Исследование состояния биоресурсов реки Касарочка

Номинация: природное наследие

Тема: "Исследование состояния биоресурсов реки Касарочка"

Авторы: Акулова Екатерина Алексеевна, 9б класс, Ищенко Александр Дмитриевич, 10 класс 

МБОУ "Новониколаевская СОШ №1 им. А.Н.Левченко"

Руководитель: Деманова Елена Степановна, учитель биологии

2013

Введение

Проблема исследования:

В последние годы флора и фауна реки Касарочка сильно изменилась. Некоторые обитатели сократили свою численность, а другие совсем исчезли.

Цель исследования:

Изучить разнообразие флоры и фауны реки Касарочка и динамику их изменений в зависимости от экологического состояния водоема

Тема исследования:

Исследование состояния биоресурсов реки Касарочка

Объект исследования:

Бассейн реки Касарочка в пределах хутора Алексиковский.

Предмет исследования:

Влияние экологического состояния на видовой состав обитателей реки Касарочка

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что ухудшение экологического состояния реки повлияло на биоразнообразие водоема

Задачи исследования:

  1. Провести анализ информации по данной теме используя данные краеведческого музея, районной библиотеки и данные социологического опроса.
  2.  Составить географическую и гидрологическую характеристику участка реки в пределах хутора  Алексиковский от трассы М-6 «Каспий» до плотины дороги  Урюпинск-Новониколаевский площадью 23,4 га.
  3.  Исследовать качество воды с помощью органолептического метода. 
  4. Исследовать экологическое состояние водоема.
  5. Провести комплексное исследование  биоресурсов  реки Касарочка.

Список и анализ источников:

Основные источники информации при изучении реки Касарочка:

1. Местные жители, проживающие по берегам реки длительное время. После посещения краеведческого музея, районной библиотеки выяснилось, что информация по данному водоему практически полностью отсутствует, поэтому на вопросы, касающиеся состояния водоема некоторое время назад, смогли ответить только местные жители. Они же предоставили фотографии реки 1981 и 1995 годов.

2. Вода из реки. Анализа воды органолептическим способом  дал информацию о степени загрязненности водоема в данный момент.

3. Река. Наблюдение- основной способ поучения информации о  животных и растениях водоема. Выявление физических, химических и биологических загрязнителей позволит дать оценку экологического состояния водоема.

Анализ литературы:

Мы решили указать только  одну книгу, так как посетив районную библиотеку и краеведческий музей, к сожалению, выяснилось, что информация по реке Касарочка практически полностью отсутствует. Есть только упоминания, что данная река существует, но не более. 

Основная часть

Глава 1. Историческая справка

По опросам местного населения, проживающего по берегам реки, мы выяснили, что до начала 70-х годов ХХ века река характеризовалась полноводием, обилием рыбы, раков, водились бобры, ондатры. Во время половодья в водоем заходила рыба с Хопра, например: лещ, сазан. Весной берега расцвечивались яркими цветами хохлатки, купальницы, пролески, диких тюльпанов, лиловых фиалок.

С началом строительства трассы М6 изменилось экологическое состояние реки в худшую сторону. Строительство плотины и дороги преградило путь русла и разделило реку на несколько плохо сообщающихся между собой участков, что привело к зарастанию водоема тростником, рогозом, ряской, сине-зелеными водорослями. Известно, что во время строительства дороги насыпные сооружения были размыты и огромные объемы глинистых масс попали в русло реки, засыпав ее песчаное дно, что привело к заиливанию.

image

image

                 Участок реки в 1995 году                                                                                          Тот же участок в 2013

 

Глава 2. Исследование водоема

  2.1. Исследование гидрологического режима реки Касарочка

Касарочка является левым притоком реки Касарки,  впадающей в Хопер. В настоящее время река маловодна. Питание реки смешанное, снеговое и родниковое. Свое начало река берет от прудов: Гуркин, Свиной, Гришин, Маркеев, протоки которых соединяются в районе трассы М6 «Каспий».

Показатель водности реки определяем по измерению количества воды, проходящее через живое сечение потока воды в единицу  времени. Средний расход реки 0,3м3/с. По длине относится к малым рекам. В паводковый период ширина реки может достигать 20 - 25 м., а в межень 10 -15м. Глубина максимальная - 6м., а в среднем – 1,5-2м. Дно реки глинисто-песчаное. Средняя скорость течения 0,1- 0,2 м/с в паводок и до 0,1 м/с в меженный период. В летний период температура воды колеблется от +190 С  до 230 С. Режим реки отражает особенности континентального  и засушливого климата области с холодной зимой, короткой весной и сухим летом.[1] Вдоль берега реки расположено крупное сельское поселение – хутор Алексиковский. В настоящее время по берегам реки действуют мелкие деревообрабатывающие предприятия, склады сельскохозяйственного предприятия, гаражи, частные  дома.

 Год от года уровень воды в водоеме меняется, подъёмы зависят от высоты снежного покрова и от характера весны. Мониторинг последних лет показал прямую зависимость объема воды от климатических условий, т. к. наполняемость водоема зависит от количества дождевой воды, талого снега, воды родников. Но в целом, уровень воды в реке поменялся в 2012 - 2013г. незначительно.

2.2. Физико - химическое исследование водоема

Физико - химическое исследование качества воды проводилось в июле и в сентябре. Осадок в обеих пробах  не был обнаружен. Наблюдалась лёгкая опалесценция воды в пробе, взятой в июле, это можно объяснить несколько увеличенной скоростью течения воды после весеннего паводка и наличием взвешенных частиц в ней. В дальнейшем, в меженный период, мутность в пробе не была замечена. Прозрачность воды постоянна и колеблется в пределах от 50 до 80см. Среднее значение прозрачности связано с присутствием гуминовых веществ.

 Исследование качества воды органолептическим методом:

image

 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полученные качественные характеристики воды на основании органолептического способа представлены ниже в таблице:

Показатели

Результат исследования

  1. Цвет

Июльская проба воды - зеленоватая, осенняя- желтоватая

  1. Мутность

Относительно прозрачная; июльская более мутная, слегка опалесцирующая по сравнению с осенней

  1. Кислотность  (рН)

6,5

  1. Запах

Осенью – запах слабый, 2 балла (По 5-бальной шкале)

Летом - запах заметный, землистый, илистый, 3 балла.

 

Вывод: Анализ качества воды показал, что по сезонам года качество  воды различно, но в целом показатели невысокие. Поэтому вода пригодна только для использования в технических целях, для купания и питья  вода не пригодна.

Таблица №1 «Комплексное обследование экологического состояния реки в 2013году»

    Признаки экологического состояния

 

Оценка в баллах ( от 0 до 10)

Обилие наносов на дне

Свалки отбросов на берегу

Наличие кострищ

Стихийно возникшие пляжи

Места для водопоя крупного рогатого скота

Радужные и масляные пятна на  поверхности

Азотистые и фосфорные соединения за счёт слива

удобрений и органических остатков

Наличие сине – зелёных водорослей (цветение воды)

Наличие ряски в воде

( вытаптывание, поломки больше 50%)

Итого:

 8

4

4

-

5

 1

1

 

6

3

 4

36

 

 

 

Таблица №2. «Оценка экологического состояния водоема по количеству баллов»

Степень загрязнения

Количество баллов

Очень сильная

Сильная

Средняя

Слабая

61 – 80

41 – 60

21 -  40

1 -20

 

Вывод: По степени загрязненности водоёму можно присвоить среднюю  степень загрязнения (36 баллов)

 

  1. Исследование биологического разнообразия  водоема

 

imageРека  представляет собой особый мир, жизнь в ней можно наблюдать  круглый год. Даже зимой, можно найти следы жизни под глинистыми камнями, в тростниковых зарослях. Рыбы, черви сохраняют свою активность, под ледяной толщей замерзшей воды. На примере жизни организмов реки можно наблюдать борьбу за  существование. Тучи водных насекомых (их особенно много в мае) кружащихся над водой являются пищей для рыбы, лягушек. Личинки стрекоз своими шарнирными челюстями тоже поедают насекомых. Водные жуки находят себе пищу в укромных местах. Кажется, что нет ни одного свободного уголка, где ни кипела бы жизнь. В иле, под камнями роются черви, любой комочек грязи представляет собой целый мир.

Для изучения состояния флоры и фауны реки берём с собой водный сачок, белое блюдце, пинцет, лупу. Изучаем и собираем водные растения и животные разными способами и инструментами.

Одноклеточные организмы собираем так: берём воду из реки, добавляем пучок сена, ставим банку в тёплое место на несколько дней и готово! Теперь исследуем каплю воды под микроскопом. Там мы обнаружили амебу обыкновенную, эвглену зеленую, инфузорию-туфельку.

