Информация об авторах:
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Ильичевская средняя общеобразовательная школа" Николаевского района Волгоградской области
Руководитель: Степаненко Марина Викторовна
Авторы: Короткая Валентина Владимировна,9 класс,
Желтова Елена Валерьевна,9 класс.
Волгоградская область, Николаевский район, с. Путь Ильича
Информация о ветеране:
Можный Фёдор Фёдорович. Родился в 1921 году в слободе Николаевской.
Содержание работы:
Солдат Победы-Фёдор Можный.
Простой Заволжский паренёк
В нашем школьном музее есть экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Нас заинтересовал материал об участнике войны Фёдоре Фёдоровиче Можном.
Почему? Среди всех экспозиций, материал о Можном Ф.Ф. показался интересным тем, что с фотографии на нас смотрел очень молодой моряк.
Кто он? Как паренёк из наших Заволжских степей оказался на флоте? Эти и другие вопросы сразу же возникли у нас.
Начать свою работу мы решили с исследования архива школьного музея. Мы изучили фотодокументы, воспоминания младшего брата-Николая Фёдоровича. В основных фондах музея хранится копия письма краснофлотца Можного Ф.Ф., а также похоронка. Разнообразны документальные источники: седения об обороне Одессы, Севастополя в годы Великой Отечественной войны. На многие вопросы были получены исчерпывающие ответы, но чем больше мы знакомились с боевой биографией Можного Ф.Ф., тем больше вопросов у нас возникало.
Встречаясь с младшим братом Фёдора Фёдоровича - Геннадием Фёдоровичем, знакомились и семейным архивом.
Работая в сельской и школьной библиотеках, нам удалось найти очень интересные сведения о фактах боевой биографии эсминца «Безупречный», с которым связана вся короткая биография моего земляка.
Весь собранный материал лёг в основу нашей исследовательской работы, которую мы решили назвать Солдат Победы - Фёдор Можный.
Фёдор был самым старшим из детей в простой крестьянской семье Можных, проживающихв колхозе имени С.М. Кирова. После окончания школы получил специальность зоотехния в Быковском сельскохозяйственном техникуме.
Тёплым погожим сентябрьским днём 1940 года, когда лето, казалось, ещё и не думало кончаться, у военкомата слободы Николаевской выстроился отряд призывников. А вокруг - пёстрая, бурлящая толпа провожающих. Шум, гам, звуки гармошки. В строю сорок будущих моряков-черноморцев. А пока это знакомые парни слободы, окрёстных сёл и хуторов. У каждого «сидор» за плечами. Одеты - кто во что горазд. Но было у них то общее, что не разглядеть снаружи: это были юноши 1920-1921 годов рождения, выросшие в первые десять лет после Октября. Все они были комсомольцами: набор-то был особый - на флот. Не знали парни, что предстоят им впереди кому-то долгие пять лет флотской службы, а кому-то гибель в первые дни и месяцы войны.
Фёдор имел хорошую допризывную подготовку: умел стрелять, хорошо бегал, подтягивался на турнике, не боялся никакой работы. Сначала попал в Севастополь – в учебный отряд, получил брезентовую робу. Красивая морская форма - не сразу. До принятия присяги (а это три месяца курса молодого краснофлотца) - даже бескозырки без ленточек. А потом на - корабли. Фёдор попал на эсминец « Безупречный». В семье Можных хранится письмо, которое Фёдор прислал в феврале 1941года. Он не жалуется на свою службу, а наоборот, с гордостью говорит о тех трудностях, с которыми сталкивается каждый день. Так как до армии Фёдор был трактористом, на эсминце он проходил службу машинистом - турбинистом. Штатное воинское звание – матрос. из словаря-справочника "Должности Военно-морского флота": «Основное содержание деятельности заключается в обеспечении работы паро- турбинной установки, обслуживании машин и механизмов паротурбинной установки и механизмов обеспечения турбины. Он подчиняется старшине машинной вахты. Деловые контакты относительно частые, осуществляются в ходе непосредственного общения или с помощью технических средств.Работа турбиниста в основном монотонная сменная, ведется в напряженном темпе, характеризуется средней двигательной активностью и большим объемом перерабатываемой информации. Машинисту - турбинисту необходимы дисциплинированность, ответственность, эмоциональная устойчивость, физическая выносливость, выдержка и способность к логическим умозаключениям».
Всем этим требованиям Фёдор соответствовал. Письма домой присылал очень редко. Не всегда хватало времени. В семейном архиве Можных сохранилось письмо Фёдора, датированное 7 февралём 1941года . Как уважительно Фёдор обращается к своим родителям. В его письме - забота о семье, о младших сестрёнках и братьях. И, конечно, не мог колхозник Можный не поинтересоваться колхозными делами. В его последних словах не только интерес к родному краю, но и своеобразная клятва краснофлотца Фёдора Можного: «…Привет председателю колхоза. Пусть лучше руководит, а я буду лучше служить».
Переплетение судеб: судьба моряка в судьбе корабля.
Служба Фёдора Можного началась на эсминце «Безупречный» в 1940 году и продолжалась по июнь 1942года. Короткая, но яркая служба нашего земляка, такая, же яркая, как и судьба самого эсминца и всего экипажа.
«Эсминец "Безупречный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве. Спущен на воду 25.06.1937 г., вступил в строй 02.10.1939» .
В начале Великой Отечественной войны участвовал в минно-заградительных операциях (выставил 219 мин) и обороне Одессы.
22 сентября совместно с «Бойким» и «Беспощадным» обеспечивал огневую поддержку десанта под Григорьевкой . К 5 часам утра высадка десанта была завершена. Крейсеры "Красный Кавказ" и "Красный Крым" сразу ушли в Севастополь, а эсминцы остались для артиллерийской поддержки десантников. Операция явилась полной неожиданностью для врага, солдаты противника, охранявшие берег, были парализованы огнем кораблей эскадры, быстрыми действиями советских парашютистов, выброшенных в тыл врага в ходе десанта, стремительным натиском морских пехотинцев. Фашисты поначалу даже обратились в бегство. Однако вдоль берега были расположены мощные огневые точки противника. В ночном ожесточенном бою за каждый отвоеванный метр платили страшную цену.
Наши бойцы смели проволочные заграждения, опрокинули гитлеровцев и ворвались в Григорьевку. В результате совместных действий морских пехотинцев, кораблей и авиации, подразделений Приморской армии враг был отброшен на 5-8 километров к северу от побережья, а плацдарм восточного сектора обороны увеличен на 120 квадратных километров. Фашисты лишились возможности безнаказанно обстреливать город и порт. Весь восточный берег Аджалыкского лимана оказался в наших руках. На стволах и щитах захваченных вражеских пушек, обстреливавших город, советские воины написали: "Больше по Одессе стрелять не будет!". На следующий день эти орудия с надписями были доставлены в город.
Было уничтожено большое количество живой силы и техники противника, захвачено оружие (в том числе 33 орудия разных калибров, 6 танков, 110 пулеметов, 30 минометов), много снарядов, мин, гранат, ящиков с патронами. 9 "юнкерсов" сбросили на "Безупречный" 34 бомбы. Прямых попаданий не было, но от близких разрывов эсминец получил серьезные повреждения. В наружной обшивке позже насчитали 404 осколочные пробоины, из них 152 - ниже ватерлинии. В результате образовались гофры с разрывами и трещинами по верхней палубе. Первое машинное и третье котельное отделения, в котором нёс службу Фёдор Можный, а также кормовые отсеки быстро заполнились водой. Корабль накренился на правый борт на 17° и лишился хода. С большим трудом его удалось отбуксировать в Одессу. Дифферент на корму при этом достигал 2 м, а запас плавучести сократился до 28% от нормального.
Об этой операции написаны книги, песни.
"Мы в бушлатах с Черноморья
Шли, как грозный вал.
"Черной хмарой" после боя
Нас фашист назвал... ..
Как рванешь в атаке ворот,
Тельник бьет в глаза,
Словно защищает город
Моря полоса."
Это строки из стихотворения "Защитникам Одессы", написанного Константином Симоновым, спецкором "Красной Звезды" в осажденном городе. Впервые оно увидело свет 25 сентября 1941 года в областной газете "Чорноморська комуна". В этом бою Фёдор Можный был сильно обожжён, отправлен в госпиталь.
Но он постоянно следил за ходом ремонтных работ и сообщение о том, что в начале ноября эсминец возвращается в строй, стало сигналом для Фёдора. Он отпрашивается из госпиталя и возвращается в ставший родным экипаж.
«Это свойство моряков- быть в коллективе, гордиться именем своего корабля… . И на берегу они сохраняют ту же сплочённость и боевую дружбу, которая рождается только кораблём. Корабль, где люди живут, учатся, спят, бьются в бою и гибнут рядом - локоть к локтю, сердце с сердцем, необыкновенно сближает людей, связывает их прочной личной привязанностью и создаёт из них монолитный коллектив». [источник: Леонид Соболев. Морская душа./М.,/Изд. ДОСААФ СССР.1989 год., стр 391]
После ремонта «Безупречный» участвовал в эвакуации войск с Тендры, 6-7 ноября вместе с « Бойким» доставил на борту 2 батальона морской пехоты из Ялты в Севастополь. 8 декабря, выходя из Поти, эсминец навалился на якорную цепь теплохода "Местком" и повредил обшивку левого борта в районе 161-178-го шпангоутов. Исправление повреждений заняло 10 дней.
В январе 1942 года "Безупречный" обстреливал немецкие позиции под Старым Крымом, оказывал огневую поддержку десанту в Судаке. В феврале-марте эсминец также занимался обстрелом вражеских позиций в Крыму, в районе Владиславовки, Новомихайловки, Корокеля.
28 мая "Безупречный" успешно отконвоировал в Севастополь транспортный теплоход "Грузия", неоднократно отражая воздушные атаки фашистов.
Вечером 24 июня эсминец вместе с лидером «Ташкент» совершил свой последний прорыв в осажденную крепость. Они доставили подкрепление - бойцов 142-й морской стрелковой бригады. В обратном направлении перевозили в основном раненых. Всего за первое полугодие 1942 года "Безупречный" доставил из Севастополя 1753 человека, из них 260 лежачих.
Вернувшись в Новороссийск, корабли приняли на борт оставшиеся части 142-й бригады и попытались повторить прорыв.
26 июня 1942 года. Направляющаяся в Севастополь пехота задержалась, и «Безупречный» был вынужден выйти в море не ночью, а в светлое время суток, что было крайне опасно, но другого выхода не было, — город держался из последних сил. По пути следования корабль был обнаружен немецкой авиацией, и завязался упорный бой. Эсминец отбивался всеми имеющимися огневыми средствами, включая стрелковое оружие солдат и матросов. Силы были неравные… . Вскоре зенитные орудия оказались повреждены, а после прямого попадания бомбы в машинное отделение эсминец потерял ход и стал доступной мишенью для врага. Команда отчаянно пыталась спасти корабль, но на корабле уже полыхал пожар, и в 40 милях к югу от мыса Ай-Тодор эсминец «Безупречный» затонул. Следом за «Безупречным» шел крупный корабль «Ташкент». Но он не мог помочь морякам и солдатам «Безупречного», которые тонули среди обломков своего корабля, под градом пуль и осколков.. Лидер шел следом за «Безупречным», с него увидели взрывы на горизонте, а затем, подойдя ближе, — плавающих среди обломков людей, над которыми кружили, расстреливая их из пулеметов, фашистские стервятники. «Ташкент» сам отбивался от атак с воздуха и застопорить хода не мог — это означало бы верную гибель, но Ерошенко просил разрешить ему задержаться в том районе моря до наступления темноты, чтобы тогда подобрать уцелевших. Справа на горизонте образовалось большое белое облако, и вслед за этим в облаке летает 15 самолетов. Не хотелось верить, что это погибал эсминец «Безупречный», однако чем ближе лидер подходил к облаку, тем лучше становились видны летающие на малых высотах самолеты. Без труда можно было понять, что они уничтожают из пулемётов плавающих моряков с погибшего эсминца. С приближением лидера к точке гибели «Безупречного» самолеты ушли из района. С «Ташкента» по приказанию командира сбросили все спасательные средства. В момент, когда корабль попытался оказать помощь тонущим морякам, на «Ташкент» тоже налетели бомбардировщики, атакуя одновременно двумя группами через 5—7 или 15—20 секунд. Зенитчики лидера сбили самолет, а затем подбили ещё один. Ведя бой, лидер удалился от огромного мазутного пятна с плавающими людьми и обломками.
«Когда командир шифрограммой доложил командующему флотом обстановку и просил разрешения задержаться для спасения людей, в бомбёжке наступила пауза. На бланке ответной шифровки решение командующего флотом гласило: "Следовать по назначению, помощь экипажу «Безупречного» высылается". Командующий флотом приказал командиру лидера следовать по назначению. Суровый приказ, однако, иного быть не могло. На борту «Ташкента» находились подразделения стрелковой бригады, драгоценные для севастопольцев боеприпасы. Задержка на маршруте, даже если бы лидер и не потопили, означала, что в Севастополь он уже не попадет — июньская ночь коротка. А после того как не дошел туда один корабль, другому надо было дойти во что бы то ни стало. И лидер, сбросив на воду все спасательные круги и аварийные плотики, пошел дальше, продолжая бой с самолетами. Потом Ерошенко писал в своих воспоминаниях: «Люди с «Безупречного» видят нас. Вот целая группа издали машет взлетающими над водой руками. И машут они так, будто не зовут на помощь, а хотят сказать: «Проходите мимо!»
Такое могло и показаться. Но нет, не показалось — так было. Ночью в Новороссийск вернулась из Севастополя подводная лодка «М-112», подобравшая в море краснофлотцев с «Безупречного» Ивана Чередниченко и Гавриила Сушко. Другая «малютка» спасла мичмана Миронова. Эти моряки рассказали, как они и их товарищи, боясь, что и лидер будет потоплен, если остановится их подбирать, сигналили ему, цепляясь за плавающие обломки, чтоб не задерживался, чтоб спешил в Севастополь...» [источник: Журнал Православный Санкт- Петербург. Шаргородский С. Последняя телеграмма. /№5 .2002]
От прямого попадания авиабомбы эсминец разломился пополам и затонул. Погибли командир корабля капитан-лейтенант П. М. Буряк, его сын корабельный юнга Володя Буряк и многие члены экипажа.
Это был последний корабль, которому удалось прорваться в Севастополь. Подводной лодке удалось спасти лишь троих из пятисот человек. Остальных поглотила пучина — слишком далек был берег.
Из сообщения 26.06.1942 г.: «Эсминец "Безупречный" под командованием капитана 3 ранга П. М. Буряка был потоплен немецкими бомбардировщиками "Ю-88" в 40 милях к югу от мыса Аю-Даг, на траверзе Ялты, во время перехода Новороссийск-Севастополь с маршевым пополнением на борту. Погибли 236 членов экипажа, 320 бойцов 142-й отдельной стрелковой бригады и 16 медицинских работников. Спасено 3 человека». [источник: Информационный ресурс Черноморского Флота].
Согласно сведениям источников, точка гибели эсминца 43°45'N 34°07'E. Глубина около 2000 метров.
В этот день в семье Можных было неспокойно. Ольга Андреевна- мать Фёдора из писем знала, что сын ранен, сильно обожжено лицо и надеялась, что Фёдор в госпитале. Но не могла она и предположить, что не сумел её сын оставить боевых товарищей и буквально ушёл из госпиталя.
Из воспоминаний младшего брата - Николая Фёдоровича Можного: «Помню, как горько плакала мама, стояла на коленях перед лампадкой всю ночь, молилась. А утром, при восходе солнца, с лампадкой в руке пошла навстречу солнцу. Она что-то говорила, причитала про море глубокое, про спасение на воде. Мне кажется, что так она не спала целую неделю, особенно первые три дня. Женщины её уговаривали: успокойся, приляг, поспи, отдохни, не изводи себя, у тебя ведь дети малые. Но мать со слезами и плачем твердила одно и то же: что-то случилось на море. Через две недели успокоилась, исхудала вся, почернела, одни глаза остались. Письма от Фёдора перестали приходить. И она поняла, что случилось что-то страшное. И только в марте 1944 года её предчувствия оправдались. Семья получила похоронку. Прошли годы. Но я помню, как плакала моя мать, когда смотрела фильм «Следую своим курсом», где есть эпизоды, связанные с гибелью «Безупречного». [источник: Воспоминания Н.Ф. Можного. Архив музейной комнаты ИСОШ].
Так, с гибелью эсминца «Безупречный» перестало биться сердце нашего земляка-краснофлотца Фёдора Фёдоровича Можного. Вместе с остальными членами экипажа и самим эсминцем он погиб.
В ней - в отважной, мужественной и гордой морской душе - один из источников победы.
На месте гибели моряков Черноморского флота 1941-1944 воздвигнут памятник затопленным кораблям.
А в городе Севастополе – монумент героям Черноморского флота. На мемориальной стене 19 мемориальных досок из коричневого гранита. На первой текст: «С 29.10 1941 по 3.07.1942 Севастополь героически защищали войска Севастопольского оборонительного района. В составе соединений: корабли частей Черноморского флота, Приморской армии и труженики города».
На 17 досках перечислены соединения, части и корабли Черноморского флота, участвующие в обороне; части морской пехоты; лётчики и части противовоздушной обороны; корабли и части охраны водного района главной базы флота; боевые корабли и суда вспомогательного флота.
На последней доске стены текст: «Подвиги севастопольцев, их заветное мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках. Их увенчает бессмертная слава».
Перед нами прошла короткая, но яркая жизнь земляка Фёдора Можного.Его судьба- судьба нескольких сотен, даже может быть, тысяч моряков, Защитников черноморских городов в годы Великой Отечественной войны. Мы узнали много интересных подробностей из военной биографии не только Фёдора Можного, но и тех, кто постоянно находился рядом с ним. Многие факты были неизвестны племянникам и внукам Фёдора Можного. И они с интересом изучали найденный нами материал.
Рядовым солдатом Победы являлся наш земляк Фёдор Фёдорович Можный. Он и тысячи таких же рядовых ковали Победу, приближая этот день. Именно их характеризуют такие качества личности, как решительность находчивость, упрямая отвага и стойкость. Но среди других рядовых Победы его можно выделить тем, что он – морская душа. А морская душа- это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизни: он только боится её потерять. Трус не борется за свою жизнь: он только охраняет её. Отважный, наоборот, любит жизнь страстно и действенно. Он борется за неё со всем мужеством, стойкостью и выдумкой человека, который отлично понимает, что лучший способ на войне - это быть смелее, хитрее и быстрее врага.
Именно такие люди в обороне держатся до последнего, изумляя врага немыслимой, непонятной врагу стойкостью.
В ней - в отважной, мужественной и гордой морской душе - один из источников Победы.
Неотделима фронтовая биография краснофлотца Можного Ф.Ф. от всего экипажа, от судьбы корабля. Сегодня о подробностях его жизни и гибели нам не расскажет никто.
Мне очень важно донести те малые крупинки, известные мне моим одноклассникам, ровесникам.
Работая над данной темой, мы узнали, что существует музей Морская душа в Ставропольском крае, городе Кисловодске-3. Создателем этого музея был Бондаренко Иван Николаевич (1924 г.). Поэтому, мы хотели бы наладить переписку с данным музеем для выяснения новых фактов биографии нашего земляка Фёдора Можного.
Использованные источники:
ИСТОЧНИКИ:
- Фонды школьной музейной комнаты ИСОШ.
- Письмо Ф. Можного к родственникам 07.02.1941г.
- Извещение о гибели краснофлотца Ф.Ф. Можного. Март 1944год.
- Фотографии семейного архива Можных и архива школьной музейной комнаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большая Советская Энциклопедия: т.23. Севастопольская оборона, стр. 107;, т.23. карта Героическая оборона
Севастополя, стр.108;т.30. Эскадренный миноносец, стр. 247. - Василевский А. А.. Дело всей жизни. Т. Воспоминания./М./Политиздат/1990.стр 95-96.
- Великая Отечественная война 1941-1945г.г. Словарь-справочник под ред. М.М.
Кирьна /М.,/Политиздат,/1985г. Ст. Севастопольская оборона стр. 392 - Голиков. Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 годы./М.,/ Политиздат., /1980г.
- Должности Военно-морского флота. Словарь-справочник. /Воениздат/1989г./ стр . 47
- Земляки. М Тупиков. Сорок из сорокового./ Волгоград.,/1995 год, стр. 20.
- Книга памяти Николаевского района .стр. 91 , 1-ая колонка , 4 строка.
- "Крым, памятники славы и бессмертия", С.Н. Шаповалова,В.Н. Барбух, и др... Симферополь/ Издательство
"Таврия" /1985. - Соболев Л. Морская душа. /М.,/ изд. ДОСААФ СССР/ 1989 г.
- Подвиг народа. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г./М./Политиздат.1980 г.
- Журнал Православный Санкт- Петербург. Шаргородский С. Последняя телеграмма. /№5 2002 г.