Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Адрес: 404033 Волгоградская область Николаевский
район г.Николаевск ул.Свердлова, 30
8(84494) 6-17-06
эл.адрес: sosh2-nick@mail.ru.
Руководитель: Колесниченко Николай Петрович
Автор методической разработки: Удодова Татьяна Владимировна
учитель истории и обществознания
опыт работы – 2 года
8-937-534-87-15
эл.адрес: tata0011@bk.ru
Николаевск 2014
Актуальность выбранной темы:
Данная разработка внеклассного мероприятия является актуальной для преподавателей, работающих над проблемой нравственного воспитания школьников и формирования творческого потенциала обучающихся. Классный руководитель должен находить такие эффективные способы взаимодействия с детьми, которые развивают их творческий потенциал и способствуют организации образовательной деятельности. Проведение классного часа на тему семейных отношений увеличивает возможности сплочения коллектива.
Цели мероприятия:
Формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать семейную культуру, правильное отношение к традициям в семье.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- расширить представления о семье и её традициях,
- развить чувства ответственности за свою семью,
- воспитание уважения к старшему поколению.
Контингент участников:
Методическая разработка предназначена для среднего звена обучающихся средних общеобразовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
Результатом мероприятия должно стать осознание учащимися ценности и значимости семьи, понимание необходимости уважительного отношения к семейным традициям, старшему поколению.
Кратко о внедрении разработки:
Данный классный час проводился мню как классным руководителем в 6а классе.
Методы и приемы работы:
словесные, наглядные, практические.
Необходимое оборудование:
Проектор, компьютер, презентации, тематические плакаты и коллажи.
Методические рекомендации:
Методическая разработка предназначена для среднего звена обучающихся средних общеобразовательных учреждений. Данное занятие проводится в форме классного часа и позволяет формировать отношение к семье, как к ценности. Проведение классного часа требует использование ИКТ. Обучающиеся могут подготовить дополнительный материал в виде докладов, небольших сообщений, рисунков семейных геологических древ, презентаций, видеорядов о своей семье.
Занятие расчитано на урок - 40 минут.
Ход мероприятия:
Сценарий мероприятия.
Классный руководитель: Добрый день, дорогие мои друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную тему – тему семьи. И начать наш разговор я бы хотела с небольшого рассказа о неком мальчике.
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один, никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Яиду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Классный руководитель: Что такое семья? (ответы обучающихся)
Верно, ребята. Семья - это наши корни, родители, наше прошлое, настоящее и будущее. Для каждого из нас семья - это маленькая родина. И от того как мы будем строить свою маленькую родину, зависит, как будем жить мы, наши дети , внуки и правнуки.
Сегодня вы все мои помощники и мы вместе будем искать ответ на очень важный вопрос: Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
Давайте посмотрим сценки, приготовленные вашими одноклассниками.
Сценка 1.
(Девочка собирается гулять, примеряет платья, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама - Лена! Положи вещи на место!
Лена - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?
Мама – Ты когда вернешься?
Лена - А что?
Мама - Ясегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Лена - Так тебе и надо! Может, скорее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.
Мама - До свидания, дочка..
Понравилось ли вам поведение дочери? Почему? ( Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.)
-Как нужно относиться к родителям?
(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)
Сценка 2
Классный руководитель: А кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькие, как вы? (бабушки и дедушки)
-Но все ли дети хорошо относятся к своим бабушкам и дедушкам? Посмотрим сценку о бабушке и внуке.
(Входит Данька с другом. Их в прихожей встречает бабушка).
Данька- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая.
Бабка (одергивает кофту и поправляет платок)
-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать.....
(Уходит)
Друг-Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Данька- Как это - главная?
Друг- Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!
Данька- Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.
Друг- (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети, суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!
Данька (покраснев)- Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
(Данька прощается сдругом, но задерживает его у дверей)
Данька- Бабка! Иди сюда!
Бабка - Иду – иду.
Данька- Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу).
Классный руководитель:
- Что можете сказать о Даньке? (Неуважительно относится к бабушке, не здоровается, называет бабкой)
- Что можете сказать о воспитании в этой семье: ведь Данька говорит, что отец тоже не здоровается с бабушкой?(Плохой пример подает отец)
- Что - то изменится в отношении Даньки к бабушке после этого разговора с другом?
(Ему стало стыдно. В конце он зовет бабушку, чтобы друг с ней попрощался.)
- Как надо относиться к бабушкам и дедушкам?
(Уважать их, быть терпеливыми к ним, они часто болеют. Стараетесь сделать для них что - то приятное, чаще общаться. Для них доброе слово как лекарство. Если нет возможности встречаться, то пишите письма, звоните.)
Классный руководитель: Спасибо ребята. А мы продолжаем наш разговор. В жизни есть вечные идеалы: любовь и семья. Тема семьи и любви необъятна как океан, а чтобы в океане не было катастроф и трагедий, нужен маяк. Что является семейным маяком? Семейным маяком являются верность, любовь, уважение. Раньше о доме говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили, уважая старость и оберегая молодость. Каждый род, как дерево держался на корнях. Та семья считалась сильной, где знали о своих предках. Знаете ли вы откуда вы родом? Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали? Сейчас мы послушаем и просмотрим ваши видеоряды и презентации о своих семьях.
(Обучающиеся рассказывают о своих семьях, традициях в семье, значении своих имен).
Классный руководитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Строим сказочный домик». Представьте, что вас пригласили в сказочный домик на выходной. Кого из своих родных людей вы бы взяли с собой и почему? (ответы обучающихся)
Чтоб всем в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам необходимо. На родительском собрании я попросила ваших мам и пап написать без чего не бывает крепкой семьи и они ответили так: без любви, уважения, доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки.
В заключении нашего классного часа, я хочу рассказать вам одну легенду: в древнем Китае жила удивительная семья. Царили в ней любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора. Он посетил эту семью. Убедившись, что молва не преувеличила , он спросил у старейшины: как вам удаётся жить в мире и согласии , не ссорясь и не обижая друг друга? В ответ он назвал лишь одно слово. Как вы думаете какое? Слово было терпение!
Рефлексия
Ребят, что вы вынесли из нашего сегодняшнего мероприятия? Что осознали, поняли?(ответы учащихся)
Рано или поздно вам предстоит создать свою семью, вам предстоит стать мужем или женой. Пусть у вас будет столько терпения, чтобы вам хватило на вашу счастливую жизнь. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
А сегодняшний разговор пусть добавит вам опыта. Спасибо за работу.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
В процессе проведения тематического классного часа нарабатываются навыки общения, совместной работы, взаимоуважения.Обучающиеся смогут расширить свои знания о семье как о социальном институте, характеризовать свою семью и семейные отношения, оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев.
Подготовка к такому занятию развивает ответственность у школьников за результаты своего труда. Педагоги и классные руководители должны проводить мероприятия на темы семейных отношений , пропагандируя здоровые семейные отношения. Это содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
Список используемой литературы:
1. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии.-М.:Издательство Московского психологосоциального института, 2006.
2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей.-М.:Издательство Москва, 2003
3.Интернет-ресурсы
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: