Музей "Время и люди"

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное образовательное учреждения гимназия №9 г. Волгограда





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




Музей "Время и люди" МОУ гимназии №9 г. Волгограда





Авторы:
Богородский Роман Иванович




Научные руководители:
Гречко Светлана Юрьевна,
Табакова Лариса Ивановна






2013 г.



Объект исследования: 

 музей МОУ гимназии №9 г. Волгограда

Предмет исследования: 

экспозиции музея и их роль в формировании патриотизма у подростающего поколения.

Проблема исследования: 

В современной России особую актуальность приобретает необходимость воспитания духовности и патриотизма у подростков. Успешный ход реформ невозможен, если система формирования и развития школьников будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству. Богатейший материал, собранный в музее "Время и люди" активно используется в процессе выполнения программы "Патриотическое воспитание граждан РФ", в 2005 г. МОУ гимназии № 9 Комитетом по образованию администрации г. Волгограда  был присвоен статус «Муниципальная базовая площадка по патриотическому воспитанию подрастающего поколения».

Цель исследования: 

выяснить  значение и роль музея «Время и люди» для воспитания у обучающихся патриотизма, овладения ими  практических навыков поисковой и исследовательской работы.

Гипотеза исследования: 

Музей "Время и люди" играет ключевую роль в процессе духовно-нравственного воспитания подростков, формировании патриотизма у современных школьников, овладении ими навыками поисковой и исследовательской работы. 

Задачи исследования: 
  1. проследить пути становления музея "Время и люди";
  2. проанализировать содержание и деятельность музея;
  3. наметить пути для дальнейшего развития музея.
Перечень использованных источников:  

Основным источником написания данной работы стали материалы школьного музея «Время и люди» МОУ Гимназии № 9.

В фондах музея хранятся 582 экспоната, из них 283 фотографии, 63 вещественных источника,  236 документов. В фондах  хранится более 50 фронтовых писем выпускников школы №25 - гимназии №9.

Следует особо отметить 76 именных папок, где хранятся свидетельства об окончании учебного заведения, фронтовые письма учителей и выпускников, справки о присуждении им звания Героя Советского Союза, благодарности, автобиографии, почетные грамоты, фотографии военных лет.

Обоснование выбора использованных источников: 

В работе использовались  материалы, выставленные в музейных экспозициях, которые в наибольшей степени позволяют передать дух военной эпохи, мотивы героизма и мужества учителей и выпускников военного времени. Следует особо отметить подлинные фотографии с подписями учеников, отражающие их отношение к родной школе и учителям. Чувства и переживания, связанные с ужасами войны в наибольшей степени нашли отражение в фронтовых письмах.  

Отдельно следует отметить  материалы  боевого пути 1104 – пушечного артиллерийского полка Резерва Главного командования (ПАП РГК). Здесь представлено 107 карточек ветеранов полка и около сотни писем, присланных из Куйбышева, Одессы, Астрахани, Магадана, Киева, Томска, Москвы, Ленинграда.

Описание источников: 
Основная часть:  

Глава 1.  Пути становления музея "Время и люди".

Поисковый отряд СШ № 25 был создан в 1963 году. Его основной задачей являлось – собрать материал о 1104 ПАПРГК. На основе собранного материала в школе был открыт уголок «Боевой славы», посвященный фронтовым дорогам. (1982-1992). А затем уголок, пополненный материалами полка, получил статус комнаты «Боевой славы 1104 ПАПРГК» и просуществовал до 2005 года.

Долгие годы галерею светлых образов выпускников СШ № 25 г. Сталинграда, защитников нашей Родины, собирала учитель истории, их классный руководитель Анна Андреевна Прушинская. Эвакуированная из поселка Бекетовка в Куйбышев, Анна Андреевна Прушинская регулярно получала и бережно хранила письма с полей сражений своих учеников. Часть писем была передана в СШ № 25 родителям предвоенного выпуска. Уходя на заслуженный отдых, Анна Андреевна Прушинская передала весь материал своей ученице, Надежде Михайловне Банькиной. Собранные документы, записи встреч с выпускниками СШ № 25, проживающими в нашем районе, стали основным фундаментом для создания школьного музея «Время и люди», который был открыт трудами учителя истории Ларисы Ивановны Табаковой. Ею были посещены все школьные музеи города, собраны экспонаты и документы, отображающие период становления и развития школы, которая в 30-е годы называлась Ф.З.Д. № 25. Об этом свидетельствует архивный материал «Из постановления крайкома ВКП (б о распространении опыта работы образцовых школ от 10 января 1934 г.». В ходе сбора материала о выпускниках СШ № 25 откликнулись многие выпускники, живущие в разных концах города и страны. Появилась необходимость систематизировать весь этот материал и создать книгу «Память поколений», автором которой  и является Табакова Л.И. Книга торжественно была вручена 9 мая 2007 года всем живущим выпускникам предвоенных лет. С 1982 г. Табакова Л.И. занималась поисковой деятельностью и была руководителем, вначале, уголка «Боевой Славы» 1104 ПАП РГК, затем руководителем комнаты «Боевой Славы». Совместно с активом ребят с 5 по 9 классы велась переписка с ветеранами этого полка, был собран большой материал воспоминаний воинов полка о Сталинградской битве.

Учащиеся собрали огромный материал и по истории Кировского района. Актив комнаты «Боевой Славы» всегда занимал призовые места в районах играх – викторинах о Сталинградской битве.

Время шло, переписка стала угасать, ветераны полка уходили из жизни. Лариса Ивановна предложила открыть музей истории школы № 25. В эту работу были включены и дети, и родители, и ветераны педагогического труда. Благодаря директору           гимназии № 9, Проказовой Ольге Геннадьевны, оказавшей большую помощь в создании музея, в 2005 году он был открыт.

Лариса Ивановна имеет награды:

  • Медаль «Ветеран труда»;
  • Знак ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За активную работу по воспитанию детей и подростков»;
  • Почетный знак города – героя Волгограда «За верность Отечеству»;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Глава 2. Содержание и деятельность музея.

Музей МОУ гимназии №9 «Время и Люди» состоит из двух музеев. Первый «История школы №25 – гимназия №9» и второй «История боевого пути 1104 ПАП РГК», но в целом это один военно-исторический музей, расположенный в холле третьего этажа.

Экспозиции музея «Истории школы №25 – гимназии №9 в количестве 17».

Краткое описание экспозиции:

1. Фотографии трёх зданий школы, текст об истории школы №25 – гимназии №9 и показатели учебно-воспитательного процесса.

2. Первый директор школы Филиппов Арсений Петрович был выходцем из рабочего класса. Внешний вид учащегося на фотографиях 30-х годов говорит о нелёгкой судьбе нашего государства, набиравшего силу в годы 1-й пятилетки, и тем не менее так заботливо относилось наше правительство к учителям. Документы учителя истории Прушинской А.А. рассказывают о поощрениях за высокие показатели в учебно-воспитательной работе. В 1934-1935 году она была премирована отрезом на костюм, в 1935-1936 году поездкой по Волге. Прушинская Анна Андреевна в 1937 году была с группой учителей истории г.Сталинграда на приёме у Н.К.Крупской.

3-4. Выпускники 1940-1941 годов в составе 53 человек вместе с директором Лебедевым И.И. добровольцами ушли на фронт. Уходя на фронт, они с большой любовью подписывали свои фотографии на память учителям. Многие из них геройски погибли: Ксенофонтов Иван, Смирнов Владимир – лётчики, о их подвигах повествуют архивные документы. Генералов Вячеслав дошёл до Берлина, получив 7 ранений, но 8-е ранение оказалось роковым.

Дмитриев Григорий – танкист, сгорел в танке 9 мая в Праге. Девушки: Агафонова Нина, Павлова Ольга наряду с мужчинами выполняли боевые задания.

Лосевская Антонина Степановна – участница Сталинградской битвы, после войны работала учителем.

Крылов Лев Алексеевич – воевал на Дальнем Востоке, ныне известный художник г.Волгограда.

5-6. Фронтовые дороги учителей СШ №25. Учителя – Лосевская А.С., Корчагина П.И., Пелипенко М. И., Смерткин П.П., Леонтьева З.К., Щербакова Г.П.

7-8. Фотографии педагогического коллектива средней школы №25 – гимназии №9 с 30-х годов по наше время.

12-13. Фотографии и документы выпускников – кандидатов наук и учителей – победителях Международных конкурсов и олимпиад.

В витринах:

  1. Экспонаты школьных принадлежностей 40-х и 50-х годов.
  2. Пионерские газеты, значки, галстук, устав ВЛКСМ.
  3. Форма скаутов.
  4. выставка пионерской атрибутики: знамя, отрядные флаги, горны, барабан.
  5. За стеклянными витринами октябрьская и пионерская форма.
  6. На подиуме школьная форма парта 60-х – 80-х годов.
  7. Личные вещи выпускника Сталинградской школы №25 им. Крупской Шадрина Леонида Васильевича, выпускника 1956 года, участника Чернобыльских событий.
  8. Докторский труд профессора кафедры педагогики ВГПУ Бессарабовой И.С., выпускницы СШ №25 1989 года.

В музее «Боевой путь 1104 ПАП РГК» представлены следующие экспозиции:

В витринах размещены подарки, личные вещи, письма ветеранов 1104 ПАП РГК.

В журнале основного фонда военно-исторического музея числится 582 экспоната: фотографии 283 шт., вещей 63 шт., документов 236 шт.

