Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1" Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Областной конкурс "Музей-школа-музей"
Номинация: Трудовые династии
Преданность учительской профессии
Авторы:
Бабичева Луиза Аслановна ,
Евтерёва Юлия Александровна,
Патрушева Дарья Сергеевна,
Сердюкова Светлана Александровна,
Клыкова Мария Владимировна
Научные руководители:
Надежда Юрьевна Денисова
2013 г.
Объект исследования:
Многолетний трудовой стаж династии педагогов
Предмет исследования:Документы, фотографии и воспоминания четырех поколений семьи Сергиенко Марии Александровны об их педагогической и общественной деятельности.
Проблема исследования:Профессия учителя является не только очень сложной, ответственной и беспокойной. Она в значительной мере утратила свою престижность. Родители часто говорят своим детям, которые хотят стать педагогами :"Ты что, с ума сошла? Наглые дети, сумасшедшие родители, ответственность без конца и края: зачем тебе это нужно?" Поэтому в наши дни совершенно удивительно наблюдать преданность педагогической профессии не одного или двух, а целых четырех поколений одной семьи.Нас заинтересовало, почему в семье Марии Александровны Сергиенко из поколения в поколения выбирают эту профессию. Что стоит за этим выбором: нажим старших членов семьи на молодое поколение, безысходность выбора, легкость пути, по которому уже прошли старшие члены семьи или что-то иное?
Цель исследования:Выяснить причины того, что несколько поколений семьи Сергиенко М.А. выбирают делом своей жизни педагогическую профессию. Уяснить, может ли педагог оказать существенное влияние на окружающий его социум. И если да, то какие факторы этому способствуют.
Гипотеза исследования:Мы предполагаем, что преданность всех поколений семьи Сергиенко М.А. кроется в том, что все они, начиная от прадеда и до самой Марии Александровны выбирали профессию осознанно, стремились не к высокому заработку или иным мотивам выгоды, а хотели нести добро людям. А главное, видимо, в том, что все поколения этой семьи беззаветно любили и любят детей, любят людей и своим трудом доказывают значимость учителя в обществе.
Задачи исследования:1. Собрать документальные материалы (фото, газетные заметки, награды, грамоты и др.)
2. Изучить материальные источники и устные свидетельства членов семьи Сергиенко Марии Александровны о своей жизни и педагогической деятельности.
3.Обощить полученные данные, сформулировать выводы в подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.
Перечень использованных источников:Использованные источники | Описание выбранных источников |
Фотографии | Семейные фотографии, фотографии с коллегами и учениками. |
Почетные грамоты, дипломы | Грамоты в ознаменование памятных дат, в связи с юбилеями. |
Документы об образовании |
Диплом о высшем образовании( с отличием) Сергиенко М.А., |
Печатные материалы | Трудовая книжка, личное дело |
Предметы материальной культуры | Орден и медали, нагрудные знаки, значки |
Устные рассказы, видеозапись | |
Периодическая печать | Ксерокопии районной газеты "Придонские вести" |
Обоснование выбора использованных источников:
Перед исследовательским коллективом стояла задача - выбрать такие источники для работы, чтобы они в полной мере отразили характерные черты династии педагогов, их характеры, личные качества, увлечения. Важно было, чтобы стало понятным, КАКИЕ качества присущи настоящим педагогам, искренне делающим свое дело и отдающие ему всю душу. Познакомившись с содержанием трудовой книжки Спицына Ивана Никифоровича, личного дела Спицыной Майи Дмитриевны мы убедились в том, что можем почерпнуть оттуда много информации, рассказывающей нам о героях исследования. Встреча с Марией Александровной Сергиенко выявила для нас многие черты своих родственников, которые были недоступны нам при знакомстве с материальными и письменными источниками. Многое к пониманию характеров наших героев открыли нам золотая медаль "За отличные успехи в учении" , диплом с отличием об окончании ВГПУ Сергиенко М.А. и диплом с отличием об окончании Волгоградского государственного колледжа профессиональных технологий, экономики и права ее сестры Ревуновой Ольги Александровны. Многочисленные грамоты семьи Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых являются свидетельствами их трудолюбия, педагогического таланта, активной жизненной позиции и широкой души.
Описание источников:1. Орденом "Знак почета" был награжден Ишков Дмитрий Иванович . В настоящее время награда хранится у его внучки Ревуновой Татьяны Ивановны в с.Ивановка Октябрьского района Волгоградской области. Орден имеет форму овала, обрамленного по бокам дубовыми ветками. В центре его помещены фигуры рабочего и работницы, несущих симметрично расположенные слева и справа от них знамена с надписью “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. В верхней части ордена расположена пятиконечная звезда, под которой на фоне знамени находится накладная рельефная надпись “СССР”. В нижней части ордена помещена рельефная надпись “ЗНАК ПОЧЕТА”. Знамена и звезда покрыты рубиново-красной эмалью и окаймлены по контурам позолоченными ободками. Древки знамен и надписи позолочены, дубовые ветви. Орден при помощи ушка и кольца соединен с пятиугольной колодкой, покрытой шелковой муаровой лентой светло-розового цвета с двумя продольными оранжевыми полосками по краям. Орден находится в хорошем состоянии, не имеет сколов, потертостей. Небольшую залосненность имеет лента орденской колодки. Награда имеет №687114.
2.Орден Отечественной войны первой степени. Его удостоен Ишков Дмирий Иванович. Документы на орден утрачены. Орден представляет собой изображение выпуклой пятиконечной звезды, покрытой рубиново-красной эмалью на фоне золотых лучей, расходящихся в виде пятиконечной полированной звезды, концы которой размещены между концами красной звезды. В середине красной звезды - золотое изображение серпа и молота на рубиново-красной круглой пластинке, окаймленной белым эмалевым пояском, с надписью “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА” и с золотой звездочкой в нижней части пояска. Красная звезда и белый поясок имеют золотые ободки. На фоне лучей золотой звезды изображены концы винтовки и шашки, скрещенных позади красной звезды. Приклад винтовки обращен вправо вниз, эфес шашки - влево вниз. На оборотной стороне орден имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде. № ордена1951204.Награда также хранится у Ревуновой Т.И., внучки Ишкова Д.И. Сохранность ордена хорошая, сколов, потертостей нет
3.Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".Награда принадлежала Ишкову Д.И. На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение Сталина И.В. в форме Маршала Советского Союза, повернутое влево. В верхней части медали по окружности надпись “НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ”, в нижней части по окружности надпись “МЫ ПОБЕДИЛИ”. На оборотной стороне медали надписи: по окружности – “ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ”, в центре – “В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.”, в нижней части - пятиконечная звездочка. Все надписи и изображения на медали выпуклые.Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой . На ленте 5 продольных равных по ширине чередующихся полосок - 3 черного и 2 оранжевого цвета. Лента на колодочке имеет незначительные потертостии и разрывы в местах заворота ленты на обратную сторону колодочки.. Сама медаль повреждений не имеет.
4-8 Юбилейные медали "Двадцать лет победы в ВОв 1941-1945 гг.", "Тридцать лет победы в ВОв 1941-1945 гг." "Сорок лет победы в ВОв 1941-1945 гг.", "Пятьдесят лет вооруженных сил СССР", "Шестьдесят лет вооруженных сил СССР" имеют отличную сохранность. Хранятся в семье Ревуновой Т.И.
9.Юбилейной медалью "За доблестный труд (воинскую доблесть) в ознаменование 100 летия со дня рождения В.И.Ленина" был награжден Спицын Иван Никанорович в 1970 году. На лицевой стороне медали расположено рельефное профильное изображение В.И. Ленина, повернутое влево. В нижней части - дата “1870-1970”. На оборотной стороне медали на матовом фоне размещены: в верхней части по окружности надпись “ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД” или “ЗА ВОИНСКУЮ ДОБЛЕСТЬ”, под ней изображение серпа и молота и надпись “В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА”. В нижней части - маленькая пятиконечная звездочка. Медаль при помощи ушка и овального звена соединяется с прямоугольной колодкой, имеющей по бокам выемку. Колодка имеет на оборотной стороне булавку для прикрепления медали к одежде. Медаль хранится в семье дочери Спицына И.Н. Ревуновой Т.И. в с.Ивановка Октябрьского района Волгоградской области.
