Информация об авторах:
Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Экспериментальная работа
Минина Светлана Алексеевна
Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет ПСиСР, группа ПС-ПОБ-4
Научный руководитель Андрущенко Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и развития
Аннотация работы:
В данной экспериментальной работе представлена проблема отношения подростков к уникальным эпизодам их жизни. В ходе исследования были получены эмпирические данные о том, какие события подростки считают уникальными в своей жизни, значимыми.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что в подростковом возрасте наиболее значимыми событиями жизни будут являться следующие: события, связанные с семейной ситуацией – в прошлом, события, связанные со сферой общения и учебной деятельностью – в настоящем, события, связанные с предполагаемой профессиональной деятельностью – в будущем.
По результатам экспериментальной работы получены количественные и качественные данные о значимых событиях жизни подростков.
Практическая значимость работы заключается в определении уникальных эпизодов жизненного пути подростков. Работа будет полезна для дальнейшего рассмотрения проблемы отношения подростков к событиям собственной жизни.
Используемые методики исследования:
В ходе экспериментального исследования была использована следующая система методов:
- Эмпирические методы:- анализ продуктов деятельности, представленный методиками «Моя линия жизни» (А.А. Кроник, Е.И. Головаха), «События» (Н.А. Логинова), техника из письменных практик «Автобиография за 5 минут».
- Обрабатывающие методы: метод контент-анализа, метод описательной статистики.
- Методы интерпретационного анализа.
База эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе МОУ гимназии № 3 и МОУ СОШ № 106 г. Волгограда с обучающимися девятого класса в возрасте 15 лет. Общее число подростков, принявших участие в исследовании, составило 37 человек, из них 20 девочек (54 %) и 17мальчиков (46%).
Основной текст:
УНИКАЛЬНЫЕ ЭПИЗОДЫ ЖИЗНИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПОДРОСТКОВ
Актуальность проблемы. Переходный возраст является значимым этапом развития личности подростка. Почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Подростковый возраст является определяющим для формирования целостного образа будущего подростка.
Изучение субъективной картины жизненного пути в большей степени связывают со зрелыми возрастами или с профессиональной деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач и др.), тем не менее, интересным и важным является изучение картины жизненного пути в подростковом возрасте, так как именно на этом этапе формируются целостные представления о мире и собственной жизни в нем. Также в этом возрасте особенно остро встает проблема идентичности как целостности личности в прошлом, настоящем и будущем (Э. Эриксон).
Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров.
Современная психология рассматривает каждого человека как живущего в окружающем его мире действительности, в том мире, который он воспринимает непосредственно, в котором он, находясь во взаимодействии с другими людьми и окружающей природой, осуществляет свою жизнедеятельность.
Исходное состояние проблемы. Анализ работ по проблеме жизненного пути показывает, что данная проблема изучалась как зарубежными, так и отечественными специалистами.
Попытки изучения жизненного пути предпринимались зарубежными и отечественными учеными с начала XX в. Особенно следует отметить психоаналитическую школу (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни), индивидуальную психологию А. Адлера, эпигенетический подход Э. Эриксона. Начало собственно психобиографическому направлению в психологии дала австрийский психолог Ш. Бюлер (1935), которая разработала схему периодизации жизненного пути личности, выдвинула идею многофазности жизненного пути человека и предположила, что главной движущей силой развития человека является самоосуществление.
В отечественной психологии в целом можно выделить два направления изучения жизненного пути и его феноменов: 1) философская концепция С.Л. Рубинштейна; 2) психологическая теория Б.Г. Ананьева. В рамках первого направления предлагался целостный подход к жизненному пути человека, подчеркивались движение человека к высшим, нравственным ценностям, а также его способность активно менять свою жизнь, воздействовать на мир. В рамках второго интегративного направления жизненный путь рассматривался как сочетание онтогенетических, исторических и биографических событий в жизни человека. Жизненный путь человека представал как целостное развитие человека в едином жизненном цикле. Оба подхода к изучению жизненного пути носят системный характер.
Представления личности о мире лежат в основе формирования картины мира (или образа мира), изучение которой в отечественной психологии начато в трудах А.Н. Леонтьева. В настоящее время эта проблема по-прежнему привлекает внимание психологов. Представления человека о времени собственной жизни частично исследованы. Различные взгляды по данному вопросу представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Е.И. Головахи, П.П. Горностая, В.Н. Карандышева, Е.И. Киричука, В.И. Ковалева, А.А. Кроника, СЛ. Маркова, В.И. Мудрака.
Картина мира в подростковом возрасте не может быть достаточно полной. Всякая картина мира – это субъективное представление. Но от того, как она будет формироваться, насколько личность в подростковом возрасте окажется готовой для преодоления каких-то трудностей, будет зависеть и дальнейший результат.
Объектом нашего исследования являются уникальные эпизоды жизни подростков, а его предметом- отношение подростков к событиям жизни.
Учитывая все вышесказанное, мы следующим образом определяем цель настоящей работы: определить особенности отношения подростков к уникальным эпизодам их жизненного пути.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К УНИКАЛЬНЫМ ЭПИЗОДАМ ИХ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Программа исследования, обоснование выборки
Наше исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе необходимо было накопить факты, которые характеризуют уникальные эпизоды жизненного пути подростков. Небольшие трудности составил выбор путей и методов исследования. Во-первых, мы отвергли метод стандартизированного опроса, поскольку данный метод не позволяет нам выявить уникальность событий жизни подростков. Во-вторых, мы отказались от метода эксперимента, так как не нашли формы эксперимента, адекватного для решения поставленной нами задачи. Наиболее приемлемой для нас стала программа, основанная на методе анализа продуктов деятельности.
При выборе методов исследования мы исходили из предположения о том, что жизненный путь подростков строится на основе выделенных ими событий жизни. Среди этих событий встречаются уникальные события, которые зависят от отношения к ним. Уникальные эпизоды жизненного пути подростков заключаются в переживаниях, которые они через себя пропускают. Исходя из этого предположения, мы остановились на методе анализа продуктов деятельности. Данный метод дает возможность подросткам самостоятельно выстроить картину своего жизненного пути. Анализ продуктов деятельности мы проводили с помощью метода контент-анализа.
Метод конетент-анализа представляет собой метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания.
Таким образом, в составлении методического аппарата исследования нами было принято решение остановиться на методе анализа продуктов деятельности, далее рассмотрим применяемые в нашем исследовании методики анализа продуктов деятельности.
В данном исследовании нами была предложена методика «Моя линия жизни» [З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, 2007, с. 258]. Основу данной методики составляют контент-единицы, которые мы выдвигали по результатам получения данных. Данная методическая процедура позволяет нам выделить наиболее значимые для подростков события жизненного пути на разных временных промежутках (прошлое, настоящее, будущее). Процедура проведения данной методики состоит в следующем: подросткам предлагалось на бланках с заготовленным отрезком жизненного пути отметить события в прошлом, настоящем и будущем, которые являются для них значимыми. Им необходимо было обозначить место на линии, где они ощущают себя в настоящее время, отметить предпочитаемый возраст. Затем на промежутке от прошлого до настоящего необходимо было обозначить наиболее значимые события. И последним шагом необходимо было спланировать будущую жизнь и обозначить события на линии.
Еще одной методической процедурой исследования явилась методика «События» [ Н.А. Логинова, 2001, с. 63]. Данная процедура отличается от предыдущей тем, что перед построением линии жизни необходимо было выдвинуть свое предположение о том, что представляет собой понятие «событие». Это явилось дополнительным показателем для проведения контент-анализа. Подросткам предлагалось самостоятельно изобразить линию своего жизненного пути, отметить на ней рубежи «Прошлое-настоящее», «Настоящее- будущее». Затем также предлагалось наполнить линию жизни значимыми событиями. События подростки описывали в табличной форме, предложенной в бланке.
Последним шагом эмпирического исследование было предложено написание подростками своей автобиографии за пять минут (Д.А. Кутузова). Данный прием является примером письменных практик и также представляет метод анализа продуктов деятельности. Процедура проведения заключалась в следующем: подросткам предлагалось за 5 минут написать свою автобиографию. Написав предварительно свою автобиографию, подростки читали написанное и обращали внимание на то, что в их записях точно не хватает. Затем подросткам предлагалось еще пять минут, чтобы завершить свою автобиографию. По результатам анализа продуктов деятельности также был проведен контент-анализ.
Задачи и методы определили организацию исследования. Мы изучали обучающихся МОУ СОШ № 106 и МОУ Гимназии № 3. В фокусе нашего исследовании оказались старшие подростки, дети в возрасте 15 лет.
Общее число опрошенных составило 37 человек. В исследовании приняли участие 20 девочек (54 % от общей выборки) и 17 мальчиков (46 % от общей выборки).
На занятиях по договоренности с администрацией МОУ СОШ № 106 и МОГ Гимназии № 3исследование проводилось фронтально. Детям предлагалось поработать с предложенными бланками. Для установления доверия между подростками и исследователем и заинтересованности в работе детям была гарантирована анонимность. При организации исследования в учебной аудитории помимо исследователя присутствовал классный руководитель.
В следующем разделе рассмотрим результаты проведенного исследования.
Результаты исследования, их анализ и обсуждение
Сначала обратим внимание на общие результаты анализа продуктов деятельности. Все полученные нами от обучающихся бланки были заполнены. Это говорит о высокой степени активности участников исследования.
Рассмотрим результаты анализа полученных данных по методике «Моя линия жизни» (табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Темпоральная распределенность событий жизненного
пути подростков, в %
Темпоральные характеристики
Содержание событий |
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Всего |
Поездка за границу |
2 |
0 |
6 |
8 |
Первая любовь |
2 |
0 |
0 |
2 |
Поступление в школу |
7 |
0 |
0 |
7 |
Рождение |
4 |
0 |
0 |
4 |
Рождение брата/сестры |
5 |
0 |
0 |
5 |
Обучение |
0 |
4 |
0 |
4 |
Получение аттестата |
0 |
2 |
0 |
2 |
Поступление в университет |
0 |
0 |
14 |
14 |
Создание семьи |
0 |
0 |
16 |
16 |
Рождение ребенка |
0 |
0 |
8 |
8 |
Работа/построение карьеры |
0 |
0 |
16 |
16 |
Появление самостоятельной жизни |
0 |
0 |
5 |
5 |
Окончание школы/сдача экзаменов |
0 |
0 |
7 |
7 |
Окончание университета |
0 |
0 |
2 |
2 |
Всего |
20 |
6 |
74 |
100 |
По полученным данным мы видим, что наибольшая насыщенность жизненного пути в подростковом возрасте наблюдается в будущем.
Если рассматривать наиболее значимые события по каждому временному промежутку, то мы видим следующее: 9 человек от общего числа опрошенных выделяют значимым и уникальным событием в прошлом поступление в школу (7 % от общего числа событий). Можно предположить, что выделение данного события как уникального может быть связано с тем, что подростки считают начало школьной жизни первым шагом к становлению самостоятельности. 5 человек выделяют значимым событием собственное рождение (4 %). Для подростков это может быть значимым, поскольку они осознают свое существование и могут считать, что рождение человека – это начало жизненного пути. 6 человек (5 %) выделили в прошлом такое значимое событие как рождение брата или сестры. Значимость этого события для подростков может заключаться в том, что в детстве с появлением брата или сестры они могли чувствовать себя старше, охотно помогать родителям, тем самым, оказывав им поддержку. 2 человека выделили значимым событием поездку за границу – 2 % от общего числа событий. Можно предположить, что значимость данного события заключается в том, что подростки, благодаря этой поездке, могли получить новые впечатления, обрести новые знакомства. Ну и наконец, 3 человека указали на значимость события первая любовь (2 %). Возможно, это может быть связано с тем, что эта первая любовь могла быть признаком взрослости и также могла быть связана с приобретением новых впечатлений от дружбы.
Таким образом, мы видим, что в данной части анализа темпоральной
распределенности событий жизненного пути наша гипотеза о том, что наиболее значимыми для подростков событиями в прошлом будут являться события, связанные с семейной ситуацией, не подтвердилась.
Обратимся к анализу значимых событий, выделенных подростками в настоящем.
5 человек выделяют в качестве значимого события обучение (4 %) и 3 человека (2 %) выделяют событие получение аттестата. Значимость именно этих событий может быть связана с тем, что подростки, принявшие участие в исследование, обучаются в девятом классе и впереди их ждет сдача экзаменов. Наименьшая насыщенность линии жизненного пути на данном временном отрезке может быть связана с тем, что для подростков настоящее время - это короткий промежуток времени, который захватывает весьма близкое прошлое и весьма близкое будущее. При работе с учащимися от них звучали такие фразы, как: «Ну, сегодня и есть настоящее», «Вчера уже прошло, значит, это прошлое» и т.п.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что в данной части анализа наша гипотеза частично подтвердилась. Лишь частичная подтвержденность гипотезы связана с тем, что малый процент опрошенных наполнили свое «Настоящее».
Теперь рассмотрим значимые события подростков в будущем.
Наиболее значимым событием в будущем подростки отмечают событие работа/создание карьеры –16 % (отмечают 20 человек). Это может быть связано с тем, что подростки уже сейчас находятся на ступени выбора профессиональной деятельности и в будущем они уже видят свое профессиональное становление. Еще одним значимым событием подростки выделяют поступление в университет – 14 % (17 человек). Значимость данного события также состоит в том, что детям предстоит выбрать учреждение для дальнейшего получения профессии. Также большое число опрошенных (19 человек) выделили в качестве значимого события создание семьи (16%). Вероятнее всего, это связано с тем, что дети планируют свою будущую самостоятельную жизнь не только в образовании. Значимыми событиями, которые также связаны с семейной ситуацией, являются рождение ребенка (8 %), появление самостоятельной жизни (5 %).
По полученным результатам видно, что наибольшую значимость событий в будущем приобретают события, связанные с предполагаемой профессиональной деятельностью подростков, а также семейное жизнеустройство. Исходя из этого, можно сказать, что на данном этапе анализа наша гипотеза о том, что в будущем значимыми событиями будут являться, события, связанными с предполагаемой профессиональной деятельность частично подтвердилась, содержание ожидаемых событий в будущем дополнено.
Подводя итог всему вышесказанному, скажем, что на данном этапе анализа результатов эмпирического исследования наша гипотеза частично подтвердилась.
Далее рассмотрим результаты эмпирического исследования по методике «События».
Детям предлагалось перед наполнением линии жизненного пути событиями написать свое предположение о том, что представляет собой событие. Был проведен контент-анализ текстов высказываний.
15 % опрошенных (6 человек) считают, что событие – это то, что произошло или может произойти. Еще 15 % подростков (6 человек) считают, что событие – это то, что можно запомнить на всю жизнь. 24 % респондентов (9 человек) считают событием какой-либо факт жизни. 38 % детей (14 человек) считают, что событие – это то, что может изменить что-либо в жизни. Положительный или отрицательный случай в жизни считают событием 8 % опрошенных (2 человека).
Теперь рассмотрим темпоральную распределенность событий жизненного пути по методике «События» (табл. 2.2.).
Таблица 2.2.
Темпоральная распределенность событий жизненного
пути подростков, в %
Темпоральные характеристики Содержание событий |
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Всего |
Поступление в школу |
11 |
0 |
0 |
11 |
Занятие спортом |
4 |
0 |
0 |
4 |
Детство с семьей |
7 |
0 |
0 |
7 |
Рождение брата/сестры |
8 |
0 |
0 |
8 |
Первая любовь |
3 |
0 |
0 |
3 |
Переезд в другой город |
2 |
0 |
0 |
2 |
Обучение в школе |
0 |
10 |
0 |
10 |
Окончание школы |
0 |
0 |
3 |
3 |
Ссора с подругой |
0 |
3 |
0 |
3 |
Поездка в другой город |
0 |
2 |
0 |
2 |
Сдача экзаменов |
0 |
2 |
0 |
2 |
Поступление в университет |
0 |
0 |
14 |
14 |
Построение карьеры |
0 |
0 |
9 |
9 |
Создание семьи |
0 |
0 |
13 |
13 |
Окончание университета |
0 |
3 |
3 |
6 |
Смерть |
0 |
0 |
3 |
3 |
Всего |
35 |
23 |
42 |
100 |
По полученным данным относительно временного интервала «Прошлое мы видим, что наибольшую значимость приобретают события, связанные с семейной ситуацией отмечают – 15 % (16 человек). Значимым событием подростки также выделяют поступление в школу – занимет 11 % на линии жизни (4 человека). И еще одним значимым событием в прошлом подростки выделяют событие первая любовь - 3 % (3 человека). Таким образом, мы видим, что часть гипотезы, где предполагается, что значимыми событиями в прошлом будут являться события, связанные с семейной ситуацией, подтверждается.
Обратимся к анализу выделенных подростками значимых событий в настоящем.
11 человек от общего числа опрошенных выделяют в качестве значимого события обучение в школе – 10 %. Это может быть связано с тем, что в настоящее время они учатся в школе и для них сейчас это основное.
2 человека считают значимым для себя окончание университета –3 % от общего количества значимых событий. Мы видим, что отрезок линии жизненного пути этих детей выходит за пределы ближайшего настоящего. 3 человека важным событием выделяют окончание школы (3 %). Это может быть связано с тем, что участники исследования учатся в девятом классе и для некоторых из них это выпускной класс, соответственно и окончание школы. Для двух подростков значимым является сдача экзаменов (2 %). Это также связано с тем, что дети сейчас заканчивают девятый класс и необходимо сдавать экзамены. И наконец, 3 человека считают значимым событием ссору с подругой – 3 %. Значимость этого события может заключаться в том, что в подростковом возрасте дети серьезно относятся к дружбе со сверстниками, поскольку именно в подростковом возрасте для них очень важно признание окружающих их сверстников. Остальная часть опрошенных не выделяет в настоящем времени иных значимых событий. Таким образом, мы видим, что наша гипотеза о том, что значимыми событиями в настоящем будут являться события связанные со сферой общения и учебной деятельностью подтверждается.
Посмотрим на результаты распределенности событий в будущем.
14 % от общего количества значимых событий занимает поступление в университет. Значимость этого события выделили 15 человек. 3 % линии жизни занимает окончание университета. Это событие является значимым для трех человек. Значимость этих событий может быть связана с тем, что впереди у подростков – выбор профессии и профессиональное становление. Также это событие может быть значимым по той причине, что поступление в университет может стать началом взрослой самостоятельной жизни.
9 человек считают значимым событием создание карьеры. Это событие занимает 15 % от общего количества значимых событий. 13 % занимает событие создание семьи. Это событие отмечают 14 человек. Значимость события может быть связана также с появлением взрослой самостоятельной жизнью. И наконец, 3 человека отмечают на своей линии жизни такое событие как смерть (3 %). Возможно, это может быть связано с тем, что подростки окончание жизненного пути напрямую связывают с окончанием жизни. Таким образом, мы видим, что большую часть жизненного пути в будущем занимают события связанные с профессиональной деятельностью. Следовательно, наша гипотеза в этой части подтверждается.
Подводя итог анализа второй части нашего исследования, отметим, что значимыми событиями в прошлом являются события, связанные с семейной ситуацией, в настоящем – события, связанные со сферой общения и учебной деятельностью и в будущем – события, связанные с профессиональной деятельностью-. Исходя из этого, наша гипотеза подтвердилась.
Далее обратимся к результатам эмпирического исследования по приему из письменных практик «Автобиография за 5 минут».
Все участвовавшие в исследовании подростки с интересом восприняли задание. Единственным возмущением было то, что дается мало времени.
По результатам анализа автобиографических текстов отметим, что подростки в основном констатируют такие факты жизни, как рождение, посещение садика, поступление в школу, обучение, совместные поездки с родителями и др.
В качестве важных событий, которые подростки выделяют в своей автобиографии, являются следующие: рождение (отмечают 78 % исследуемых 29 человек), занятие спортом (16 % – 6 человек), события связанные с семьей (51 % – 19 человек). Среди таких событий выделяются: детство с родителями, рождение брата/сестры, поездки с родными, развод родителей. В прошлом также выделяется такое событие, как первая любовь (11 % – 4 человека). Также ярко выражены события, связанные с обучением. В прошлом: поступление в школу (54 % – отмечают 20 человек от общего числа опрошенных), в настоящем: обучение в школе, сдача экзаменов (24 % – 9 человек), в будущем: окончание школы, поступление в колледж/ВУЗ (32 % – 12 человек). Подростки считают важным отметить в своей автобиографии события, связанные с работой/созданием карьеры
(22 % – 8 человек) и события, связанные с созданием семьи (16 %- 6 человек). В настоящем времени дети выделяют также события связанные со сферой общения: поездки в лагерь (8 % – 3 человека), дружба (8 % – 3 человека).
По полученным данным видно, что большое внимание подростки уделяют в своей автобиографии событиям, связанным с семьей. Большая часть опрошенных выделяют эти события в детстве, т. е. в прошлом. Также подростки делают акцент на событиях, связанных с обучением во всех временных промежутках. Без внимания подростков, которые участвовали в исследовании не остаются такие события, как: работа, создание семьи. Эти события подростки указывают в будущем своей автобиографии.
Таким образом, проанализировав автобиографические тексты детей, можем сказать, что гипотеза о том, что значимыми событиями в подростковом возрасте будут следующие: события, связанные с семейной ситуацией – в прошлом, события, связанные со сферой общения и учебной деятельностью – в настоящем, события, связанные с предполагаемой профессиональной деятельностью – в будущем. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Выводы
- По результатам методики «Моя линия жизни» видно, что наибольшее число событий, наделяющих прошлое подростков составляют события, связанные с поездкой за границу (занимают 2 % от общего числа значимых событий), поступление в школы (7 %). Наибольшее число событий, наделяющих настоящее, составляют события, связанные с обучением (6 % от общего числа событий), в будущем –события, связанные с профессиональной деятельностью (39 %).
- По результатам методики «События» видно, что наибольшее число событий, наделяющих прошлое подростков составляют события, связанные с семейной ситуацией (занимают 15 % от общего числа значимых событий). Наибольшее число событий, наделяющих настоящее, составляют события, связанные с обучением (18% от общего числа событий), в будущем – события, связанные с профессиональной деятельностью (26 %).
- По результатам исследования « Автобиография за 5 минут» видно, что 19 человек подростков выделяют значимыми событиями в прошлом – события, связанные с семейной ситуацией. Этот показатель соответствует 51 % от общего числа исследуемых. 32 % подростков считают значимыми событиями в настоящем – события, связанные с обучением и 8 % считают события, связанные с дружбой и общением. И наконец, в будущем 32 % детей (12 человек) в качестве значимых событий выделяют поступление в университет и 22 % (8 человек) выделяют событие работа/создание карьеры.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что наша гипотеза о том, что в подростковом возрасте наиболее значимыми событиями жизни будут являться следующие: события, связанные с семейной ситуацией – в прошлом, события, связанные со сферой общения и учебной деятельностью – в настоящем, события, связанные с предполагаемой профессиональной деятельностью – в будущем, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизненный путь личности будет отражать, фиксировать в себе личностный смысл событий, связанных в систему текущей жизнедеятельностью субъекта в конкретной жизненной ситуации, то есть жизненный путь может быть представлен как временная организация смысловой реальности личности. Уникальными эпизодами жизненного пути в подростковом возрасте являются жизненные факты, которые каким-то образом повлияли на жизнь личности, на его отношение к действительности. От того, как подростки относятся к событиям, будет зависеть их уникальность.
Жизненный путь с психологической позиции представляет собой систему смыслов событий, которые будут располагаться условно в прошлом или будущем. Условность эта определяется тем фактом, что прошлое в аспекте хронологии – нечто свершившееся и не подлежащее изменению, то же можно сказать и о будущем – это нечто, не свершившееся и, возможно, никогда не реализующееся.
Консультирование подростков по проблеме выявления уникальных эпизодов жизненного пути строится на основе определенных этапов задавания направляющих вопросов. Эти вопросы консультант задает человеку в ходе ведения беседы.
Необходимо, чтобы подростки понимали источник того или иного эпизода их жизни, то, как этот эпизод влияет на их жизнь и к каким последствиям может привести. Тогда они смогут понять, какое место событие занимает их жизни.
Исходя из результатов эмпирического исследования, следует сделать вывод о том, что событиями, которые вызывают у подростков переживания, которые занимают особое место их жизни, являются следующие: прошлом – это события, связанные с семейной ситуацией, в настоящем – события связанные с учебной деятельностью и общением, в будущем – события, связанные профессиональной деятельностью. Эти данные могут нам быть полезны в дальнейшей исследовательской работе тем, что мы можем постараться глубже понять, почему именно эти события для подростков являются уникальными и именно в указанные промежутки времени.
Список литературы:
- Абульханова К. А. Время личности и время жизни / Под ред. К. А. Абульхановой, Т. Н. Березиной. СПб.: Алетейя, 2001. – 365с.
- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. – 208 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Под ред. Куликова Л. В. СПб.: Питер, 2009. – 284 с.
- Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь / Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Под ред. Куликова Л. В. СПб.: Питер, 2009. – 284 с.
- Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001. – 147 с.
- Рубенштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. – 512 с.