Программа работы с родителями из социально-неблагополучных семей "Семья и школа"

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 95

Краснооктябрьского района г. Волгограда

400009, г. Волгоград, пр-кт им. В.И.Ленина, дом 151а, тел. 71-19-74

e-mail: kadeti95@gmail.com

Руководитель МОУ СОШ № 95:  Шопина М.Ф.

 

 

 

 

Программа

родительских встреч с неблагополучными семьями

«Семья и школа»

 

 

 

 

 

 

Коллектив авторов:

Заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 95: Лесникова Т.В.

Тел.89047771640

опыт работы  30 лет,

учитель  начальной школы МОУ СОШ № 95: Каминская В.А.

тел. 89375525508

e-mail: wika_s656@mail.ru

опыт работы 21 год;

учитель  начальной школы МОУ СОШ № 95: Бахмачева Н.В.

тел: 89050639241

e-mail: bahmacheva.natas@mail.ru,

опыт работы 21 год.

 

 

 

Волгоград  2014 г.


Актуальность выбранной темы: 

   

Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители - ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.

В последние пять - десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.

 В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:

  1. Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
  2. Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
  3. Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

   При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.

С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.

Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

 Так как школа № 95 — школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов — мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей — это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей — 30%, матерей- одиночек — 10%, опекаемых -5 %, дети — инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания — 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.

Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая  работа с семьей  – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.

 

 

Цели мероприятия: 

Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Задачи мероприятия: 

 

  1. Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
  2. Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  3. Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
  4. Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.

Принципы реализации Программы

  1. Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
  2. Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.

  3. Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.

  4. Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
  • актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
  • активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
  • опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
  • опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.

 Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:

  1. Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
  2. Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
  3. Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.

Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.

Контингент участников: 

Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.

Ожидаемые результаты: 

 

  1. Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
  2. Улучшение микроклимата в семье;
  3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
  4. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
  5. Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
  6. Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
  7. Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

Кратко о внедрении разработки: 

С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы  реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.

Методы и приемы работы: 

Формы работы с семьями:

Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).

- общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;

Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);

Индивидуальные: (переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  1. Родительские чтения.
  2. Родительские вечера.
  3. Деловая игра
  4. «Круглый стол»

Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.

Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.

Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.

Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении

 

Этапы

Мероприятия

Подготовительный этап

  1. Сбор информации о семье и ребенке
  2. Сообщение о семье на Совете профилактики
  3. Принятие решения о сопровождении семьи
  4. Выделение ключевых проблем
  5. Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
  6. Разработка индивидуального плана сопровождения семьи

Первый этап

  1. Установление контакта со всеми членами семьи
  2. Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
  3. Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив

Второй этап

  1. Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
  2. Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
  3. Посредническая деятельность  педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
  4. Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи

Третий этап

  1. Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
  2. Семья  и классный руководитель  получают заключительные рекомендации специалистов
  3. Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается

Четвертый этап

  1. Поддержка и контроль семьи  в течение года,  педагог встречается с членами семьи по их просьбе,  поддерживая положительные изменения в семейной  жизни

 

Необходимое оборудование: 

Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.

Методические рекомендации: 

Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:

  1. Внешняя неопрятность;      
  2. Снижение успеваемости;
  3. Не выполнение всеобуча;
  4. Потеря интереса к прежним увлечениям;
  5. Резкое изменение круга общения;
  6. Появление скрытности в поведении;
  7. Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
  8. Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
  9. Следы от побоев.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.

Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.

Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).

План собрания 

  1. Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный    вопрос).
  2. Постановка проблемы.
  3. Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
  4. Выступления от групп.
  5. Обобщение сказанного. Решение.
  6. Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
  7. Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.

Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:

  1. Участие в работе всех родителей.
  2.  Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
  3.  Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
  4.  Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
  5. Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход

При работе с  родителями из неблагополучных  семьей  классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
  7. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  8. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
  3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
  4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
  5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Ход мероприятия: 

Программа родительских встреч «Семья и школа»

Срок проведения

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Ответственные, приглашённые

1 класс

Сентябрь

«Семья и школа –вместе мы сможем многое»

(собрание-игра)                  

Классный руководитель.

Психолог. Заместитель директора по ВР.

Октябрь

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Родительский всеобуч.

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР.

Декабрь

Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

Классный руководитель.

Психолог. Заместитель директора по ВР.

Февраль

Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР.

Апрель

Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся!!!».

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР.

Май

«Безопасность ребенка на каждый день»

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР.

2 класс

Сентябрь

«Проблемы воспитания.

Поймите себя и своего ребёнка»

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР

Октябрь

Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР

Декабрь

Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей.

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР

Январь

Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР

Апрель

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

(собрание-праздник)

Классный руководитель.

Психолог.

Май

Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра.

Классный руководитель.

Психолог. Зам. по ВР

3 класс

Сентябрь

«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут

Классный руководитель.

Зам. по ВР.

Октябрь

"Воспитание ненасилием в семье". Круглый стол.

 

Классный руководитель.

Психолог.

Социальный педагог.

Декабрь

Тематическая встреча «Папа, мама, я - здоровая семья»

Классный руководитель.

Учитель физкультуры.

Февраль

Диспут: «Алкоголь в семье».

 

Классный руководитель.

Зам. по ВР.

Апрель

Семинар – практикум: «Трудный диалог с учебой,  или как помочь ребенку учиться»

Классный руководитель.

Психолог.

Май

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Классный руководитель.

Психолог.

4 класс

Сентябрь

«Человеком быть совсем непросто,

или как воспитывать в детях

нравственные качества на собственном примере».

Классный руководитель.

Заместитель директора по ВР.

Октябрь

Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).

Классный руководитель.

 

Декабрь

Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.

Классный руководитель.

Школьный врач.

Психолог.

Февраль

«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».

 

Классный руководитель.

Психолог.

Зам. по ВР.

Апрель

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.

Классный руководитель.

Психолог.

Зам. по ВР.

Май

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии

работоспособности и личностных качеств.

Классный руководитель.

 

 

Содержание программы.

1 класс

«Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра).Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч.Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.

Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.

Что значит: любить своего ребёнка (диспут).Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся!!!»Развод родителей - серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.

«Безопасность ребенка на каждый день»Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.

2 класс

«Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка»Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.

Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей.Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.

Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.

«Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник).Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.

Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра.Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

3 класс

«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Притча "Ладная семья"(Приложение 13).

Донести до родителей необходимость в:

  • - создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
  • - отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
  • - постоянном психологическом контакте с ребенком;
  • - заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.

«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:

  • - Со стороны мужа по отношению к жене;
  • - Со стороны жены по отношению к мужу;
  • - Со стороны родителей по отношению к детям;
  • - Со стороны старших детей по отношению к младшим.

Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.comwatch?v=b_gUXaZfVZw

Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья».Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).

Диспут: «Алкоголь в семье».Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).

Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться».Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).

Эмоциональное благополучие детей в семье.Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

4 класс

«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере».Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика "Притча о добре и зле" на youtube.comwatch?v=b_gUXaZfVZw

Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей).Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube.comwatch?v=b_gUXaZfVZw

Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)

Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Оценка эффективности программы «Семья и школа».

     Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива  с неблагополучными семьями.   Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП  и трудной жизненной ситуации.

Помимо теоретических занятий, программой  предусмотрены практические разработки родительских встреч.

Критерии оценки эффективности работы с родителями

Степень достижения положительных результатов программы фиксируются  следующими параметрами:

  1. Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
  2. Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
  3. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
  4. Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
  5. Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.

Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы  принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году  в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году - 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.

Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая:

 Учебный год

  Классы     

 

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

2011-2012

86,5%

77,2%

67%

 

2012-2013

87,5%

73,3%

63,3%

63,3%

2013-2014

85%

75%

68%

66%

 

Нужно сказать, что высокий процент посещаемости в начальной школе. Это заслуга и родителей и учителей начальной школы. Ими проводится системная работа с родителями по включению их в жизнь класса.

Список используемой литературы: 

 

  1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
  4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
  6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е.   Лебедева.
  7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
  8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
  9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
  10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
  11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
  12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
  13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
  14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя.  Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

         http://webcache.googleusercontent.com

          youtube.comwatch?v=b_gUXaZfVZw

         http://podoq.ru/pochemu-suprugi-razvodyatsya/

 

 

                                                  

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Приложения к программе родительских встреч  "Семья и школа"

Приложение1. Разработка собрания "Крик детской души: Родители разводятся!"

Приложение 2. Разработка родительского собрания "Кнут или пряник!"

Приложения к программе родительских встреч "Семья и школа"

 

Практическая апробация: 

Практическая апробация Программы родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»

 в МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района г. Волгограда

в 2010-2011 учебном году.

Апробация программы родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа» (далее Программа) проводилась с целью оценки качества и возможности внедрения в практику профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Особое внимание было уделено организации и проведению апробации Программы,  анализу разработанных материалов, форм  и методов проведения родительских встреч, эффективности выстроенной системы.

Апробация Программы проводилась на базе 3 «б» и 4 «б» классов (классные руководители: Каминская В.А., Бахмачева Н.В.) был составлен план проведения апробации, порядок мониторинга результатов работы.

Цель проведения апробации: оценка эффективности системы профилактической работы, выбора методов и средств.

Задачи проведения апробации:

  • составить план проведения апробации с учетом плана работы школы;
  • определить условия проведения апробации, включая кадровые, материально – технические, информационные, научно – методические;
  • разработать критерии эффективности Программы по результатам апробации.

Классы для проведения апробации Программы определялись с учетом следующих критериев: высокий уровень мастерства педагогов; наличие результатов работы по профилактике; эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникативных; позитивное отношение родителей (законных представителей) к школе.

Апробация Программы позволила использовать все имеющиеся в школе ресурсы для повышения результатов профилактической работы, в обеспечении взаимодействия различных субъектов профилактики, в привлечении положительного опыта семейного воспитания.

Информирование о проведении и ходе апробации было осуществлено на основе открытого доступа. Все занятия проводились в кабинетах 1-1 и 2-10 МОУ СОШ № 95, оборудованных интерактивными досками, мультимедийными проектами, различными ТСО.

Ход апробации находился под контролем администрации МОУ СОШ № 95 и содержал аналитические материалы (по итогам проверки организации занятий и качества их проведения), отчеты о мониторинге удовлетворенности занятиями.

 Анализ результатов апробации дает основание сделать вывод о высоком качестве разработанных материалов, правильности выбора форм и методов профилактики, эффективном использовании имеющихся ресурсов.

 Было рекомендовано опыт работы по профилактике обобщить и внедрить в работу школы.

Отсканированная рецензия: