Приобщение к истокам русского народного творчества. Тряпичная кукла.

                                           Министерство образования и науки Администрации Волгоградской области

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

                                                                                "Волгоградский детский дом"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Внеклассное мероприятие. "Приобщение к истокам русского народного творчества.

                                                                              Русская народная тряпичная кукла"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                Составила:

                                                                                                                                                                                воспитатель Карпак Л.Н.

 

 

 

 

 

                                

                                                                                      Волгоград, 2014 г.

                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГКОУ для детей сиот и детей, оставшихся без попечения родителей "Волгоградский детский дом"

400075 г. Волгоград,ул. Полесская, 3а.

e-mail: detskijdom-2@rambler.ru

тел.53-89-25

Директор: Панина Ирина Витальевна

автор: Карпак Лилия Николаевна

воспитатель

стаж работы в данной организации 8 лет


Актуальность выбранной темы: 

     Русская тряпичная кукла - один из видов народного искусства. Необходимо сохранять свою национальную историю и этническую культуру. Традиционная русская кукла всегда сопутствовала духовной жизни семьи. В русскую тряпичную куклу вкладывался определенный смысл. Она могла быть -  оберегом, обрядовой куклой, куклой для забавы детям. Из-за засилия иностранных мультфильмов, компьютерных игр, изобилия игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения, дети теряют интерес к народным сказкам, играм,национальным игрушкам. Мы, педагоги, должны помочь детям найти путь к возвращению народных традиций и обычаев. 

Цели мероприятия: 

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа,через образ традиционной народной куклы.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

- создать атмосферу психологического комфорта;

- побуждать детей к совместной творческой работе;

- знакомить с народными традициями;

- формировать умение работать с текстильными материалами;

- научить делатьрусскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.

Контингент участников: 

Младший школьный возраст.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится интерес к обычаям нашего народа, интерес к искусству изготовления кукол;

- будут знать какие материалы используются для изготовления кукол;

- научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении куклы;

- научатся создавать авторские куклы, пользуясь полученными знаниями.

Кратко о внедрении разработки: 

Занятия по изготовлению русской народной куклы проводились в течении 2012-2013 учебного года. Дети с удовольствием посещали занятия. Они изучали историю русской народной куклы, традиции и обычаи связанные с куклой, различные приемы изготовления куклы. Делали текстильных кукол разных уголков России.

Методы и приемы работы: 

На занятии были использованы следующие методы и приемы обучения:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (показ, демонстрация презентации);

- практические (изотовление куклы);

- метод эмоционального стимулирования деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций);

- метод развития познавательного интереса (исторические факты, загадки, создание ситуации творчества).

 

Необходимое оборудование: 

Оборудование:

- проэктор;

- экран;

- по три лоскутка цветной ткани размером 25см,20 см, 15 см;

- лоскут белой ткани со стороной 20 см;

- цветной лоскут треугольной формы;

- кусочек тесьмы;

- нитки;

- вата;

- ножницы.

Методические рекомендации: 

     Занятие продолжительностью 40-50 мин.

     Предварительная работа:

- знакомство детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности;

- просмотр видеофильмов по данной теме;

- экскурсии в краеведческий музей;

- посещение выставок работ народных промыслов;

- посещение музея "Поляна сказок".

     

Ход мероприятия: 

1. Воспитатель.

     Ребята, , пожалуйста послушайте и отгадайте загадку:

     Я хорошая игрушка,

    Буду девочкам подружкой,

    Я могу сидеть в коляске,

    Закрывать умею глазки.

    Я прошу меня любить,

    Не ронять меня, не бить. (Кукла)

    Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства - русской народной тряпичной куклой.

 2. Рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов.

 3. Воспитатель (показывая куклу):

    - Посмотрите, какую куклу сделала для вас я. Хотите научиться сами делать таких кукол?

 4.Изготовление куклы вместе с воспитателем ( показ и объяснение последовательности работы):

  1. Берем вату, скатывем шарик для головы.
  2. К этому шарику привязываем колокольчик.
  3. Этот шарик из ваты кладем в центр большого круга и объвязываем его ниткой.
  4. Получилась первая,самая нижняя, юбочка, а внутри колокольчик.
  5. Теперь берем круг поменьше, так же ровненько одеваем и объвязываем его. Получилась вторая юбочка.
  6. В ход идет самый маленький кружок ткани. Расположив голову в его центре, объвязываем. Получилась третья юбочка. 

Воспитатель:

Ребята, давайте немного отдохнем и разучим новую физкультминутку. (Выполняется физминутка)

-Наша куколка гуляла,

И играла, и плясала,

Тацевала и скакала,

А потом она устала, 

Забралась под одеяло. (физминутка повторяется несколокораз)

 - Продолжим делать наших кукол.

  1.  Белый квадратный лоскут складываем противоположными углами к центру.
  2.  Прикладываем, сложенный таким образом белый лоскут к голове, расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
  3. Для того, чтобы получились ручки, надо загнуть острые кончики ткани внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.      Одеваем на головку очелье (повойник) - цветную тесемку вокруг головы.       
  4. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

5. Подведение итогов.

Воспитатель.

   - Ребята, давайте покажем друг другу кукол, которые у нас получились.

Вот какие замечательные куколки у нас получились.

Здесь уголок, там уголок,

Завяжем ловкий узелок

И кукла завиднелась...

Она нам будет оберег.

В дому достаток сохранит,

Семью от злобы защитит.

Конечно всем нам нравится

Тряпичная красавица!

(Воспитатель ставит на стол корзинку с закрытой крышкой)

- Ребята, а хотели бы вы научится далать других кукол?

(Корзинка открывается)

- Посмотрите какие еще русские народные куклы бывают.

(Воспитатель достает и показывает кукол)

- Это тульская кукла, кукла девка, кукла девка-баба, кукла Веснянка, куклы свадебные неразлучники. А вот это - кукла мамка, в руках она держит малышей. Об этих куклах я вам расскажу на следующих занятиях и мы обязательно научимся их делать.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

1. Дети активно участвуют в продуктивной деятельности.

2. Самостоятельно подбирают материалы к следующим занятиям.

3. Предлагают свои варианты изготовления кукол.

4. Мастер-класс по изготовлению кукол.

 

Список используемой литературы: 

Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла, М. "Культура и традиции", 2007 г.

Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. "Русская традиция", 2004 г.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 1997 г.

Интернет ресурсы:

Авторские куклы,dolls deagostini/ru/

Культура русского народа,kulturanaro/dblogspot.ru/

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов за год составляет 34 часа. Возраст детей 7-10 лет. Занятия проводились по 1 часу один раз в неделю.

     У детей возник интерес к изготовлению кукол своими рукми. Дети изучили основные народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы. Знают классификацию тряпичных кукол (обереговые, обрядовые, игровые), материалы используемые для их изотовления. Научились основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол. Умеют самостоятельно работать по схеме, научились, пользуясь полученными знаниями, создавать авторских кукол. 

Отсканированная рецензия: