Информация об авторах:
Психологические аспекты педагогической деятельности / Теоретическая работа
Данилов Сергей Сергеевич;
Волгоградский Социально-педагогический Университет;
факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, 2 курс, группа ФБ ФББ-22;
Тихомиров Михаил Юрьевич.
Аннотация работы:
В течении последних десятилетий проблема эмоционального выгорания педагогов стала собенно остро. Ведь существует необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса по некоторым причинам: Высокая эмоциональная включенность педагога в деятельность;жёсткие временные рамки деятельности(урок,четверть,год и т.д.); организационные моменты педагогической деятельности,ответственность,которые провоцируют развитие невротических и психосоматических заболеваний. Также в работе представлены этапы развития синдрома эмоционального выгорания.
Основной текст:
Введение
Обоснование актуальности темы. В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательном учреждении стала особенно острой. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за: высокой эмоциональной включенности в педагога в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (кабинет, расписание, класс учеников, учебная нагрузка и др.) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Существует синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, т.е. всех , чья деятельность невозможна без общения. На наш взгляд, профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне длительного стресса, а как последствие – истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания у педагогов.
Глава 1. Понятие синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания педагогов – это термин “burnout” , обозначающий «сгорание» или «выгорание», введен американским психиатром Х. Дж. Френденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей , находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами ( пациентами ) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [Freudenberg, H.J.; 1974]. По определению ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) синдром выгорания – физическое, эмоциональное или мотивационное истощение , характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя и других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения. Это расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим пренебрежением семейной жизнью или отдыхом [Колесникова М. Г., Резников М.А.; 2003]. Одной из наименее защищённых и наиболее уязвимых в отношении выгорания профессиональных групп являются педагоги [Козиев В. Н.; 1978].
Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы [Мартынова Т. Н., Бусовикова О. П.] , что, на наш взгляд, является более объективным . В последние годы «выгорание» рассматривается рядом ученых ( В. Н. Козиев , Л. Ф. Колесникова ) как «болезнь общения» , которая является следствием душевного переутомления [Козиев В. Н.,1978г.; Колесникова Л. Ф.,1985г.]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. М аслач {Кристина Маслач – американский психолог}: эмоциональная истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию (от лат. Reduction – сведение, возведение, приведение обратно ) профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытный характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция профессиональных достижений возникает в результате чувства некомпетентности в профессиональной сфере, осознания собственного неуспеха в ней. В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Его считают следствием недостаточной информированности педагогов в данной сфере [Шейной В. П.; 1989г.]. Попытки систематизировать знания о данном феномене были осуществлены Э. Ф. Зеер, что привело к формированию типологии критических событий.
Глава 2. Этапы развития эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов психологии, психотерапии и психиатрии по-прежнему является синдром эмоциональное выгорание специалистов, который признан проблемой, требующей медицинского вмешательства. Этот синдром внесён в Лексикон психиатрии ВОЗ (2001) и МКБ 10 пересмотра (Z73 – проблемы, связанные с трудностью управления своей жизнью). Налицо все три фазы стресса. Фаза “напряжения” служит “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает несколько симптомов:
- “переживание психотравмирующих обстоятельств”, которое проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов, которые субъективно трудно или вовсе неустранимы;
- “ неудовлетворенность собой”, при котором действует механизм “эмоционального переноса” – отрицательная энергетика направляется не столько вовне, сколько на себя;
- “загнанность в клетку” – ощущается, когда психотравмирующие обстоятельства довлеют над личностью и устранить их невозможно, приходит чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика;
- “тревога и депрессия” – обнаруживается в особо осложненных обстоятельствах и порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности. Это крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания;
- “эмоционально-нравственная дезориентация” – проявляется в безосновательной защите собственной стратегии, даже в случае осознания ее ошибочности;
- “расширение сферы экономии эмоций” – обнаруживает себя в отношениях с близкими и захватывает круг непрофессионального общения ;
- “редукция профессиональных обязанностей” как завершающая стадия нарушения культуры деловых отношений. Данное состояние перерастает в фазу “истощения”. Фаза “истощения” характеризуется выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Метастазы “выгорания” проникают в профессиональные установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой [Селье Г.; 1982г.]. Фазу “истощения” сопровождают следующие симптомы:
- “эмоциональный дефицит”, при котором к профессионалу приходит ощущение, что он не в состоянии соучаствовать и сопереживать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу;
- “эмоциональная отстраненность” выражается в резкости, грубости и раздражительности в общении;
- “личностная отстраненность – (деперсонализация) возникает, когда профессионала больше не волнуют рабочие вопросы. Завершают фазу “истощения” психосоматические и психовегетативные нарушения.Синдром выгорания развивается во времени, начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе, вызывает чувство напряжённости , раздражительности , утомления , завершается включением психологических защит, отдалением от профессиональной деятельности, апатией, цинизмом , соматическими и психопатологическими нарушениями невротического уровня, что снижает социальную адаптацию, меняет призму личностного восприятия, что касается представлений о самочувствии и отношений. Большинство научных публикаций в отношении данной проблемы посвящено дезадаптирующим аспектам эмоционального выгорания специалистов [1; 2; 4]. [1; 2; 4]. В данной статье сделан акцент на личностных социальных ресурсах.Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что основные усилия ученых были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они сгруппировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые исследователи выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [Панова Н. В.; 2007г.].
Глава 3. Психологическое благополучие и его измерение.
Наше исследование направлено на поиск позитивных аспектов функционирования личности педагога как способе профилактики эмоционального выгорания. Прежде всего необходимо выяснить, как сам педагог оценивает своё психологическое благополучие, чтобы выделить наиболее важные аспекты его оптимизации. Впервые проблема психологического благополучия личности была поставлена в конце 60-х гг. прошлого века американскими психологами М.Яходой, Х.Кентрилом и др. Дальнейшее развитие зарубежных исследований психологического благополучия личности осуществлялось в двух направлениях: гедонистическом и эвдемонистическом. «Гедонистический подход предполагает исследование того, как человек в окружающей действительности использует то, что приносит ему пользу и приятные переживания. Психологическое благополучие в этом подходе рассматривается как преимущественно внешне обусловленные, позитивные переживания (Д.Кайнемен, Н.Брэдбурн, Э. Динер, Н. Шварц, М. Аргайл). Эвдемонистический подход основан на понимании психологического благополучия как результата развития и саморазвития личности. Личность, преобразуя себя, преобразует окружающий мир и таким образом достигает гармонии (А. Вотермен, К. Рифф, Р. Райян, Э. Диси). Отмечая ограниченность гедонистического подхода в изучении психологического благополучия личности, К. Рифф создала свою теорию на основе анализа концепций, связанных с позитивным функционированием личности (А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлера, Б. Ньюгартена, Д. Биррена). Она выделила шесть показателей позитивного функционирования личности: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, цели в жизни и личностный рост. В дальнейшем, на основании результатов собственных исследований, К. Рифф был создан оригинальный метод психотерапии (well-beingtherapy) и опросник “Шкалы психологического благополучия”, который применяется во многих исследованиях» [цит. по: Шевеленкова Т. Д.; Фесенко П. П., 2005].
Список литературы:
- Колмогорова Л.С. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ / Колмогорова Л.С., Акименко Н.К. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-2. С. 175-177.
- Башмакова О.В. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ / Башмакова О.В. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 7. С. 17-20.
- Кротов В.Ю. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ / Кротов В.Ю. // Человек и образование. 2010. № 3. С. 107-111.
- Хухлаева О.В ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ / Хухлаева О.В.// Народное образование. 2010. № 7. С. 278-282.
- Заусенко И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА / Заусенко И.В. // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28-31.