Муниципальное казённое образовательное учреждение
"Венгеловская основная общеобразовательная школа"
Волгоградской области Палласовского района
404255, ул. Ветеранов, 1 п. Венгеловка, Палласовский район, Волгоградская область.-
Руководитель учреждения: Наумова Нургуль Сарсембаевна.
Автор работы: Бирюкова Татьяна Николаевна-учитель начальных классов
Стаж работы: 18 лет
Тел: 89044110306.
Актуальность выбранной темы:
Проблема воспитания детей из неблагополучных семей касается не только нашего учреждения. Факты и случаи, излагаемые в средствах массовой информации, в частности в газетах, по телевидению и других, говорят о том, что «неблагополучные семьи» и дети в этих семьях – это проблемные вопросы, которые сопровождают жизнь человеческого общества с давних времен и в наше современное время обозначены достаточно остро. Примеры, приводимые СМИ, подтверждают, что во многих больших и малых городах и селах нашей страны увеличивается число «неблагополучных семей». Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем небольшом посёлке также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей.
Я считаю, что школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей, оказания сопротивления складывающимся ситуациям семейного неблагополучия.
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ.
К сожалению, такая проблема есть и у нас в селе, в моём классе.И поэтому моя задача наладить хорошие, доверительные отношения с такими семьями и их детьми.
Цели мероприятия:
формирование у учащихся уважительного отношения к семье.
Задачи мероприятия:
-формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
-формирование положительной нравственной оценки семейных ценностей;
- расширение знаний учащихся по теме семья.
- развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;
- воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям, гордости за свою семью;
- сплочение коллектива детей и родителей.
Контингент участников:
Для учащихся 3-4 классов и 5 классов.
Ожидаемые результаты:
- установление отношения позитива и сотрудничества с семьями учащихся;
-демонстрация сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей и детей;
-создание ситуации успеха детей из неблагополучных семей.
Кратко о внедрении разработки:
Данное мероприятие было проведено в 3-4 классе в 2013 г. Родители с удовольствием приняли участие в нём. Участвовало 15 детей, семей 6. Дети заранее учили стихи, подготовили инсценирование сказки, дома подготовили вместе с родителями фотовыставки.
Методы и приемы работы:
Используемые методы:
-словесные;
-вовлечение в деятельность
-сотрудничество;
- доверие;
-КТД;
-беседа;
-обсуждение конкретных ситуаций;
Необходимое оборудование:
1.Выставка рисунков на тему «Папа, мама, я- дружная семья!».
2.Выставка фотографий на темы «Мир семейных увлечений», «Загляните в семейный альбом».
3. Минусовка песни " Песни бременских музыкантов"
4. Костюмы героев сказки: дед, бабака, внучка, курочка Ряба, мышка.
5. Карточки со словами и пословицами.
Методические рекомендации:
Эта методическая разработка может быть использована учителями начальных классов, а также классными руководителями 5 клааса. Продолжительность мероприятия 50 мин. В данном мероприятие может участвовать до 25 учащихся.
Ход мероприятия:
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ученик: В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ- родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Какое красивое слово! Семья!. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. А когда же родилась её величество семья? Оказывается, давно. Когда- то о ней не слыхала земля, но….
Ученик: Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я»
«Кто из воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила «Я»
«Кто платье сошьёт? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит бельё?»
« Я. Я – снова вторила Ева, - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Учитель:- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Учитель: -Для каждого из нас семья играет важную роль в жизни. Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.
Семья – это папа и мам, бабушки и дедушки, дети. Послушайте притчу о матерях.
Учитель: Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!
Притча о матерях
Когда-то в давние времена на прекрасной плодородной земле жил красивый народ. Мужчины охотились, выращивали хлеб, пасли скот. Женщины вели хозяйство и растили детей. Но вот однажды наступили тяжелые времена для этого народа. Пошло на них войной чужеземное племя. Собралось тогда все мужское население да отправилось воевать. Долго, долго сражались доблестные воины, защищая свою родину. Но слишком неравные оказались силы. И разбили враги войско славное, а красных девиц да добрых молодцев забрали в плен. Спустилось тогда на ту землю горе черное. Плакали матери и убивались по сыновьям и дочерям своим. Но вдруг разверзлись небеса и раздался голос:
« Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свою красоту». И безропотно женщины отдали свою красоту. Видели ли вы когда-нибудь некрасивых женщин? Не смейтесь: они отдали красоту свою детям своим. И опять разверзлись небеса и раздался голос: « Если хотите вы вернут детей своих, отдайте им свои силы». Послушались женщины и отдали свои силы. Видели ли вы когда-нибудь уставших женщин? Знайте :они отдали свои силы детям своим. И в третий раз разверзлись небеса, и вновь раздался голос: «Если хотите вы вернуть свои детей, отдайте
им свое здоровье». И выполнили женщины веление голоса. Видели ли вы когда-нибудь изможденных болезнями женщин? Помните: они отдали свое здоровье детям своим.
И получили пленные молодцы силу огромную. Освободились они от гнева, освободили красных девиц, да побили все вражье племя. Вернулись они на родину и увидели каких-то старых и уродливых женщин. И не узнали своих матерей. « Нет,- молвили они,- это не наши матери. Наши матери красивы, сильны и здоровы». И ушли.
Если когда-нибудь вы случайно встретите некрасивую, уставшую, изможденную женщину, не смейте смеяться. Она все отдала детям своим. Своим неблагодарным детям.
Обсуждение притчи.
"При солнышке тепло, при матери добро"
Учитель: Как вы, ребята, понимаете смысл этой пословицы?
Учитель: А теперь послушаем притчу об отце и сыне.
Притча об отце и сыне.
У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал. Старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать; как совершит сын плохой поступок- вобьет один гвоздь. Совершит другой - еще гвоздь, третий, четвертый – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться- как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: « Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?» стыдно стало сыну, он и отвечает «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить». Так и повелось. Свершит сын доброе дело –отец один гвоздь вынимает, свершит другое- второй гвоздь долой, за ним третий, четвертый пятый. Быстро пролетело время. И на доске не осталось не одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: « ну вот видишь, отец, я свое слово содержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь умереть спокойно». На что отец с грустью ответил: « Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее -она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не происходит бесследно. Помни об это, сынок.
Обсуждение притчи об отце и сыне.
Учитель: Почитать родителей – значит: в детстве – их слушать, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботится. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плода!. Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Ученик: Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук.
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей..
Воспитывающие ситуации
Учитель: К счастью, есть и в наше время семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями.
А всегда ли так хорошо бывает дома? (нет)
Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: у вас на столе лежат фигурки красного и зелёного цвета (треугольники).
А теперь, если у вас в семье с родителями или с братьями, сёстрами проблем нет, то возьмите зелёный треугольник, если возникают проблемы - красный.
(Выполнив работу, дети помещают треугольники на доску).
Учитель: Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась. О чём это говорит?
Значит, в семье у вас есть проблемы. А может быть так, чтоб никаких разногласий вообще не было? Почему? Проблемы всегда и у всех возникают. Главное – научиться их решать!
Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Рассмотрим некоторые проблемные ситуации.
Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях.
Разыгрывание ситуаций учащимися
Ситуация 1
Учитель: Тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама и сестра хлопочут на кухне, старший брат делает домашнее задание. Младший сын играет в новую компьютерную игру. Дедушка с бабушкой смотрят телевизор.
Вдруг мама заглядывает в комнату и строгим голосом говорит:
Мама. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров - и в магазин!
Сын: Ау меня самый сложный уровень! Пусть брат сходит!
Брат: Я делаю уроки!
Сын: Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем!
Мама: Что? Может быть мне тоже готовить только то что я ем сама?
(мама обиженно уходит на кухню, все укоризненно смотрят на мальчика)
Дедушка: Как тебе не стыдно! Ну-ка марш в магазин!
Сын: Дедушка мне некогда!
Учитель: А как бы вы поступили на месте сына или брата, чтобы избежать такой конфликтной ситуации в своей семье?
Ситуация 2
Учитель: Дедушка с папой играют в шашки, мама гладит белье, бабушка вяжет. Сестра пыталась отогнать братьев от компьютера, жалуется бабушке.
Бабушка. Пожалуйста, уступите сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь.
Младший брат: Не могу. У меня важное задание в игре!
Бабушка. А ей нужно срочно сообщение по математике печатать.
Старший брат: Компьютер вообще – то мне подарили, я и буду им распоряжаться.
Может и от руки написать - подумаешь, сообщение!
Мама: А может быть и вы займетесь уроками?
Братья: ( сестре) Ну вот все из-за тебя!
Учитель: Что вы можете сказать о таких братьях? Какой бы вы предложили выход из сложившейся ситуации?
( Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный).
Учитель: Настоящая семья - это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь, где любые разногласия решаются.
Что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. Вас окружают другие люди, близкие. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всём стараться им помочь.
Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говориться, не надобен и клад, коли в семье лад.
Сценка « Мир в семье всего дороже»
Дети показывают сценку « Мир в семье всего дороже»
Действующие лица: Автор (учитель), Дед, Бабка, Внучка, Курочка ряба.
Автор: Жили- были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё ладно бы, да Курочка –невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Цент музыкальный купим современный?
Бабка: Что ты, Дед?! Побойся Бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор : Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка! А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал –
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба…….
Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже.
А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.
Ученик читает стихотворение « Какой хороший вечер»
Ученик: Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший
У мамы на коленях.
Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
Выберите слова, которые живут в такой семье? …..
(На доске слова: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда. )
Учитель: Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
Учитель: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.
- А сейчас мы отправимся с вами в небольшое путешествие. Сначала побываем в картинной галерее на выставке «Папа, мама, я – дружная семья», где вы, уважаемые родители, должны узнать свою семью в рисунках детей.
(Рисунки на доске. Родители находят рисунки своих детей).
Учитель: Продолжаем путешествие и отправляемся на фотовыставку. Здесь у нас две экспозиции- «Мир семейных увлечений» и «Загляните в семейный альбом». Вот так наши семьи трудятся, отдыхают и развлекаются.
(Несколько заранее подготовленных учеников рассказывают о том , что они приготовили для фотовыставки).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель: -А в заключении мне хочется сказать: берегите своих родителей, ребята, любите их! Желаю вам и вашим родителям жить всегда в мире и согласии. Заботьтесь друг о друге. Чаще говорите друг другу ласковые слова. И тогда не только ваша жизнь, но и жизнь всего человечества будет лучше. Думайте больше о своих родителях. Их любовь к вам глубока и требовательна. Ведь они мечтают о том, чтобы вы выросли хорошими, добрыми и заботливыми людьми.
Ребята исполняют песню «Семейный очаг» на мотив мелодии
« Песни бременских музыкантов» (Приложение)
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Мероприятие "Наша дружная семья" позволит продемонстрировать и увидеть сотрудничество классного руководителя с родителями, а с некоторыми "трудными" семьями поможет возможно наладить доброжелательные дружеские отношения. Также оно способствует сближению некоторых членов семьи, в приобретении обучающимися знаний традиций своей семьи и бережного отношения к ним, обучающиеся и их родители будут иметь начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье.
Список используемой литературы:
1. Вадченко Н.Л. Подари себе жизнь.
2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания М.: Вако, 2004. г.
4.Газета для учителей начальных классов "Педсовет". № 5, 2008 г.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Песня " Семейный очаг"
1.Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи, теплом согретый,
Взгляд детей улыбчиво - счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Взгляд детей улыбчиво- счастливый,
добротою мир семьи творимый.
2. Ваш причал- сердца детей родные.
Ваши стены- руки их большие.
Ваша крыша - небо голубое.
Ваше счастье - жить одной судьбою.
Ваше счастье - жить одной судьбою.
Практическая апробация:
Данное мероприятие было проведено в январе 2013 г в МКОУ "Венгеловская ООШ". Место проведения классная комната. В нём участвовало 15 учащихся и их родители. Оно прошло очень в тёплой и дружеской обстановке. Все присутствующие узнали о многих семейных традициях и увлечениях, увидели какие могут быть взаимоотношения в разных семьях. Этот тематический вечер надолго остался в памяти у ребят.
Отсканированная рецензия: