муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кривомузгинская средняя общеобразовательная
школа им. М.З. Петрова»
Калачевского муниципального района, Волгоградской области
ул. Советская. 2а, пос. Волгодонской, 404541
Тел. 8(84472) 52-5-18 Факс: 8(84472) 52-5-40 E-mail: muzgaschool@list.ru
Конкурс «Лучшее внеклассное мероприятие»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Курить – здоровью вредить»
учитель истории и обществознания
МКОУ «Кривомузгинская СОШ»
Калачевского муниципального района
Волгоградской области
Приходченко Галина Николаевна
(стаж работы ответственного за ВР 2 года)
89064007408
директор школы
Парусова Ирина Олеговна
89064337862
Актуальность выбранной темы:
Проблемы сохранения здоровья обучающихся привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Психологи утверждают, что источники деформации личности следует искать в раннем школьном возрасте. Именно в этот период развития неблагоприятные социальные воздействия ближайшего окружения порождают предпосылки будущих отрицательных качеств.
Появление большого количества детей, состоящих на различных видах учета, относящихся к группе риска, находящихся под опекой, говорит, что в последнее время упала роль семьи. Детям уделяют все меньше внимания. Одни зарабатывают деньги, другие употребляют алкоголь, третьи просто не хотят формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Задача школы заставить задуматься о своем здоровье, выработать неприятие употребления алкоголя, наркотиков и курения в молодежной среде. Только правильно организованное просвещение может принести пользу обучающимся.
В нашей школе выстроена целая система работы с обучающимися, состоящими на различных формах учета, детьми группы «риска». Педагоги, которые занимаются с неблагополучными семьями, проводят большое количество мероприятий. Работают с семьями и детьми.
Для участия во внеклассном мероприятии я выбрала 7 – 9 класс. В МКОУ «Кривомузгинская СОШ» обучается 130 учеников. Дети группы риска находятся в основном в этих классах. На учете в Калачевском ПДН состоит 2 подростка. Это девочка из 8 класса (за кражу) и мальчик из 9 класса (драка). Один мальчик и девочка состоят на внутришкольном учете. В этих же класса находятся 3 ребенка, находящихся под опекой (всего в школе 5 опекаемых). Все они курят, возникают постоянные проблемы с поведением. Более целесообразным я считаю мероприятие не с отдельными обучающимися, а полностью с классами. Проблема курения стоит очень остро, даже для тех обучающихся, которые живут в благополучных семьях.
Цели мероприятия:
Задуматься в процессе работы над проблемой последствия курения подростками, профилактике курения некурящих.
Задачи мероприятия:
-развивать умение собирать информацию, рассуждать, доказывать.
-воспитывать потребность противостоять негативным явлениям в молодежной среде.
-формировать культуру общения старшеклассников.
Контингент участников:
Обучающиеся 7-9 классов, для сценки привлекаются обучающиеся 5 класса.
В этих классах 3 юноши опекаемых (у двоих родители лишены родительских прав), 2 стоят на ВШУ, 2 на учете в ПДН. 2 ребенка из неблагополучной семьи.
Ожидаемые результаты:
В ожидаемые результаты работы ставлю осмысление вреда курения, более глубокое понимание здорового образа жизни. Не приятие вредных привычек у обучающихся.
Кратко о внедрении разработки:
Данная форма работы часто используется в нашей школе. Она довольно эффективна, т.к. я вместе собираю обучающихся нескольких классов. Они общаются в школе, на улице. Одно мероприятие сближает их, дает возможность высказаться, продемонстрировать перед товарищами знание определенных вопросов, повысить свой авторитет и самооценку. Вопрос курения остро стоит в школе, в данном случае они говорят друг другу о вреде курения.
Методы и приемы работы:
Форма проведения внеклассного мероприятия: КТД.
Обучающиеся делятся на группы. Здесь они высказывают свои интересы и пожелания. Каждая группа получает конкретное задание, посильное и интересное для них.
Подготовительная работа к проведению КТД:
- группа № 1 – подготовка выступления агитбригады под названием «Курить – здоровью вредить»
-группа № 2 – подготовка презентации «Никотин – друг или враг»
-группа № 3 – подготовка оформления классного часа, выставка картинок и рисунков «Дымовая завеса – это вредно!», подборка песен о курении (Хулиган «Смерть на тормозах», Честное слово «Фу, не кури».
-группа № 4 –работа с законом № 15 ФЗ от 23.02.2013 года « Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»
-группа № 5 – «из истории табака» (устное выступление)
Необходимое оборудование:
компьютер, проектор, колонки.
Методические рекомендации:
Подготовку к классному часу нужно начать с выявления интересов детей. Подготовка презентации поручается детям, заинтересованным в работе с компьютером. Агитбригада поручается детям, которые любят быть на виду и умеют выступать, но прошу участвовать и тех, кто курит. Оформление поручаю детям, которые ответственно относятся к поручениям и умеют рисовать. песни про курениt поручаю подобрать детям, которые увлекаются музыкой.
В процессе подготовки помогаю всем группам.
Общая численность обучающихся составляет не более 30 человек,т.к. местом для проведения выбран кабинет истории, где более уютно и комфортно работать.
Анкету провожу заранее, чтобы обработать результаты к мероприятию.
Ход мероприятия:
(Звучит песня. Честное слово «Фу, не кури!»)
Ведущий.
Уважаемые ребята, педагоги! Мы сегодня собрались обсуждить очень важную для людей любого возраста, особенно для подростков тему. У каждого из вас есть квадратики оранжевого и желтого цвета. Каждому цвету соответствует фраза «Здоровье, прежде всего» и « В жизни надо попробовать все!». Поднимите свои квадратики и проинформируйте нас, что выбираете вы? (Подсчет)
О белый дым, ты мой удел,
о тобе мечтал, тебя хотел.
тебя любил я и берёг
теперь я мёртв, я трупный "смог"
О чем, ребята мы будем сегодня с вами говорить?
Что вы знаете о курении?
Ваше отношение к курению?
Сегодня мы говорим о курении. В энциклопедическом словаре сказано «Курение – вдыхание некоторых тлеющих растительных продуктов (табак, опиум и др.) Курение табака – одна из наиболее распространенных вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье курильщика и окружающих его людей…»
Курение является причиной многих заболеваний.
Болезни сердца, сосудов, возникновение злокачественных опухолей. По данным Всемирной организации здравоохранения, смертность среди курящих на 50-80% больше, чем среди некурящих людей. Риск заболеть раком легких у курящих в 10 раз больше, чем у тех, кто не привержен к пагубной привычке.
Медики установили, что каждая сигарета стоит курильщику 15 минут жизни. Согласно статистическим данным, у многих курящих продолжительность жизни меньше, чем у некурящих в среднем на 5 – 7 лет.
Курение – это медленное самоубийство.
Всего лишь несколько десятков лет назад курящие женщины были большим исключением. Сегодня это типичное явление. Вредные последствия курения особенно отражаются на будущей матери. У курящих матерей наблюдается отчетливо выраженная смертность детей при родах. Кроме того, у рожденных детей от курящих матерей дети часто отстают в физическом и умственном развитии.
Я думаю, что сегодняшняя работа над проблемой, заставит вас задуматься над своим здоровьем.
Ведущий: - слово агитбригаде под названием «Курить – здоровью вредить»
(выходят ученики из группы №1)
1.Слушай, давай покурим.
2.Мы же собирались бросить.
1.Ага, собирались, давно еще.
2.Но вот все откладываем.
1.Давай признаемся, что
не хватает у нас силы воли.
2.Да я если захочу, хоть завтра брошу.
1. Почему завтра, давай сейчас.
Ведущий: много лет ученые ведут борьбу с вредной привычкой, изучают ее и что же?
1.Привычка - это тоже ведь зараза
Привычка – это тоже некая болезнь,
Она болит и заживет не сразу,
С ней очень трудно жить, поверь!
Она растет микробом в теле.
Она как рана, у тебя внутри.
Ее не видно, но на самом деле
Она испепеляет и горит.
2.Ей зародиться ничего не стоит,
Но виноват ты в этом только сам,
Она попросит, а потом заставит,
Приказы отдавая по часам.
3.Все начинается с одной затяжки,
.А дальше сигареты стал рабом.
Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,
Но жжешь ведь сам себя ты пепельным огнем.
4. Но что ж мой друг, решенье за тобою,
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты соблазниться можешь сигаретой,
Но откажись, здоровье ведь важней.
5.Ты в праве жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути.
Но если все – таки успел свернуть,
То потрудись за угол школьный не ходить.
Ведущий: Привычка есть привычка, и избавиться от нее одинаково тяжело тому, кто выкуривает 5 , и тому, кто 20 сигарет в день.
Лучший способ преодолеть трудность - полностью осознать ее. Курящий должен быть готов к неприятным ощущениям, которые могут длиться от 48 до 72 часов. Настройтесь на то, что их нужно просто преодолеть.
Никому не говорите о том, что бросаете курить.
Не ждите ни от кого ни похвалы, ни одобрения.
Это ваш личный подарок самому себе.
Твое имя - сигарета
Ты красива, ты сильна,
Ты знакома с целым светом,
Очень многим ты нужна
Мозг и сердце ты дурманишь
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам.
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!»
Ведущий: посмотрите ребята, что говорит за себя сигарета.
Спор яблока и сигареты
Ведущий. Однажды солнечным деньком ученик шел привычной дорогой из школы домой, неся в кармане яблоко. Вдруг дорогу ему перегородил старшеклассник.
1.Ну что, чапаешь домой?
2.(испуганно) Да!
1. Ты что, боишься меня?
2. Нет…. Но мне надо домой.
1.Да ладно, не бойся, на лучше покури (протягивает сигарету и уходит)
Ведущий: Так бледная, тощая, сухая сигарета попала в карман мальчика и оказалась рядом с сочным, аппетитным желтым яблоком. Ученик шел домой дальше и думал: «Закурить сейчас или подождать до вечера?» Его размышления прервали странные звуки из кармана. Он прислушался и услышал спор яблока и сигареты.
Яблоко: Фу, какой ядовитый запах! Кто сюда попал?
Сигарета:
Мое имя – сигарета
Я красива и сильна
Я знакома с целым светом
Очень многим я нужна
Я в чудесной упаковке
У меня полно заслуг
Прочитай-ка на коробках
«Стюардесса», «Кэмел», «Друг»
Я живу уже столетья
Не берут меня года
Вот что значит долголетье
И всегда я молода!
Вот кто я! Я приношу людям хорошее настроение и радость.
Яблоко: Неужели ты, такая тоненькая, вонючая, можешь приносить добро моему другу - ученику? Ты обманываешь, твое добро длится некоторое время и радость от тебя недолгая.
Едким дымом проникаешь ты в людей, чтоб их травить
Пусть ребята все узнают, как с тобой дружить
Мозг и сердце ты дурманишь молодым и старикам
Независимо от званий – прямо скажем – слабакам!
Сигарета: И это ты мне говоришь? Фу, такое жирное и круглое яблоко. Ты только место много занимаешь. Какую пользу или какое удовольствие можешь доставить ты?
Яблоко: Я забочусь о здоровье моего друга, пополняю его организм витаминами. Я доставляю радость и приношу добро и здоровье на всю жизнь, а не на час. Благодаря витаминам люди живут долго и счастливо. А от тебя зло, болезнь и смерть.
Сигарета: Надоело слушать мне твои сказки. Это еще когда будет? А у меня сейчас много друзей, они меня ценят и витамины им никакие не требуются!
Яблоко: Нет! Я буду защищать учеников до конца и от тебя, и от болезней. Я помогу ему учиться хорошо и заниматься спортом.
Ведущий: Услышав спор яблока и сигареты, мальчишка выбросил сигарету. Он понял, что для него важней здоровье. Мальчик узнал настоящее лицо добра и зла.
Мальчик говорит старшекласснику:
Вот выкуришь всего пять сигарет
И часа жизни у тебя уж нет
Во имя шаловливой моды
Кладешь ты в землю жизни годы
В себе болезни вызываешь
Курением гибель приближаешь
Меняешь жизнь на деготь, смрад
И в этой сделке сам ты виноват
Тебе дан разум – царь природы
Так откажись от глупой моды
В здоровом теле - здоровый дух!
Ведущий: Мы провели анкету «Курение и здоровье», и мне хочется, сделать выводы. На вопросы анкеты ответили 40 человек. 20 девочек и 20 мальчиков.
13лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
12 человек |
10 человек |
10 человек |
8 человек |
Из 40 человек курят постоянно 4 человека, 3 изредка, 1 бросил курить. Знают, что такое пассивное курение 30 человек, остальные не знают и затрудняются ответить. Вот какие называют причины курения:
|
Причина курения |
Количество |
1 |
Хочется быть взрослым |
22 |
2 |
За компанию |
18 |
3 |
От нечего делать |
9 |
3 |
Для снятия напряжения |
9 |
4 |
Баловство |
8 |
5 |
Успокаивает |
5 |
6 |
Заодно |
2 |
7 |
Просто так |
1 |
8 |
Поднимает настроение |
1 |
Из всех ответивших все считают, что нужно получать достоверную информацию, обязательно использовать штрафы, и 5 человек считают, что нужно запретить продажу сигарет до 21 года, а 20 человек предлагают запретить продажу сигарет вообще.
(выходят ученики из группы № 2)
Ведущий: изучая проблему курения, группа подготовила презентацию «Никотин – друг или враг»
(выходят ученики из группы № 5 (устное выступление))
"Из истории табака"
В XVI веке табак получил распространение во Франции, где ему приписывали целебное действие. Французский посол в Португалии Жан Нико в 1560 г. привез листья табака из Лиссабона для Екатерины Медичи. Французская королева нюхала его, считая, что он помогает при головных болях. От имени этого дипломата "никотин" приобрёл своё имя.
Вследствие неумеренного курения табака появились случаи отравления, что побудило власти к преследованию курения. Так, в Англии в 1585 г. за курение табака подвергали тяжелым телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлёй на шее, а "злостных" даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции эта вредная привычка приняла столь грозное распространение, что курильщиков сажали на кол. О появлении табака в России мнение ученых-историков расходятся. Одни считают, что курение табака на Руси было ещё до открытия Америки, другие полагают, что табак завезли английские купцы во времена Ивана Грозного. Называли его "чертово зелье".
Давно люди поняли, что табак - сильный яд. Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох. Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей. Никотин плохо действует на здоровье человека, подтачивает его психику. При курении может случиться отравление. Уже после нескольких затяжек начинает кружиться голова, выступает холодный пот, появляются тошнота, головная боль, слабеют руки и ноги. Нынче же курение является самой распространенной вредной привычкой.
Всемирный день отказа от курения начался в 1976 году. Этот день появился благодаря Американскому Обществу по борьбе с Раком. Всемирный день отказа от курения - 20 ноября (последний четверг Ноября)
Ведущий: Сейчас мы проведем викторину. Тот, кто будет давать правильный ответ, получит жетон, победит набравший больше всех очков.
1.В каком веке табак был завезен в Россию?
А) в 13в Б) в 16в в) в 18вк
2.Как наказывали в России в царствование царя Михаила Федоровича за курение?
А)выжигали клеймо Б)смертной казнью
В) 60 ударов палками, во второй раз – отрезание носа и ушей
3.Кто сказал: "Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации"
А) Оноре де Бальзак Б) И.С. Тургенев В) Пифагор
4.Сколько выделяется из табака под влиянием высокой темпиратуры вредных веществ?
А) около 30 Б) около 10 В) около3
5.Главный яд табака?
А) сероводород Б)никотин В) аммиак
6.На сегодняшний день 40,5% молодежи начинают курить с...
А) 12-13 лет Б) 8-9 лет В) 15-16 лет
7. Назовите родину табака
А) Южная Африка Б) Южный полюс В) Южная Америка
8. В какой стране табак в 16 веке был объявлен "Забавой дьявола"?
А) Испания Б) Италия В) Бразилия
9.Екатерина Медичи использовала нюхательный табак как лекарственное средство от...
А) мигрени Б) насморка В) простуды
10 Какова смертельная доза никотина для человека?
А) 300 гр Б) 100 гр В) 2-3 капли
11.Как влияет курение на работу сердца?
А) замедляет его работу Б) заставляет учащенно биться В) не влияет на его работу
12.Какие заболевания считаются наиболее связанные с курением?
А) аллергия Б) рак легких В) гастрит
Ведущий: победивший получает яблоко, для получения витаминов в нужном количестве.
(выходят ученики из группы № 4)
Закон №15 ФЗ от 23.02.2013 года. «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»
Ведущий: сейчас, в конце занятия мы проведем тренинг « Скажи нет!»
Приглашается 3 человека: 1 человек- предлагает закурить, 2 человек - отказывается курить, 3 человек- наблюдатель.
Вопросы:
-что увидел наблюдатель?
-какой способ использовал отказывающийся?
-насколько эффективен был данный способ?
-трудно ли было отказываться?
Ведущий: давайте проработаем все варианты отказа от курения. (Работа в группах по отработке отказа о курении)
Ведущий: У кого из вас курят родители? Вам ведь жалко своих родителей. Давайте попытаемся убедить взрослого человека, что курение приносит ему вред. Какие слова и выражения вы будете употреблять.
Ведещий: давайте проработаем варианты убеждения отказа от курения.
Ведущий: читает стихотворение В.Маяковского “Я счастлив”.
“Я счастлив
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась,
Как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка…
Я стал определенный Весельчак и остряк-
Ну просто- душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице,
Забыл и гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? Или… не открывать?
Сообщаю: граждане -
я Сегодня бросил курить!”
Ведущий: у каждого из вас есть квадратики оранжевого и желтого цвета. Каждому цвету соответствует фраза «Здоровье, прежде всего» и « В жизни надо попробовать все!». Поднимите свои квадратики и проинформируйте нас, что выбираете вы?
Я очень рада, что квадратиков за здоровье подняли больше! Это значит, что некоторые из вас осознали что здоровье не купишь! (14 подняли в начале, 7 в конце за высказывание «В жизни надо попробовать все")
Анкета «Курение и здоровье»
1. Ваш пол
А) мужской Б)женский
2.Возраст
А)13лет Б)14 лет В) 15 лет Г) 16 лет Д) 17 лет
3.Как учитесь
А)отлично Б)хорошо В)удовлетворительно Г)неудовлетворительно
4. Курят ли ваши родные?
А |
отец |
да |
нет |
изредка |
Б |
мать |
да |
нет |
изредка |
В |
брат |
да |
нет |
изредка |
Г |
сестра |
да |
нет |
изредка |
Д |
дедушка |
да |
нет |
изредка |
5. Курите ли вы?
А) да Б) нет В) изредка
6. В каком возрасте стали курить?
А) до 7 лет Б) с 8-10 лет В) с 11-12 Г) с 13-15 лет Д) с 16-17 лет
7.Сколько сигарет в день выкуриваете?
А) 1 Б)1-2 В) 3-5 Г) 6-7 Д) 8-10 Е) более 10 Ж) пачку сигарет в день
8.Отметьте мотивы,по которым, на ваш взгляд, подростки начинают курить?
А) от нечего делать
Б) за компанию
В) успокаивает
Г) для снятия напряжения
Д) поднимает настроение
Е) баловство
Ж) заодно
З)любопытство
И) хочется быть взрослым
К) помогает похудеть
Л)просто так
М) затрудняюсь ответить
9. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?
А) да Б) нет В) изредка
10 Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
А) 1 раз в месяц Б)1 раз в три месяца В)1 раз в полгода Г)1 раз в год Д)не болею
11. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?
А) да Б) нет В)затрудняюсь ответить
12. Влияет ли пассивное курение на окружающих?
А) да Б) нет В)затрудняюсь ответить
13. Пытались ли вы бросить курить?
А)да Б) нет В)пытался, но безуспешно Г)бросил курить
14. Какие меры вы считаете эффективными для предупреждения курения?
А)запретить продажу сигарет
вообще до 21 года нет
Б) запрещение рекламы сигарет
Да нет затрудняюсь ответить
В)Штрафы за курение в общественных местах
Да нет затрудняюсь ответить
Г) получение достоверной информации о вреде курения
Да нет затрудняюсь ответить
Д) ваши предложения
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
В результате мероприятия подростки задумались о проблеме курения. Ими самостоятельно были нарисованы рисунки, подобраны песни, подготовлены презентации. В работе над этой темой, подростки узнали новые сведения, поэтому ответы на вопросы викторины не составили для них труда.
В количественные оценки хотелось бы отнести количество человек, которые в конце занятия подняли квадратики "За здоровый образ жизни" (7 человек)
Список используемой литературы:
Полюбил табак - впереди рак/Т.Я. Свищева, Москва 2004
Курение, мы и наше потомство/Москва, Советская Россия 1989
Губительная сигарета/В.В. Деларю, Москва, Медицина, 1987.
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/Под ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой.- СПб.:Издательство "Образование - Культура", 2002.
Профилактика вредных привычек/Еременко Н.И. Волгоград:Панорама; Москва:Глобус, 2007.
Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно - тематические занятия/авт.-сост. К.Е. Безух-Волгоград:Учитель, 2011.
Классные часы по теме "Нравственность"/Дереклеева Н.И. Москва, 2008.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Внеклассное мероприятие прошло в школе 20 января 2014 года. Так как внеклассное мероприятие не было долгосрочным проектом, то подготовка к мероприятию проводилась в течении 2-х недель. Была заранее проведена анкета, подготовлены презентации, нарисованы рисунки, подобрано оформление.
К участию в мероприятии были привлечены дети из социально неблагополучных семей, состоящие на различных видах учета из 7-9 классов и из опекаемых семей. Всего приняли участие в мероприятии "Курить, здоровью вредить" 30 человек, т.к. местом проведения был выбран кабинет истории. В кабинете создается уютная, непринужденная атмосфера.
Результатом проведенного мероприятия стало изучение различного дополнительного материала о вреде курения. Многие подробности о вреде курения обучающиеся узнавали в процессе самостоятельной работы. Оказалось, что не все обучающиеся знают о пассивном курении и влиянии его на здоровье.
Потрясением для всех оказалось, что у многих сверстников курят не только папа, но и мама, сестра. В процессе работы над ситуацией (тренинг) ребята просто умоляли женщин бросить курить.
Отсканированная рецензия: