Особенности экзаменационной тревожности старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи ЕГЭ

Информация об авторах:

Министерство образования науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический

 университет»

 

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

 

Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа 

Особенности экзаменационной тревожности

 старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи ЕГЭ

 

 

 

Исполнитель:

Граница Валерия Георгиевна

3 курс, группа ПС-ПОБ-31

Научный руководитель:

Шубина Анна Сергеевна

канд. психол. наук, доцент

 

 

 

                        

Волгоград, 2014

Аннотация работы:

 В работе представлены особенности эмоциональных переживаний старшеклассников, связанных с необходимостью сдачи ЕГЭ. Тревожность проанализирована как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, имеющим отрицательную эмоциональную окраску. Частным проявлением тревожности выступает учебная. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях. В последнее время в связи с введением процедуры ЕГЭ можно говорить о специфичном типе экзаменационной тревоги обучающихся

Используемые методики исследования:

Для проверкивыдвинутой гипотезы исследования были использованы  следующие методические процедуры:

  • тест школьной тревожности (Филлипс),
  • опросник «Список стрессовых событий» (Анна Михайловна Прихожан модифицированный вариант),
  • методика «Незаконченные предложения» (авторский вариант).

Основной текст:

Проблема тревожности является одной из самых актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях. В работах Зигмунд  Фрейда, Карен Хорни тревожность рассматривается как диффузное беспредметное опасение, особой ее характеристикой является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности. Анна Михайловна Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Николай Дмитриевич Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями.

В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования в 2001 году Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). В этой связи все более актуальным становится изучение влияния сдачи ЕГЭ на тревожность обучающихся 11 класса. Это обусловлено кардинальными изменениями в требованиях к сдаче экзаменационных испытаний учащимися в школе. Нововведения в системе общеобразовательных учреждений предъявляют высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов. 

Целью нашего исследования является выявление особенностей эмоциональных переживаний старшеклассников, связанных с необходимостью сдачи ЕГЭ для определения путей профилактики и преодоления экзаменационной тревожности.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера обучающихся  старших классов средних общеобразовательных школ.

Предмет исследования – особенности эмоционального состояния обучающихся старших классов, обусловленные необходимостью сдавать ЕГЭ

Гипотеза исследования: ситуация сдачи ЕГЭ воспринимается обучающимися старшеклассниками как стрессовая, что способствует повышению уровня тревожности.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить ряд задач.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой  гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. провести теоретический обзор научно-методической литературы по проблеме исследования и выделить основные подходы к изучению  тревожности у отечественных и зарубежных исследователей;
  2. составить программу эмпирического исследования особенностей переживаний обучающимися ситуации Единого Государственного Экзамена;
  3. выявить и описать особенности эмоционального состояния старшеклассников, связанных с необходимостью сдавать ЕГЭ.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами была использована система эмпирических методов:

  • тест школьной тревожности (Филлипс) для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние школьника, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими;
  • опросник «Список стрессовых событий» (Анна Михайловна Прихожан, модифицированный вариант),  для выявления общего, школьного, связанного с широким кругом учебных ситуаций и экзаменационного уровня стресса;
  • «Незаконченные предложения» (авторский вариант): данный метод позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки старшеклассников по отношению к учебе, учителям, к подготовке к экзамену. Исследование проходило в МКОУ Суляевской СОШ им. Федотова В. П. Выборка составляла 30 человек, обучающихся 11 класса, из них 17 девочек и 13 мальчиков.

В данном исследовании мы  понимали тревожность как состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Частным проявлением тревожности выступает учебная (школьная тревожность). Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В последнее время в связи с введением процедуры ЕГЭ можно говорить о специфичном типе экзаменационной тревоги обучающихся.           

Проблема высокого уровня тревоги в ситуации сдачи ЕГЭ относится к группе личностных трудностей. Кроме этого, выделяются трудности когнитивные, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой единого государственного экзамена, например,  трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов,  трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.  При этом когнитивные и процессуальные трудности могут стать одним из факторов повышения уровня экзаменационной тревожности во время сдачи ЕГЭ.

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние школьника, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса. Полученные данные, показывают, что у обучающихся 11 класса не выявлен высокий и даже повышенный уровень тревожности ни по одному из изученных факторов. Тем не менее, стоит отметить, что среди изученных факторов наибольший уровень тревожности выявлен по показателю «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (ср. показ. 40,6%), «Страх ситуации проверки знаний» (ср. показ. 39%), «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (ср. показ. 40,6%). По каждому из этих факторов обнаружен нормальный (оптимальный) уровень тревожности, однако их преобладание говорит о том, что именно этот круг ситуаций для старшеклассников наиболее значим в ситуации обучения. Таким образом, это может стать предпосылкой повышенного уровня тревоги при сдаче ЕГЭ, так как в этой ситуации актуализирована и проверка знаний, и с ней связаны повышенные ожидания окружающих.

Затем была проведена методика «Список стрессовых событий». По полученным данным можно сказать, чтосредний показатель по всем стрессовым событиям - 3,41; средний показатель по школьным событиям - 3,25; средний показатель по экзаменационным событиям - 3,675. Данные по методике показывают  тенденцию преобладания уровня стресса, связанного с необходимостью сдавать ЕГЭ.

Для подтверждения полученных результатов был проведен статистический анализ с использованием критерия Вилкоксона, сравнивалась значимость для старшеклассников стрессовых событий в трех типах ситуаций.  Было определено, что средний уровень по школьным событиям значимо различается от среднего показателя по всем стрессовым событиям. Самым значимым оказался показатель по экзаменационным событиям. 

На заключительном этапе исследования была проведена  методика «Незаконченные предложения», результаты по  которой показали, что большинство учащихся испытывают тревожность по поводу сдачи ЕГЭ. Наибольшая частота высказываний обнаружена в категории «Страх, волнение, паника в ситуации ЕГЭ». Большинство школьников писали о том, что волнуются, переживают, испытывают беспокойство при мысли о том, что им предстоит сдавать ЕГЭ, значительно  реже в своих ответах обучающиеся упоминали радость при мысли, что скоро предстоит сдавать экзамен, либо описывали свое состояние как спокойное.

Для подтверждения нашей гипотезы был проведен корреляционный анализ, между двумя методиками: методика Филлипса и методика «Список стрессовых событий». По результатам можно увидеть, что мера зависимости между двумя методиками не наблюдается, зависимость можно увидеть отдельно в методике Филлипса и отдельно в методике «Список стрессовых событий».

В данной работе была рассмотрена проблема экзаменационной тревожности у обучающихся старших классов. По полученным результатам можно сказать, что ситуация сдачи ЕГЭ воспринимается обучающимися старшеклассниками как стрессовая, что способствует повышению уровня тревожности. 

Список литературы:

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андреева И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков: автореферат дисс. канд. психол. наук. – Минск, 2002. – 21 с.
  2. Астапов В.М. Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  3. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2001. – 146 с.
  4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992. – № 5. 32–41 с.
  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. 1993. № 1. 104 - 113 с.
  6.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Москва. 1984.  200 с.
  7.  Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР. 2006. – 160 с.
  8.  Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3. 56 – 61. с.
  9.  Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристике временной перцепции // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10, № 5. – с. 87 – 95.
  10. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа. 1988. № 9.
  11.  Краткий психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М. Г.. М.: Академия. 2007. 432 с.
  12. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей Психологическая наука и образование. 1988. №2. 15 с.
  13.  Меттус Е.В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ // Справочник классного руководителя. 2008. № 4. с. 28–34.
  14.  Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
  15.  Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004.
  16.  Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. – 1990. –  № 3. – С. 75 – 80. 
  17.  Мэй Р. Проблема тревоги. -  Пер. с англ. Гладкова А.Г. М. - 2001.
  18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  19. Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990.
  20.  Савина Е. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. 1996. № 4.
  21.  Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. с. 12 – 24.
  22.  Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс. 1982. – 232 с.
  23. Чибисова М. Методический инструментарий психологической подготовки к ЕГЭ // Народное образование. 2008. № 9. с.197–203.