Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение                                                                                                          "Березовская средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Душкина"                                                                                               Еланского муниципального района Волгоградской области

403722, Волгоградская область, Еланский район, с.Березовка, ул.Ленина, 185                                                                                           тел/факс 8(84452) 6-63-19                                                                                                                                                                                    

email:dushkin_@mail.ru                                                                                                                                                                                                   Руководитель образовательного учреждения: Кулагина Валентина Николаевна

Внеклассное мероприятие с обучающимися из социально неблагополучных  семей.                                                                   Круглый стол : "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?"

Руководитель авторского коллектива: Мирошникова Людмила Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе (стаж 5 лет; общий  педагогический стаж 25 лет); тел. 89272592543, электронный адрес: miroshnikova@mail.ru

Авторы: Маслова Ольга Алексеевна, учитель химии и биологии (стаж14 лет); тел.89377349505, электоронный адрес: maslova-olga-77@mail/ru                                                                                                                                                                                                Московкина Ольга Алексеевна, учитель математики (стаж 6 лет); тел.89270617370, электронный адрес: omoskokina@mail.ru

 

 

2014 год

 

 

 

 


Актуальность выбранной темы: 

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима  и образовательная , и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка. Воспитание волевых качеств характера, основ охраны здоровья, правильного отношения к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры - все это поможет развить потребность в здоровом образе жизни.

Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, профилактика вредных привычек - это не только предотвращение негативных последствий, это еще и грамотно выстроенный   воспитательный процесс,  который дает возможность подростку совершенствовать себя, свою личность.

Актуальность выбора темы  "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?" способствует формированию  гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Опыт участия авторов в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.                                                                    В  образовательном учреждении проводится большая работа по организации работы с детьми из социально      неблагополучных семей и по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних:

  • заседания Совета профилактики;
  • совещания при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы, семинары;
  • родительские собрания с приглашением специалистов всех заинтересованных ведомств, родительские лектории по проблемам профилактики правонарушений;
  • диагностика информированности подростков по вопросам профилактики вредных привычек и по умению несовершеннолетних противостоять социальным проблемам;
  • классные часы, ролевые игры, беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера;
  • организация летнего отдыха и занятости учащихся во внеурочное время, трудоустройство подростков от Центра занятости;
  • месячники по профилактике наркозависимости и вредных привычек( с 1 по 30 октября), по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних ( с 1 по 30 апреля).

Систематически педагогами ОУ совместно с представителями сельской администрации, различных субъектов профилактики проводятся рейды в неблагополучные семьи учащихся. Итоги рейдов подводятся на заседаниях методических объединений классных руководителей. Вся профилактическая работа строится в тесном контакте со всеми субъектами профилактики.

Цели мероприятия: 

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Подъем творческой и социальной активности учащихся.
  • Профилактика девиантного поведения подростков, становление активной отрицательной позиции по отношению к вредным привычкам. 

Задачи мероприятия: 

  • Предоставить учащимся объективную информацию о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм человека.
  • Сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
  • Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.

Контингент участников: 

Учащиеся 8 - 11 классов, в том числе учащиеся из социально неблагополучных семей и дети из семей "группы риска".

Ожидаемые результаты: 

  1. Формирование отношения детей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах  жизни.
  2. Повышение уровня физического, а отсюда - психического и социального здоровья.
  3. Расширение волонтерского движения, пропагандирующего здоровый образ жизни.
  4. Активное участие подростков, в том числе и подростков из социально неблагополучных семей в работе кружков, посещение спортивных секций.

Кратко о внедрении разработки: 

Данное мероприятие должно повлиять на способность учащихся принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свое поведение и здоровье.

Методы и приемы работы: 

Дискуссия, ситуационные и ролевые игры, работа в группах, метод убеждения, анкетирование, саморефлексия.

Необходимое оборудование: 

Экран, мультимидийный проектор,ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр, карточки с заданиями для ролевой игры, памятка "Руководство по успешному уверенному поведению" (раздаточный материал выдается каждому участнику).

Методические рекомендации: 

Продолжительность мероприятия - 45 минут. Количество участников  - 21 человек (9 девочек, 12 мальчиков, в том числе 6 подростков из социально неблагополучных семей) учащиеся 8 - 11 классов, директор ОУ,  заместитель директора по воспитательной работе,  учитель химии и биологии, учитель математики, классные руководители. 

Ход мероприятия: 

I.Вводная часть.

Актуализация знаний учащихся.(Слайд1)                                                                                                                                                                   Звучит песня "Как прекрасен этот мир" муз. Д.Тухманова, сл.В.Харитонова

1.Объяснение темы классного часа.

-Сегодня мы приглашаем вас,  ребята, к разговору о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?  Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: "Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут, между тем жить правильно - это всем доступно, жить долго - никому ". Сенека. (Слайд 2)

Беседа по вопросам:

  • Помогают ли вам ваши знания сделать правильный выбор?
  • Будут ли знания о негативных последствиях употребления наркотиков, табака или алкоголя способствовать снижению количества людей, злоупотребляющих ими?
  • Растет ли количество школьников, по вашему мнению, употребляющих наркотики, табак и алкоголь или снижается?

2. Работа в группах.

Обсуждение и высказывание мнений по вопросу: "Какие вы можете сделать предложения для снижения количества молодежи, употребляющей наркотические вещества?" (Слайд 3)

Вывод: Снижению количества подростков, употребляющих наркотические вещества, помогут следующие мероприятия:

  • изменение отношения молодежи к наркотикам;
  • обучение подростков умению сделать правильный выбор;
  • знание последствий употребления наркотических веществ;
  • знание ответственности за незаконный оборот наркотиков;
  • увеличение через СМИ антирекламы наркотиков.

II. Основная часть.

1. Выступление учителя математики. (О вреде алкоголя, табака и наркотиков на организм человека)

2. Демонстрация опыта  под руководством учителя химии и биологии. (О влиянии табака на организм человека)

3. Дискуссия по вопросам.

Какова же реальная сторона нашей жизни?

Сейчас в нашей стране 143 млн. человек. По прогнозам специалистов к 2050 году нас может остаться 102 млн.                           Одна из причин сокращения численности населения - низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в Росси живут до 57 лет, женщины - 71-72 года. За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза, каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвертый - от болезни легких. И если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной  вдов. Вы хотите такого будущего? Нас очень тревожит эта ситуация и волнуют вопросы:

  • Как правильно организовать свою жизнь?
  • Как сделать ее счастливой? 
  • Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтрашний день?
  • Что же заставляет людей употреблять алкоголь, табак и наркотики? 

(Обмен мнениями, обсуждение). Вот примерные причины, которые могут назвать ребята (слайд 4):

  • чтобы уйти от решения какой-то проблемы, т.е. уйти от реальной жизни;
  • из любопытства;
  • напряжение от конфликтов в семье и школе;
  • чтобы не отставать от других, быть "как все";
  • желание острых ощущений;
  • желание казаться взрослее;желание быть "крутым";
  • чтобы получить новые впечатления, чтобы быть более раскованным;
  • смелым;                                                                                                                                                   
  • заставили.

-Кто из вас может рассказать о видах давления, принуждения?

Предполагаемые ответы:

  • давление друзей;
  • давление достаточно сильное, которое подталкивает подростка попробовать наркотики: "Давай, не будь мамочкиным сыночком, попробуй!";
  • тяжелое давление: "Давай лучше выпей, или ты мне не друг, а я тебе не приятель".

Вывод: существуют определенные формы давления, которые принуждают вас сделать то, что порой не хочется, нужно уметь их распознать, принять правильное решение. Возникает вопрос, как это сделать?

4. Определение понятия "уверенность".

- Что для вас означает слово "уверенность"?

(высказывания учащихся) (Слайд 5)

Уверенность - вот тот фактор, который гарантирует эффективный путь сопротивления давлению (принуждению) к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Уверенность - способ поведения, открытое высказывание своего мнения, которое имеет право и должно уважаться другим.

5. Ролевая игра.

Двое учащихся разыгрывают сцену отказа от предложенной сигареты. Учащиеся выслушивают несколько видов отказа и определяют, какой отказ был наиболее уверенный, неуверенный и агрессивный.

Характеристика ответов:

Уверенный:                                                                 Неуверенный:                                                                    Агрессивный:

уверен в себе;                                                             избегает смотреть в глаза собеседнику;                   нарушает права других;

говорит твердо;                                                           поникший вид;                                                                   говорит резко;

не позволяет делать то,                                          много сорных слов:                                                          ставит других в неловкое

чего не хочет;                                                              " в общем", "может быть" и др.;                                     положение;

смотрит прямо в глаза;                                             позволяет себя принудить                                            перемежает свою речь

уважает свои права                                                   сделать то, чего он делать                                            нецензурными словами;

и права других.                                                             не хочет;                                                                             сильно жестикулирует;

                                                                                        пожимает плечами.                                                         смотрит нагло.

 

Вывод (слайд 6):

  • уверенность помогает человеку отстаивать свои права;
  • уверенность помогает человеку выйти из конфликтных ситуаций;
  • уверенность помогает противостоять давлению;
  • уверенность помогает человеку сказать "нет".

6. Работа с рабочим листом "Каким способом можно сказать "нет".                                                                                                               (листы раздаются каждому участнику)

1. Говори: "Нет, спасибо".                                                                                                                                                                                                 Ты хочешь выпить?                                                                                                                                                                                                        Нет, спасибо.

2. Объясни причину отказа.                                                                                                                                                                                              Ты хотел бы выпить вина?                                                                                                                                                                                            Нет, спасибо, я не пью.

3. Повтори отказ несколько раз.                                                                                                                                                                                   Хочешь покурить марихуану?                                                                                                                                                                                     Нет.                                                                                                                                                                                                                                      Ну, давай!                                                                                                                                                                                                                         Нет.                                                                                                                                                                                                                                      Ты только попробуй, тебе понравится.                                                                                                                                                                    Нет.

4. Уходи.                                                                                                                                                                                                                               Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.                                                                                                             Нет, я ухожу.

5. Смени тему разговора.                                                                                                                                                                                                 Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый диск с интересным фильмом.

6. Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).                                                                                                                                         Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно.                                                                                                         Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

7. Используй так называемый "холодный душ".                                                                                                                                                        Ты вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем, сегодня попробуешь.                                                                                            Не обращай на него внимания, игнорируй, уходи.

III. Заключительная часть.                                                                                                                                                                                     Ролевое проигрывание: цель - формирование адекватных реакций в различных ситуациях. Каждой группе предлагается разыграть данные ситуации в группах, продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов.                                                                                                                                                                                                                 Учащиеся работают в группах.

Каждой группе раздается комплект ситуативных задач. Ребята их обсуждают и дают три варианта ответов.

Учитель помогает школьникам в выполнении данного задания.

Затем вызывает двух учащихся и просит показать варианты ответов.

Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был уверенным.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что дает уверенность:

  • учит говорить "нет";
  • помогает человеку не делать того, чего он не хочет;
  • дает возможность отстаивать свои права.

Предлагаются следующие ситуации:

  1. Ваш знакомый настаивает на встрече, на которую вы не хотите идти. Ваши действия?
  2. Вы дома у вашего друга. Он говорит "пока никого нет, давай выпьем что-нибудь". Вы не хотите этого делать. Что будете делать или говорить?
  3. Вы поссорились со своим приятелем, при встрече он в присутствии других ваших знакомых, пытается выяснять отношения.  Ваши действия?
  4. Вы находитесь в компании своих друзей, все они употребляют алкоголь. У вас нет желания пить, но друзья начинают смеяться над вами и провоцировать вас. Ваш ответ.

Обсуждение: какой стиль поведения был выбран в той или иной ситуации, что внутренне помогло/мешало вести себя уверенно. На чем держится ваша уверенность? Что помогло/помешало сохранить свои убеждения? Как это распространяется на отношения с друзьями, преподавателями, родителями?

В какой из разыгранных ситуаций, можно говорить о том что было неуверенное, уверенное или агрессивное поведение?

Как чувствовали себя в той или иной ситуации, например, когда на вас было направлено агрессивное поведение? Или, когда спокойно и аргументировано вам отказывали?

Так или иначе, но вы должны быть готовы использовать эти ответы в своей жизни.

IV. Подведение итогов.

Различные виды давления будут сопровождать человека всегда, и от того насколько вы можете противостоять ему, зависит принятие вами правильного решения и поведения, а это умение окажет положительное влияние, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!

Так хочется, чтоб были все счастливыми! (Слайд 7)

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех.

Давайте станем каплю терпеливее,

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранить!

V. Рефлексия.

В заключение нашего мероприятия мы предлагаем вам выразить свои представления о счастливой полноценной жизни в виде Дерева жизни. 

Листья этого дерева - дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут разноцветные ветви: "Я могу", "Я хочу", "Я должен".

Это ведь замечательно, когда человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол "здоровый образ жизни", питаемый корнями - составляющими здорового образа жизни.

Учащиеся пишут на листочках свои представления о счастливой полноценной жизни и зачитывают свои ответы.

Выступление учащихся. (Слайд 8)

- Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека.

- Жизнь - это то, что никто не вправе губить.

- Жизнь - это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.

- Жизнь это обязательно что-то красивое: небо, солнце, лес и цветы, люди, наконец.

- И всем этим надо восхищаться!

- Жизнь вместе с ее горестями и радостями похожа на песню. Песни разные. И жизнь у каждого своя, неповторимая!

Вокальная группа девушек исполняет песню о здоровом образе жизни.

Презентация (см. Приложение 2.)

 

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Среди учащихся проводилось анкетирование для определения актуальности профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков. В анкетировании принимали участие 9 девочек и 12 мальчиков. Было проведено диагностирующее и аналитическое анкетирование. Диагностирующее анкетирование позволило определить актуальность профилактики того или иного явления (предупреждение курения, использование токсических веществ, наркотиков). Это послужило начальным этапом при организации профилактической работы.

Аналитическое анкетирование предполагало изучение особенностей вовлечения детей  и подростков в наркозависимую среду. Данные, полученные в ходе исследования, стали материалом для обсуждения среди учащихся на мероприятии.

В ходе реализации мероприятия учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приемы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

(Диаграммы анализа анкетирования прилагаются в Приложение 1.

 

 

Список используемой литературы: 

1. Брагина С.А. "Диалоги о здоровье". Волгоград . 2009. 

2. Макеева А.Г. "Помогая другим, помогаю себе". Просвещение. - М., 2004

3. Орлова М., Федорова Я., Методическое руководство для специалистов по профилактике злоупотребления ПАВ среди учащихся ССУЗ. Санкт-Петербург. 2009.

4. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей. 1 - 11 классы. - М., 2003.

5. Научно-методический журнал "Классный руководитель". - М., 2012.

6. Романенко Т.В. "Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних". - М.: Издательство  "Глобус", 2009.

7.Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. "Формирование здорового образа жизни". 5 - 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Приложение 1.

 Приложение 2

Практическая апробация: 

Мероприятие "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?", направленное на профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании было реализовано на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения "Березовская средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Душкина" 24.01.2014 года. Количество участников 21 человек (9 девочек, 12 мальчиков) учащиеся 8 - 11 классов, возраст 14-16 лет.

В ходе проведения мероприятия учащиеся показали свою заинтересованность в решении проблемы борьбы с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением среди сверстников, принимали активное участие в упражнениях и ролевых играх. В результате участия в системе мероприятий у подростков сформировалось негативное отношение к упомянутым социальным болезням. После выполнения комплекса профилактических упражнений учащиеся "самостоятельно" пришли к выводу, что необходимо вести здоровый образ жизни.

Отсканированная рецензия: