Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №46 имени гвардии генерал-майора В.А.Глазкова г.Волгограда
Областной конкурс "Музей-школа-музей"
Номинация: Наш музей
Генеральская шинель генерал-майора В.А.Глазкова
Авторы:
Карпенко Ульяна Вячеславовна
Научные руководители:
Гринькова Марина Валентиновна
2013 г.
Объект исследования:
Боевой путь 35 Гвардейской Стрелковой дивизии под командованием Глазкова В. А.
Предмет исследования:История шинели командира 35 гвардейской дивизии генерал-майора Глазкова Василия Андреевича.
Проблема исследования:Цель исследования:
1. Выяснить какую роль играют музейные экспонаты в формировании патриотизма у детей.
Данную проблему я решаю следующим образом:
Провести анкетирование в 5 и 9 классе и выяснить какую роль играет музей в распространении знаний о войне.
- Вопрос 1: Что вам известно об истории 35 гвардейской стрелковой дивизии под командованием Глазкова В. А.
- Вопрос 2: Смогли бы вы пожертвовать собой ради спасения Родины.
- Вопрос 3: Какими качествами должны обладать современные солдаты и офицеры.
2. Выяснить боевой путь 35 гвардейской стрелковой дивизии и историю генеральской шинели на основе анализа архивных документов нашего музея.
Гипотеза исследования:Задачи исследования:
Перечень использованных источников:
1. Архивные материалы Музея – Панорамы Сталинградской битвы.
2. Архивные документы Муниципального общеобразовательного учреждения средне образовательной школы № 46.
3. Интернет. Википедия – Сталинградская битва.
4. « Ожесточённые бои за Сталинград» - книга первая.
5. « Битва за Сталинград» - Волгоград; ООО Издательство «Волгоград 2003.
Описание источников:
Основная часть:
1. Бои за посёлок Верхняя Ельшанка.
Мы, потомки, всегда будем помнить подвиг гвардейцев Глазкова, которые с 1 по 8 сентября 1942 года держали оборону в районе Верхняя Ельшанка.
23 августа противник прорвал нашу оборону на Дону и устремился к Волге. Чтобы не допустить врага к Сталинграду, командование фронта бросает сюда свои резервы. Из резерва была направлена на Сталинградский фронт 35-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Василия Андреевича Глазкого.
Под Сталинградом воины 35-й стрелковой дивизии и сначала стояли в обороне на юго-западном участке фронта. Затем, когда сложилась тяжёлая обстановка к северу от города, дивизия была переброшена. Гвардейцы разгромили 14-го танкового корпуса врага и отрезали их от 6-й немецкой армии Паулюса. В этих боях был смертельно ранен командир пулемётной роты, испанец Рубен Ибаррури.
В начале сентября 1942 года гвардейцы отбивали яростные атаки фашистов в районе станций Воропоново, Садовая и посёлка Верхняя Ельшанка.
Глазков В.А. погиб под Сталинградом 8 сентября 1942 г. в этот день части 35 гвардейской стрелковой дивизии вели тяжёлые оборонительные бои с превосходящими силами противника в районе п. Верхняя Ельшанка. Противник открыл огонь по наблюдательному пункту, где находился Глазков.
Генерала тяжело ранило осколком мины, но он остался в строю и продолжал руководить боем. Истекающего кровью Глазкого положили в автомашину для эвакуации в госпиталь. Машина была обстреляна немцами, получила 40 пробоин и загорелась. Генерал, шофёр и сопровождающие его 4 воина погибли. Под непрекращающимся вражеским огнём их бережно перенесли с поля боя и доставили на левый берег Волги, где они были похоронены. (см. приложение 1).
2. Командир 35-й гвардейской стрелковой дивизии
Глазков Василий Андреевич. (1901-1942 ) (см. приложение 2)
В нашей школе хранится подлинное письмо супруги Глазкова В. А. (см. приложение 3). Исходя из него, нам известна его биография.
«…Родился в 1901 году, в селе Вердеревщино Бондарского р – на Тамбовской области. В семье крестьянина – бедняка. Родители: Отец Андрей Степанович, мать Матрёна Макаровна, до Октябрьской революции занималась сельским хозяйством. За этими скупыми строками, взятыми из автобиографии генерала Глазкого В. А. ,стоит трудное, полное лишений детство.
В семье Глазковых, кроме Василия, было ещё четыре сына: Иван, Яков, Павел и Алексей и одна дочь Анастасия. Семья не голодала, но жила очень скромно. С семи лет Василия отдали в четырёх – классную школу в селе Вердеревщино. Учился Василий хорошо, учителя отмечали в нём необыкновенное стремление к знаниям, надеялись, что будет учиться дальше. Но в год окончания школы умер отец Василия. Время было трудное для семьи, Василий, будучи ещё мальчиком, начал работать – рассыльным. «В детстве, - вспоминала его сестра Анастасия, - Василий был смелым, бесстрашным. Он летел с горы на лыжах, на льдине или на обледенелом лукошке с невероятной быстротой» . Рос Василий крепким, смышленым. Не зря его потом называли богатырём. Он был хорошим, общительным, справедливым товарищем. В селе Вердеревщино, где жил Василий, разбойничала банда Антонова. От руки антоновских бандитов погиб старший брат Иван.
Рос и мужал Василий, росла любовь к народу и ненависть к угнетателям. Молодым пареньком добровольно в 1918 году ушёл с оружием в руках защищать молодую Советскую Власть. Он прошёл по многим фронтам гражданской войны. После разгрома интервентов остался в рядах Красной Армии. Сначала он был командиром отделения. Учился, окончил военное училище, стал кадровым офицером. Командовал взводом. Это был настойчивый, упорный в достижении цели человек. Он был требовательным к себе и ко всем окружающим: так говорит о нём его подчинённый Трусов А., который знал Глазкого с 1937 года. « В. А. Глазков был требовательным командиром, в тоже время прост в обращении, любил шутить, знал много крылатых слов, очень любил детей». Глазков В.А. сам всегда учился и учил подчиненных. Василий Андреевич заочно окончил школу-десятилетку. Много читал, изучал марксистско-ленинскую теорию. Скромный, дисциплинированный, волевой и мужественный человек, он становится хорошим воспитателем воинов. Он руководил школой младших командиров. После обучения парашютному делу его назначили командиром авиадесантной бригады. Он стал знатным парашютистом Краснознаменной Дальневосточной армии. Василий Андреевич был заботливым отцом для своих воинов. Особенно внимательно он относился к новичкам, он требовал внимательной проверки парашютов. Сам непосредственно принимал участие в прыжках. На счету у него были сотни прыжков. Василий Андреевич Добросовестно относился к своей работе. Он понимал всю ответственность перед страной, советскими людьми, в охране Советской границы. Часто в глухую ночь он ходил проверять посты. «Это - не шутка, а дальневосточная граница, нам доверили ее охранять зорко». Любили его солдаты за личную храбрость, за отеческую заботу, за принципиальность.
Василий Андреевич был любящим отцом и мужем. Он очень любил играть с дочерью. Ему приходилось много заниматься, часами просиживать в своем кабинете, готовился поступать в Военную академию, но стоило появиться Кларе, как он прекращал работу. Тяжело переживал Василий Андреевич смерть одной дочери, а потом и второй. Учиться в академии Василию Андреевичу не пришлось. 3-его мая 1941 года Глазков В.А. вместе с другими командирами направляется на секретное задание. А 21-ого июня 1941 года началась Отечественная война. И только спустя шесть месяцев, я получила первое долгожданное письмо. А за это время Василий Андреевич не раз смотрел смерти в глаза. С боями он вывел из окружения 200 человек. Это было под Харьковом. Потом назначение командиром 8-ого Воздушно-десантного корпуса и Сталинградский фронт.
Письма с фронта были редко. Сохранилось несколько писем. Вот одно из них: «Был на фронте, сейчас получил новое назначение, скоро поеду добивать фашистских людоедов. Будем бить в десять, сто раз сильнее, чем били до сих пор, Победа будет за нами, враг будет разбит».
В. Глазков 19-12-1941 года.
В другом письме сообщал: «Мне присвоено звание генерал-майора, это звание накладывает еще большую ответственность за порученное дело».
«Василий Андреевич был коммунист, мужественный патриот, он горячо любил свой народ, свою Родину. На Сталинградском фронте Василий Андреевич командовал 35-ой гвардейской стрелковой дивизией. Трудным был путь 35-ой гв. стр. див. Об этом пути можно написать много книг, много героических боев на счету воинов дивизии…»
Жена Командира 35-ой гв. стр. див. Глазкова.
3. О чём расскажет генеральская шинель. (см. приложение 4)
В советском районе города Волгограда есть музей, который находится в школе№46, в Верхней Ельшанке. Дорога до школы берёт начало от сельскохозяйственной академии, потом несколько километров в гору мимо дачных массивов чахлых лесополос, за которыми и протянулось старинное поселение. Двухэтажное школьное здание, выстроенное пленными немцами после войны: оно возвышается почти у самого въезда, как пограничный столб. Налево уходят улицы из старых домишек в окружении садов, а направо разрастается новый городок из богатых цыганских усадеб за глухими заборами.
В здании этой школы как раз и находится музей. Считается, что он существует тридцать седьмой год. Первые стенды в коридоре собрала когда-то учительница Надежда Николаевна Старикова. Позже музей расположили в маленьком кабинете. А в 1999 году его взял в свои руки Юрий Васильевич Кривошеин. Школа как раз готовилась отметить столетие, и бывший завцехом бутафории в казачьем театре, умелец и рукодельник стал для неё находкой. Он взялся за музей и перенёс его в более просторное помещение. В музее имеется стенды о знаменитых людях посёлка. Больше всего места в музее отведено самым многочисленным и самым ярким экспонатам, рассказывающим о судьбе 35-й гвардейской стрелковой дивизии. Когда первоклассники приходят в музей на первую экскурсию, они сразу бросаются к диорамам, что с противоположных стен зала. Рисовал полотна поселковый художник Владимир Иванович Богданов. Владимир Иванович подростком пережил битву в Ельшанке, а потом перенёс на полотно то, что врезалось в память навсегда.
В музее имеется 2 диорамы. Первая показывает один из последних боёв 35-й дивизии. На полотне среди маленьких фигурок бойцов, защищающих Верхнюю Ельшанку 8 сентября 1942 года, можно увидеть дивизионных героев Лисичкина, Ларионова, Павленко, Хонского, Овчаренко, Гончарова, чьи фотографии украшают стены музея. Да и самого генерала Глазкого - ещё живого...
На второй диораме пометка: "Освобождение Ельшанки. 24.01.43 г " (см. приложение 4). Даже сегодня молодые жители легко узнают овраги родного посёлка. Вот расходятся 2 поселковые улицы - Колхозная и Первомайская. Вот горит старая церковь, и ещё цела старая школа, в которой наши, а затем немцы размещали раненых. А в четвёртом домике по правой стороне находилась немецкая комендатура. Там допрашивали наших, а потом выводили в Акулину Балку и расстреливали, засыпали землёй кое-как там же, во рву. Балка нарисована чуть выше комендатуры. Маленький клочок полотна, а в натуре - весьма обширные склоны оврага.
Также в музее есть спаренная зенитная установка, немецкий грузовой контейнер, каски, патронники, оперение от снарядов, корявые осколки, которых в музейном зале набралось уже столько, что они цепляются за одежду гостей и будто режут по сердцу ржавыми краями. Есть письма ,воспоминания ветеранов 35-й, которые рассказывают о храбрости генерала Глазкого, об исключительной стойкости его гвардейцев.
В Музее-Панораме есть необычный экспонат, раньше он хранился в музее школы №46. Это поблёкшая от времени шинель с малиновой окантовкой. У стеклянной витрины всегда людно. Посетители, будь то студент или школьник, рабочий или солдат-ветеран, убелённый сединами, подолгу стоят в изумлённом молчании. Иному даже трудно представить, в каком пекле побывала эта генеральская шинель. Вся она как есть изрешечена градом пуль и осколков.
Кому принадлежала шинель, долго оставалось тайной. В мае 1943 года сотрудник Ленинградского артиллерийского исторического музея подполковник Воробьёв случайно заглянул на армейский склад и среди груды вещей, непригодных к употреблению, увидел вдруг шинель, ту самую, на которой война оставила 169 отметин и пятна крови.
Находка заинтересовала: кто же тот человек, которого она согревала в ненастье и стужу? Какова его судьба? Как ни старался Воробьёв получить ответ на эти вопросы, никто не мог сказать ничего определённого. Единственное удалось узнать, что шинель была подобрана трофейной командой в каком-то блиндаже, близ Ельшанки. Но находка сама по себе представляла ценность, как реликвия войны. Её отправили в Ленинград.
