Наименование, почтовый адрес, телефон, электронная почта образовательной организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Михайловки», 403 343, г. Михайловка, Волгоградской области, ул.Мичурина, 26 «а», 8 (844) 63 – 2-48-58, irad70@mail.ru |
ФИО руководителя организации |
Круглова Галина Александровна |
ФИО автора |
Дундукова Ирина Валерьевна |
Должность |
учитель |
Стаж работы |
19 лет (в занимаемой должности – 19 лет) |
Контактный телефон, электронный адрес автора |
8-927-526-20-19, irad70@mail.ru |
Форма проведения и тема работы |
Родительское собрание «Подростковая агрессия и ее причины» |
Год подготовки работы |
2013г. |
Актуальность выбранной темы:
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, но даже малыши. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Обсуждение проблемы подростковой агрессии на родительском собрании не случайно. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, в сети Интернет.
Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка. Этот период характеризуется бурными процессами физиологического созревания, которые способствуют эмоциональной нестабильности, что увеличивает риск аномалий личностного реагирования. Особенно значимыми становятся общение со сверстниками, принадлежность к группе и усвоение моделей лидерства. Психологическими особенностями подросткового кризиса можно назвать: негативизм, отрицание авторитетов, пренебрежение к мнению взрослых и т.д. В этот же период происходят обретение самосознания, принятие себя как личности. Как подростки будут справляться с новыми требованиями взрослой жизни, новыми социальными ролями, определяется развитием их личности в предыдущие годы, их багажом, накопленным в период детства, т.е. успешностью или неуспешностью социализации.
Если проанализировать причины проявления агрессии, то они в первую очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку.
Цели мероприятия:
- показать значимость построения позитивных отношений между людьми;
- обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Задачи мероприятия:
- Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
- Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.
Контингент участников:
Родители 7 класса, классный руководитель
Ожидаемые результаты:
1) Снижение уровня подростковой агрессивности;
2) Улучшение микроклимата в семье, в классе, в детском коллективе;
3) Повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей по вопросу подростковой агрессии;
4) Повышение уровня доверительных отношений детей и родителей.
Кратко о внедрении разработки:
Собрание было проведено в первой четверти 2013- 2014 уч.года для родителей учащихся 7 класса (т.к. именно в этот период подростковый кризис наиболее ярко проявляется). Собрание проведено в соответствии с планом воспитательной работы на 2013- 2014 уч.год.
Методы и приемы работы:
1) беседа;
2) психологический тренинг;
3) тестирование;
4) работа в группах.
Необходимое оборудование:
мультимедийная техника, раздаточный материал, белые листы бумаги (квадрат 20см×20см), ручки.
Методические рекомендации:
Оформление класса: парты расположены в виде полукруга, на доске эпиграф собрания «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Эрих Фромм
Категория участников: родители 7 класса
В начале мероприятия участникам предлагается разбиться на небольшие группы, которые будут обсуждать проблемы сначала между собой, а потом выносить на общее обсуждение. Это позволит родителям почувствовать себя неодинокими в море проблем, а в процессе работы планируется приобретение педагогического опыта, навыка конструктивного общения при проигрывании ситуаций.
Использованные ролики скачаны с YouTube
Продолжительность: 1-1,5 часа
Ход мероприятия:
Родительское собрание «Подростковая агрессия и ее причины»
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Эрих Фромм
Цель:
показать значимость построения позитивных отношений между людьми;
обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
Задачи:
üОбсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
üФормировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.
Оборудование: мультимедийная техника, раздаточный материал, белые листы бумаги (квадрат 20см×20см), ручки;
Ролики:
http://www.youtube.com/watch?v=EggfnsTxEIg – ссылка «Притча о гневе и заборе с гвоздями"
http://www.youtube.com/watch?v=ACcduy0EXd8 – ссылка ролик о подростковой агрессии
Оформление класса: парты расположены в виде полукруга, на доске эпиграф собрания «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Эрих Фромм
Участники: родители 7 класса, классный руководитель.
Ход собрания:
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать и думаю, что наше общение на родительском собрании будет плодотворным, пройдет в обстановке сотрудничества.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Все полученные снежинки – разные, так же и наши дети - разные. Различны их способности, возможности и личные качества. А мы все – родители, и все мы – тоже разные. Но все мы объединены общей заботой о благополучии и успешности наших детей. А чтобы наши дети действительно были таковыми необходимо вовремя увидеть проблему, владеть ситуацией и уметь оказать помощь и поддержку своему ребенку.
Внимание на экран: смотрим ситуацию и формулируем проблему (Приложение №1http://www.youtube.com/watch?v=ACcduy0EXd8).
Вопрос: Какие качества проявляет один подросток по отношению к другому? Ответы:
- Гнев.
- Неприятие.
- Агрессия.
Итак, проблема для обсуждения сегодня: подростковая агрессивность.
Обратимся к психологии вопроса:
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. Агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
Существует три способа проявления агрессии.
Открытая агрессия. Ее проявление очевидно и явно для окружающих. Самым естественным способом выявления гнева для многих считается возможность взорваться словесно или физически против ситуации или личности, которая вызвала раздражение.
Пассивная агрессия может выражаться в юморе, за которым слышен агрессивный намек для того, кому он был предназначен, хотя окружающие, возможно, ни о чем и не догадываются. Пассивные агрессоры могут распространять плохую молву, «забывать» выполнять обещания, отказываться от сотрудничества, отпускать унизительные или смущающие комментарии тогда когда человек не может ответить. Пьянство, неуспеваемость - примеры сублимированных (сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения) путей атаки или мести родителям, учителям, или кому-то, вызвавшему злобу.
Переадресованная агрессия направлена на невинного человека. Особенно опасна ситуация, когда подросток не в состоянии определить, кого нужно винить в ситуации, или когда этот объект находится вне пределов досягаемости. В результате жертвами агрессии становятся невинные, но доступные для этого люди.
Любое агрессивное или «плохое» поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача родителей – разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией.
Будем вместе выяснять причины и пути разрешения проблемы.
Вопрос: Что может послужить причиной гнева подростка? (Ответы родителей)
Вот типичные ситуации, которые служат “спусковым механизмом” для вспышки гнева и проявления агрессии подростком:
- Когда возникает любая угроза его статусу.
- Когда он выглядит неудачником в глазах класса, спортивной команды, группы сверстников или семьи.
- Если кто-то или что-то бросает вызов его власти над окружающими или ставит ее под сомнение, то есть когда он не может добиться своего, вынужден следовать школьным правилам или выполнять задание, которое “наводит на него тоску”.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Каждый ли родитель в полной мере использует этот арсенал?
Тест для родителей «Тип родителя?»
Перед вами тест. (Приложение № 2) Заполните его. Правила просты:
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В, Г
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Г – тип родителя непоследовательного, запреты, наложенные такими родителями, работают недолго, и обещания, которые они дают, не выполняются.
Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т. к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.
На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.
Родители должны показывать пример своим детям.
А сейчас я предлагаю посмотреть притчу «О гневе и заборе с гвоздями» (Приложение № 3http://www.youtube.com/watch?v=EggfnsTxEIg – ссылка "Притча о гневе и заборе с гвоздями"). Возможно, она поможет вам и вашему ребенку преодолевать свой гнев.
А теперь давайте выполним следующее задание: составим рецепты для преодоления агрессивности. В составлении рецепта вам помогут подсказки. (Приложение №4).
(Родители составляют рецепты, потом классный руководитель предлагает зачитать составленные рецепты)
Рецепт |
Содержание |
Пути выполнения (заполняют родители) |
№ 1 |
Наладить доверительные взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
|
№ 2 |
Научить ребенка выражать (выплескивать) гнев в позитивной форме |
|
Спасибо вам за проделанную работу!
Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Послушайте притчу
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание подошло к концу. Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение. Наша встреча подошла к концу. Я хочу вам раздать памятки, которые, я надеюсь, вам помогут (Приложение №5). Если у вас возникла такая ситуация в семье, с которой вы сами справиться не можете, то вы всегда можете обратиться за советом к квалифицированным специалистам. Для этого возьмите у меня визитки ГКУ «Михайловский центр социальной помощи семье и детям» (Приложение №6).
Мне хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор? У каждого из вас есть листок обратной связи. Напишите на нем несколько слов о нашем собрании (Приложение № 7).
Всем спасибо, до встречи! Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
1) Повышение уровня ответственности родителей за своих детей;
2) Повышение уровня психолого-педагогических и правовых знаний родителей;
3) Снижение уровня психо-эмоционального напряжения, формирование позитивного образа семьи;
4) Установление доверительных отношений между субъектами образовательного процесса (ученик-родитель-учитель).
Список используемой литературы:
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.
- Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.
- Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. - М.:ВАКО, 2004.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. - М.:ВАКО, 2004.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Собрание было проведено в первой четверти 2013- 2014 уч.года для родителей учащихся 7 класса (т.к. именно в этот период подростковый кризис наиболее ярко проявляется). Собрание проведено в соответствии с планом воспитательной работы на 2013- 2014 уч.год.
Количество участников: 16 человек (присутствовали все родители класса).
Собрание прошло успешно. Тема родительского собрания была интересна для участников, родители активно участвовали в ходе собрания, в работе групп, делились мнениями по теме собрания.
Отсканированная рецензия: