Информация об авторах:
Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа
Киквадзе Елена Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет дошкольного и начального образования, 3 курс, ДБSZ - 31
Научный руководитель:Спицына В.В. стар. преп.
Аннотация работы:
Исследование направлено на выявление особенности игровой деятельности в зависимости от пола ребенка в дошкольный период.
Используемые методики исследования:
- Беседа «Мальчики и девочки» Татаринцевой Н.Е.
- Интервьюирование детей В. Е. Кагана
- Беседа «Игровые интересы детей»
- Опросник для воспитателей
- Интервьюирование родителей
Основной текст:
Дошкольное детство – мечта для любого,
Игрушки, мультфильмы – вернуть бы такое,
Но все остается – рождаются дети.
Все мы для них - на этой планете!
Выготский Л.С, Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б. другие,
Исследовали, решали проблемы любые.
«Игра – это детство» - они говорили,
Играть надо вместе, а мы позабыли.
Поэтому нужно не только позволять играть, но и играть с ребенком, в соответствии с половой принадлежностью, это способствует становлению гендерной идентичности детей в игре.
Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности.
В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
− объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого развития в организации обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях;
− необходимостью гендерного развития начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью психологического учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста;
− требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования – «Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».
В данном исследовании можно исходить из гипотезы: игровая деятельность отображает уровень психического и личностного развития в целом ребенка, в зависимости от гендерной принадлежности.
Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена: игровой деятельности и гендерным особенностям детей дошкольного возраста. Вторая: Экспериментальное изучение гендерных особенностей в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:
Первая изучить возрастную динамику развития игровой деятельности, проанализировав отечественную и зарубежную психологию.
Вторая задача: Определить гендерное становление ребёнка-дошкольника в игре.
Нашей третьей задачей было: Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.
В решении четвертой задачи: Развивающие программы гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Организованная нами работа и использование развивающих программ оказала существенное влияние на учет гендерных особенностей для развития игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Проведение исследования осуществлялось с помощью следующих методик
- Беседа «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н.)
Цель: выявление представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
- Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) «Изучение гендерных установок у детей».
Цель: выявить гендерные установки детей старшего возраста.
- Беседа «Игровые интересы детей ».
Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста.
- Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек.
Цель наблюдения: выявить как игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста проявляются в игровой деятельности.
- Методика «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина).
Цель: выявление гендерных представлений у воспитателей.
- Наблюдение за воспитателем.
Цель: выявить, как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевой игры.
- Опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада» (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе»).
Цель: особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе развития мальчиков и девочек.
- Интервьюирование родителей.
Цель: выявление особенностей отношения к сюжетно - ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек старшего возраста дома.
- Анализ предметно - развивающей среды группы детского сада.
Цель: изучить возможности предметно - развивающей среды в развитии игровых интересов с позиции гендерного подхода.
Список литературы:
-
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987
-
Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.
-
Бендас Т.В. Гендерная психология. − СПб.: Питер, 2006 − 431с.
-
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320с.
-
Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду; Пособие для дошкольных образовательных учреждений.-М;Линка-Пресс,2009.
- Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.
- Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве.- Мурманск 2001.