Система работы по героико-патриотическому воспитания в музее «Время и Люди»:

  1. Поисковая работа, которая способствует написанию научно-исследовательских работ и созданию рукописных книг.
  2. экскурсии по памятным местам Волгограда и области способствует созданию фильмов и презентаций.
  3. Тематические уроки, митинги, встречи с ветеранами дают живой материал для работы.
  4. Проведение гражданских акций районного и городского масштаба.
  5. Связь с образовательными учреждениями района, взаимодействие с учреждениями культуры, архивными фондами музея Кировского района и областного Государственного архива.
  6. Участие в проектах.

Обучающиеся, члены Актива отряда Юный сталинградец занимаются научно – исследовательской работой:«В Бекетовке под Сталинградом» (немецкие военнопленные в лагере № 108); «Женщины – гордость России», «Люди, создающие будущее России» (образование на современном этапе), «Экспонаты – свидетели Сталинградской Битвы», « … партизаны лишь 9-ти от роду лет», «Из – за школьной парты в герои».

Система работы по героико-патриотическому воспитанию осуществляется через следующие формы работа:

  1. Поисковая работа, которая способствует написанию научно – исследовательских работ и созданию рукописных книг.
  2. Экскурсии по памятным местам Волгограда и области способствуют созданию фильмов и презентаций.
  3. Тематические уроки, митинги, встречи с ветеранами дают живой материал для работы.
  4. Проведение гражданских акций районного и городского масштаба.
  5. Связь с образовательными учреждениями района, взаимодействие с учреждениями культуры , архивными фондами музея Кировского района и областного Государственного архива.
  6. Участие в проектах.

 

Заключение:  

В 2005 году 6 мая в нашей гимназии был открыт школьный музей «Время и люди» на основе собранного материала по истории школы №25. Музей расположен в холле 3-его этажа.

Отряд «Юный Сталинградец», созданный в нашей гимназии №9, продолжает работу по героико-патриотическому воспитанию. Формы работы разнообразны: экскурсии по музею, встречи с ветеранами, уроки мужества, краеведческие прогулки, использование материала музея на уроках литературы и истории. Мы поддерживаем тесную связь с сыном Лебедева Ивана Ивановича Лебедевым Юрием Ивановичем, с внучкой Лебедева Ивана Ивановича. Поддерживаем связь с двоюродной сестрой матери Героя Советского Союза Дмитриевым Григорием Яковлевича Григорьевой Галиной Николаевной. У нас налажена тесная связь с  Мелиховым Александром Константиновичем выпускником СШ №25 1939 года, участником пленения фельдмаршала Паулюса.

На территории гимназии №9 в 2008 году по инициативе актива школьного музея, совета старшеклассников и членов Ассоциации «Дети Сталинграда» был открыт Памятный знак выпускникам и педагогам сталинградской школы №25, ушедшим добровольцами на фронт в июне 1941 года. почётное право открыть памятный знак было предоставлено сыну директора школы №25 Юрию Ивановичу Лебедеву, бывшей ученице школы №25, участнице ВОВ Антонине Степановне Лосевской, ученикам гимназии №9 Яне Андриановой и Сергею Высоцких.

Они подняли полотнище, и мы увидели солдатское письмо с летящими журавлями и слова: «Мы вернёмся сюда, Мы вернёмся, учитель! Мы выдержим этот экзамен… Г. Сталинград, июнь 1941 г., 10-й класс, школа №25».

…Теперь даже шалуны, сбежав по ступеням на школьный двор, увидят парту, а на ней слова: «ГЕРОЯМ ПАВШИМ И ЖИВЫМ». А над партой, где стоит чернильница с пером, - письмо. Ребёнок постоит здесь и вспомнит тех, кто ушёл в бой от школьного крыльца.

Сегодняшнее поколение учителей и учеников с трепетной заботой бережёт весточки из прошлого – фотографии строительства школы (1929 г.), фотографии почти всех довоенных выпусков, фронтовые фотографии и письма ребят своим учителям и документы военных лет.

Литература:  

Источники

  1. Фронтовые письма 1941-1945 гг. выпускника г. Сталинграда 1941 года СШ № 25 В.М. Генералова – папка инв. № 47// Музей истории школы МОУ гимназии № 9
  2. Папки поименные в алфавитном порядке //Музей истории школы МОУ гимназии № 9
  3. Журнал поступления основного фонда//Музей истории школы МОУ гимназии № 9
  4. Журнал поступления научно-вспомогательного фонда//Музей истории школы МОУ гимназии № 9
  5. Дидактический материал (презентации, фильмы, методические разработки) //Музей истории школы МОУ гимназии № 9

 Литература

  1. Нам завещена память и слава/ сост. Д.В. Быков / под ред. И.А. Радченко. – Волгоград, 2008.
  2. Память поколений / сост. Л.И. Табакова; МОУ гимназия № 9 Кировского района г. Волгограда. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2008.
  3. Сборник методических материалов в помощь организаторам патриотического воспитания./сост. Д.В. Быков, Л.И. Глыжко. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
  4. Юбилей Великой Победы – канун возрождения и развития российского патриотизма/А.Н. Вырщиков и др. – Волгоград: Издатель, 2005.