не знаю ________
3. Сколько сигарет в день вы выкуривали вначале?______________________________
4. Сколько сигарет вы выкуриваете сейчас?____________________________________
5. Большинство ваших друзей курит?_________________________________________
6. Курит ли ваш друг (подруга)?______________________________________________
7. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить? _______
8. Если да, то сколько раз?________
9. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?____________________
Приложение 4
Тест «Что мы знаем о курении?»
1. Подростки курят, чтобы «быть как все».
2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течении года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализует вред, наносимый курением.
6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровообращение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
8. Табакокурение является одной их основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
10. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.
Лист ответов на вопросы теста. 1.Верно. 2. Верно. 3. Неверно. 4. Верно. 5. Неверно. 6. Неверно. 7. Неверно. 8. Верно. 9. Неверно. 10. Неверно.
Приложение 5
Памятка для родителей "Если ваш ребенок начал курить"
Вы узнали, что ваш сын или дочь курит. Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову, – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторилось. Однако не спешите!
- Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.
- Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.
- Курение родителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано!
- Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: сами они курят потому, что не в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создаст у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.
- Родители должны первыми освободиться от курения.
- Помогите ребенку отвлечься от привычки курить (игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – все это способствует отказу от курения).
- Следует не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
- Не бойтесь компании своего ребенка, а помогайте и его друзьям бороться с соблазном курения.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Качественные:
- повысить правовые знания родителей и подростков по вопросу профилактики курения в нашей стране;
- повысить знания о пагубном влиянии курения на здоровье человека;
- изменить отношение родителей и их детей к проблеме курения.
Количественные:
- снизить процент курящих родителей и учащихся.
Список используемой литературы:
Используемые интернет ресурсы для подготовки и проведения заседания:
1. Ссылка на видеоролик "Остров Сокровищ. Песня о вреде курения":
http://www.youtube.com/watch?v=oW2tb_5_z30
2. Ссылка на картинку "Схема выступления медработника" из родительского собрания на тему "Спасём детей от дыма сигареты":
http://www.timskola.narod.ru/page/1roditeli_meropr_rasrab.html
3. Ссылка на закон о курении с 15 ноября 2013:
http://www.mr7.ru/articles/94636/
4. Ссылка на картинку "Бросай курить сейчас!":
http://www.rnd.med.cap.ru/588941/Page.aspx
5. Ссылки на анкеты для родителей и подростков:
http://sherkaly-school.narod.ru/dop/no_smok.htm
http://greenland-scool.narod.ru/Lagutin_anketa.htm
6. Ссылка на материал для составления памятки для родителей:
http://festival.1september.ru/articles/613743/
7. Ссылка на описание опыта "Модель курения":
8. Ссылка на видеопрезентацию "Вредные привычки"
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Подготовка и проведение заседания профилактического совета проходит в 3 этапа (с 13.01.2014 г. по 15.03.2014 г.):
1 этап - анкетирование родителей и обучающихся школы (6-9 классы).
Сроки проведения: с 13.01.2014 г. по 19.01.2014 г.
2 этап - анализ анкет.
Сроки проведения: с 20.01.2014 г. по 01.02. 2014 г.
3 этап - проведение заседания профилактического совета.
Дата проведения: 4.03.2014 г.
Отсканированная рецензия: