Преданность учительской професии

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1" Октябрьского муниципального района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Трудовые династии




Преданность учительской профессии





Авторы:
Бабичева Луиза Аслановна ,
Евтерёва Юлия Александровна,
Патрушева Дарья Сергеевна,
Сердюкова Светлана Александровна,
Клыкова Мария Владимировна




Научные руководители:
Надежда Юрьевна Денисова






2013 г.



Объект исследования: 

Многолетний трудовой стаж династии педагогов 

Предмет исследования: 

Документы, фотографии  и воспоминания четырех  поколений семьи Сергиенко Марии Александровны об их педагогической и общественной  деятельности.

Проблема исследования: 

Профессия учителя является не только очень сложной, ответственной и беспокойной. Она в значительной мере утратила свою престижность. Родители часто говорят своим детям, которые хотят стать педагогами :"Ты что, с ума сошла? Наглые дети, сумасшедшие родители, ответственность без конца и края: зачем тебе это нужно?" Поэтому в наши дни  совершенно удивительно наблюдать преданность педагогической профессии не одного или двух, а целых четырех поколений одной семьи.Нас заинтересовало, почему в семье Марии Александровны Сергиенко из поколения в поколения выбирают эту профессию. Что стоит за этим выбором: нажим старших членов семьи на молодое поколение, безысходность выбора, легкость пути, по которому уже прошли старшие члены семьи или что-то иное?

Цель исследования: 

Выяснить причины того, что несколько поколений семьи Сергиенко М.А. выбирают делом своей жизни педагогическую профессию.  Уяснить,  может ли педагог оказать существенное влияние на окружающий его социум. И если да, то какие факторы этому способствуют.

Гипотеза исследования: 

Мы предполагаем, что преданность всех поколений семьи Сергиенко М.А. кроется в том, что все они, начиная от прадеда и до самой Марии Александровны выбирали профессию осознанно, стремились не к высокому заработку или иным мотивам выгоды, а хотели нести добро людям. А главное, видимо, в том, что все поколения этой семьи беззаветно любили и любят детей, любят людей и своим трудом доказывают значимость учителя в обществе.

Задачи исследования: 

1. Собрать документальные материалы (фото, газетные заметки, награды, грамоты и др.)

2. Изучить материальные источники и устные свидетельства членов семьи Сергиенко Марии Александровны о своей жизни и педагогической деятельности.

3.Обощить полученные данные, сформулировать выводы в подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Перечень использованных источников:  
Использованные источники Описание выбранных источников 
 Фотографии  Семейные фотографии, фотографии с коллегами и учениками.
 Почетные грамоты, дипломы  Грамоты в ознаменование памятных дат, в связи с юбилеями.
 Документы об образовании 

Диплом о высшем образовании( с отличием) Сергиенко М.А.,
Диплом о высшем образовании ( с отличием) Ивановой О.А.
Золотая медаль Сергиенко М.А.

 Печатные материалы Трудовая книжка, личное дело
 Предметы материальной культуры Орден и медали, нагрудные знаки, значки 
 Устные рассказы, видеозапись  
 Периодическая печать Ксерокопии районной газеты "Придонские вести" 

 

Обоснование выбора использованных источников: 

Перед исследовательским коллективом  стояла задача - выбрать такие источники для работы, чтобы они в полной мере отразили характерные черты  династии педагогов, их характеры, личные качества, увлечения. Важно было, чтобы стало понятным, КАКИЕ качества присущи настоящим педагогам, искренне делающим свое дело и отдающие ему всю душу.  Познакомившись с содержанием трудовой книжки Спицына Ивана Никифоровича, личного дела Спицыной Майи Дмитриевны мы убедились в том, что можем почерпнуть оттуда много информации, рассказывающей нам о героях исследования. Встреча с Марией Александровной Сергиенко выявила для нас многие черты своих родственников, которые были недоступны нам при знакомстве с материальными  и письменными источниками. Многое к пониманию характеров наших героев открыли нам золотая медаль "За отличные успехи в учении" , диплом с отличием об окончании ВГПУ Сергиенко М.А. и диплом с отличием об окончании Волгоградского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и права ее сестры Ревуновой Ольги Александровны. Многочисленные грамоты семьи Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых являются свидетельствами их трудолюбия, педагогического таланта, активной жизненной позиции и широкой души.

Описание источников: 

1. Орденом "Знак почета" был награжден Ишков Дмитрий Иванович . В настоящее время награда хранится у его внучки Ревуновой Татьяны Ивановны в с.Ивановка Октябрьского района Волгоградской области. Орден  имеет форму овала, обрамленного по бокам дубовыми ветками. В центре его помещены фигуры рабочего и работницы, несущих симметрично расположенные слева и справа от них знамена с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В верхней части ордена расположена пятиконечная звезда, под которой на фоне знамени находится накладная рельефная надпись “СССР”. В нижней части ордена помещена рельефная надпись “ЗНАК ПОЧЕТА”. Знамена и звезда покрыты рубиново-красной эмалью и окаймлены по контурам позолоченными ободками. Древки знамен и надписи позолочены, дубовые ветви. Орден при помощи ушка и кольца соединен с пятиугольной колодкой, покрытой шелковой муаровой лентой светло-розового цвета с двумя продольными оранжевыми полосками по краям. Орден находится в хорошем состоянии, не имеет сколов, потертостей. Небольшую залосненность имеет лента орденской колодки. Награда имеет №687114. 

2.Орден Отечественной войны первой степени. Его удостоен Ишков Дмирий Иванович. Документы на орден утрачены. Орден  представляет собой изображение выпуклой пятиконечной звезды, покрытой рубиново-красной эмалью на фоне золотых лучей, расходящихся в виде пятиконечной полированной звезды, концы которой размещены между концами красной звезды. В середине красной звезды - золотое изображение серпа и молота на рубиново-красной круглой пластинке, окаймленной белым эмалевым пояском, с надписью “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА” и с золотой звездочкой в нижней части пояска. Красная звезда и белый поясок имеют золотые ободки. На фоне лучей золотой звезды изображены концы винтовки и шашки, скрещенных позади красной звезды. Приклад винтовки обращен вправо вниз, эфес шашки - влево вниз. На оборотной стороне орден  имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде. № ордена1951204.Награда также хранится у Ревуновой Т.И., внучки Ишкова Д.И. Сохранность ордена хорошая, сколов, потертостей нет

3.Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".Награда принадлежала Ишкову Д.И. На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение Сталина И.В. в форме Маршала Советского Союза, повернутое влево. В верхней части медали по окружности надпись “НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ”, в нижней части по окружности надпись “МЫ ПОБЕДИЛИ”. На оборотной стороне медали надписи: по окружности – “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ”, в центре – “В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.”, в нижней части - пятиконечная звездочка. Все надписи и изображения на медали выпуклые.Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой . На ленте 5 продольных равных по ширине чередующихся полосок - 3 черного и 2 оранжевого цвета. Лента на колодочке имеет незначительные потертостии и разрывы в местах заворота ленты на обратную сторону колодочки.. Сама медаль повреждений не имеет.

4-8 Юбилейные медали "Двадцать лет победы в ВОв 1941-1945 гг.", "Тридцать лет победы в ВОв 1941-1945 гг."  "Сорок лет победы в ВОв 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет вооруженных сил СССР", "Шестьдесят лет вооруженных сил СССР" имеют отличную сохранность. Хранятся в семье Ревуновой Т.И.

9.Юбилейной медалью "За доблестный труд (воинскую доблесть) в ознаменование 100 летия со дня рождения В.И.Ленина" был награжден Спицын Иван  Никанорович в 1970 году.  На лицевой стороне медали  расположено рельефное профильное изображение В.И. Ленина, повернутое влево. В нижней части - дата “1870-1970”. На оборотной стороне медали на матовом фоне размещены: в верхней части по окружности надпись “ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД” или “ЗА ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ”, под ней изображение серпа и молота и надпись “В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА”. В нижней части - маленькая пятиконечная звездочка. Медаль при помощи ушка и овального звена соединяется с прямоугольной колодкой, имеющей по бокам выемку. Колодка имеет на оборотной стороне булавку для прикрепления медали к одежде. Медаль хранится в семье дочери Спицына И.Н. Ревуновой Т.И. в с.Ивановка Октябрьского района Волгоградской области.

10.Медалью "Ветеран труда" награжден Спицын И.Д. в 1985 году. На лицевой стороне медали на фоне расходящихся лучей расположены выпуклая надпись “СССР”, рельефное изображение лавровой ветви, серпа и молота. В нижней части медали по окружности на контурном изображении ленты размещена надпись “ВЕТЕРАН ТРУДА”. На оборотной стороне медали на матовом светлом фоне в четыре строки расположена рельефная надпись “ЗА ДОЛГОЛЕТНИЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД”. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой  лентой. Медаль находится в отличном состоянии, хранится в семье Ревуновой Т.И.

11.Знаком "25 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" награжден Спицын И.Н. в 1970 году. Знак представляет собой пятиконечную звезду с гранёными лучами. В центре знака находится фигура воина. В левой руке он держит  атомат в, в правой руке — древко, на котором развивается красный флаг, развёрнутый влево. В кружке  находится изображение  красной звезды и серпа и молота  под ней. Развернувшись вправо, на запад, советский воин правой ногой наступает на чёрного орла фашистской Германии. Правее древка в две строки стоят даты: «1945—1970». В нижней части знака на красной ленте надпись: «25 лет победы в войне 1941—1945 гг.»При помощи ушка и кольца знак крепится к семистороннему щитку. На щитке изображение георгиевской ленточки, на которую  наложена лавровая ветвь. Знак находится в отличном состоянии, хранится в семье Ревуновой Т.И.

12 Знак «Победитель социалистического соревнования» 1974  года имеет форму шестеренки с развернутым знаменем в центре и окантовкой из лавровых листьев. На знамени написано «победитель соцсоревнования», под знаменем размещены колосья пшеницы и серп и молот, над знаменем указан год 1974. Знак подвешивался к колодке в форме банта со звездой в центре. Сохранность знака отличная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.

13.Знак "Ударник 10 пятилетки" имеет овальную форму, по краям окаймлен лавровыми листьями. В центре развернутое красное знамя с надписью «ударник 10 пятилетки», внизу знака красная лента с надписью «СССР» между знаменем и лентой серп и молот, вверх у красная звезда. Знак крепится при помощи булавки. Награда Спицына И.Н. Сохранность знака - отличная.  Хранится у Ревуновой Т.И.

14.Нагрудный знак "Высшее образование" имеет форму вытянутого по вертикали ромба голубого цвета с белой полоской по краю. В верхней части знака  имеется рельефное изображение герба СССР, чуть ниже - рельефное изображение развернутой книги. К одежде крепится при помощи нарезного штифта и гайки. Знак принадлежит Спицыной Майе Дмитриевне. Хранится в семье дочери Ревуновой Т.И.

15 Нагрудный знак "Отличник народного просвещения" имеет форму вытянутого по вертикали ромба темно-синего цвета с малым белым ромбом в центре оба ромба имеют золотую окантовку. Вершину знака заканчивает красная эмалевая звезда с золотой окантовкой. В верхней части знака  имеется рельефное изображение серпа и молота, чуть ниже - рельефное изображение развернутой книги с надписью "отличник народного просвещения". К одежде крепится при помощи булавки.. Знак принадлежит Спицыной Майе Дмитриевне. Сохранность знака отличная. Хранится в семье дочери Ревуновой Т.И.

16.Значок "Знания - народу" был вручен Спицыну И.Н. в 1970 году вместе с почетной грамотой Всесоюзного общества "Знание". значок имеет прямоугольную форму с изображением в центре знака фигуры челговека белого цвета, развернутой вправо. В левой руке у него древко знамени , на стилизованном полотне которого рельефное изображение головы В.И.Ленина. Левой рукой человек опирается на больших размеров книгу оранжевого цвета. В нижнем правом углу изображение скрещенных серпа и молота, в правом верхнем углу -  изображение летящей ракеты. По низу значка золотыми буквами на красном фоне надпись "знания- народу". Сохранность значка отличная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.

17.Значок "депутат сельского совета принадлежал Спицыны И.Н.. В 70-е годы такие значки носили избранные  в районные и сельские советы депутаты. Значок имеет форму наполовину развернутого флага РСФСР с надписью золотыми буквами по центру "депутат сельского совета". Знак имеет полную сохранность. Хранится у Рувуновой Т.И.

 18. Почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы  вручены в разные периоды жизни Спицыну И.Н. (25 шт.) и Ревуновой Т.И.. (17 шт). Представляют собой выполненные на бумаге красочные заготовки с изображением советской и российской символики, заполненные от руки, на печатной машинке или  компьютере и скрепленные печатями государственных, муниципальных или общественных организаций.  Имеют полную сохранность. Хранятся в семье Ревуновой Т.И. Копии двух грамот Спицына И.Н. "Благодарственная грамота Всесоюзного общества "Знание"  1984 года и "Почетная грамота Волгоградского облоно" 1965 года хранятся в районном краеведческом музее.

19.Золотая медаль "За отличные успехи в учении" имеет круглую форму, покрытие золотистого цвета. На лицевой стороне медали (аверсе) посередине - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, под ним - декоративная лента , расположенная по нижней окружности. Над гербом по верхней окружности расположена выпуклая надпись «Российская Федерация». На оборотной стороне медали (реверсе) посередине расположена выпуклая надпись «За особые успехи в учении». По окружности размещены две ветви, перевязанные внизу декоративной лентой. Медаль находится  в пластиковом  футляре с бархатистой подушечкой бордового цвета. Сохранность медали отличная . Хранится в семье Сергиенко М.А.

 20.Трудовая книжка Спицына Ивана Никаноровича представляет собой сброшюрованные разграфленные листы в твердой обложке серо-синего цвета. В верхней части обложки изображение геба СССР, под ним надпись "Трудовая книжка".. Записи сделаны чернилами и шариковой авторучкой. Имеется пожелтение страниц. Сохранность полная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.

21.Личное дело Спицыной Майи Дмитриевны представляет собой бумажную папку без завязок с надписью фломастером "Личное дело Спицыной Майи Дмитриевны".  Папка имеет хорошую сохранность. В верхней части по середине листа имеется небольшой надрыв длиной 1,5 см. Внутри  папки находятся: личный листок по учету кадров, аттестационный лист, характеристики и дополнения к характеристикам (4 шт). Все документы прикреплены к папке скрепками. Имеется выцветание листов. Папка хранится в семье Ревуновой Т.И.

Основная часть:  

"Как богата Россия хорошими людьми",- это высказывание А.П.Чехова как нельзя лучше подходит нашим героям. В каждой профессии особо ценятся люди  постоянные и верные избранному делу. А уж если профессия стала "семейной" и передаётся от одного поколения к другому (даже если "модной" ее уже и не назовёшь), то как не заметить такого  завидного постоянства.Таких преданных школе и сроднившихся с ней "фамилий"  у нас  в районе немало. Вот и мы хотим  вам рассказать об одной учительской династии, общий стаж которой , если сложить, сейчас составляет ни много ни мало, а полтора столетия. И так как представители этой династии ещё работают в образовании, то количество это,конечно же, будет увеличиваться. Профессия эта не каждому по плечу.            

А вот у Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых, она, наверное, в крови, в генах. Ее главу,  Дмитрия Ивановича Ишкова, можно охарактеризовать просто - настоящий русский учитель. До войны успел закончить педагогический техникум, получил специальность учителя географии и истории. В июне 1941 года от мала до велика поднялись все на защиту своей страны. Среди защитников Родины был и Дмитрий Иванович. Ему довелось исколесить бессчетное количество военных дорог. Всякое случалось на войне. Вот один пример: незадолго до Победы семья Дмитрия Ивановича получила похоронку, в которой жестко и скупо было сказано, что пал он смертью храбрых. Когда ранним утром 9 мая 1945 года радио известило сельчан об окончании войны. началось всеобщее ликование. И лишь семья Ишковых стояла в стороне, чувствуя невосполнимую утрату. А он вскоре вернулся живой и здоровый! Какова же была радость! Вернулся и приступил к любимой работе. Трудился  завучем, директором школы - всего в школе проработал 45 лет. До глубоких лет сохранил интерес к познанию, к естественным наукам, вел фенологической дневник  и при встрече испытывал правнучек вопросом: "На какой широте находится Стокгольм?" Его правнучка Мария Александровна Сергиенко вспоминает, что росла практически в семье прадеда и поэтому каждое лето, будучи еще совсем маленькой, совершала с дедом Митей замечательные прогулки, во время которых он рассказывал ей о природе, знакомил с народными приметами предсказаний погоды, учил собирать гербарий и вести дневник наблюдения за погодой. "Он был настолько энергичным человеком, что  казалось, что ему не 80 лет, а всего 18-20!  Рядом с ним всегда была куча соседских ребятишек. И все они, даже самые шаловливые, замирали, когда Дмитрий Иванович рассказывал о дальних странах и континентах, или, если это были памятные майские дни, о трудных солдатских верстах войны. А еще в летние дни в доме Ишковых устраивалась школа все для тех же соседских ребятишек. С настоящими уроками чтения, математики и природоведения. Иногда Дмитрий Иванович уступал свое место правнучке Маше, и тогда счастью девочки не было предела! Она становилась учительницей!  И, скорей всего, именно тогда созрела у маленькой Маши желание стать учительницей. Во всем Дмитрия Ивановича поддерживала его верная спутница жизни Александра Игнатьевна. Двоих детей, Майю и Колю, вырастила она вместе с мужем, дождались супруги и внуков, и правнуков, прожив вместе более 60 лет. Дмитрия Ивановича не стало в 2000 году.

Майя Дмиториевна вспоминает, что когда она заканчивала школу, то вопрос о выборе профессии даже не стоял: однозначно - учитель. Верная своей давней мечте, Майя Дмитриевна поступила в 1947 году в Урюпинское педучилище на заочное отделение и одновременно начала работать учительницей 4 класса вечерней школы. Оно и понятно: время было непростое, стране нужны были грамотные люди. Да и сама Майя Дмитриевна не собиралась останавливаться на достигнутом и в 1949 году продолжает учебу в Урюпинском учительском институте. После окончания учительского института по направлению приехала в Перегрузненскую школу Ворошиловского (такое название носил наш район раньше) района учителем русского языка и литературы. Отправляясь в незнакомые края, сама того не ведая, приехала она на встречу своей судьбе. Сюда же. в Перегрузное, из Потёмкинского района годом раньше приехал и Иван Никанорович Спицын. Под его-то начало и попала Майя Дмитриевна - он получил назначение директором школы. Он был всего на шесть лет старше и, разглядев в молоденькой учительнице глубокую. чистую душу  и удивительно добрую и чувствительную  натуру, колебался не- долго.Так и по жизни, и по рабочей  стезе они пошли вместе. Здесь, в Перегрузном, родились у них дети Таня и Володя. Здесь появился у Спицыных теплый и гостеприимный дом. Но его смело можно было назвать филиалом школы, потому что и дома у супругов не получалось отдохнуть от школьных проблем,  да они и не старались, а наоборот, ими жили и их обсуждали. Директором Перегрузненской   средней школы Иван Никанорович проработал 40 лет, общий педагогический стаж почти  полвека. Быть директором школы непросто, а быть директором отдаленной сельской школы - непросто вдвойне. Но для Ивана Никаноровича его должность никогда не была тягостной обузой. Не случайно за годы его руководства школа стала одной из лучших в районе. Да и сам Иван Никанорович был образцом для подражания и для своих собственных детей, и для многочисленных учеников, и для односельчан. Он всегда был в гуще важнейших событий: то едет на отдаленную ферму как лектор общества "Знание", то поёт в местном клубе  на очередном празднике, то по бездорожью отправляется в район, чтобы купить для школы новые карты, глобусы, парты. Беспокойная жизнь, хлопотная. Но никогда Иван Никанорович не пожаловался на свою учительскую и директорскую долю. Никогда и не мыслил себя вне школы.. А запись в трудовой книжке Ивана Никаноровича говорит о том, что только однаждыон оставил место у школьной доски. Он покинул школу, чтобы защитить ее. С 7 октября 1942 года по 1 января 1946 года. Иван Никанорович хватил военного лихолетья, что называется, сполна. 17-летним мальчишкой ушел на войну. Был ранен, но и там, в окопах  под Сталинградом, в белорусских болотах  он твордо знал, что обязательно останется живым. И вернется. В школу.  Так и вышло. В одной из статей, опубликованных в районной  газете,  дочь Ивана Никаноровича Татьяна Ивановна писала: "После школы отец решил, что станет учителем, так как очень любил математику хотел её сам знать хорошо  и учить потом этой сложной науке ребят.Учился он в Вешенском педагогическом училище где директором в те годы был брат  знаменитого писателя М.А.Шолохова,  до 1942 года. По окончании  училища, проработав в школе всего неделю, отец уходит на фронт. Воевал он на Белорусском фронте, освобождал Польшу. В мирное время отец осуществил задуманное и стал учителем математики. В Перегрузном,  где папа проработал 40 лет в должности директора школы и воспитал не одно поколение, его часто называли не по имени  и отчеству , а просто "директор". Папа был замечательным педагогом, зачастую занимался с ребятами математикой после уроков: очень уж ему хотелось, чтобы его ученики  знали  предмет и любили. В школе,  которая стала для него родным домом, он находился в течении всего светового дня, а вечером были занятия с учениками-вечерниками, педсоветы, заседания, а ещё очень часто выступал  с лекциями перед населением,  имея звание "Лучший пропагандист области". Начало лета  1992 года  не предвещало беды:  папа готовил своих учеников к выпускным экзаменам  по математике. После очередной консультации с девятиклассниками вернулся домой, жалуясь на недомогание... 9 июня 1992 года с отцом прощалось всё село, коллеги из других школ района." 

Майя Дмитриевна, супруга Ивана Никаноровича, в школе проработала 40 лет. Да что там проработала, разве можно назвать работой то место, где душу свою вкладываешь. И сейчас. когда она живёт вместе с сыном в Волгограде, весточкам из Перегрузного, встречам   с земляками радуется . Ученики , односельчане ее не забывают.  Да и как можно забыть любимую учительницу, с которой уроки казались одним мигом и так хотелось их продолжения, разве можно забыть  те потрясающие спектакли, что ставили ребята вместе с Майей Дмитриевной, и которые собирали в школе чуть ли не все село! Разве можно не любить ту, что любила своих учеников не по званию, а по душе?  Майя Дмитриевна смеется: "23 февраля, бывало, односельчане в шутку журили меня, мол, все открытки, что мужчинам надо получать, она себе прихватила. А 23 февраля - мой день рождения,  потому со всех уголков страны ученики шлют мне весточки.  Это самое приятное. " И даже сейчас, в 82 года, когда слать бумажные открытки стало немодно, получает старая учительница звонки и сообщения по мобильному телефону.  И знает, что ее помнят и любят. Но не только ученики благодарны своей учительнице. Родина высоко оценила ее труд : она награждена знаком   "Отличник народного просвещения", медалью "Ветеран труда". Внучка Майи  Дмитриевны Мария Александровна Сергиенко рассказала:" Для меня было чудом, когда бабушка говилась к урокам. У нее лицо просто светилось идеями, мыслями, мечтами. А  толстые, похожие на книги, тетради, манили к себе, словно магнит.  Казалось, что бабушка - волшебница. И туда, в свою волшебную тетрадь, она пишет какую-то главную тайну, которую так хочется узнать." Чтобы узнать эту "главную тайну", Маша напрашивалась к бабушке на уроки. Бабушкины ученики привыкли, что на уроках у них сидит еще одна ученица, и потому старались отвечать так, чтобы ответ их ответ понравился Маше. И Майя Дмитриевна, порой  спрашивала внучку шутливо: "Ну, что поставим?" И в эти минуты девочке казалось, что это не бабушка, а она сама учительница, от нее зависят успехи ребят. И поэтому почти всегда говорила: "Отлично!".

Не удивительно, что в  семье Спицыных  и дочка пошла по  стопам родителей, став  учителем русского языка и литературы. Стаж работы Татьяны Ивановны Ревуновой - 31 год. На протяжении всех лет своей педагогической деятельности в Ивановской средней школе она учит своих питомцев не только знанию русского языка и литературы,  но и науке "творить добро". Сама Татьяна Ивановна считает, что все её выпускники стали не только хорошими специалистами, но и хорошими людьми. Особенно тепло отзывается она о своём первом выпуске. Сергей Кульченко  и  Елена Швец живут и работают в родном селе. Зинченко Андрей, Бородаенко Люба, Ускова Света стали городскими жителями. Данилова Людмила обосновалась в Ольховском районе. Во взрослой жизни воспитанников  в полной мере проявились те нравственные  качества, которые в нынешнее время в дефиците: отзывчивость, чуткость, доброта, бескорыстие, сострадание. Но не только за это любят свою учительницу жители Ивановки. Он благодарны ей  за прочные знания,  за красивый голос,  которым она радует односельчан, как и отец когда-то,  выступая в хоре,  за созданный ею в сельском ДК  коллектив народного танца "Ивушка",  за  добрый совет и участие в судьбе любого односельчанина. Татьяна Ивановна награждена многочисленными Почетными грамотами,  Дипломами,  благодарственными письмами. Особое место занимает  Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Но они, эти награды, не цель Татьяны Ивановны. Цель у нее одна: "Воспитать и выучить таких ребятишек, чтобы выросли достойными людьми, чтобы настоящими людьми были. Всегда и во всем".

Как вы думаете, кто следующий в этой семье стал учителем? Дочка? И да, и нет! Обе дочери Татьяны Ивановны выбрали педагогические профессии. Маша - дочь, внучка и правнучка учителей, окончив школу с золотой медалью, сомнений не  испытывала: только педагогический. И с 2005 года в Октябрьской специальной школе стала работать учителем биологии и химии Мария Александровна Сергиенко. В 2010 году Мария Александровна стала победителем районного конкурса "Учитель года".  И это,  наверное, не случайно. В этой семье к своей профессии относятся не просто с любовью, но и с такой ответственностью, что не стать лучшими, "самыми-самыми"  просто нельзя. Так  что общее "фамильное дело" продолжается. Кто знает,  может быть и Машин сын Ванечка, названный в честь дедушки, тоже решит   посвятить свою жизнь воспитанию и обучению?  А маленькая Варечка пока еще не совсем понимает, в какой семье растет, но дорогу в школу  уже знает. Может быть, эта дорога приведет ее к своему единственному, но исключительно верному выбору дела всей жизни. Как знать... 

Ольга Александровна Иванова, младшая из педагогов славной династии,  получила  диплом  с отличием  по окончании Волгоградского колледжа профессиональных технологий , экономики и права по квалификации "Учитель технологии",  диплом с отличием Волгоградского  государственного педагогического  университета по специальности "Технология и предпринимательство". 4 года работала в школе  г. Волгограда по специальности, но в связи с болезнью перешла на работу воспитателя в детский сад  Центрального  района г.Волгограда. В 2013 году стала призёром в профессиональном конкурсе "Воспитатель года".

Удивительна судьба этой семьи! Если бы была такая фантастическая возможность собрать всех членов семьи Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых  в один педагогический коллектив, то они легко бы сами обучали детей только силами одной семьи. Есть среди них и филологи, и математики, и биологи, и химики, и географы, и истории, и учителя технологии!  Редко такое встретишь! Но зато за более чем стопятидесятилетний стаж они раздарили  своим ученикам столько света,  тепла,  добра,  что их с лихвой хватит еще на долгие-долгие годы.

Заключение:  

 Итак, перед нами, словно в кино, прошла  история замечательной династии педагогов Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых. Мы были просто потрясены! Далеко не во всех семьях сохраняют верность профессии даже в двух поколениях, а здесь мы увидели целых четыре! И поняли одну простую истину: передать свою любовь к профессии могут только те люди, которые сами эту профессию любят, живут ею, бесконечно любят детей, которым щедро дарят тепло своей души и знания, да и просто счастливые люди!

Цели своего исследования, на наш взгляд, мы добились. 

Литература:  
  1. Кудинова Н. "Тех военных лет не смолкнет слава...", газета "Придонские вести" от 18 марта 1995 года
  2. Максимова В. "Тепло души - детям", газета "Путь Октября" от 7 марта 1974 года
  3. Примус А. "Жизнь прожить так, чтобы не было мучительно больно...",  газета "Путь Октября" от 13 мая 1993 года
  4. Ревунова  М. "Мой друг, Отчизне посвятим...", газета "Придонские вести" от 8 июля 2000 года