Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 95
Краснооктябрьского района г. Волгограда
400009, г. Волгоград, пр-кт им. В.И.Ленина, дом 151а, тел. 71-19-74
e-mail: kadeti95@gmail.com
Руководитель МОУ СОШ № 95: Шопина М.Ф.
Программа
родительских встреч с неблагополучными семьями
«Семья и школа»
Коллектив авторов:
Заместитель директора по ВР МОУ СОШ № 95: Лесникова Т.В.
Тел.89047771640
опыт работы 30 лет,
учитель начальной школы МОУ СОШ № 95: Каминская В.А.
тел. 89375525508
e-mail: wika_s656@mail.ru
опыт работы 21 год;
учитель начальной школы МОУ СОШ № 95: Бахмачева Н.В.
тел: 89050639241
e-mail: bahmacheva.natas@mail.ru,
опыт работы 21 год.
Волгоград 2014 г.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители - ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.
В последние пять - десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.
В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:
- Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
- Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
- Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.
Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Так как школа № 95 — школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов — мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей — это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей — 30%, матерей- одиночек — 10%, опекаемых -5 %, дети — инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания — 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.
Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.
Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Цели мероприятия:
Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Задачи мероприятия:
- Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
- Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
- Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.
Принципы реализации Программы
- Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
-
Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.
-
Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.
- Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
- опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
- опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:
- Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
- Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
- Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.
Контингент участников:
Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.
Ожидаемые результаты:
- Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
- Улучшение микроклимата в семье;
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
- Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
- Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
Кратко о внедрении разработки:
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.
Методы и приемы работы:
Формы работы с семьями:
Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).
- общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;
Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);
Индивидуальные: (переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).
Нетрадиционные формы работы с родителями.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
- Деловая игра
- «Круглый стол»
Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.
Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.
Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении
Этапы |
Мероприятия |
Подготовительный этап |
|
Первый этап |
|
Второй этап |
|
Третий этап |
|
Четвертый этап |
|
Необходимое оборудование:
Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.
Методические рекомендации:
Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:
- Внешняя неопрятность;
- Снижение успеваемости;
- Не выполнение всеобуча;
- Потеря интереса к прежним увлечениям;
- Резкое изменение круга общения;
- Появление скрытности в поведении;
- Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
- Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
- Следы от побоев.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.
Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).
План собрания
- Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
- Постановка проблемы.
- Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
- Выступления от групп.
- Обобщение сказанного. Решение.
- Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
- Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:
- Участие в работе всех родителей.
- Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
- Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
- Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
- Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
- Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
- Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
- Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
- Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Ход мероприятия:
Программа родительских встреч «Семья и школа»
Срок проведения |
Тема собрания, вопросы для обсуждения |
Ответственные, приглашённые |
1 класс |
||
Сентябрь |
«Семья и школа –вместе мы сможем многое» (собрание-игра) |
Классный руководитель. Психолог. Заместитель директора по ВР. |
Октябрь |
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Родительский всеобуч. |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
Декабрь |
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». |
Классный руководитель. Психолог. Заместитель директора по ВР. |
Февраль |
Что значит: любить своего ребёнка (диспут). |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
Апрель |
Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся!!!». |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
Май |
«Безопасность ребенка на каждый день» |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
2 класс |
||
Сентябрь |
«Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР |
Октябрь |
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР |
Декабрь |
Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР |
Январь |
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР |
Апрель |
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник) |
Классный руководитель. Психолог. |
Май |
Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра. |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР |
3 класс |
||
Сентябрь |
«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут |
Классный руководитель. Зам. по ВР. |
Октябрь |
"Воспитание ненасилием в семье". Круглый стол.
|
Классный руководитель. Психолог. Социальный педагог. |
Декабрь |
Тематическая встреча «Папа, мама, я - здоровая семья» |
Классный руководитель. Учитель физкультуры. |
Февраль |
Диспут: «Алкоголь в семье».
|
Классный руководитель. Зам. по ВР. |
Апрель |
Семинар – практикум: «Трудный диалог с учебой, или как помочь ребенку учиться» |
Классный руководитель. Психолог. |
Май |
Эмоциональное благополучие детей в семье. |
Классный руководитель. Психолог. |
4 класс |
||
Сентябрь |
«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». |
Классный руководитель. Заместитель директора по ВР. |
Октябрь |
Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей). |
Классный руководитель.
|
Декабрь |
Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. |
Классный руководитель. Школьный врач. Психолог. |
Февраль |
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».
|
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
Апрель |
Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. |
Классный руководитель. Психолог. Зам. по ВР. |
Май |
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. |
Классный руководитель.
|
Содержание программы.
1 класс
«Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра).Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч.Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.
Что значит: любить своего ребёнка (диспут).Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся!!!»Развод родителей - серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.
«Безопасность ребенка на каждый день»Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.
2 класс
«Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка»Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.
Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей.Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник).Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.
Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра.Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
3 класс
«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча "Ладная семья"(Приложение 13).
Донести до родителей необходимость в:
- - создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- - отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
- - постоянном психологическом контакте с ребенком;
- - заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:
- - Со стороны мужа по отношению к жене;
- - Со стороны жены по отношению к мужу;
- - Со стороны родителей по отношению к детям;
- - Со стороны старших детей по отношению к младшим.
Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья».Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).
Диспут: «Алкоголь в семье».Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).
Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться».Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).
Эмоциональное благополучие детей в семье.Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
4 класс
«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере».Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика "Притча о добре и зле" на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей).Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)
Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка эффективности программы «Семья и школа».
Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.
Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.
Критерии оценки эффективности работы с родителями
Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:
- Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
- Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
- Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
- Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
- Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году - 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.
Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая:
Учебный год |
Классы |
|||
|
1 классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
2011-2012 |
86,5% |
77,2% |
67% |
|
2012-2013 |
87,5% |
73,3% |
63,3% |
63,3% |
2013-2014 |
85% |
75% |
68% |
66% |
Нужно сказать, что высокий процент посещаемости в начальной школе. Это заслуга и родителей и учителей начальной школы. Ими проводится системная работа с родителями по включению их в жизнь класса.
Список используемой литературы:
- Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
- И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
- Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
- Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
- Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
- Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
- В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
- Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
- Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
- Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
- Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
- Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
- Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.
http://webcache.googleusercontent.com
youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
http://podoq.ru/pochemu-suprugi-razvodyatsya/
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Приложения к программе родительских встреч "Семья и школа"
Приложение1. Разработка собрания "Крик детской души: Родители разводятся!"
Приложение 2. Разработка родительского собрания "Кнут или пряник!"
Приложения к программе родительских встреч "Семья и школа"
Практическая апробация:
Практическая апробация Программы родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»
в МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района г. Волгограда
в 2010-2011 учебном году.
Апробация программы родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа» (далее Программа) проводилась с целью оценки качества и возможности внедрения в практику профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Особое внимание было уделено организации и проведению апробации Программы, анализу разработанных материалов, форм и методов проведения родительских встреч, эффективности выстроенной системы.
Апробация Программы проводилась на базе 3 «б» и 4 «б» классов (классные руководители: Каминская В.А., Бахмачева Н.В.) был составлен план проведения апробации, порядок мониторинга результатов работы.
Цель проведения апробации: оценка эффективности системы профилактической работы, выбора методов и средств.
Задачи проведения апробации:
- составить план проведения апробации с учетом плана работы школы;
- определить условия проведения апробации, включая кадровые, материально – технические, информационные, научно – методические;
- разработать критерии эффективности Программы по результатам апробации.
Классы для проведения апробации Программы определялись с учетом следующих критериев: высокий уровень мастерства педагогов; наличие результатов работы по профилактике; эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникативных; позитивное отношение родителей (законных представителей) к школе.
Апробация Программы позволила использовать все имеющиеся в школе ресурсы для повышения результатов профилактической работы, в обеспечении взаимодействия различных субъектов профилактики, в привлечении положительного опыта семейного воспитания.
Информирование о проведении и ходе апробации было осуществлено на основе открытого доступа. Все занятия проводились в кабинетах 1-1 и 2-10 МОУ СОШ № 95, оборудованных интерактивными досками, мультимедийными проектами, различными ТСО.
Ход апробации находился под контролем администрации МОУ СОШ № 95 и содержал аналитические материалы (по итогам проверки организации занятий и качества их проведения), отчеты о мониторинге удовлетворенности занятиями.
Анализ результатов апробации дает основание сделать вывод о высоком качестве разработанных материалов, правильности выбора форм и методов профилактики, эффективном использовании имеющихся ресурсов.
Было рекомендовано опыт работы по профилактике обобщить и внедрить в работу школы.
Отсканированная рецензия: