Информация об авторах:
Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Теоретическая работа
Тихонова Елена Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
Естественно-географический факультет, 3 курс, группа БХБ-312
Аннотация работы:
Благодаря здоровью человек может полноценно жить и трудиться. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здоровья он на 50-55 % зависит от условий и образа жизни человека. Значит, первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку.
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд нации, научный и интеллектуальный потенциал общества. Уровень здоровья в значительной степени обусловливает возможность профессионального совершенствования, личностного роста, полноту восприятия, удовлетворенность жизнью,поэтому важнейшей задачей сохранения и укрепления здоровья тела и духа каждого человека является обеспечение гармоничного физического, духовного развития молодого поколения, воспитания активной жизненной позиции, высоких жизненных принципов.
Основной текст:
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников чрезвычайно актуальна. По данным министерства здравоохранения, у более половины детей в РФ ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и только около 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории абсолютно здоровых.
Вследствие истощения душевных и физических сил у подростков повышается уровень конфликтности, агрессивности и жестокости во взаимоотношениях, что проявляется и в семье, и в школе. Крайние проявления кризисного состояния проявляются в росте количества самоубийств.
Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Именно в этот период формируется индивидуальный образ жизни. Это связано с развитием у подростков новообразований, которые обусловливают возможность подростков самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать их в сбережении и укреплении здоровья.
Так что же такое здоровье и здоровый образ жизни, мы часто слышим эти термины, но не знаем их сути.
Обще признанного понятия здоровья не существует, в психологии здоровья «здоровье» может быть определено как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ безусловно рефлекторных, инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни [Иванюшкин, 1982], а в уставе Всемирной Организации Здравоохранения записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В основе данного определения лежит категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному.
Говоря о здоровом образе жизни чаще имеют ввиду активную деятельность человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья, сознательный отказ от вредных привычек.
Ю.П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются ряд критериев здорового образа жизни, к которым относятся гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды [Иванюшкин, 1982]. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности [Горчак, 1991]. Важным фактором в формировании отношения к здоровому образу жизни является перспектива необходимости здоровья в будующем.
Психологические отношения человека представляют «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [Мясищев,1995]. Субъективное отношение - это оценка личностного смысла, который несет для субъекта объективный образ или явление. Предметом субъективного отношения выступают не сами объекты или их образы, а личностные смыслы объектов (явлений). Для психологического описания субъективного отношения к здоровью использовалась система параметров отношений, которая включает интенсивность и сознательность.
В подростковом периоде формируется самосознание. В результате чего подросток становится способным открывать и порождать личностные смыслы, следовательно, его можно считать субъектом волевого действия. Значит отношение к здоровому образу жизни формируется параллельно с самосознанием. Только личность способна сформировать какое-либо отношение, в том числе и отношение к здоровому образу жизни.
Самосознание, одно из новообразований подросткового периода, как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом [Лоранский, Лукьянов, 1990].
Огромное количество исследований в психологии посвящено изучению доминирующих ценностных ориентаций подростка. К концу младшего школьного возраста наблюдается расхождение ценностей взрослого и ребенка. Появляющиеся новые формы самосознания способствуют возникновению собственных ценностей в жизни ребенка. К концу подросткового возраста складывается и их индивидуальная структура [Сизанов,2007]. Активное формирование ценностных ориентаций в подростковый период один из многочисленных факторов по привитию здорового образа жизни у подростка.
Многие трудности подросткового периода связаны с формированием отношения к здоровью у ребенка на предыдущих этапах. Если до подросткового возраста отношение к здоровью у ребенка было неадекватным, то при добавлении трудностей переходного периода ситуация чаще всего становится критической [Сизанов, 2007].
Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием такого новообразования как «чувства взрослости». Стремление быть взрослым распространяется и на отношение к своему здоровью: многие подростки начинают активно заниматься спортом, уделяют больше внимания своему внешнему виду [Казанская, 2006].
Здоровье подростка может быть как предметом внимания взрослых или его собственного внимания, так и предметом повышенного интереса сверстников. Коллектив как один из факторов формирования у подростка отношения к здоровому образу жизни. А. С. Макаренко в своих работах показывает как на разных ступенях формирования школьного коллектива все большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллектив. В своей педагогике А. С. Макаренко прежде всего опирался на психологию отношений. Приведем следующее его положение: «Так как мы имеем дело всегда с отношением, так как именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, то перед нами всегда стоит двойной объект — личность и общество. Выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношения совершенно невозможно, технически невозможно» [Макаренко, 1949]. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в коллективе. Воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав группу детей с иной направленностью. Педагогам и родителям необходимо приложить огромные усилия для того, чтобы сориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми. [Казанская, 2006].
Последний этап школьной жизни отличается направленностью в будущее и связан с развитием такого новообразования, как самоопределение. Самоопределение старшеклассников предполагает как выбор профессии, так и определение своего места в жизни, среди других людей. К этому возрасту многие учащиеся уже знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, семейное счастье и многое другое [Юркова, 2008]. Самоопределение и профориентация несомненно являются факторами влияющими на отношение подростка к своему здоровью. Общение со взрослыми в этом возрасте значительно активизируется. Это связано с тем, что взрослые обладают богатым жизненным опытом в решении проблем самоопределения, в том числе и таких, которые связаны со здоровьем. Поэтому именно в товарищеском, партнерском, доверительном общении старшеклассники могут пере принять этот опыт, тогда у них утвердится отношение к здоровью как к важному компоненту в самоопределении [Никифоров, 2003].
Очевидно, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического общения с раннего детства. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье и выработке у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как к условию его личностного роста [Никифоров, 2003].
Важной стадией становится включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий подростка. Выходом из создавшейся ситуации служит формирование у населения нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья. Формирование этих ценностей должно привести к ведению здорового образа жизни.
Здоровье подростков в современном обществе — это «больная тема». Но в наших силах изменить ситуацию. Да, возможно, не в наших силах улучшить экологическую ситуацию и уменьшить школьную нагрузку — но это не значит, что невозможно помочь ребенку, переживающему такой непростой подростковый возраст, сделать правильный выбор.
Если вы хотите знать, чего стоит здоровье, спросите тех, кто его потерял! Они не жалеют ни времени, ни сил, чтобы его вернуть хотя бы частично. Важно помнить это.
Список литературы:
- Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991.
-
Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 1982.
- Казанская В.Г. Подростковые трудности взросления: книга для психиатров, педагогов, родителей- СПБ.: Питер, 2006.
-
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под.ред. А.А. Бодалева. Москва-Воронеж,1995г.
- Макаренко А. С. Избр. педагог. соч. 6-е изд. Кн. 4, 1949.
-
Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер,2003.
-
Сизанов А.А. Психологические особенности формирования культуры здорового образа жизни у подростков//Здоровье для жизни. – 2007. - № 12. – С.28-31
-
Юркова И.И. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства учебного заведения/ И.И.Юркова//Столичное образование сегодня. – 2008. - № 2. – С. 112-126.