Информация об авторах:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Психологические аспекты педагогической деятельности / Эссе
Калинчик Лилия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
ФБ-ФК-51
5 курс
Тихомиров Михаил Юрьевич
Волгоград – 2014г.
Эпиграф:
Общение - есть вечный двигатель достижения высоких результатов в педагогической деятельности. Лишь только грамотно выстроенное общение позволяет его участниками достичь положительной развязки.
Основной текст:
Общение - есть вечный двигатель достижения высоких результатов в педагогической деятельности. Лишь только грамотно выстроенное общение позволяет его участникам достичь положительной развязки, увенчанной успехом и удовлетворенностью.
Чтобы понять, что есть правильно выстроенное педагогическое общение нужно подробнее изучить само понятие, его конституцию, соблюдаемые условия, позволяющие рассматривать этот процесс как "общение".
Общение (понятие, интерпретируемое в широком смысле) - есть «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение).
Общение не может существовать без порождаемой потребности совместной деятельности.
Важными минимальными условиями, без которых общение не имеет место существовать, выступают такие процессы, как:
- коммуникация (обмен информацией);
- интеракция (обмен действиями);
- социальная перцепция.
Процесс «общение» состоит из 4 этапов:
- вступление в контакт;
- ориентировка в ситуации;
- рабочая фаза;
- выход из контакта.
В ходе общения всегда используются как вербальные и невербальные средства общения (за исключением некоторых случаев).
Если говорить конкретно о педагогическом общении, то действующими его участниками здесь будут выступать:
- учитель (преподаватель);
- ученик.
Общение, рассматриваемое с точки зрения фигурирующих лиц, взаимодействующих в учебное время, рассматривается и существует в системе:
- учитель – ученик;
- учитель – учитель;
- ученик – ученик;
- учитель – класс;
- ученик – класс.
В моей работе будет рассмотрена наиболее распространенная в своем роде система «учитель - ученик», актуальная, чаще всего изучаемая в исследовательских работах.
Естественным образом, учитель должен выступать как один, из ключевых факторов, способствующего достижению положительного результата по завершению общения, выходу из контакта с учащимся. Но, здесь следует отметить, что, только исходя из своего большого опыта и присущей по своей природе педагогической компетенции, педагог может выступать как одно из условий на пути построения успешного педагогического общения.
В ходе недлительного, но чрезмерно насыщенного общением с учащимися времени, мне удалось отметить для себя, что личность педагога, его авторитет, желание взаимодействовать с учащимися, нести знания, отдаваться сполна своей профессиональной деятельности немало важные составляющие, положительно сказывающиеся на результативности досягаемых целей, влияющие на уровень и характер их положительности.
Но это далеко не все. Если говорить с точки зрения опытности, то учитель должен:
- уметь вовремя выявлять, ориентироваться, разрешать и устранять конфликтные или иные нестандартные ситуации;
- умение убеждать и принимать объективные, справедливые решения;
- обладать творческим педагогическим воображением;
- заинтересовать и поддерживать этот интерес учащихся на протяжении всего общения (занятия);
- преодолевать коммуникативные барьеры;
- обладать широким спектром учебных средств, методов и приемов, целесообразно применять их в ходе общения (занятия);
- уметь понимать и выслушивать учеников.
Для себя я выделила следующие конкретные приемы, сопутствующие поддержанию стабильного и крепкого контакта в ходе общения, созданию положительного эмоционального фона беседы:
- создание определенных условий, позволяющих участникам общения чувствоваться комфортно, уверенно;
- предоставление участникам педагогического общения возможности выговориться, и ни в коем случае не перебивать;
- поддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела;
- спокойный уверенный темп речи, отсутствие беглости глаз, отвода взгляда в сторону;
- обращение к фактам;
- предположение конкретного выхода из сложившейся ситуации, компромисса;
- проявление интереса к проблемам учащегося, сути излагаемых фактов;
- вербализация эмоционального состояния.
Базой полученных знаний и представленных ниже результатов выступает пройденная педагогическая практика на базе МОУ г. Волгограда.
Список литературы:
1. Общая психология.
2. Возрастная психология.
3. http://sinmun.narod.ru/zayabkahtml.htm
4. Педагогика.
5. Социальная психология.