Участие казаков во Второй Мировой Войне

Информация об авторах:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Креповская средняя общеобразовательная школа" поселка Учхоза, Урюпинского района, Волгоградской области.

Руководитель: Антонова Алеся Андреевна, учитель истории и обществознания.

Автор: Гололобов Роман Алексеевич, ученик 10 класса.

Волгоградская область, Урюпинский район, поселок Учхоз.

Информация о ветеране:

Забурдяев Тимофей Иванович. 1924-2000 гг

Содержание работы:

На первый взгляд, история Великой Отечественной войны, столь пристально и подробно изученная в отечественной и зарубежной историографии, уже не содержит «белых пятен», и по-настоящему спорных моментов в ней осталось не так уж и много. Однако существует тема, которая при своей масштабности, емкости и драматизме по сей день остается как бы «за кадром» - это тема участия казачества в Великой Отечественной войне. В советские времена роль казачества в Великой Отечественной войне по идеологическим соображениям сознательно приуменьшалась, поскольку в официальной историографии казакам отводилось место только в дореволюционной России. А между тем, историческая справедливость требует признать, что казаки героически участвовали в войне буквально с первых ее часов – на Западном фронте казаки 94-го Белоглинского полка в ночь на 22 июня 1941 года вступили в бой с гитлеровцами, наступавшими в направлении Ломжи.

Проблема казачества периода Великой Отечественной войны до самого последнего времени освещалась практически односторонне. Преимущественно показывалось – что вполне естественно и обоснованно – его активное и деятельное участие в героической борьбе советского народа против фашистской Германии. Действительно, большинство казаков сражалось в рядах Советской армии. Однако только такой акцент не воссоздавал цельной исторической картины, ибо, как выяснилось в постсоветский период, значительная их часть находилась, увы, по ту сторону баррикад – в составе вермахта и войск СС – и сражалась против собственного Отечества. Таким образом, тема исследовательской работы «Казачество в период Великой отечественной войны» представляется достаточно актуальной в настоящее время и требующей более детального изучения.

Резидент советской военной разведки в Бельгии и во Франции Кент (А.М. Гуревич) в своих мемуарах «Разведка – это не игра» делился своими наблюдениями о встрече в одном из берлинских ресторанов в годы войны с казачьими генералами Красновым и Шкуро, которые могли себе позволить жить на широкую ногу в то время, когда большинство немцев жило очень экономно.

Современная статистика участия казаков в Великой Отечественной войне хотя и обширна, очень противоречива. Многие исследователи сходятся на том, что на стороне врага сражалось порядка 55-60 тысяч казаков. Большую их часть составляли кавалеристы и пластуны. Было также несколько авиационных эскадрилий и танковых подразделений.

Среди советских воинов казаки составляли большую часть кавалерии. Многие казаки добровольно вступали в формирования народного ополчения. Особенностью тех формирований было то, что в силу блестящей военной подготовки казаков их части и подразделения народного ополчения вскоре становились кадровыми. За годы Великой Отечественной войны в РККА было порядка 70 казачьих воинских частей, 17 из которых были удостоены звания гвардейских.

262 казакам за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя Советского Союза. Более 100 тысяч казаков за период боевых действий 1941-1945 годов удостоились государственных наград.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные публикации [5], в которых есть упоминания о казаках – участниках той войны, подробного освещения деятельности казачьих подразделений и частей до сих пор нет. Отечественной историографии явно недостает обобщающих трудов, в которых бы освещались вопросы формирования и организации боевых действий казачьих частей и соединений на фронтах Великой Отечественной войны. Нет публикаций об организации их боевой подготовки, быта, досуга, воспитательного процесса.

Изучение истории казачества периода Великой Отечественной войны носит не только фрагментарный, но и региональный характер. На фоне относительной активности ставропольских, краснодарских [17] [20], ростовских, воронежских, волгоградских исследователей, историки Москвы [23], Санкт-Петербурга [21] [22], Новосибирска, Екатеринбурга и других крупных научных центров до сих пор не включились в процесс изучения всесторонней деятельности казаков на фронте и в тылу в годы войны.

В июне 2011 года из печати вышел первый том 12-титомной Истории Великой Отечественной войны, завершение издания которой планируется в начале 2015 года, в преддверии 70-тилетия Великой Победы. Представляется необходимым участие ведущих ученых в подготовке глав и параграфов этого издания, в которых была бы объективно отражена деятельность казаков по защите своего Отечества от фашистских захватчиков.

Цель данной исследовательской работы – попытка более или менее сбалансированного и всестороннего раскрытия поставленной в ней проблемы изучения истории казачества в период Великой отечественной войны.

В своей работе я бы хотел рассказать о боевом и трудовом пути земляка- ветерана Великой Отечественной войны Забурдяеве Тимофее Ивановиче, моем деде, казаке, который храбро сражался с фашистскими захватчиками. Он родился в июне 1924 года в х. Забурдеявском. В 1943 году его призвали в армию артиллеристом. После недолгого обучения его отправили под Ленинград. Вначале он был заряжающим, потом стал командиром орудийного расчета. Его расчет также участвовал в освобождении Ленинграда. Во время одного из авианалётов фашистов мой дедушка был ранен осколком в руку. Осколок был небольшой, но попал близко к вене. Его, после войны, так и не вытащили. Когда враг, ценой больших жертв и усилий, был оттеснен к Германской границе, дедушка думал, что он пойдет со своим расчетом на Берлин, но советское командование решило по-другому: орудийный расчет Тимофея Ивановича отправили на войну с японцами. Советским солдатам в Маньчжурии ежедневно давали хинин, потому что через комаров можно было заразиться малярией. Больше всего дед Тима, впрочем, как и большинство других солдат, боялись камикадзе. Японцев-подрывников. Как пролетал над солдатами японский самолет – все! Жди камикадзе! А их было много. Больше дедушка о войне не рассказывал, тяжело говорить о том, как погибали боевые товарищи, как приходилось самому убивать живых людей.

После победы жизнь должна была налаживаться, но ещё предстояло много работы по восстановлению огромной страны.

С окончанием Великой Отечественной войны закончилась еще одна страница истории российского казачества. Закончилась история общинного казачьего устройства и связанной с ней палитры социально-экономических отношений, основанных на общинном праве и подкрепленных законодательством Российской империи. В этом и заключалось уникальность и основа основ казачьего социума – первичность не писанных, но обязательных для исполнения норм обычного права, и подкрепление этих норм общегосударственными законами, гарантирующими сохранение общинного самоустройства. Процесс эволюции казачьего общества, в том числе и терского, был насильственно прекращен, духовные и культурные основы отвергнуты, и государство из гаранта казачьей особенности превратилось в безжалостный механизм уравнивания и уничтожения. Это и стало причиной перехода части казачества в лагерь противников СССР. Но в целом, без учета эмигрантов, число казаков пошедших на службу гитлеровской власти вряд ли больше, в процентном соотношении, чем число собственно русских в оккупированных районах или незападных украинцев.

Надо сказать, что признание руководством СССР в середине 1930 годов казачества как этнокультурной реальности, проявившееся в создании казачьих частей в армии, поддержке культуры и т. п. – все это было очень мудрым решением. Это повысило авторитет руководства СССР в казачьих областях, усилило советско-патриотические настроения, а в дальнейшем — во время Отечественной войны огромный военно-мобилизационный эффект. После войны поддержка в СССР казачьей этнокультурной самобытности стала неактуальной и довольно быстро прекратилась. Песня Цезаря Солодаря на музыку Дмитрия Покрасса «Казаки в Берлине» и фильм Ивана Пырьева «Кубанские казаки» стали своеобразными памятниками стремительно исчезавшему явлению «советского казачества». Ликвидация в начале 50-х годов казачьих частей в Советской Армии явилась уже завершением этого процесса.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала суровым испытанием союза народов нашей страны на прочность и жизнеспособность. Враг, с которым столкнулись народы нашей страны, оказался изощренным и коварным, особенно в сфере межнациональных отношений. Гитлеровское руководство пыталось в полной мере использовать в своих интересах все силы, заинтересованные в разрушении СССР. Да и возможности для этого у противника были самые благоприятные: советское государство существовало всего четверть века, а его преобразовательная деятельность велась в условиях тоталитаризма, массовых репрессий и тяжелого социально-экономического положения трудящихся. Это от части, и толкнуло часть казаков в годы Великой Отечественной войны в ряды врагов России, и этот отчаянный шаг вполне справедливо поставил вне закона всех тех, кто жил воспоминаниями о былом и был готов любой ценой добиться реванша. Со смертью их идеи безвозвратно умерла правовая и социально-экономическая система старой казачьей общины. Страница истории Старого Казачества закрылась.

Но, несмотря на то, что сотрудничество с врагом лиц, недовольных существующим в стране общественно-политическим строем, приобрело в годы войны массовый характер, масштабы этого явления оказались ничтожными по сравнению с готовностью остальной части советского населения защищать свою Родину от немецко-фашистского нашествия.

Использованные источники:

Источники и литература

Источники:

 

  1. Крикунов П. Казаки между Гитлером и Сталиным. Крестовый поход против большевизма. – М., 2005. – 654 с.

Литература:

  1. Бурда Э. Казаки в Великой Отечественной войне. По обе стороны фронта // http://www.apn.ru/publications/article24129.htm
  2. Ленивов К. А. Под казачьим знаменем в 1943–1945 гг. – «Кубанец», № 2, 1992. – С. 32-34
  3. Слава кубанских казаков. – Краснодар, 2001. – 221 с.
  4. Смирнов А. А. Казачьи атаманы. – СПб., 2002. – 187 с.
  5. Хорошхин М. Казачьи войска. – СПб., 1881. – 514 с.
  6. Шамбаров В. Е. Государство и революции. – М., 2002. – 198 с.

Фотогалерея: