Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Заплавинская СОШ" с. Заплавное,Ленинского района, Волгоградской области
Областной конкурс "Музей-школа-музей"
Номинация: Наш музей
Школьный музей - незабываемая память о героях Великой Отечественной Войны
Авторы:
Куликова Анна Андреевна
Научные руководители:
Любовь Владимировна Поликарпова
2013 г.
Объект исследования:
Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы роного края.
Предмет исследования:Школьный музей образовательного учреждения.
Проблема исследования:Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Долг музея - сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.
Цель исследования:Сохранять для будущих поколений все ценное и достойное.
- Музей образовательного учреждения
- Музей памяти погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны
Нынешнее поколение должно хранить память о страшных годах нашей Родины.
Задачи исследования:- История создания школьного музея
- Основная задача работы музея
- Основныенаправления деятельности музея
- Совет (актив) музея
- Устные источники
- Фотографии
- Документы из семейного архива
- Предметы материальной культуры: медали.
Я использовала все перечисленные мною источники для того,что бы более емко расскрыть свою работу.
Описание источников:-
С 1968 года в школе начала работу поисковая группа «Поиск». Ее главная цель – установить имена погибших. Благодаря ребятам, которые работали в группе на протяжении 16-ти лет, был собран богатый материал. В 1984 году был открыт музей «Боевой славы» с целью углубления патриотического и нравственного воспитания учащихся, создания условий для развития личностной сферы.
- Основной задачей работы музея является:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции
- Восстановление имен героев и выдающихся личностей нашего села.
3. Деятельность музея ведется по трем направлениям:
-
История ВОВ и ее герои
-
Краеведение (изучение родного края, выдающихся личностей, внесших наибольший вклад в развитие села)
-
Поисковая деятельность (направлена на сбор различных материалов по истории ВОВ – фронтовые письма, награды, реликвии военных лет)
Особое место в музее отведено экспозициям «Защитники Сталиграда» и экспонатам военных лет. Ребята своими руками создали диораму битвы на высоте 102. В музее находятся реликвии: подлинные документы, солдатские письма, медали, благодарности верховного главнокомандующего, фотографии.
4. Работой школьного музея руководит Совет музея. В его состав входит 8 человек: заместитель директора ВР, учащиеся. Совет музея разрабатывает и утверждает планы деятельности, работает с фондами музея, обсуждает разнообразные вопросы деятельности музея, составляет проекты экспозиций, планирует и направляет поисковую работу, организует и проводит интересные встречи.
Основная часть:Для меня наш школьный музей не просто музей, а память о моем прадедушке. Он является одним из героев Великой Отечественной Войны села Заплавного. Для меня это честь и гордость быть его правнучкой.
Мой прадед Лишенков Василий Михайлович родился 12 апреля 1924 года в селе Заплавном. Детство свое провел здесь же. В 1931 году мой прадедушка, как и все дети, пошел в первый класс. В то время в школе было всего 7 классов. Окончив школу, он отправился в Астрахань и поступил в морское училище. В 1941 году он возвращается в родное село, в котором он узнает о начале Великой Отечественной Войны. В 1942 году, после того, как ему исполнилось 18 лет, его призвали на фронт. Военная дорога моего прадеда началась с защиты Сталинграда. Переломный момент Великой Отечественной Войны, как все мы знаем, был связан с городом Сталинградом, где проходили самые ожесточенные бои. О этих боях мой прадед рассказывал своим внукам, в том числе и моей маме, благодаря которой я и узнала о том страшном времени. Одна из историй, которая произвела на меня большое впечатление, защита Дома Павлого.
Он считался одним из престижных домов Сталинграда, рядом с ним располагались элитные жилые здания. В доме Павлова жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Этот дом прозвали Домом Павлова, потому что разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила указанный Жуковым четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. Трое суток вели ожесточенные бои с немцами, на четвертые сутки прибыло подкрепление, в котором был и мой прадед. Очень много солдат погибло там, но судьба моего прадедушки была к нему благосклонна. Это доказывается тем, что в один из боев, при освобождении дома, когда наши солдаты думали, что немцы погибли, Василий Михайлович решил запрыгнуть через окно на первый этаж, его сослуживец оттолкнул и прыгнул первым. К его несчастью, там оказался еще живой фриц, который выстрелил в него в упор. Тем самым судьба отвела моего прадеда от смерти.
Еще один из случаев, о котором поведал Василий Михайлович, когда вместе с другом они лежали в окопах и вели оттуда бой, шальная пуля снайпера попала в голову его друга, у которого череп раскололся пополам. Это было ужасное зрелище, от которого деду стало плохо. Но это была жестокая война.
Военная дорога моего прадеда продолжалась до самой Курской дуги. В один из боев под Курской дугой мой прадед был серьезно ранен в ногу. Его отправили в госпиталь, где он пролежал целый год. После госпиталя его комиссовали. Дед вернулся на родину в поселок Заплавное, где еще долгое время лечил не заживавшую рану на ноге. Дома он встретил долгожданную победу. Во время войны и после войны дед был награжден различными медалями и орденами.
В 1998 году мой дедушка умер, но память о нем до сих пор остается в наших сердцах. Мы благодарны ему и также всем солдатам нашей страны, что мы живем сейчас в мирное время!
Заключение:
Я надеюсь,что будущее поколение будет всегда хранить в памяти те события,которые произошли в годы Великой Отечественной Войны.
Литература:Пользовалась информацией,корою получала из опросов людей.