Информация об авторах:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
403241 Волгоградская область. Алексеевский район.
Станица Алексеевская ул. Ленина 44. Т: 8 (84446) 3-11-38
СОЧИНЕНИЕ.
Тема: «Елисеев Николай Емельянович».
|
Выполнил: ученица 10 «А» класса Феофилова Дарья
Руководитель: учитель истории Пригода Степан Петрович.
|
Информация о ветеране:
Елисеев Николай Емельянович
Содержание работы:
Детство и юность
В Алексеевском районом музее собранно много материала о наших земляков. Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы, учащиеся школа, учащиеся ПТУ посещали музей и узнали о боевом и трудовом пути наших земляков. Материалы собираются и бережно хранятся в музее, целый раздел фонда музея посвящен только медицинским работникам, среди них почетное место занимает фигура казака-ветерана-врача, нашего земляка Елисеева Николая Емельянова. Меня заинтересовала его судьба и поэтому я решила написать о нем.
Елисеев Николай Емельянович родился 24мая 1924 года, в хуторе Секуровском Алексеевского района в семье крестьянина бедняка.
Его отец Елисеев Емельян Фомич до Октябрьской революции занимался хлеборобством, обрабатывая небольшой участок земли. После 1917 года родители Николая Емельяновича занимались крестьянским трудом. С образованием колхозов 1929-1930 годах они вступили в колхоз «Искра», где отец принял активное участие в укреплении коллективного хозяйства.
В 1934 году Николай Емельянович пошел в Алексеевскую среднюю школу. В 1934 умер его отец. Юноша вместе с сестрой остался на иждивении у матери и продолжал учиться в школе.
Мать все время работала в колхозе. В 1939 году, учась в школе, Николай Емельянович вступает в члены ВЛКСМ. В 1941 году закончил десятилетку. Из-за того, что началась Великая Отечественная война, он не поехал поступать в медицинский институт, а стал работать в колхозе.
Боевой путь
В июне 1942 года по направлению райвоенкомата Елисеев Николай Емельянович добровольно уехал учиться в Астраханское военное техническое училище, а в августе 1942 году был призван в ряды Красной Армии и направлен в 4 артиллерийскую бригаду, где пробыл кандидатом в артиллерийское училище с августа по октябрь 1942г. С ноября 1942 года по февраль 1943 года он находился во 2-ом Томском артиллерийском училище, которое не окончил так как был направлен в 22-ой запасной артиллерийский полк на курсы младших командиров в г.Новосибирск. В конце марта 1943 года Елисеев Николай Емельянович был направлен на 2-ой Прибалтийский фронт, где пробыл до апреля 1944года. На фронте воевал при 112-ом Краснознаменском наводчиком 76 мм . орудия. За время пребывания на 2-ом Прибалтийском фронте в октябре 1943 года был легко ранен в левую руку. В августе 1944года с фронта был направлен в 1-ое минометное училище, откуда по состоянию здоровья был отчислен из-за ранения и направлен на 1-ый Украинский фронт ,где в составе 1-ой минометной бригады, служил наводчиком боевой машины до окончания Великой Отечественной войны. В 1945 был награжден орденом «Красной звезды», медалями «за освобождения города Прага», «За победу над Германией».
Записная книжка 1944-45 г.г.
Ее принесла в районный краеведческий музей Тамара Филипповна Елисеева- записную книжку своего мужа Николая Емельяновича Елисеева, которую она нашла уже после его смерти, разбирая семейные архивы.
Полу лирические документальные записи рассказываю о войне языком очевидца, участника тех событий. С каждой странички записной книжки с нами говорят далекие 1944-45 годы…
20 августа 1944 года
Мы стояли в лесу, в том лесу, где не думал быть никто из нас. В каждом таилось чувство уверенности перебарывало и где-то в душе подсказывало: «Ничего, мы еще дальше побываем!»
Но все же это был чужой лес, чужая земля, где недавно хозяйничал враг. Это была освобожденная земля Польши. Польша, как бедноты выглядишь! Убогие деревеньки и городишки, раздробленные крестьянские хозяйства – все дышит бедностью. Выделяются немногие хозяйства, видно, что жил здесь какой-то состоятельный пан. Деревни по степной и равнинной местности значительно беднее, чем по берегу рек. Те выглядят красиво и богато. Вот одна из деревень-Халовицы. Расположена она на берегу Вислы. Деревня утопает в зелени фруктовых садов, видны аккуратно распаханные поля, по-хозяйски возделанные огороды.
Нам пришлось здесь побывать одними из первых. Все напоминало о недавнем присутствии немцев: населения не было. Мы встретили только одного старика, который кое-как рассказал нам, что немцы ударили в лес, так как деревня ежеминутно обстреливается из-за реки. Вообще в эти дни не только описанная деревня, но и многие другие были оставлены жителями, так как именно здесь развернулись боевые действия по форсированию широкой водной преграды.
Мы были здесь недолго, так как наша боевая задача требовала быть в другом месте. Дело в том, что одно из соединений нашего фронта заняло приличный плацдарм на западном берегу Вислы. Немцы никак не могли мириться с этим положением и всячески старались сбросить нас за Вислу, но не тут-то было! Немецкое командование оснастило своим войска первейшей техникой: новые «королевские тигры» и 24-ствольные минометы появились на поле боя. Они были сильны, но нам было чем противостоять.
Мы прибыли на место и расположились в том лесу, о котором шла речь вначале. Обыкновенный сосновый лес принял нас, в свои дебри и мы исчезли в нем.
Командир батареи т. Борисов указал места расположения боевых машин. Обстановка не требовала разъяснений: передний край проходил километрах в семи. Чувствовался близкий бой. Мы слышали разрывы снарядов, а иногда слышался глухой удар и все понимали- снаряд не взорвался, и кто-нибудь обязательно высказывал мысль, которая была у каждого: «Эх, кабы они все так падали». Весь расчет сидел возле машины. Поняв, что пока они не находятся в зоне обстрела, солдаты мирно беседовали, вслушиваясь невольно в звуки боя.
- Вот бы заметить его, гадину, да гвоздануть хоть одним снарядом, - заговорил второй номер Александров, устремив взор в сторону противника, - дождется! – добавил он ехидно, как будто- бы разговаривал с тем немцем, который стрелял из пушки.
- Конечно, дождется, - сказал подошедший командир взвода, старший сержант Викторов, - придется поработать. Поработаем, а? – обратился к солдатам.
- А как же, - ответил за всех Иванов, - мы сюда приехали не в бирюльки играть…
12 января 1945
...Машины тихо ехали одна за другой. По-прежнему впереди на фоне горизонта взлетали в темноту как огненные струи, ракеты, пулеметные очереди и отдельны выстрелы хорошо были слышны, так как стояла тихая январская ночь. Подъехали, загнали машины и аппарели и стали проводить к бою. Викторов уже кричал их темноты: «Первое- свет, первому 52-40; второе- свет, второму- 50-20, третье- свет, третьему – 26-00, четвертое- свет, четвертому- 45-60. Прицел 610!»
Командиры отделений докладывают о готовности. Слышится голос Викторова: «Один- часовой, а остальные все в укрытие».
Проверив еще раз правильность наводки, расчет Данилова ушел в траншею. Николаев, Фирсов и Александров тоже поспешили в этот «блиндаж». Все закурили, ежась от холода. «Придется ли стрелять?»- спросил Николаев. «Кто его знает…»- задумчиво ответил Гришин. Этот солдат, почти мальчик, заменят 2-й номер. Старательный, безотказный парнишка. Все очень любили его.
В траншею влез Митрофанов - пожилой человек, в мирное время бывший председателем колхоза, а теперь- солдатом.
- Ну, черт, мороз,- пробурчал он, доставая махорку и закуривая.
Последовала тишина, да и о чем было говорить? Все знали, куда приехали, и никто не знал, что будет с каждым завтра или даже через час. Утомленные бойцы заснули, кто как.
Отдых был недолгим. Прибежал Данилов: «Быстрее к машинам,- крикнул он,- ввинчивать взрыватели!»
Выпрыгнув из траншеи, все устремились бегом к машинам, с лихорадочной быстротой ввинтили взрыватели, еще раз проверили наводку.
Не прошло и пятнадцати минут как мы увидели слева, позади нас, «засыпали» «катюши». Беспрерывный шквал огня двигался по фронту. Заухали дальнобойные, и вскоре все слилось в сплошной звук артподготовки. Все погрузилось в этот сплошной гул. Нельзя было расслышать голосов товарищей, приходилось кричать изо всех сил, невиданный и неслыханный еще ливень огня, несущий смерть врагу, полыхал в немецкой обороне. На улицах солдат - радость.
К утру канонада стала стихать и после команды «По машинам!» все тронулись вперед.
…Не доезжая моста, обогнали танк с самоходкой, впереди, за рекой, виднелся дом.
Далее- разрушенная деревня, слева, за бугром- лес.
Переехали мост. По берегу шла линия обороны, здесь были наши пехотинцы.
-Давай, давай, а то только мы идем вперед. А теперь вот и вы!- кричал веселым голосом кто-то из пехотинцев.
Тихо продвигались вперед. Звуки трескотни усилились, пули свистя, проносились над нами, из-за бугра совсем близко от нас взлетали рассыпаясь ракеты. Напряжение возрастало …
Вот рвануло совсем рядом с идущим неподалеку танком, сидевшие на танке автоматчики рассыпались по сторонам. Затем последовал второй взрыв, третий … Самоходка встала и закружилась на месте. В душе возникло чувство, когда видишь, что смерть где-то рядом. Но чувство боязни, страха, не было. Самоходка медленно стала продвигаться вперед. Проехали лежащих наших убитых солдат. « Да…»- только и сказ кто-то.
Подъехали к первому разваленному дому, и здесь произошло то, что каждый из нас ожидал. Страшный взрыв раздался под машиной Данилов, водитель и комбат была выброшена из машины. Викторов так же сброшенный с машины, тут же вскочил и выхватив револьвер, прокричал: «Пли!». Следом грохнул еще один взрыв, и все бойцы бросились в укрытие, которым послужила яма, глубиной метра три, причем выложенная кирпичом. Там уже были солдаты. Многие контужены, комбат- другую, приказал: «Есть раненые, нужно выносить».
Николаев с Даниловым выбрались из ямы. Побежали к машине и увидели, что она забрызгана пылью и грязью, пробита во многих местах. Возле колеса, заливаясь кровью, лежал Митрофанов. Навстречу полз Гришин, которого все в полку за молодость называли мальчиком. Его лицо было залито кровью, кровь текла изо рта, ушей, Гришин стонал и плакал. Данилов подтащил в укрытие Митрофанова, у которого была оторвана взрывом правая рука и выбит глаз. Он как-то хрипел нечеловеческим голосом. Санинструктор, почти девочка, плача оказывала раненым помощь…
Мы смотрели на своих товарищей и глазами, сердцем говорили: «Мы отомстим, отомстим!»
После окончания войны и расформирования бригады служил в 88 минометном полку, а затем в 21-ом минометном полку до марта 1947года, где работал санитарным инструктором.
Трудовой путь
В марте 1947 Николай Емельянович был демобилизован и в том же году поступил в Сталинградский медицинский институт, который закончил в 1953 году. С июля 1953 года по август 1955 года он работал в должности заведующего Суляевским врачебным участком. Больница в Суляевке была расположена в обыкновенном крестьянским доме, где были четыре небольшие комнаты. В самой маленькой он обустроил под операционную, инструменты набрали в районной больнице. Рядом с больницей был еще один дом из 2-ух комнат, в одной он принимал больных, а в другой жил с матерью.
Затем Елисеев Николай Емельянович был переведен в станицу Алексеевскую и утвержден в должности заведующим районным здравотделом Алексеевского исполкома. В этой должности он проработал до 1963 года. В связи с ликвидацией Алексеевского района был назначен главным врачом Алексеевской больницы. Все эти годы он работал хирургом. В сентябре 1962 года он принял участие во 2-ом Всероссийском съезде хирургов в городе Саратове. За свою работу Елисеев Николай Емельянович был награжден орденом «Знака почета». Врачом хирургом он проработал по июль 1988 год. Им, за время работы в Алексеевской больнице, была организована работа скорой помощи, открыты терапевтическое и стоматологическое отделения, была построена ныне действующая поликлиника, заменено печное отопление на паровое. Им была построена и открыта Рябовская участковая больница.
Елисеев Николай Емельяночив, заслужил уважение со стороны работников областного здравотдела. Он часто работал в состав делегаций по обмену опытом на Украине, в Белоруссии и в других регионах. Он пользовался большим уважением сотрудников как районной больницы, так и медицинских учреждений всего района. У Николая Емельяновича была долгая трудовая жизнь хирурга: бессонные ночи в операционной, напряженная и ответственная работа. Он никогда не забывал, что рукам хирурга доверено самое дорогое - жизнь человека.
Николай Емельянович своей работай заслужил, чтобы память о нем сохранилась на долгие годы, именно здесь, на родной Алексеевской земле.
Елисеев Николай Емельянович является примером целеустремленности, трудолюбия, ответственного отношения к делу для меня, моих товарищей и друзей. Этот человек учит нас быть отзывчивыми, безвозмездно помогать людям. Он учит нас быть мужественными и сильными.
Использованные источники:
Не указан