10.Медалью "Ветеран труда" награжден Спицын И.Д. в 1985 году. На лицевой стороне медали на фоне расходящихся лучей расположены выпуклая надпись “СССР”, рельефное изображение лавровой ветви, серпа и молота. В нижней части медали по окружности на контурном изображении ленты размещена надпись “ВЕТЕРАН ТРУДА”. На оборотной стороне медали на матовом светлом фоне в четыре строки расположена рельефная надпись “ЗА ДОЛГОЛЕТНИЙ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД”. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой лентой. Медаль находится в отличном состоянии, хранится в семье Ревуновой Т.И.
11.Знаком "25 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" награжден Спицын И.Н. в 1970 году. Знак представляет собой пятиконечную звезду с гранёными лучами. В центре знака находится фигура воина. В левой руке он держит атомат в, в правой руке — древко, на котором развивается красный флаг, развёрнутый влево. В кружке находится изображение красной звезды и серпа и молота под ней. Развернувшись вправо, на запад, советский воин правой ногой наступает на чёрного орла фашистской Германии. Правее древка в две строки стоят даты: «1945—1970». В нижней части знака на красной ленте надпись: «25 лет победы в войне 1941—1945 гг.»При помощи ушка и кольца знак крепится к семистороннему щитку. На щитке изображение георгиевской ленточки, на которую наложена лавровая ветвь. Знак находится в отличном состоянии, хранится в семье Ревуновой Т.И.
12 Знак «Победитель социалистического соревнования» 1974 года имеет форму шестеренки с развернутым знаменем в центре и окантовкой из лавровых листьев. На знамени написано «победитель соцсоревнования», под знаменем размещены колосья пшеницы и серп и молот, над знаменем указан год 1974. Знак подвешивался к колодке в форме банта со звездой в центре. Сохранность знака отличная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.
13.Знак "Ударник 10 пятилетки" имеет овальную форму, по краям окаймлен лавровыми листьями. В центре развернутое красное знамя с надписью «ударник 10 пятилетки», внизу знака красная лента с надписью «СССР» между знаменем и лентой серп и молот, вверх у красная звезда. Знак крепится при помощи булавки. Награда Спицына И.Н. Сохранность знака - отличная. Хранится у Ревуновой Т.И.
14.Нагрудный знак "Высшее образование" имеет форму вытянутого по вертикали ромба голубого цвета с белой полоской по краю. В верхней части знака имеется рельефное изображение герба СССР, чуть ниже - рельефное изображение развернутой книги. К одежде крепится при помощи нарезного штифта и гайки. Знак принадлежит Спицыной Майе Дмитриевне. Хранится в семье дочери Ревуновой Т.И.
15 Нагрудный знак "Отличник народного просвещения" имеет форму вытянутого по вертикали ромба темно-синего цвета с малым белым ромбом в центре оба ромба имеют золотую окантовку. Вершину знака заканчивает красная эмалевая звезда с золотой окантовкой. В верхней части знака имеется рельефное изображение серпа и молота, чуть ниже - рельефное изображение развернутой книги с надписью "отличник народного просвещения". К одежде крепится при помощи булавки.. Знак принадлежит Спицыной Майе Дмитриевне. Сохранность знака отличная. Хранится в семье дочери Ревуновой Т.И.
16.Значок "Знания - народу" был вручен Спицыну И.Н. в 1970 году вместе с почетной грамотой Всесоюзного общества "Знание". значок имеет прямоугольную форму с изображением в центре знака фигуры челговека белого цвета, развернутой вправо. В левой руке у него древко знамени , на стилизованном полотне которого рельефное изображение головы В.И.Ленина. Левой рукой человек опирается на больших размеров книгу оранжевого цвета. В нижнем правом углу изображение скрещенных серпа и молота, в правом верхнем углу - изображение летящей ракеты. По низу значка золотыми буквами на красном фоне надпись "знания- народу". Сохранность значка отличная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.
17.Значок "депутат сельского совета принадлежал Спицыны И.Н.. В 70-е годы такие значки носили избранные в районные и сельские советы депутаты. Значок имеет форму наполовину развернутого флага РСФСР с надписью золотыми буквами по центру "депутат сельского совета". Знак имеет полную сохранность. Хранится у Рувуновой Т.И.
18. Почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы вручены в разные периоды жизни Спицыну И.Н. (25 шт.) и Ревуновой Т.И.. (17 шт). Представляют собой выполненные на бумаге красочные заготовки с изображением советской и российской символики, заполненные от руки, на печатной машинке или компьютере и скрепленные печатями государственных, муниципальных или общественных организаций. Имеют полную сохранность. Хранятся в семье Ревуновой Т.И. Копии двух грамот Спицына И.Н. "Благодарственная грамота Всесоюзного общества "Знание" 1984 года и "Почетная грамота Волгоградского облоно" 1965 года хранятся в районном краеведческом музее.
19.Золотая медаль "За отличные успехи в учении" имеет круглую форму, покрытие золотистого цвета. На лицевой стороне медали (аверсе) посередине - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, под ним - декоративная лента , расположенная по нижней окружности. Над гербом по верхней окружности расположена выпуклая надпись «Российская Федерация». На оборотной стороне медали (реверсе) посередине расположена выпуклая надпись «За особые успехи в учении». По окружности размещены две ветви, перевязанные внизу декоративной лентой. Медаль находится в пластиковом футляре с бархатистой подушечкой бордового цвета. Сохранность медали отличная . Хранится в семье Сергиенко М.А.
20.Трудовая книжка Спицына Ивана Никаноровича представляет собой сброшюрованные разграфленные листы в твердой обложке серо-синего цвета. В верхней части обложки изображение геба СССР, под ним надпись "Трудовая книжка".. Записи сделаны чернилами и шариковой авторучкой. Имеется пожелтение страниц. Сохранность полная. Хранится в семье Ревуновой Т.И.
21.Личное дело Спицыной Майи Дмитриевны представляет собой бумажную папку без завязок с надписью фломастером "Личное дело Спицыной Майи Дмитриевны". Папка имеет хорошую сохранность. В верхней части по середине листа имеется небольшой надрыв длиной 1,5 см. Внутри папки находятся: личный листок по учету кадров, аттестационный лист, характеристики и дополнения к характеристикам (4 шт). Все документы прикреплены к папке скрепками. Имеется выцветание листов. Папка хранится в семье Ревуновой Т.И.
Основная часть:"Как богата Россия хорошими людьми",- это высказывание А.П.Чехова как нельзя лучше подходит нашим героям. В каждой профессии особо ценятся люди постоянные и верные избранному делу. А уж если профессия стала "семейной" и передаётся от одного поколения к другому (даже если "модной" ее уже и не назовёшь), то как не заметить такого завидного постоянства.Таких преданных школе и сроднившихся с ней "фамилий" у нас в районе немало. Вот и мы хотим вам рассказать об одной учительской династии, общий стаж которой , если сложить, сейчас составляет ни много ни мало, а полтора столетия. И так как представители этой династии ещё работают в образовании, то количество это,конечно же, будет увеличиваться. Профессия эта не каждому по плечу.
А вот у Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых, она, наверное, в крови, в генах. Ее главу, Дмитрия Ивановича Ишкова, можно охарактеризовать просто - настоящий русский учитель. До войны успел закончить педагогический техникум, получил специальность учителя географии и истории. В июне 1941 года от мала до велика поднялись все на защиту своей страны. Среди защитников Родины был и Дмитрий Иванович. Ему довелось исколесить бессчетное количество военных дорог. Всякое случалось на войне. Вот один пример: незадолго до Победы семья Дмитрия Ивановича получила похоронку, в которой жестко и скупо было сказано, что пал он смертью храбрых. Когда ранним утром 9 мая 1945 года радио известило сельчан об окончании войны. началось всеобщее ликование. И лишь семья Ишковых стояла в стороне, чувствуя невосполнимую утрату. А он вскоре вернулся живой и здоровый! Какова же была радость! Вернулся и приступил к любимой работе. Трудился завучем, директором школы - всего в школе проработал 45 лет. До глубоких лет сохранил интерес к познанию, к естественным наукам, вел фенологической дневник и при встрече испытывал правнучек вопросом: "На какой широте находится Стокгольм?" Его правнучка Мария Александровна Сергиенко вспоминает, что росла практически в семье прадеда и поэтому каждое лето, будучи еще совсем маленькой, совершала с дедом Митей замечательные прогулки, во время которых он рассказывал ей о природе, знакомил с народными приметами предсказаний погоды, учил собирать гербарий и вести дневник наблюдения за погодой. "Он был настолько энергичным человеком, что казалось, что ему не 80 лет, а всего 18-20! Рядом с ним всегда была куча соседских ребятишек. И все они, даже самые шаловливые, замирали, когда Дмитрий Иванович рассказывал о дальних странах и континентах, или, если это были памятные майские дни, о трудных солдатских верстах войны. А еще в летние дни в доме Ишковых устраивалась школа все для тех же соседских ребятишек. С настоящими уроками чтения, математики и природоведения. Иногда Дмитрий Иванович уступал свое место правнучке Маше, и тогда счастью девочки не было предела! Она становилась учительницей! И, скорей всего, именно тогда созрела у маленькой Маши желание стать учительницей. Во всем Дмитрия Ивановича поддерживала его верная спутница жизни Александра Игнатьевна. Двоих детей, Майю и Колю, вырастила она вместе с мужем, дождались супруги и внуков, и правнуков, прожив вместе более 60 лет. Дмитрия Ивановича не стало в 2000 году.
Майя Дмиториевна вспоминает, что когда она заканчивала школу, то вопрос о выборе профессии даже не стоял: однозначно - учитель. Верная своей давней мечте, Майя Дмитриевна поступила в 1947 году в Урюпинское педучилище на заочное отделение и одновременно начала работать учительницей 4 класса вечерней школы. Оно и понятно: время было непростое, стране нужны были грамотные люди. Да и сама Майя Дмитриевна не собиралась останавливаться на достигнутом и в 1949 году продолжает учебу в Урюпинском учительском институте. После окончания учительского института по направлению приехала в Перегрузненскую школу Ворошиловского (такое название носил наш район раньше) района учителем русского языка и литературы. Отправляясь в незнакомые края, сама того не ведая, приехала она на встречу своей судьбе. Сюда же. в Перегрузное, из Потёмкинского района годом раньше приехал и Иван Никанорович Спицын. Под его-то начало и попала Майя Дмитриевна - он получил назначение директором школы. Он был всего на шесть лет старше и, разглядев в молоденькой учительнице глубокую. чистую душу и удивительно добрую и чувствительную натуру, колебался не- долго.Так и по жизни, и по рабочей стезе они пошли вместе. Здесь, в Перегрузном, родились у них дети Таня и Володя. Здесь появился у Спицыных теплый и гостеприимный дом. Но его смело можно было назвать филиалом школы, потому что и дома у супругов не получалось отдохнуть от школьных проблем, да они и не старались, а наоборот, ими жили и их обсуждали. Директором Перегрузненской средней школы Иван Никанорович проработал 40 лет, общий педагогический стаж почти полвека. Быть директором школы непросто, а быть директором отдаленной сельской школы - непросто вдвойне. Но для Ивана Никаноровича его должность никогда не была тягостной обузой. Не случайно за годы его руководства школа стала одной из лучших в районе. Да и сам Иван Никанорович был образцом для подражания и для своих собственных детей, и для многочисленных учеников, и для односельчан. Он всегда был в гуще важнейших событий: то едет на отдаленную ферму как лектор общества "Знание", то поёт в местном клубе на очередном празднике, то по бездорожью отправляется в район, чтобы купить для школы новые карты, глобусы, парты. Беспокойная жизнь, хлопотная. Но никогда Иван Никанорович не пожаловался на свою учительскую и директорскую долю. Никогда и не мыслил себя вне школы.. А запись в трудовой книжке Ивана Никаноровича говорит о том, что только однаждыон оставил место у школьной доски. Он покинул школу, чтобы защитить ее. С 7 октября 1942 года по 1 января 1946 года. Иван Никанорович хватил военного лихолетья, что называется, сполна. 17-летним мальчишкой ушел на войну. Был ранен, но и там, в окопах под Сталинградом, в белорусских болотах он твордо знал, что обязательно останется живым. И вернется. В школу. Так и вышло. В одной из статей, опубликованных в районной газете, дочь Ивана Никаноровича Татьяна Ивановна писала: "После школы отец решил, что станет учителем, так как очень любил математику хотел её сам знать хорошо и учить потом этой сложной науке ребят.Учился он в Вешенском педагогическом училище где директором в те годы был брат знаменитого писателя М.А.Шолохова, до 1942 года. По окончании училища, проработав в школе всего неделю, отец уходит на фронт. Воевал он на Белорусском фронте, освобождал Польшу. В мирное время отец осуществил задуманное и стал учителем математики. В Перегрузном, где папа проработал 40 лет в должности директора школы и воспитал не одно поколение, его часто называли не по имени и отчеству , а просто "директор". Папа был замечательным педагогом, зачастую занимался с ребятами математикой после уроков: очень уж ему хотелось, чтобы его ученики знали предмет и любили. В школе, которая стала для него родным домом, он находился в течении всего светового дня, а вечером были занятия с учениками-вечерниками, педсоветы, заседания, а ещё очень часто выступал с лекциями перед населением, имея звание "Лучший пропагандист области". Начало лета 1992 года не предвещало беды: папа готовил своих учеников к выпускным экзаменам по математике. После очередной консультации с девятиклассниками вернулся домой, жалуясь на недомогание... 9 июня 1992 года с отцом прощалось всё село, коллеги из других школ района."
Майя Дмитриевна, супруга Ивана Никаноровича, в школе проработала 40 лет. Да что там проработала, разве можно назвать работой то место, где душу свою вкладываешь. И сейчас. когда она живёт вместе с сыном в Волгограде, весточкам из Перегрузного, встречам с земляками радуется . Ученики , односельчане ее не забывают. Да и как можно забыть любимую учительницу, с которой уроки казались одним мигом и так хотелось их продолжения, разве можно забыть те потрясающие спектакли, что ставили ребята вместе с Майей Дмитриевной, и которые собирали в школе чуть ли не все село! Разве можно не любить ту, что любила своих учеников не по званию, а по душе? Майя Дмитриевна смеется: "23 февраля, бывало, односельчане в шутку журили меня, мол, все открытки, что мужчинам надо получать, она себе прихватила. А 23 февраля - мой день рождения, потому со всех уголков страны ученики шлют мне весточки. Это самое приятное. " И даже сейчас, в 82 года, когда слать бумажные открытки стало немодно, получает старая учительница звонки и сообщения по мобильному телефону. И знает, что ее помнят и любят. Но не только ученики благодарны своей учительнице. Родина высоко оценила ее труд : она награждена знаком "Отличник народного просвещения", медалью "Ветеран труда". Внучка Майи Дмитриевны Мария Александровна Сергиенко рассказала:" Для меня было чудом, когда бабушка говилась к урокам. У нее лицо просто светилось идеями, мыслями, мечтами. А толстые, похожие на книги, тетради, манили к себе, словно магнит. Казалось, что бабушка - волшебница. И туда, в свою волшебную тетрадь, она пишет какую-то главную тайну, которую так хочется узнать." Чтобы узнать эту "главную тайну", Маша напрашивалась к бабушке на уроки. Бабушкины ученики привыкли, что на уроках у них сидит еще одна ученица, и потому старались отвечать так, чтобы ответ их ответ понравился Маше. И Майя Дмитриевна, порой спрашивала внучку шутливо: "Ну, что поставим?" И в эти минуты девочке казалось, что это не бабушка, а она сама учительница, от нее зависят успехи ребят. И поэтому почти всегда говорила: "Отлично!".
Не удивительно, что в семье Спицыных и дочка пошла по стопам родителей, став учителем русского языка и литературы. Стаж работы Татьяны Ивановны Ревуновой - 31 год. На протяжении всех лет своей педагогической деятельности в Ивановской средней школе она учит своих питомцев не только знанию русского языка и литературы, но и науке "творить добро". Сама Татьяна Ивановна считает, что все её выпускники стали не только хорошими специалистами, но и хорошими людьми. Особенно тепло отзывается она о своём первом выпуске. Сергей Кульченко и Елена Швец живут и работают в родном селе. Зинченко Андрей, Бородаенко Люба, Ускова Света стали городскими жителями. Данилова Людмила обосновалась в Ольховском районе. Во взрослой жизни воспитанников в полной мере проявились те нравственные качества, которые в нынешнее время в дефиците: отзывчивость, чуткость, доброта, бескорыстие, сострадание. Но не только за это любят свою учительницу жители Ивановки. Он благодарны ей за прочные знания, за красивый голос, которым она радует односельчан, как и отец когда-то, выступая в хоре, за созданный ею в сельском ДК коллектив народного танца "Ивушка", за добрый совет и участие в судьбе любого односельчанина. Татьяна Ивановна награждена многочисленными Почетными грамотами, Дипломами, благодарственными письмами. Особое место занимает Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Но они, эти награды, не цель Татьяны Ивановны. Цель у нее одна: "Воспитать и выучить таких ребятишек, чтобы выросли достойными людьми, чтобы настоящими людьми были. Всегда и во всем".
Как вы думаете, кто следующий в этой семье стал учителем? Дочка? И да, и нет! Обе дочери Татьяны Ивановны выбрали педагогические профессии. Маша - дочь, внучка и правнучка учителей, окончив школу с золотой медалью, сомнений не испытывала: только педагогический. И с 2005 года в Октябрьской специальной школе стала работать учителем биологии и химии Мария Александровна Сергиенко. В 2010 году Мария Александровна стала победителем районного конкурса "Учитель года". И это, наверное, не случайно. В этой семье к своей профессии относятся не просто с любовью, но и с такой ответственностью, что не стать лучшими, "самыми-самыми" просто нельзя. Так что общее "фамильное дело" продолжается. Кто знает, может быть и Машин сын Ванечка, названный в честь дедушки, тоже решит посвятить свою жизнь воспитанию и обучению? А маленькая Варечка пока еще не совсем понимает, в какой семье растет, но дорогу в школу уже знает. Может быть, эта дорога приведет ее к своему единственному, но исключительно верному выбору дела всей жизни. Как знать...
Ольга Александровна Иванова, младшая из педагогов славной династии, получила диплом с отличием по окончании Волгоградского колледжа профессиональных технологий , экономики и права по квалификации "Учитель технологии", диплом с отличием Волгоградского государственного педагогического университета по специальности "Технология и предпринимательство". 4 года работала в школе г. Волгограда по специальности, но в связи с болезнью перешла на работу воспитателя в детский сад Центрального района г.Волгограда. В 2013 году стала призёром в профессиональном конкурсе "Воспитатель года".
Удивительна судьба этой семьи! Если бы была такая фантастическая возможность собрать всех членов семьи Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых в один педагогический коллектив, то они легко бы сами обучали детей только силами одной семьи. Есть среди них и филологи, и математики, и биологи, и химики, и географы, и истории, и учителя технологии! Редко такое встретишь! Но зато за более чем стопятидесятилетний стаж они раздарили своим ученикам столько света, тепла, добра, что их с лихвой хватит еще на долгие-долгие годы.
Заключение:Итак, перед нами, словно в кино, прошла история замечательной династии педагогов Ишковых-Спицыных-Ревуновых-Сергиенко-Ивановых. Мы были просто потрясены! Далеко не во всех семьях сохраняют верность профессии даже в двух поколениях, а здесь мы увидели целых четыре! И поняли одну простую истину: передать свою любовь к профессии могут только те люди, которые сами эту профессию любят, живут ею, бесконечно любят детей, которым щедро дарят тепло своей души и знания, да и просто счастливые люди!
Цели своего исследования, на наш взгляд, мы добились.
Литература:- Кудинова Н. "Тех военных лет не смолкнет слава...", газета "Придонские вести" от 18 марта 1995 года
- Максимова В. "Тепло души - детям", газета "Путь Октября" от 7 марта 1974 года
- Примус А. "Жизнь прожить так, чтобы не было мучительно больно...", газета "Путь Октября" от 13 мая 1993 года
- Ревунова М. "Мой друг, Отчизне посвятим...", газета "Придонские вести" от 8 июля 2000 года