История создания краеведческого музея Куликовской школы в лицах

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

муниципальное казенное образовательное учреждение "Куликовская средняя общеобразовательная школа" Новониколаевского района, Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




История создания историко-краведческого музея Куликовской школы в лицах.





Авторы:
Волынова Анастасия Анатольевна,
Козлова Ангелина Сергеевна




Научные руководители:
Перегудова Ольга Васильевна






2013 г.



Объект исследования: 

История создания школьного музея.

Предмет исследования: 

Взваимосвязь между биографиями конкретных людей и историей создания музея. Свидетельства участия конкретных лиц по созданию музея.

Проблема исследования: 

Как судьбы людей повлияли на создание историко-краеведческого музея Куликовской школы?

Цель исследования: 

Изучить историю создания музея через конкретные судьбы людей, установить взаимосвязь между биографиями и историей создания музея через исследование материальных свидетельсв их деятельности.

Гипотеза исследования: 

Является ли основным фактором создания историко-краеведческого музея объединение людей вокруг коллективного творческого дела?

Задачи исследования: 
  1. Узнать новые интересные факты из биографии людей, сопричастных к созданию музея.
  2. Записать и изучить воспоминания очевидцев события.
  3. Проанализировать условия создания музея, имеющиеся предпосылки.
  4. Исследовать материальные свидетельства деятельности "людей музея".
  5. Выявить новые сведения о музее в первые годы деятельности.
Перечень использованных источников:  

1.Литературные источники:

1.1.В краю лазоревых цветов. Издательство «Волгоградская правда», 2006. - 168с.: ил.См.фото №1-3.

1.2 .Музейные комплексы образовательных учреждений Волгоградской области: информационные материалы/ авт.- сост. М.Т. Поляков - Волгоград: Издатель, 2009.- 576 с.: ил.См. фото №4-7

1.3.Лихачёв Д.С. Письма  о добром. - СПб.: Издательство «Logos»,   2007. - 256 с.

 

2.Устный источники(автобиографии ,воспоминания очевидцев):

2.1.Воспоминания Просвировой Татьяны Григорьевны.См.фото №8.

2.2.Информация о Лариной Надежде Васильевне.См.фото №9.

2.3.Информация об Олейникове Михаиле Павловиче.См.фото №10-11.

2.4.Автобиография Олейникова Михаила Павловича.См.Фото №14-15.

2.5.Воспоминания Надежды Алексеевны Скворцовой.См.фото №12.

2.6.Сведения о Саломатиной Людмиле Алексеевне.См.фото №13.

2.7.Сведения о Есикове Викторе Викторовиче.См.фото №8,19.

2.8.Воспоминания основателя музея.См.фото №20.

3.Периодическая печать.

3.1.Статья из газеты "За коммунизм"См.фото №16.

3.2.Статья из газеты "Вестник"См.фото №43,44.

4.Предметы материальной культуры.

4.1.Журнал отзывов и предложений См.фото стр.1 №17,стр.2 № 18.

4.2.Рукописный альбом, Краткая история х.Куликовского.См.фото №35-40.

 

Обоснование выбора использованных источников: 

В данных письменных источниках впервые были официально опубликованы материалы о нашем музее.

При исследовании активно использовались такие первичные источники, как воспоминания очевидцев. В связи с тем, что воспоминания свидетелей интересного события -  почти единственный способ восстановить знания о событии местной истории, которым является создание и открытие школьного музея. Воспоминания записывались на бумагу, на
видеоноситель. Для интервью с очевидцами отбирались вопросы, которые наиболее полно способствовали раскрытию основной темы исследования. Например, какие  условия были созданы  для создания музея? Назовите конкретных личностей, сыгравших определенную роль в создании музея? Каков ваш личный вклад в создание историко –краеведческого музея?

 Фотографии - чрезвычайно ценный материал,который позволит представить исследование в более наглядной форме.

В школе в 80-е годы работал фотокружок, руководитель Шамаев Александр. Благодаря практической направленности кружка, накоплен большой и интересный фотоматериал.

Оцевидцы события пополнили фонд фотографиями из личных архивов.Большой интерес для исследования представляют  материалы местной прессы:заметки, статьи о людях, сопричастных к созданию музея. Вырезки из газет
хранятся в музее, все публикации о школе и музее собраны в специальные папки и  представляют собой отклики на различные события в момент, когда они происходили.  В результате работы многие очевидцы принесли печатные издания из семейных архивов.

 Предметы материальной культуры такие, как рукописные альбомы отобраны целенаправленно. Они позволяют почерпнуть сведения об отдельном человеке, которому принадлежали. Например, альбом об истории хутора, который хранился в семье Олейниковых, позволяет сделать вывод о настоящем интересе  к  краеведению у Олейникова М.П.

Описание источников: 

Обзор литературных источников

В 2005 году администрация  Куликовского сельского поселения в  тесном сотрудничестве  со средней школой  стала призером (3место) в конкурсе «Лучшие администрации Волгоградской области в номинации «Сфера образования и физкультурно-оздоровительная работа». По итогам конкурса был издан сборник «В краю лазоревых цветов». Издание осуществлено издательством «Волгоградская правда» при поддержке Администрации Волгоградской области. Очень красочное издание наглядно рассказывает о достижениях лучших администраций области.  Статья, посвященная нашей администрации, называется  «Растить достойных граждан». Особое место в ней  занимает информация  и фотоматериалы о краеведческом музее. Обратимся к её страницам:

«За прошедшее время школьный музей  из хранилища экспонатов стал настоящим центром краеведения. Учащиеся с удовольствием ведут исследовательские работы по изучению местного народного творчества, быта, истории хуторских предприятий» (1.116.) (Фото №1-3)

В 2009 году выходит сборник информационных материалов «Музейные комплексы образовательных учреждений Волгоградской области». Автор-составитель М.Т.Поляков. (Фото № 4-7)

В книге впервые был обобщен материал о музейных комплексах образовательных учреждений, в том числе и опыт  историко –краеведческого музея Куликовской школы. Михаил Поляков ,заслуженный работник культуры Российской Федерации, большое  внимание уделяет делу  формирования нравственно здорового, преданного России молодого поколения. Он считает, что музеи образовательных учреждений имеют неограниченные возможности в этом деле.  Очень важно, чтобы их работа была целенаправленной в воспитательном процессе, имела системный и организованный характер, а знания были научно – обоснованными, привлекали ребят, воспитывали в них гордость за свою страну, свой край, формировали в них гордость за свою страну, свой край, формировали у молодежи любовь к Родине» ( 2.10.)

«Материалы, хранящиеся в музее, используются для подготовки и проведения различных мероприятий, конкурсов. На базе школы работает краеведческий кружок. Кружковцы не раз занимали призовые места на районных и областных конкурсах. На областном конкурсе «Голос ребенка» Абалакова Ирина заняла 1 место в одной из номинаций. На районном слете краеведов 2004 году Савинов Станислав занял 1 место в конкурсе творческих работ «Семейные династии» Львова  Наташа завоевала 1 место в 2005 году за творческую работу «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла  льют» (2.442.)

Анализ устных источников

1.1.Воспоминания Просвировой Татьяны Григорьевны

«Я, Просвирова Татьяна Григорьевна, родилась в 1951г. р. п.  .Новониколаевский. В 1968г. Закончила с серебряной медалью  Новониколаевскую школу №2.  В 1972 году.приехала в данную школу учителем физики, математики. За годы работы приходилось встречать много новых учителей ия старалась принимать их так, как когда-то встретили меня. Проводилось большое количество мероприятий, соревнований. На базе нашей школы  был слет ученических бригад области и района: трактористов,  доярок, экономистов, зоологов, голубых патрулей,  зеленых патрулей. Мы почти всегда занимали призовые места. Ларин Андрей и Ватеечкина Лена выезжали на областные  соревнования. Особенно увлекательно проходили туристические соревнования на территории бывшего хутора Горкин, вся школа подчинялась Овчинникову В.П. Принимали участие вместе с учениками и учителя. Огромной популярностью пользовался хоккей, играли все от мала до велика. Я  всю жизнь в школе готовила танцы на все мероприятия. Я проработала директором 25 лет. За годы работы в школе имела много благодарностей и много выговоров. Награждена значком «Отличник народного просвещения», имею звание «Ветеран Труда»

«14 ноября 1997 год. « В 1998 году была выделена небольшая комната для экспозиций. В комнате поставили шкафчики, расположили витрину с экспонатами,  на стенах развесили  вышивки, картины местных умельцев, рисунки детей, интересные фотографии. Очень много было в музее детских работ.  Получилась уютная, полная тайн комната.  Сколько всегда было детей в музее!   Появилась первая запись в книге отзывов от учительницы Серпомолотской школы Жигулиной В.Г. Она посетила музей со своим классом,  им очень понравилось в нашем музее».См Запись в журнале отзывов.(Фото №17,18)

Записано Козловой Алиной со слов Просвировой  3 ноября 2013 года.

Просвирова  Татьяна  Григорьевна  при встрече в музее выразила искреннее  сожаление, что было упущено  время и многие участники Великой Отечественной войны не оставили свои воспоминания. Краеведческой работе было уделено недостаточное внимание, нужно было создавать музей раньше, когда были рядом удивительные люди.  А сколько было подлинных  интересных экспонатов в хуторе!? С удовольствием она вспоминала «эпохальные»  мероприятия, в  которых принимали участие буквально все: учащиеся, родители, учителя .См.Видеоматериал

2.2.Информация о Лариной Надежде Васильевне

Получена из заметки в газете «Вестник» и записана со слов Н.В.Лариной 29 октября 2013 года  в музее школы.

«Каждый сельский учитель всегда на виду, всегда, будто под увеличительным стеклом. Воспитывает не только в школе на уроке или когда говорит правильные слова, но и всем своим обликом, манерой держаться и просто образом жизни: как дом – огород содержит, как отдыхает, с кем и как общается, как справляется с проблемами и трудностями. Учитель должен помнить всегда, что он - педагог. В исконном смысле своем это слово означает «за собой ведущий».

Сложности нести этот груз по жизни. Но есть в сельской глубинке люди, которые осознанно выбрали эту профессию и не забывают об этом ни на миг.

Педагогический стаж работы Надежды Васильевны Лариной - сорок лет. И все эти годы она высоко  несет звание сельского  Учителя. В семидесятые годы пионерская дружина имени Аркадия Гайдара Куликовской школы считалась правофланговой. Надежда Васильевна возила пионеров на районные слёты, сборы, спортивные соревнования. Она сама представляла наш район вместе с другими учителями на областном туристическом слёте.

«Маленькая, худенькая, всегда в окружении детей, большая выдумщица и патриотка»,- вспоминает о тех годах её подруга и коллега Л.А.Саломатина.

«Я помню её в качестве преподавателя географии и старшей пионервожатой. Мы часто собирались в пионерской комнате для решения каких-то вопросов или для подготовки мероприятий, а иногда просто для общения. Она  умела всех заинтересовать, никто не оставался без внимания»,- пишет о ней Е.А. Харитонова, коллега, бывшая ученица.

В 1985 году Н.В. Ларина заочно окончила педагогический институт географический факультет.  Начинается новый этап жизни. И вновь Надежда Васильевна «ведет за собой», но уже весь детский коллектив вместе с классными руководителями.

С 1985 года по 2006 год  она работала заместителем директора по воспитательной работе  и учителем географии в Куликовской школе.

20 лет огромной ответственности, кипучей деятельности, сложной переоценки духовных ценностей и методов работы, совершенствованию себя  и окружающей действительности. Далеко не многие смогли бы выдержать такой темп жизни на протяжении стольких лет. Только цельному и сильному человеку под силу быть главным воспитателем и организатором в школе многие годы»

Надежда Васильевна по сей день остается верной своей профессии. Её уважают и любят не только в школе, но и во всем хуторе. Она с удовольствием приходит  на встречи с учителями и учащимися.  29 октября 2013 года  она провела музейный урок, посвященный 95-летию со дня рождения Ленинского комсомола. На вопрос о предпосылках создания музея
она ответила, что, конечно, они были. Куликовская школа всегда уделяла много внимания патриотическому воспитанию молодежи: организовывались многочисленные экспедиции по сбору краеведческого материала, проводились встречи с интересными людьми, активно работали пионерская и комсомольская организации.  Оформленные альбомы об истории создания и развития  школьных организаций  сейчас хранятся в музее и содержат очень ценную информацию. Учитель истории, ИЗО, завуч школы Олейников Михаил Павлович долго собирал сведения об участниках Великой Отечественной войны. Только не было лидера, который объединил бы усилия многих людей вокруг одной патриотической идеи, вокруг создания школьного музея. А вот в 1998 году в школе получилось создать прекрасный музей, с первых дней он завоевал большую популярность в нашем районе, о нем писали в местной газете, приезжало много гостей.

Фото Лариной Н.В.См.фото №9. Скан. Статья из газеты «За коммунизм»См.фото №16.
Рукописные альбомы «История пионерской организации»
«История комсомольской организации»

2.3.Информация об Олейникове Михаиле Павловиче

Тематическая папка в музее, включающая в себя протоколы собраний совета ветеранов войны и труда, автобиография Олейникова М.П.,вырезки из газет и другие источники.

Олейников Михаил Павлович, учитель истории, рисования, председатель  Совета ветеранов. Много лет он возглавлял общественную организацию –  местный совет ветеранов войны  и  труда. Анализируя протоколы общего  собрания ветеранов войны  и  труда, можно сделать вывод, что созданная на селе общественная организация, в которую входили люди пожилого  возраста,  играла  большую роль в развитии  хутора, в объединении людей. На заседаниях  часто рассматривались вопросы воспитания молодежи: «Сытилин П.А. сказал, что на 19 партконференции М.С.Горбачев выразил большую надежду на ветеранов войны и труда по воспитанию подрастающего поколения. Ветераны должны со всей ответственностью подойти к этой работе.Мы сами виноваты в том, что молодежь без почтения относится старшим. У нас на селе 56 человек одиноких. Всем им надо оказать посильную поддержку…» (Выписка из протокола) Из выступлений на общих заседаниях можно  отметить активную жизненную позицию большинства ветеранов. Из протокола от 20 января 1989 года: «У нас на селе на 2 года затянулось строительство стадиона и конца ему не видно. Надо мобилизовать комсомольские организации села на ускорение строительства…»

Михаил Павлович более 20 лет он работал заместителем директора по УВР. Он пользовался огромным авторитетом в хуторе, работал секретарем, затем председателем Куликовского совета. Но, прежде всего, он был настоящим учителем, учителем с
большой буквы. Он, как магнит, притягивал к себе людей, был в центре внимания. По словам его современников, был «душой хутора». Он был многосторонним, интересным человеком. Как учитель истории с большим стажем, филолог по образованию, он  по- настоящему увлекался краеведением, по его инициативе оформлены альбомы об истории хутора, Куликовской школы,  железной дороге, о гражданской войне в наших местах. Данные экспонаты не сразу попали в школьный музей. Спустя годы, жители хутора поверили в наш музей и доверили ценнейшие экспонаты. Об этом подробнее расскажет хранительница фонда Тетерлева Т.В.

2.5.Воспоминания Надежды Алексеевны Скворцовой,1928 года рождения

Отец – Чернов Алексей Тимофеевич,1906 года рождения, мать – Горкина Мария Ивановна, 1907 года рождения.

Родом я из х.Горкин. Моего отца в 1942 году забрали на фронт, в 1944 года комиссовали. С фронта он пришел  израненный, больной. На правой руке не было 4-х пальцев, нога была прострелена. Но мы были рады, что он вернулся живой.

В 1944 году мать родила еще одну дочь – Женю. В 1948 отец умер. В школу во время войны ходила в х. Куликовский, у нас была только начальная школа, потом и её перевели в х. Куликовский. В 1944 году поступила в Борисоглебское педагогическое училище,  закончила его в 1947 году. Учиться было тяжело, хлеб и яичный порошок выдавали  по карточкам, картошку возили из дома. Часто ездила на подножках поездов, особенно до Поворино,  так как билеты покупать не на что было.  Наш выпуск был всесоюзным, и я получила распределение в Дагестан. Сколько слез пролила, но все обошлось, поменялась по желанию с одной выпускницей. Начала свою педагогическую деятельность с первого отделения з/с «Серп и молот». Поставили сразу заведующей школой, в ней было 39 учеников и еще одна учительница.

Помню,как за книгами надо было ехать в район. Дали мне лошадь агронома, она по знакомым местам ехала хорошо, а потом встала, как вкопанная. Я реву, ничего не могу сделать, вдруг старичок откуда-то вышел и помог мне.

В Куликовской школе работала с 1950 года по 1993 год. 10 лет еще работала на пенсии. 29 лет проработала учительницей начальных классов, потом в 4-х классах вела математику, природоведение, историю. Пришлось вести и труды, была заведующей участком, воспитателем интерната. Работу любила, всегда была активисткой.

Помню открытие музея, по сценарию играла главную роль – сказительницу, собрался на представление весь хутор, и старые и малые. Ленточку красную разрезали в музей  представители рода Куликовых: Раиса Федоровна Лабкова и Наседкин Юрий Алексеевич. Затем  показали силами педагогического коллектива  театрализованное представление об истории хутора Куликовского. В интересной форме  рассказали  гостям о железной дороге, о колхозном движении, конечно, не обошли военные времена. Сценарий был основан на исторических фактах, вызвал настоящий интерес у многочисленных зрителей. Я тоже активно помогала в создании музея, чем могла. Музей нужен всем, чтобы хранить память о прошлом и воспитывать молодежь.

Записано Волыновой  Анастасией,  участником проекта 15 ноября 2013 года.

2.6.Сведения о Саломатиной Людмиле Алексеевне

Источники: статьи из газет, рукописные альбомы, интервью.

Саломатина Людмила Алексеевна с 1982 по 1984 год работала пионерской вожатой в Куликовской школе.«Ребята помогали колхозникам, проводили субботники, собирали макулатуру, металлолом, работали в зоне полезного действия». С 1985 года по 2007 год Людмила Алексеевна работала учителем истории и заместителем директора по УВР.   Она всячески поддержала идею создания краеведческого музея, лично оформляла экспозиции, работала с текстами, сотрудничала с жителями хутора.

Родилась Саломатина Людмила Алексеевна  в  Казахской ССР 27 августа 1955 года, в большой многодетной  семье, где была первым ребенком. С детства была приучена к труду и ответственности. Хорошо закончила школу, затем Целиноградское  педучилище – музыкальное отделение по классу баяна. В годы учебы являлась комсоргом группы, пела в женском вокально-инструментальном ансамбле. Любовь к музыке она сохранила в душе навсегда. Почти ни один концерт в хуторе Куликовском не обходится без её  сольного выступления. Зрители давно признали её талант и профессионализм.

С 1975 года Л.А. Саломатина и её новая семья проживают в хуторе Куликовском. В 1985 г. Л.А. Саломатина заочно окончила Волгоградский пединститут, была назначена заместителем директора по УВР.

О своей профессии Людмила Алексеевна как-то писала: « Работа завуча очень ответственная и трудная, особенно в современных условиях, потому что учить учителей может тот, кто сам хорошо работает». Она по-настоящему грамотный, очень добросовестный работник, о таких в народе говорят: «Работы не боится»

Все в коллективе любят ее за душевность и доброту, обращаются за советом. Она действительно стала достойным наставником для своих коллег. 27 лет работы в одной школе - это огромный вклад в образование и воспитание детей. Сколько за это время было побед, открытий, раздумий и свершений! Сколько учеников будут благодарно вспоминать интересные моменты на уроках истории, удачно сданные экзамены по обществознанию, подготовку к историческим олимпиадам, конкурсам, да и просто общение с интересным человекам. Ну а главное, почти каждый год в педагогические вузы на исторический факультет поступают её ученики, и это значит, что растет смена. У настоящего наставника есть настоящие ученики! «Совесть, благородство и достоинство» дают хорошие всходы. Её наставником был Олейников М.П.

Снято интервью на рабочем месте с Саломатиной Л.А. 4 ноября 2013 года.
Участники: Волынова А.Козлова А. См видеоматериал

2.7.Сведения о Есикове Викторе Викторовиче                                    

Родился 17 октября 1984 года в хуторе Куликовском. Поступил в школу в 1991 году, закончил в 2002 году, получил серебряную медаль 20 июня того же года. Работает в МОУ СОШ № 40 Дзержинского района города Волгограда  учителем истории, обществознания и немецкого языка первой квалификационной категории. В 2005 году окончил педагогический колледж с красным дипломом, стал учителем немецкого языка. В 2009 году окончил педагогический университет по специальности – учитель истории и обществознания, тоже с красным дипломом. В 2013 году получил второе высшее образование в Волгоградском Институте экономики, социологии и права по специальности менеджмент организации. Женат, имеет дочь.

Вот что вспоминает Виктор Викторович об участии  музея Куликовской школы в  областном слёте представителей  лучших школьных музеев области:

«Это была замечательная, незабываемая поездка!!! Мы были очень горды тем, что именно нам, фортуна преподнесла такой подарок – представлять нам хутор, нашу школу в Волгограде.  Ночи напролет мы учили свои роли, проводили часы в репетициях (учились говорить красиво, как настоящие экскурсоводы). На «Слете» нас  ждали некоторые сюрпризы, пришлось за ночь выучить слова ещё двух экскурсоводов. А утром – в бой! Я сделал всё что мог… В награду получили похвалу от своей команды и огромную кисть винограда, а затем грамоту от организатора «Слёта»,  которую бережно храню все эти годы. Эта поездка была, полна ярких эмоций, а самое главное - она подарила новые знакомства, новых друзей из  Эльтона,  эти ребята приезжали на слет уже не в первый раз и помогали нам  советами. Я общаюсь с ними с тех пор: один стал врачом реаниматором, его зовут Лопушков  Андрей. Коровин Александр – экономистом»

Информация получена через Интернет, путем переписки.
См.Фото №8,19 и  на тему   «Участие в областном слете лучших представителей школьных музеев»

2.8.Воспоминания  основателя музея.

«Я, Перегудова Ольга Васильевна, родилась в Тамбовской области в 1967 году, школу и педагогический институт  окончила в  Волгоградской области. В Куликовскую школу  попала по распределению в 1988 году, проработала  в ней более 25 лет. См.фото №20.

Идею создания музея подсказали мои ученики.  Я работала классным руководителем, и это мне очень нравилось. Я и ребята по-настоящему увлеклись краеведением. Особенно идея создания музея захватила мальчишек. Помню, как Вануркин Сергей собирал целую экспедицию с настоящими раскопками.

Конечно, хотели найти клад, по легенде, спрятанный  около Клеевского пруда. Старожил, добрый дедушка  Пархоменко  Петр Григорьевич, любил ребятам рассказывать интересные истории из прошлого, которые ему рассказывала его бабушка.  По этим рассказам  в революцию громили барские усадьбы, богатый купец Клеев спрятал сбережения около пруда, много лет спустя случайно что –то находили, но клад был очень глубоко спрятан и найти его так и не смогли. Озорные ребята Сережа Истратий, Витя Поляков, Вася  Мушкетов, Володя Калачев, Сережа Жариков, Сережа Харитонов- все активно включились в работу. Несли  всё «что плохо лежало», все, что старое. Однажды пришел ко мне с жалобой один житель хутора, он видел, как ребята за чем-то залезли в соседний дом (хозяева в нем не проживали). Ребята мне объяснили, что в этом доме много старых экспонатов. Пришлось мне извиняться перед  жителем и объяснять в чем тут дело.

Не могу не отметить тот фактор, который, я думаю, стал определяющим в моей  деятельности  по созданию музея. Мне очень нравилось общаться со старшим поколением, я искренне восхищалась их мудростью, жизнелюбием. Училась у них патриотизму, верности идее, ответственности и трудолюбию. Я обошла более 30 хуторских домов, записала воспоминания и истории, оформила материалы. Я ощущала и до сих пор чувствую настоящую поддержку именно старшего поколения.  Хотелось успеть, как можно больше записать воспоминаний очевидцев важных событий нашей истории, собрать по крупицам для потомков  тайны давнего прошлого.

Жители хутора откликнулись на мой душевный порыв, встречали с пирогами, долго засиживались за интересной беседой. Затем подключились к работе  активисты из краеведческого кружка, стали организовываться поисковые экспедиции, в результате  которых  в процесс создания  музея вовлекалась вся школа, подключалась родительская общественность. Какие интересные, уникальные экспонаты появились в музее!

Незабываемый момент, когда ребята прикатили в школу целую пожарную водокачку с элеватора. (ФОТО) Ценнейший экспонат, а при нем настоящая каска пожарника! У нас сначала был один уголок в кабинете литературы, но экспонаты росли как грибы, мы обратились к директору Просвировой Татьяне Григорьевне с просьбой найти нам помещение для музея.

Татьяна Григорьевна идею поддержала, за что мы ей очень благодарны».
25.11.2013 год

4.2. Рукописный альбом х.Куликовского.

В марте 2010 года в школьном музее появилась удивительная находка – интересный фотоальбомом с кратким описанием истории х. Куликовского. Администрация школы выражает особую благодарность семье Харитоновых: Сергею Фёдоровичу и Таисии Яковлевне за бесценный экспонат.  Альбом был оформлен в конце 60-х. годов. В нём содержатся очень ценные сведения об образовании хутора и о его развитии.  Приведены интереснейшие факты из истории хутора: «К 1870 году в хуторе насчитывалось приблизительно 10 домов с соломенными крышами в беспорядке разбросанных по балке» или «Единственными грамотными людьми были учитель Владимир Андреевич и лекарь Антон Иванович Гузеватов».

В альбоме так же описывается, как изменился хутор к 1917 году: «Хутор превратился в крупнейший населённый пункт. Среди казачьих хат и домиков резко бросались в глаза большие дома, крытые железом, с узорчатыми ставнями, обнесённые досчатыми заборами. Это были дома купцов-арендаторов: Клеева,  Субботина и других». Имеются ценные сведения о братской могиле, х. Куликовского, оказывается, в ней похоронена « Мария Меньшикова – первая женщина, вступившая в отряд командира Хрюнова, была расстреляна врагами народа. Командир бронепоезда Барановский,расстрелянный белогвардейцами. Валов — первый депутат. Чиков Василий – депутат с/с, стал жертвой кулаков, был убит родным дядей. Лётчик Сергей Петрович Квашнин – был ранен в самолёте, погиб под хутором Баклановским. Ему поставлен памятник рядом с братской могилой».  В альбоме есть сведения о периоде Гражданской войны, приведены факты сражений дивизии Киквидзе и о его гибели: «10 января 1919 г. дивизия с боями заняла хутора Зубриловский и Альсяпинский. План Киквидзе был таков: взять ст. Ярыженскую и зайти в тыл белоказакам». «Шальная пуля смертельно ранила Киквидзе в горло. Шальная ли?!?»Большая часть альбома принадлежит описанию Юго-Восточной железной дороги.

Прилагаются фотографии работников железнодорожной станции Ярыженская: Широкова С. Ф., Пономарёва А. Т., Соловьёва Е. Г., Старынина Н. П. и др. Они своим трудом обеспечивали работу железной дороги в мирное время. Мы уверены, что данные сведения послужат исторической основой многих творческих, краеведческих, исследовательских работ учащихся МОУ «Куликовская СОШ».

Тетерлева Т.В., работник МОУ «Куликовская СОШ»

Основная часть:  

Глава 1. Предпосылки возникновения музея

В Куликовской школе в период с 1970-1990 годы на высоком уровне  была организована патриотическая работа с молодым поколением. Огромная заслуга в этом   учителей наставников, высоконравственных личностей, имеющих большой
авторитет на селе.

1.1.  Педагог «за собой ведущий»

Ларина Надежда Васильевна (Фото №9) с 1971 по 1981 год была старшей пионерской вожатой дружины имени Аркадия Гайдара. Дружина считалась правофланговой, она шагала по маршруту «Бери с коммунистов пример!»:

«Пионеры жили весело и интересно, они ездили на экскурсии, ходили в походы. По инициативе Надежды Васильевны проходили тематические сборы, операции «Уренгой», "Миллион Родине», «Зеленый наряд Отчизне», организовывались краеведческие экспедиции по сбору материала о ветеранах войны, о передовиках производства» Надежда Васильевна всегда умела увлечь и заинтересовать  детей. (Заметка из газеты "За коммунизм") ,(Фото №16),(3.1)

В школе была оформлена пионерская комната – своеобразный штаб пионерских дел. Ребята  собирались здесь, чтобы сообща решать какие-то вопросы, здесь хранились атрибуты пионерской дружины:  знамена, горны, барабаны. Впоследствии именно эта комната стала помещением, где разместился наш краеведческий музей в 1998 году.

Каждый сельский учитель всегда на виду, всегда, будто под увеличительным стеклом. Воспитывает не только в школе на уроке или когда говорит правильные слова, но и всем своим обликом, манерой держаться, а просто образом жизни: как дом – огород содержит, как отдыхает, с кем и как общается, как справляется с проблемами и трудностями. Учитель должен помнить всегда, что он педагог. В исконном смысле своем это слово означает «за собой ведущий».

Сложности нести этот груз по жизни. Но есть в сельской глубинке люди, которые осознанно выбрали эту профессию и не забывают об этом ни на миг.

Педагогический стаж работы Надежды Васильевны Лариной тридцать пять лет. И все эти годы она высоко несет звание сельского Учителя. В семидесятые пионерская дружина имени Аркадия Гайдара Куликовской школы считалась правофланговой. Надежда Васильевна возила пионеров на районные слёты, сборы, спортивные соревнования. Она сама представляла наш район вместе с другими учителями на областном туристическом слёте.

«Маленькая, худенькая, всегда в окружении детей, большая выдумщица и патриотка»,- вспоминает о тех годах её подруга и коллега Л.А.Саломатина.

«Я помню её в качестве преподавателя географии и старшей пионервожатой. Мы часто собирались в пионерской комнате для решения каких-то вопросов или для подготовки мероприятий, а иногда просто для общения. Она  умела всех заинтересовать, никто не оставался без внимания»,говорит о ней Е.А. Харитонова, коллега, бывшая ученица.

В 1985 году Н.В. Ларина заочно окончила географический факультет педагогического института. Начинается новый этап жизни. И вновь Надежда Васильевна «ведет за собой», но уже весь детский коллектив вместе с классными руководителями.

С 1985 года по 2006 год я она работала заместителем директора по воспитательной работе  и учителем географии в Куликовской школе20 лет огромной ответственности,кипучей деятельности, сложной переоценки духовных ценностей и методов работы,совершенствованию себя  и окружающей действительности. Далеко не многие смогли бы выдержать такой темп жизни на протяжении стольких лет. Только цельному и сильному человеку под силу быть главным воспитателем и организатором в школе многие годы»

Надежда Васильевна по сей день остается верной своей профессии, она педагог и человек «за собой ведущий». Её уважают и любят не только в школе, но и во всем хуторе. Она с удовольствием приходит  на встречи с учителями и учащимися.  29 октября 2013 года  она провела музейный урок, посвященный 95-летию со дня рождения Ленинского комсомола. На вопрос о предпосылках создания музея она ответила, что, конечно, они были. Куликовская школа всегда уделяла много внимания патриотическому воспитанию молодежи: организовывались многочисленные экспедиции по сбору краеведческого материала, проводились встречи с интересными людьми, активно работали пионерская и комсомольская рганизации.  Оформленные альбомы об истории создания и развития  школьных организаций  сейчас хранятся в музее и содержат очень ценную информацию. Учитель истории, ИЗО, завуч школы Олейников Михаил Павлович долго собирал сведения об участниках Великой Отечественной войны. Только не было лидера, который объединил бы усилия многих людей вокруг одной патриотической идеи, вокруг создания школьного музея. А вот в 1998 году в школе получилось создать прекрасный музей, с первых дней он завоевал большую популярность в нашем районе, о нем писали в местной газете, приезжало много гостей.

 1.2.«Совесть, благородство и  достоинство»

Саломатина Людмила Алексеевна (Фото №13) с 1982 по 1984 год  работала пионерской вожатой в Куликовской школе. «Ребята помогали колхозникам, проводили субботники, собирали макулатуру, металлолом, работали в зоне полезного действия». С 1985 года по 2006 год Людмила Алексеевна - в должности учителя истории и заместителя директора по УВР.

О своей профессии Людмила Алексеевна как-то сказала: « Работа завуча очень ответственная и трудная, особенно в современных условиях, потому что учить учителей может тот, кто сам хорошо работает». Она по-настоящему грамотный, очень добросовестный работник, о таких в народе говорят: « Работы не боится».

Все в коллективе любят ее за душевность и доброту, обращаются за советом. «Совесть, благородство и  достоинство» - главные её качества. Она действительно стала достойным наставником для своих коллег. 27 лет работы в одной школе - это огромный вклад в образование и воспитание детей. Сколько за это время было побед, открытий, раздумий и свершений! Сколько учеников будут благодарно вспоминать интересные моменты на уроках истории, удачно сданные экзамены по обществознанию, подготовку к историческим олимпиадам, конкурсам, да и просто общение с интересным человекам. Ну а главное, почти каждый год в педагогические вузы на исторический факультет поступают её ученики, и это значит, что растет смена. У настоящего наставника есть настоящие ученики! «Совесть, благородство и достоинство» дают хорошие всходы. (Из сведений о Саломатиной Л.А.), (Фото № 13),(2.6)

Она всячески поддержала идею создания краеведческого музея, лично оформляла экспозиции, работала с текстами, сотрудничала с жителями хутора. Она уверена, что музей служил объединению людей разных поколений. Дети собирали  и приносили экспонаты, взрослые оформляли экспозиции, составляли тексты. Образовался музей только благодаря общим усилиям.  Коллективное творческое  дело способствовало дальнейшему развитию образовательного учреждения, повышению его статуса. Историко-краеведческий  музей стал визитной карточкой школы.

Большим авторитетом и наставником был для Людмилы Алексеевны Олейников М.П.

1.3.«Душа хутора»

Олейников Михаил Павлович (Фото №10,11), учитель истории, рисования, председатель  Совета ветеранов. Много лет он возглавлял общественную организацию –  местный совет ветеранов войны  и  труда. Анализируя протоколы общего  собрания ветеранов войны  и  труда, можно сделать вывод, что созданная на селе общественная организация, в которую входили люди пожилого  возраста,  играла  большую роль в развитии  хутора, в объединении людей. На заседаниях  часто рассматривались вопросы воспитания молодежи: «Сытилин П.А. сказал, что на 19 партконференции М.С.Горбачев выразил большую надежду на ветеранов войны и труда по воспитанию подрастающего поколения. Ветераны должны со всей ответственностью подойти к этой работе.Мы сами виноваты в том, что молодежь без почтения относится к старшим. У нас на селе 56 человек одиноких. Всем им надо оказать посильную поддержку…» (Выписка из протокола фото №45) Из выступлений на общих заседаниях можно  отметить активную жизненную позицию большинства ветеранов. Из протокола от 20 января 1989 года: «У нас на селе на 2 года затянулось строительство стадиона и конца ему не видно. Надо мобилизовать комсомольские организации села на ускорение строительства…».

Михаил Павлович более 20 лет он работал заместителем директора по УВР. Он пользовался огромным авторитетом в хуторе, работал секретарем, затем председателем Куликовского совета. Но, прежде всего, он был настоящим учителем, учителем с большой буквы. Он, как магнит, притягивал к себе людей, был в центре внимания. По словам его современников, был «душой хутора». Он был многосторонним, интересным человеком. Как учитель истории с большим стажем, филолог по образованию, он  по- настоящему увлекался краеведением, по его инициативе оформлены альбомы об истории хутора, Куликовской школы,  железной дороге, о гражданской войне в наших местах. Данные экспонаты не сразу попали в школьный музей. Спустя годы, жители хутора поверили в наш музей и доверили ценнейшие экспонаты. (Фото №35-40)

 Михаил Павлович родился 20 ноября 1925 года в Ново –Никольском  сельском совете Мачешанского района Сталинградской области в семье крестьянина. В 1941 году он закончил 9 классов Куликовской школы. 13 февраля 1943 года был призван  в ряды Советской армии, стал курсантом Орженикидзенского военно –пехотного училища ,затем попал в 11 воздушно –десантную бригаду и принял боевое крещение. (Подробнее в  автобиографии), (Фото № 14,15), (2.4)

Папку материалов о деятельности Совета ветеранов, списки участников войны, тексты выступлений Михаила Павловича на различных собраниях, некоторые семейные фотографии были переданы в музей женой, Капитолиной Осиповной Олейниковой,  уже после смерти мужа. Именно семье Олейниковых была посвящена выставка  Куликовской школы на областном слете представителей лучших музеев области в 2002 году. Это первое выступление музея на областном уровне, первый  решительный шаг, о котором хотелось бы сказать особо.

Глава 2.Первые шаги на региональном уровне

2.1 Участие в областном слете лучших представителей школьных музеев Волгоградской области.

Областной слет лучших представителейпроходил в рамках южно - региональной эстафеты «Листая страницы истории», посвященной 60 –летию освобождения Северного Кавказа от немецко – фашистских захватчиков. На слет приехало 20 делегаций из различных  районов области и Волгограда. Более 100 человек, увлеченных краеведением, собралось вместе, чтобы пропагандировать опыт работы своего музея по героико- – патриотическому воспитанию учащихся.

Участниками слета были: Филяровская Ксения, Есиков Виктор (учащиеся 11 класса), Скворцова Ольга, Гудалина Елена (учащиеся 8 класса).(Фото №28-34)

Программа слета включала  пять конкурсов: конкурс визиток, конкурс выставки «Судьба семьи в судьбе страны», экскурсоводов, эрудитов и фондовиков.

Очень важная деталь, о которой мы узнали из статьи газеты «Вестник» от 21 марта 2002 года: «Посмотреть нашу выставку приехал главный инженер Волгоградской телерадио компании Вячеслав Михайлович Олейников с дочерью Татьяной. Именно их отцу мы посвятили целый планшет выставки. Искренние слова благодарности, слезы памяти в глазах близких Михаилу Павловичу людей - это была самая большая награда за нашу поисковую работу». (Фото № 43 часть 1, №44 часть 2), (3.2)

Музей существовал только 4 года, опыта выступления на таком уровне не было, но готовились ребята очень серьезно и выступили достойно. Ксения Филяровская заняла 1 место из 20 команд в конкурсе фондовиков, оставив позади фондовиков из именитых музеев г.Волгограда и области. (Фото №32, 30)

Эрудит Есиков Виктор вошел в пятерку лучших в области. Сейчас он работает учителем  в школе городе Волгограде. (Фото №8, 19), (Фото №42)

 Мы смогли связаться с Виктором Викторовичем и  выявили новые сведения о нем и первых достижениях музея.

Родился 17октября 1984 года в хуторе Куликовском. Поступил в школу в 1991 году, закончил в 2002 году, получил серебряную медаль 20 июня того же года. Работает в МОУ СОШ № 40 Дзержинского района города Волгограда учителем истории, обществознания и немецкого языка первой квалификационной категории. В 2005 году окончил педагогический колледж с красным дипломом, стал учителем немецкого языка. В 2009 году окончил педагогический университет по специальности – учитель истории и обществознания, тоже с красным дипломом. В 2013 году получил второе высшее образование в Волгоградском Институте экономики, социологии и права по специальности менеджмент организации. Женат,  имеет дочь.

Вот что вспоминает Виктор Викторович об участии  музея Куликовской школы в областном слёте представителей лучших школьных музеев области:

«Это была замечательная, незабываемая поездка!!! Мы были очень горды тем, что именно нам, фортуна преподнесла такой подарок – представлять нам хутор, нашу школу в Волгограде.  Ночи напролет мы учили свои роли, проводили часы в репетициях (учились говорить красиво, как настоящие экскурсоводы). На «Слете» нас  ждали некоторые сюрпризы, пришлось за ночь выучить слова ещё двух экскурсоводов. А утром – в бой! Я сделал всё что мог… В награду получили похвалу от своей команды и огромную кисть винограда, а затем грамоту от организатора «Слёта»,  которую бережно храню все эти годы. Эта поездка была, полна ярких эмоций, а самое главное - она подарила новые знакомства, новых друзей из  Эльтона,  эти ребята приезжали на слет уже не в первый раз и помогали нам  советами. Я общаюсь с ними с тех пор: один стал врачом– реаниматором, его зовут Лопушков  Андрей. Коровин Александр  работает экономистом» (Из сведений о Есикове В.В.), (2.7).

2.2.Первые публикации о музее.

 В 2005 году администрация  Куликовского сельского поселения в  тесном сотрудничестве  со средней школой  стала призером (3 место) в конкурсе «Лучшие администрации Волгоградской области в номинации «Сфера образования и физкультурно-оздоровительная работа». По итогам конкурса был издан сборник «В краю лазоревых цветов»(1.1). Издание осуществлено издательством «Волгоградская правда» при поддержке Администрации Волгоградской области. Очень красочное издание наглядно рассказывает о достижениях лучших администраций области.  Статья, посвященная нашей администрации, называется  «Растить достойных граждан». Особое место в ней  занимает информация  и фотоматериалы о краеведческом музее. Обратимся к её страницам:

«За прошедшее время школьный музей  из хранилища экспонатов стал настоящим центром краеведения. Учащиеся с удовольствием ведут исследовательские работы по изучению местного народного творчества, быта, истории хуторских предприятий» (1.116.) (Фото №1-3)

В 2009 году выходит сборник информационных материалов «Музейные комплексы образовательных учреждений Волгоградской области». Автор- составитель М.Т.Поляков.(Фото № 4-7),(1.2).

 В книге впервые был обобщен материал о музейных комплексах образовательных учреждений, в том числе и опыт  историко –краеведческого музея Куликовской школы. Михаил Поляков ,заслуженный работник культуры Российской Федерации, большое  внимание уделяет делу  формирования нравственно здорового, преданного России молодого поколения. Он считает, что музеи образовательных учреждений имеют неограниченные возможности в этом деле.  Очень важно, чтобы их работа была целенаправленной в воспитательном процессе, имела системный и организованный характер, а знания были научно – обоснованными, привлекали ребят, воспитывали в них гордость за свою страну, свой край, формировали в них гордость за свою страну, свой край, формировали у молодежи любовь к Родине» ( 2.10.)

«Материалы, хранящиеся в музее, используются для подготовки и проведения различных мероприятий, конкурсов. На базе школы работает краеведческий кружок. Кружковцы не раз занимали призовые места на районных и областных конкурсах. На областном конкурсе «Голос ребенка» Абалакова Ирина заняла 1 место в одной из номинаций. На районном слете краеведов 2004 году Савинов Станислав занял 1 место в конкурсе творческих работ «Семейные династии» Львова  Наташа завоевала 1 место в 2005 году за творческую работу «Медаль за бой, медаль за труд из одногометалла  льют» (2.442.)

Глава 3.«Из первых уст»

Основательницей музея по праву является  Перегудова Ольга Васильевна (Фото №13,20). Родилась в Тамбовской области в 1967 году, школу и педагогический институт окончила в Волгоградской области. В Куликовскую школу попала по распределению в 1988 году, проработала  в ней более 25 лет, вот что рассказала  Ольга  Васильевна:

«Идею создания музея подсказали мои ученики. Я работала классным руководителем, и это мне очень нравилось. Я и ребята по-настоящему увлеклись краеведением. Особенно идея создания музея захватила мальчишек. Помню, как  Вануркин Сергей собирал целую экспедицию с настоящими раскопками. Конечно, хотели найти клад, по легенде, спрятанный  около Клеевского пруда. Старожил, добрый дедушка  Пархоменко  Петр Григорьевич, любил ребятам рассказывать интересные истории из прошлого, которые ему рассказывала его бабушка.  По этим рассказам  в революцию громили барские усадьбы, богатый купец Клеев спрятал сбережения около пруда, много лет спустя случайно что –то находили, но клад был очень глубоко спрятан и найти его так и не смогли. Озорные ребята Сережа Истратий, Витя Поляков, Вася  Мушкетов, Володя Калачев, Сережа Жариков, Сережа Харитонов- все активно включились в работу. Несли  всё «что плохо лежало», все, что старое.Однажды пришел ко мне с жалобой один житель хутора, он видел, как ребята за чем-то залезли в соседний дом (хозяева в нем не проживали). Ребята мне объяснили, что в этом доме много старых экспонатов. Пришлось мне извиняться перед  жителем и объяснять в чем тут дело.

Не могу не отметить тот фактор, который, я думаю, стал определяющим в моей  деятельности  по созданию музея. Мне очень нравилось общаться со старшим поколением, я искренне восхищалась их мудростью, жизнелюбием. Училась у них патриотизму, верности идее, ответственности и трудолюбию. Я обошла более 30 хуторских домов, записала воспоминания и истории, оформила материалы. Я ощущала и до сих пор чувствую настоящую поддержку именно старшего поколения.  Хотелось успеть, как можно больше записать воспоминаний очевидцев важных событий нашей истории, собрать по крупицам для потомков  тайны давнего прошлого.

Жители хутора откликнулись на мой душевный порыв, встречали с пирогами, долго засиживались за интересной беседой. Затем подключились к работе  активисты из краеведческого кружка, стали организовываться поисковые экспедиции, в результате  которых  в процесс создания  музея вовлекалась вся школа, подключалась родительская общественность. Какие интересные, уникальные экспонаты появились в музее!

Незабываемый момент, когда ребята прикатили в  школу целую пожарную водокачку с элеватора.(Фото №41)

Ценнейший экспонат, а при нем настоящая каска пожарника! У нас сначала был один уголок в кабинете литературы, но экспонаты росли как грибы, мы обратились к директору Просвировой Татьяне Григорьевне с просьбой найти нам помещение для музея.

Татьяне Григорьевне идея понравилась, она откликнулась на нашу просьбу, за что мы ей очень благодарны. (Из воспоминаний основателя музея), (2.8)

Глава 4.Поддержка директора

Просвирова Татьяна Григорьевна. (Фото №8) – важная личность нашего проекта. Именно она поддержала идею создания музея на деле. Татьяна Григорьевна вспоминает:

«В 1998 году была выделена небольшая комната для экспозиций. В комнате поставили шкафчики,  расположили витрину с экспонатами, на стенах развесили вышивки, картины местных умельцев, рисунки детей, интересные фотографии. Очень много было в музее детских работ. Получилась уютная, полная тайн комната. Сколько всегда было детей в музее! Появилась первая запись в книге отзывов от учительницы Серпомолотской школы Жигулиной В.Г. Она посетила музей со своим классом, им очень понравилось в нашем музее». (Фото №17стр.1, №18 стр.2), (4.1).

Просвирова  Татьяна  Григорьевна  при встрече в музее выразила искреннее  сожаление, что было упущено  время и многие участники Великой Отечественной войны не оставили свои воспоминания. Краеведческой работе было уделено недостаточное внимание, нужно было создавать музей раньше, когда были рядом удивительные люди. А сколько было подлинных  интересных экспонатов в хуторе!? С удовольствием она вспоминала «эпохальные»  мероприятия, в  которых принимали участие буквально все: учащиеся, родители, учителя.

«На базе нашей школы  был слет ученических бригад области и района:трактористов,  доярок, экономистов, зоологов, голубых патрулей,  зеленых патрулей. Мы почти всегда занимали призовые места. Ларин Андрей и Ватеечкина Лена выезжали на областные  соревнования. Особенно увлекательно проходили  туристические соревнования на территории бывшего хутора Горкин, вся школа подчинялась Овчинникову  В.П. Принимали участие вместе с учениками и учителя. Огромной популярностью пользовался хоккей, играли все от мала  до велика. Я  всю жизнь в школе готовила танцы на все мероприятия. Я проработала директором 25 лет. За годы работы в школе имела много благодарностей и много выговоров. Награждена значком «Отличник народного просвещения», имею звание «Ветеран Труда». (Из воспоминаний Т.Г.Просвировой ), (2.1).

Глава 5.Уроженка хутора Горкин

Воссоздавать историю создания историко-краеведческого музея Куликовской школы в лицах и не коснуться этой личности никак нельзя. Это очень разносторонний человек, знающий историю своих предков, умеющий интересно её рассказать. Она открыта для людей, всегда жизнерадостна, несмотря на все  жизненные невзгоды. Много историй из жизни хутора она рассказала членам краеведческого кружка. Много подсказала направлений деятельности, всегда следила за развитием музея,была частым  желанным гостем.

Скворцова Надежда Алексеевна (Фото № 12,46) родилась в 23 ноября  1928 года.

"В Куликовской школе работала с 1950 года по 1993 год. 10 лет еще работала на пенсии. 29 лет проработала учительницей начальных классов, потом в 4-х классах вела математику, природоведение, историю. Пришлось вести и труды, была заведующей участком, воспитателем интерната. Работу любила, всегда была активисткой.

Помню открытие музея, по сценарию играла главную роль – сказительницу, собрался на представление весь хутор, и старые и малые. Ленточку красную разрезали в музей  представители рода Куликовых: Раиса Федоровна Лабкова и Наседкин Юрий Алексеевич. Затем  показали силами педагогического коллектива  театрализованное представление об истории хутора Куликовского. В интересной форме  рассказали  гостям о железной дороге, о колхозном движении, конечно, не обошли военные времена. Сценарий был основан на исторических фактах, вызвал настоящий интерес у всех жителей хутора. По сценарию, ходили три казака по земле Куликовской и узнавали  у  всех встречных, как жилось в хуторе Куликовском. Торжественное открытие состоялось 24 апреля 1998 года» (Из воспоминаний Н.А.Скворцовойя), (Фото №21-34), (2.5).

Заключение:  

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: наличие  высоконравственных личностей, авторитетных  людей на селе, их активная деятельность, направленная на сохранение исторического наследия  – важное условие (кадровое условие) создания патриотического центра, которым выступил наш краеведческий музей.

Взаимосвязь между биографиями конкретных лиц и созданием музея   прослеживается в отдельных событиях, оставивших яркий след  в воспоминаниях очевидцев. Открытие  историко–краеведческого музея – значимое событие в жизни людей, сопричастных к  истории создания музея.  Оно является знаковым и для всего хутора в целом.

Осознание подлинных целей и задач  краеведческой деятельности  способствовало объединению всех поколений на основе нравственных ценностей и явилось основным фактором создания музея.

Объединение людей  вокруг коллективного творческого дела позволило организовать сотрудничество  с общественностью, с органами  власти. В результате  такого сотрудничества  и был создан историко – краеведческий музей.

Наличие хорошей материально – технической базы (набор помещений, большое количество экспонатов), заинтересованность  людей - необходимое условие не только создания, но и развития  музея.

В 2013 году наш музей получил статус музейно –образовательного комплекса. За 15 лет  своего становления он прошел много этапов развития: от маленького краеведческого уголка в литературном кабинете до целого музейно – образовательного комплекса, включающего 4 помещения различных профилей. 

Это  литературный музей, большая часть экспозиций которого посвящена выпускнику Куликовской школы, писателю и журналисту, члену Союза  писателей России, лауреату Всероссийской  литературной премии «Сталинград» - Паршину Виктору Ивановичу, ушедшему из жизни в 2012 году. В литературной гостиной воссоздан уголок комнаты дома Виктора Ивановича (Фото № 47-51)

Этнокультурный музей   представляет комнату казачьего быта,  хуторское творчество народных умельцев. (Фото №52-55)

Непосредственный центр музейного комплекса – историко-краеведческий музей  -   включает в себя экспозиции: «История создания хутора Куликовского», «Истории хуторских предприятий», «Страницы  солдатской славы»,  «История школы» (Фото №56-59).

Зал хуторской Славы (Фото №60-65) знакомит   с материалами  об известных земляках,  внесших весомый вклад в  развитие своей страны,  прославивших свою малую родину высокими достижениями в различных областях деятельности. Самая первая страница в музее посвящена «звезде первой величины» - Демихову Владимиру Петровичу, основоположнику мировой трансплантологии, хирургу-экспериментатору, уроженцу нашего хутора. (Фото № 66,67). Эта страница открыта совсем недавно в результате  работы над  исследовательским проектом «Основоположник трансплантологии». 

Наш музей -  целостная структурная единица для реализации образовательных задач, стоящих перед школой: обучение, воспитание, развитие, социализация подрастающего поколения. Но единица эта мало изученная.

Проблема изучения истории создания музея актуальна. Изучение истории создания краеведческого музея через изучение конкретных человеческих судеб – «портретов», персоналий россиян, земляков,  выпускников школы, родных и близких - это обращение к событиям прошлой и сегодняшней действительности,  это познание истории через подлинные документы и предметы, включая музейные, через  воспоминания  участников и свидетелей событий. Такая работа помогла отождествить себя с событиями прошлого, глубже почувствовать их и понять самого себя. Многие свидетели и очевидцы создания музея проживают в хуторе, это позволило записать их воспоминания, дополнить  материал новыми фотографиями, предметами материальной культуры, уточнить имеющиеся в музее сведения и получить много новой информации. Мы старались систематизировать полученный материал,   наглядно оформить для последующих поколений.

Проделанная исследовательская работа позволила овладеть культурным наследием прошлого, превращая его в достояние настоящего дня. В перспективе необходимо исследовать историю развития музея.

Как верно подметил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени». (Фото №68), (1.3,с 15). В подтверждение его мыслей выступают и наши реальные дела.

Литература:  

1.1.В краю лазоревых цветов. Издательство «Волгоградская правда», 2006. - 168с.: ил.
1.2 .Музейные комплексы образовательных учреждений Волгоградской области: информационные материалы/ авт.- сост. М.Т. Поляков - Волгоград: Издатель, 2009.- 576 с.: ил.
1.3.Лихачёв Д.С. Письма  о добром. - СПб.: Издательство «Logos»,   2007. - 256 с.