Шли годы. Много раз предпринимались поиски: запрашивались архивы, велась переписка с участниками Сталинградской битвы, и безуспешно. Из артиллерийского музея шинель передали в Военно-медицинский музей. Здесь она подверглась экспертизе. Исследования показали, что шинель подлинная, генеральская, что следы крови и пробоины на ней относятся к 1942 году. Возникло несколько версий. Одна из них предполагала, что тяжело раненный генерал мог попасть в один из эвакогоспиталей, что обслуживали Сталинградский фронт. Перерыли все архивные документы, и никаких следов. Безнадёжные поиски прекратились. Шинель оставалась лежать среди прочих экспонатов, относящихся к сражению на Волге. Так, возможно, лежала бы и по сей день: легендарная, но безымянная. Но в июле 1957 года была опознана женой Глазкова В.А. - Глазковой Евгенией Тарасовной.
Эта уникальная данного вида реликвия периода Сталинградской битвы. Она напоминает о тех ожесточённых и кровопролитных боях, которые происходили у стен Сталинграда с гитлеровскими захватчиками, о стойкости и мужестве защитников города, стоявших насмерть и не пустивших немцев к Волге.
Лишь немногие знают, что изначально шинель являлась экспонатом нашего школьного музея, и если бы не активная поисковая работа и ведение переписки с женой комдива, то она бы так и осталась только вещью, принадлежащей неизвестному герою. На некоторое время шинель была передана Музею-Панораме, где и заняла почётное место.
4. Опрос учеников 5 и 9 классов.
Я провела в школе опрос среди учеников 5 и 9 классов. Задачей стояло выяснение: «Какую роль играет музей в распространении знаний о войне?».
Каждому обучающемуся был задан один и тот же вопрос: «Что тебе известно об истории 35-ой гвардейской стрелковой дивизии под командованием Глазкова В.А.?». Результаты опроса показали, что ученики 9 класса, которые в течение всего обучения в школе посещали музей и участвовали во всех мероприятиях, знают больше фактов из истории 35-ой Гвардейской стрелковой дивизии. ( см. приложение 6).
На мой второй вопрос: «Смогли бы вы пожертвовать собой ради спасения Родины?», заданный ученикам школы, я получила следующие результаты:
- Начальная школа – 91,5%. Практически все малыши готовы пожертвовать собой для пользы Родины.
- Средняя школа – 73,7%. По мере взросления, ученики начинают понимать всю меру ответственности и подходят к этому вопросу уже осознанно. Например, девочки средних классов, в отличие от начальных, выбрали бы работу в тылу, а не риск на поле боя.
- Старшая школа – 68,8%. Посещая музей, старшеклассники узнали больше об ужасах войны. Многих, представлявших себя на месте молодых солдат (вчерашних школьников), бросало в дрожь, и им было эмоционально трудно ответить на этот вопрос. (см. приложение 7)
Третий вопрос звучал так: «Какими качествами должны обладать современные солдаты и офицеры?». По результатам опроса большинство ребят решили, что важнейшими качествами военных в современных условиях является отвага и выносливость.
- 5-7 класс: выносливость – 37,4%, отвага – 94,0%, концентрация внимания – 23,0%.
- 8-9 класс: выносливость – 43,0%, отвага – 42,4%, концентрация внимания – 51,1%.
- 10-11 класс: выносливость – 83,7%, отвага - 40%, концентрация внимания – 70,5%. ( см. приложение 8)
Изучив результаты проведённых опросов, я прихожу к выводу, что ученики старших и средних классов более осведомлены о военных событиях, тяготах, лишениях, чем младшие классы. Работа музея и проводимые им мероприятия играют большую роль в нравственном развитии школьников.
Заключение:В нашей жизни все неслучайно. Людям, которых война разбросала по свету, находят друг друга через некоторое время. Но не всем посчастливилось встретиться сразу после окончания войны. Некоторым для этого понадобились долгие годы. Даже вещи, которые, казалось, безвозвратно утеряны, либо изменившие свой первоначальный вид, могут рассказать судьбу человека. Примером может служить шинель генерала-майора Глазкова Василия Андреевича. Ведь, если бы не эти петлицы, пришитые заботливыми руками его жены, по которым она и опознала шинель мужа, то она так и осталась бы вещью неизвестного героя.
Литература:1. Архивные материалы Музея – Панорамы Сталинградской битвы.
2. Архивные документы Муниципального общеобразовательного учреждения средне образовательной школы № 46.
3. Интернет. Википедия – Сталинградская битва.
4. « Ожесточённые бои за Сталинград» - книга первая.
5. « Битва за Сталинград» - Волгоград; ООО Издательство «Волгоград 2003.