Информация об авторах:
Государственное казенное обрзовательное учреждение "Волгогрдсий лицей" педагогического профиля
Руководитель: Василевская-Руцкая Наталья Валентиновна, учитель педгогики
Автор: Андреев Максим Владимирович, лицеист 10 класса
Адрес: г.Волгоград, ул.Тракторостроителей 1а
Информация о ветеране:
Елецкий Сергей Мхайлович.
Содержание работы:
Учитель, перед именем твоим…
Рассказ заслуженного учителя РСФСР, фронтовика Сергея Ивановича Елецкого.
«Начавшаяся великая Отечественная война заставила меня, студента Дубовского педучилища, взять в руки оружие. Призван был в Советскую Армию в июне 1942 года. Первое боевое крещение получил в боях с фашистами в калмыцких степях в составе 52 отдельной бригады, где получил первое ранение. Хорошо помню трудности фронтовой жизни, большие и сложные переходы. Навсегда в душу запала жгучая ненависть к врагу.
В одном из боёв 26 ноября 1943 года под городом Запорожье был тяжело ранен. До 17 февраля 1944 г. находился на излечении в госпитале города Тбилиси. Вернулся в родной хутор Морской инвалидом войны и стал работать учителем Морсковской начальной школы, где и теперь работаю. За боевые заслуги был награждён медалью «За отвагу», «За боевые заслуги». Имею также Орден Октябрьской Революции, многие памятные медали. Главная мечта в жизни – видеть мирное небо над головками моих мальчишек и девчонок, которых учу».
Воспоминания фронтовика Елецкова Сергея Михайловича, жителя хутора Морского Чернышковского района Волгоградской области:
Я, Елецков Сергей Михайлович, инвалид ВОВ, родился в хуторе Морском бывшего Тормосиновского района Сталинградской области. И сегодня в моей памяти и сердце хранится образ любимой учительницы русского языка и литературы Татьяны Ивановны Скоробогатовой, которая и породила в наивном детском сердце любовь к профессии учителя.
В заявлении на имя директора Дубовского педучилища я писал: «….Так как, мечтаю стать народным учителем…»но моей мечте не суждено было скоро исполниться. Грянула Великая Отечественная война. Я успел окончить только 1-й, 2-й курс педучилища. Педучилище закрылось в связи с военным положением страны.
Осенью и половину зимы 1941-42 годов я находился на возведении оборонительных сооружений – рытье окопов, противотанкового рва – по левому берегу Дона у станицы Потемской. Закончив курсы, с ранней весны и до середины июня 1942 года работал трактористом в колхозе. Пахал, сеял, начал жать хлеб. Но немец близко был к нашему району.
В начале 1942 года я ушел на фронт, мне еще не сравнялось и 18-ти лет. Был рядовым солдатом – стрелком в 52-й отдельной стрелковой бригаде 28-й армии, в составе которой прошел калмыцкие степи от г. Астрахани до, почти Ростова. Труден был боевой путь молодого солдата через Яшкуль, Элисту и далее по Ростовской земле. Метели, морозы, глубокие снежные заносы, недоедания, обморожения выбивали силы молодых солдат, но не могли сломать их волю преследовать немецких захватчиков и вести с ними тяжелые, жестокие бои. В одном из боев я был ранен в ногу и доставлен в полевой госпиталь в совхозе – Зерноград, затем переведен в военный госпиталь в Красноармейск города Сталинграда. После излечения 20 мая 1943 года я был направлен в 45-й запасной учебный полк в г. Каменск на Донце в учебную разведроту. Три месяца учебы и снова на фронт.
Теперь уже Миусский фронт. После 3-х дней ожесточенных окопных боев возле станции Успенка Ростовской области я получил очередное ранение. Ведь там на р. Миус фашисты имели очень сильные укрепления, где погибло 150 тысяч наших солдат. В Новочеркасском госпитале я пробыл с августа по ноябрь месяц 1943 года. После выздоровления был направлен в 33-ю дивизию в 5-ю Ударную армию на фронте Никопольского направления. У села Рогачики, Украина, шли ожесточенные бои. Опять получилось как прошлый раз – не прошло и 3-х суток, как в окопных жестоких боях я получил теперь уже тяжелое осколочное ранение с повреждением костей левой руки, которую врачи-хирурги взяли в гипс. Отправили на излечение в глубокий тыл в город Тбилиси, где после лечения врачебная комиссия признала меня – негодным. К службе в армии и дала инвалидность II-й группы (инвалид ВОВ).
В феврале я вернулся в родной свой хутор Морской. И только 4 марта 1944 года я вошел в класс Морсковской начальной школы, начал работать учителем 1х-3х классов.
Заочно окончил 3 и 4 курс Дубовского педучилища и проработал учителем в одной Морсковской начальной школе с марта 1944 года по сентябрь месяц 1986 года – то есть 42 года.
Здесь в школе жгучим ярким пламенем вспыхнуло в сердце чувство любви к своему коллеге учительнице замечательному человеку и педагогу, отличнику народного просвещения РСФСР к Валентине Даниловне Шефатовой, а затем Елецковой.
Для мужа она стала надёжным помощником, верным и любимым другом, спутницей жизни.
38 лет отдала Валентина Даниловна любимой профессии.
Имею правительственные боевые награды:
Конечно, это говорит о том, что скромны были мои боевые подвиги на трёх фронтах.
Зато я горжусь 3 –мя справками из 3-х военных госпиталей, где сказано в каждой, что в тяжелых боях за Советскую Родину был тяжело ранен, а последний раз и контужен.Что я имею дорогой для меня значок « Фронтовик» и « Удостоверение инвалида Великой Отечественной войны».
Имею трудовые награды:
- Медаль « Ветеран труда»
- В 1961 году был награждён значком « Отличник народного просвещения»
- В 1962 году Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации вручил мне значок « За активную работу с пионерами»
- В 1967 году мне присвоено звание « Заслуженный учитель школ РСФСР»
- награждён орденом « Октябрьской революции»
- за труд было вручено 10 почётных грамот.
За пережитые годы я пришёл к выводу, что есть разница между золотым поколением 30 -40 годов и нынешним. Прошлое поколение – это люди чуткие, внимательные, отзывчивые, наверное, потому , что пережили вместе, и стар и мал, все тяжести и ужасы войны.
Что могут сказать сейчас оставшиеся в живых ветераны войны, которые являются связующим звеном между ними, ещё живыми, и погибшими и умершими ветеранами войны.
Что они могут сказать молодому поколению?
В памяти сердца воскресают кадры тяжёлых боёв.
Тяжело было видеть, как падают замертво товарищи.
Не надо претворяться, что мы все были герои – сверхчеловеки. Мы были самые обычные люди со своими слабостями и достоинствами, шли защищать родную землю.
И никому не хотелось умирать в расцвете сил.
И только чувство долга, чувство ответственности перед Родиной, перед родной землёй, перед детьми стариками и старухами, чувство ненависти к врагу, уничтожавшему наш народ, предавало нам в боях самообладание, силу воли, энергию, хладнокровие, рассудок – и поднимало нас в атаку, преодолевало чувство страха, чтобы быстрее ворваться в окопы и умертвить врагов.
Самоотверженность и мужество защитников Отечества просто потрясли весь мир.
Конечно, наша страна понесла только боевых потерь до 9 млн. погибших. А общая утрата достигла 27млн.
Вот какими жертвами, достигнута победа над фашизмом.
Но герои не умирают, они просто уходят в будущее и светят нам своим подвигом.
Подвиг, совершенный заступниками Отечества, принадлежит вечности.
Русские люди свято берегли своё Российское Отечество.
В грозный час опасности стар и млад встали на его защиту, чтобы защитить дом, в котором родился и вырос, жил, своё и будущее детей, своих матерей и жен и ту благодатную землю, которая давала хлеб насущный.
Вовеки даже смерть погибших за Родину, считались почётной.
Нас ветеранов радуют патриотические подвиги настоящих молодых российских солдат. Какие парни также мужественны, как бывшие ветераны Великой Отечественной войны.
Поговорим более высокопарно. Что же поднимало нас добровольно встать на смертный бой с фашистами?
Патриотов вело в бой благородство.
Ведь это высокое духовное качество советского человека вбирает в себя доброту, гордость, верность и убежденность, мужество и силу духа, доблесть и честь.
А благородство и порядочность, как известно, прямо противостоят вероломству и подлости.
Потому-то подлое вероломство против Советского Союза, предпринятое фашистской Германией, с первых дней войны и вызвало у нашего народа невиданную ярость благородства.
Этот невиданный сплав яростного благородства, духа и дела противостоял, а затем и сломил и сокрушил другой. Сплав – подлости, страха, вероломства лютого фашизма.
А люди, испытавшие в полной мере ярость благородства в боях с фашистами, о своих ранах, заслугах вспоминают редко, мало и нехотя.
Скромность – это их главная ветеранская особенность.
Что я могу сказать о себе, как о фронтовике, который и в обороне и в наступлении был рядовым окопником – участником окопных боёв.
Об этом лучше всего расскажу в своём простом стихотворении:
«Окопник Миусского фронта»
Миус – река…. Там три кургана
Громады эти высоки
Сторожевые великаны
Над степью царствуют Они.
Их чужеземцы оседлали
Заслоны – крепость возвели
Был неприступен берег правый
Обрывист он и каменист
Фашисты в камень земли вогрызлись
Воздвигли тысячи преград
Ворота наглухо закрыла
На Украину и Донбасс
Громить фашистское отродье
Здесь создан был Миусский фронт
Мощна была артподготовка
Перед тем как ринуться нам в бой.
Был я окопник в обороне
И в наступленье фронтовое
Я возвеличил выше всех.
Пилоты как бы ни бомбили
Не рвали землю пушкари,
Под крепью враг недостижимый,
Спасаясь, он в глуби земли.
И только брат – солдат – окопник,
Столкнувшись носом к носу с ним,
В жестоких схватках, жертвоностных
Врага достанет, истребит.
Был юн солдатик, неприметен
Росточком был я слишком мал
Зато силенкой был я – крепок
Изведал враг и мой удар.
Окопы, ходы сообщений
И доты, юзоты, блиндажи
Соображай, лови моменты
Врагу удар, чем нанести.
Столкнувшись носом к носу с Фрицем
Ты быстро всё предугадай
Штыком ли, пулей или финкой
Врага чем лучше умертвлять?
Окопы схватки так жестоки
Непредсказуема судьба
Лови момент молниеносно
Чтоб упредить удар врага.
Тебя ли враг вперёд уложит
Иль ты его вперёд прибьёшь
Ведь Ганс умел и тоже ловок
И до зубов вооружён.
Устали дно окопов трупы
Кто мертв, кто стонет, ёще жив
Царит здесь зло и бойни ужас
И дно и стены – всё в крови
Произошла « любезна» встреча
Её нельзя мне позабыть
Удар Фриц метил в моё сердце
Мне финкой плевру разрубил.
Я финкой метил ему в горло
Расхоботил его лицо
А ж самому мне стало тошно
Я отвернулся от него
Я помню, сделалось мне дурно
В глазах темнел уж белый свет.
Дышать мне было очень трудно
По телу тек, горяч ручей.
Быть может, не было сноровки
У юных воинов – убить
Иль редко были тренировки
Достичь всех навыков резни.
Иль силы на исходе
В кровавой бойне? Не поймешь
Стонал Фриц, обливался кровью
Рану, зажав своей рукой.
Стеснив солдатик, неприметен
Росточком был я слишком мал
Таков был Вася – друг Ткаченко
В окопах рядышком все спал
В жестоких схватках пал друг
Вася сражен он был из блиндажа
Прошит свинцом из автомата
Но взрывом Фриц моей гранаты
Уложен был там навсегда.
Не проявил, быть может, храбрость
В боях окопных я с врагом
Зато упорен был я в схватках,
Надёжен в деле боевом
Не слишком, может, был я смелым
Сильнее были впереди
Собрав все силы духа, тела,
Стремился первых я сменить
Здесь после боя ты бессилен
Бездумен, жив, ты иль не жив
И кровью в бойне обагрившись
От ран лишь стонет от своих.
Не утолив водою жажду
Иль жив, иль мертв – ты не поймешь
Средь трупов, весь ты окровавлен
Уж без сознанья упадёшь.
Миусский фронт был. Там могилы
И стелы, стелы.… Посмотри…
Там триста тысяч ведь фамилий
Средь них Ткаченко – друг, Василий
Там спят спасители России
Земной поклон ты им ложи.
Использованные источники:
Интервью с ветераном ВОВ Елецким Сергеем Михайловичем