Информация об авторах:
Социальная психология в образовании / Экспериментальная работа
Потемкин Дмитрий Сергеевич
гр. ИОБ-41 факультет Истории и Права ВГСПУ
Аннотация работы:
В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин негативных явлений в подростковой среде все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.
Используемые методики исследования:
Поиск средств целенаправленной социализации подростков следует искать исходя из теоретических представлений о природе социальной компетентности. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Социальная компетентность может определяться как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми [1].
Основной текст:
Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социально-психологической компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста. Но усилия традиционных институтов социализации подростков – институтов семьи и образования – оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.
В основе системы скаутинга лежит ориентация на развитие социальной компетентности своих участников. Необходимо отметить, что и сам скаутинг осуществляет социально-компетентностный подход к участникам организации. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социокультурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребности в быстро изменяющемся мире. Скаутинг постоянно адаптируется к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей. Как будет развиваться личность, это зависит от многих факторов, в том числе от наличия определенной воспитательной системы. Скаутинг как воспитательная система сам по себе является конструктивным явлением, в противоположность деструктивному влиянию многих современных социальных факторов. Скаутинг стремится предложить подросткам и молодым людям именно такую конструктивную воспитательную среду.
Социальная компетентность, заложенная в системе скаутинга, обусловлена во многом личностно ориентированным подходом и означает, что скаутинг принимает каждого ребенка, подростка и молодого человека таким, каков он есть – уникальной личностью – с его (ее) собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами. Скаутинг признает уникальность каждой личности [2]. Это достигается:
- уважением воли каждого при принятии решения о вступлении в скаутское движение;
- предложением каждому скауту собственной системы самовоспитания, (как описал ее Баден Пауэлл – «внутреннее воспитание» в противоположность «воспитанию из вне»);
- побуждением каждой молодой личности наилучшим образом развить свои качества.
В понятие социальной компетентности в первую очередь входят знания человека о себе, восприятие себя как социального субъекта. В воспитательной системе скаутинга данная категория выражена через развитие автономности личности, которая обязана принимать на себя ответственность за свои действия.
Социальная компетентность личности подразумевает наличие умений и навыков социального взаимодействия, владения средствами коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения. Воспитательная система скаутинга направлена на постижение и обучение коммуникативным навыкам. Сюда входят развитие способности к: внимательному слушанию других людей; формулированию своих мыслей ясным образом; восприятию других как людей, имеющих во всем равные права.
Кроме того, социальная компетентность предполагает собой знание норм в различных областях социальной жизни. В этом отношении в скаутинге выработана система воспитания, способствующая развитию восприимчивости к другим аспектам реальности (например, понимания различных взглядов на мир, понимания культурных, религиозных, возрастных вопросов, и вопросов, связанных с национальными, половыми различиями; понимания верований, жизни и обычаев других мировых религий).
Таким образом, воспитательная система скаутизма представляется одной из действенных систем развития социальной компетентности в среде подростков.
Список литературы:
- Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие. – Кострома, 2004.
- Скаутинг: Воспитательная система / Всемирная Организация Скаутского Движения. – М., 1999. – 72 с.
- Маросанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. – М.: Когито-Центр, 2003. – 172 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.,2000
- Шишлянников С.М. Жизнь в природе. Воронеж, 2010.