Информация об авторах:
Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Теоретическая работа
Рузметова Алена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Естественно-географический факультет 3 курс БХБ-312
Аннотация работы:
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Многие подростки считают себя абсолютно независимыми от других, что на их мнение и решение никто не в силах повлиять. Но так ли это на самом деле? Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы. Каждый из нас согласится с тем банальным фактом, что общество формирует поведение, мнения и убеждения человека.
Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение человека, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Особенно характерна чрезвычайно высокая конформность для подростков. Принадлежность к компании, положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, дает дополнительные возможности самоутверждения, влияет на его поведенческие мотивы.
Основной текст:
Глава 1. Общее представление о конформизме и конформности. Понятие конформизма и конформности
Конформизм— податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. [Аверин В.А. Психология детей и подростков.1998] Конформизм может иметь как отрицательное, так и некоторое положительное значение, например, при сохранении традиций коллектива, налаживании взаимодействия. Подчинение групповым нормам может быть явным или завуалированным. Конформизм проявляется в склонности избегать самостоятельных решений, в пассивной, приспособленческой ориентации на восприятие готовых решений, стандартов поведения, оценок. Конформизм отличается от индивидуализма, открытой демонстрации своих собственных убеждений, норм поведения без учета групповых норм, а также негативизма, противопоставления групповым нормам при неспособности выдвинуть свои взгляды. Конформизм чужд творческому участию личности в разрешении познавательных, трудовых, общественных и других проблем, исходя из индивидуальных и групповых интересов.
Конформизм- морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе
Термином "конформизм" психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.
От конформизма следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально - психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
Противоположными конформности понятиями являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению" и т.п.
Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.
Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
В исследованиях конформности обнаружилась еще возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, "конформность наизнанку": если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков).
Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.
В какой степени наши мнения зависят от мнений окружающих нас людей? Иными словами, насколько силен в нас импульс к социальному конформизму?
Эти проблемы психология начала изучать с конца XIX века, когда ученых заинтересовала тема гипноза, рассматривавшаяся в работах французского врача Жана Мартина Шарко (учителя Зигмунда Фрейда). Психологи показали, что монотонное повторение инструкций может вызывать у бодрствующих людей непроизвольные физические изменения, такие как дрожание или неподвижность рук, а также тактильные или обонятельные ощущения (тепла или запаха).
Вскоре социологи на основании этих открытий стали объяснять многочисленные социальные феномены - от распространения взглядов в обществе до формирования мнения толпы и следования за лидерами. Социолог Габриель Тард суммировал все это в афоризме: "Социальный человек - это сомнамбула".
Когда в начале XX века появилась новая научная дисциплина - социальная психология, первые эксперименты по большей части представляли собой именно демонстрацию внушения. Эксперименты строились в соответствии с простым планом. Испытуемых, чаще всего студентов колледжа, просили высказать свое мнение или предпочтение по различным вопросам. Позже их снова просили высказаться, но при этом сообщали мнения авторитетных людей или большой группы сверстников. (Зачастую представленные мнения придумывались самими учеными.) Большинство исследований показало один и тот же результат: сталкиваясь с противоположным мнением, участники экспериментов меняли свои взгляды, соглашались с мнениями большинства или с мнением авторитетных людей. Очевидно, большого числа высказывающихся или авторитетности чьего-либо мнения было уже достаточно, чтобы изменить взгляды испытуемых даже тогда, когда в пользу мнения большинства не приводилось никаких аргументов.
Три классических эксперимента показывают, каким образом социальные психологи изучают конформизм и то, в какой мере люди могут быть конформными. М.Шериф обнаружил, что суждения окружающих влияют на оценку кажущегося смещения точечного источника света. Норма “правильных” ответов возникает в процессе эксперимента и сохраняется в течение длительного периода времени, распространяясь и на сменяющиеся “поколения” испытуемых. Такая способность к групповому внушению, выявленная в лабораторных условиях, аналогична внушаемости в реальной жизни.
Особый интерес вызывают известные эксперименты Соломона Аша, посвященные эффектам группового давления, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.
С.Аш использовал тестовое задание, которое предполагало настолько однозначный ответ, насколько двусмысленным было задание М.Шерифа. С.Аш позволял участникам эксперимента слушать суждения других людей о том, какой из сравниваемых отрезков равен эталонному, а затем высказывать собственное мнение. В том случае, когда “подсадные” участники эксперимента единодушно давали неверный ответ, испытуемые проявляли конформизм в 37% случаев.
Эксперимент С.Милграма выявляет крайнюю форму уступчивости. При наличии ряда условий, способствующих проявлению уступчивости (легитимности авторитета, пространственная близость экспериментатора к испытуемому, удаленность от жертвы, отсутствие человека, способного подать пример неподчинения), 65% взрослых испытуемых мужского пола полностью подчинялись приказу совершить по отношению к невинной жертве, кричащей в соседней комнате, то, что они считали нанесением травмирующего удара током.
Эти классические эксперименты продемонстрировали силу социальных влияний и ту легкость, с которой уступчивость ведет за собой одобрение. Зло - не просто дело рук плохих людей, оно является результатом могущества ситуаций, которые вынуждают людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.
Список литературы:
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., ЭКСМОПрес, 2000.
- Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер 1998.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2001
- Ениколопов С.Н. Понятие агрессивность в современной психологии. // Практическая психология, 2001 №1.
- Касаткин В.Н. Предупреждение насилия в школе. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. КоГиТо-Центр. 2008.
- Фурманова И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. –Минск, 1996.
- Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности //Социол. исслед. 2002. № 5