Берег Касарочки зарос ивой белой, козьей, тополем черным. Южные и северные берега обрамлены густыми зарослями тростника, рогоза широколиственного, камыша.

 imageimage

                     

 

 

 

 

 

 

Участок реки в 1981 году.                                                                               Тот же участок в 2013 году

 Встречается рдест курчавый, на воде плавает ряска.

imageГлубина водоёма не более 5 – 6 метров. Дно илистое, сильно загрязнённое, но встречаются участки чисто глинистые, некоторые места песчаные. Заросшие берега и илистость дна свидетельствуют в определённой степени о загрязнении водоёма. Почва вокруг реки плодородная, с высоким содержанием гумуса. Показатель рН почвы от 5 до 6,  при таких условиях бактерии и грибы разлагают мёртвые растения и животных, чтобы превратить их в перегной.

На реку оказывают влияние не только люди, которые ловят рыбу, купаются летом в реке, охотятся, но и животные; ондатра, бобры, ласка, утки, поедающие растения и поднимающие грязь со дна, лягушки, издающие крики и с шумом прыгающие в воду.image

По воспоминаниям местного жителя Попова С.А.  в 60 - 70-е годы бобры не были редкостью на водоеме. Они активно строили плотины, валили прибрежные ивы. Сегодня количество бобров резко сократилось, только по следам их жизнедеятельности (сваленные деревья, хатки) можно обнаружить их присутствие на водоеме.

imageВдоль берега  встречается особенно много животных. Если незаметно подойти к водоему, то можно успеть сфотографировать ондатру - водяную крысу.

 А в зарослях можно встретить болотную черепаху.

 

 

Вблизи берега, особенно густые заросли, здесь стоячая вода, температура воды у берега максимальная. Корни береговых imageрастений береговых растений находятся под водой, а основная часть стеблей, листьев и цветов колышется над водой. В этой массе растений встречаются обычно тростник, рогоз, камыш.

Дальше от берега на глубине на глубине до 1мimage встречаются плавучие растения. К концу лета обильно встречается спирогира, ульва и другие зеленый водоросли. Их тела плавают в воде, иногда держатся на поверхности. На поверхности воды плавает  ряска. Её  жадно пожирают утки и другие водоплавающие.

В зоне илистого дна водоёма живут и охотятся мириады живых существ. Малощетинковые черви, веслоногие рачки, пиявки, кольчатые черви соседствуют друг с другом. Пиявки карабкаются по стеблям растений в поисках пищи. При приближении  млекопитающего типа ондатры они бросаются на нее с жаждой напиться крови.

image По поверхности воды, на плёнке поверхностного натяжения скользят водомерки, жуки – плавунцы, а под водой к плёнке прикрепляются  прудовики.

 В последнее время  полностью исчезли двустворчатые моллюски- беззубки. У береговой линии среди зелёной листвы не сразу можно увидеть лягушек. Если подойти к берегу, они в этот же момент срываются с места и плашмя падают на воду, вокруг начинается  паника  и раздается хоровое многоголосье разных животных. В стеблях рогоза широколиственного откладывает яйца рогозовая моль.image

 Лягушки -  травяная лягушка, камышовая жаба в основном время проводят на суше у реки, питаясь насекомыми и другими мелкими животными. Прыткая ящерица встречается в оврагах  рядом с рекой, питаясь мелкими беспозвоночными животными.

Состав рыбы в последние годы сильно изменился, на смену карпу, красному карасю, пескарю, верхоплавке и другим видам пришли карась белый, окунь, щука.

Маленькая болотная черепаха иногда попадает на крючок рыболова, но популяция болотной черепахи стала уменьшаться. Некоторые особи добираются в поисках пищи до ближайших огородов местных жителей. В большом количестве на реке встречаются птицы.

Утки: серая утка, кряква. Особый интерес вызывает серая цапля- любительница рыбы.

В последние годы стали активно размножаться сине-зеленые водоросли, которые вызывают «цветение» воды. Эти водоросли сложно обнаружить из-за очень маленького размера, но зеленоватый цвет воды, который они придают, заметен даже невооруженным глазом.

 

Вывод: данный водоем характеризуется богатым видовым разнообразием, но за последние десять лет произошло уменьшение  видового разнообразия (согласно социологическому опросу местных жителей и исследованию биоразнообразия).

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать вывод: не так давно река была красивой и полноводной, в настоящее время она постепенно лишается своего богатого видового состава, уменьшается объем воды, из-за уменьшения весеннего водонаполнения. Река Касарочка в настоящий момент испытывает сильное антропогенное воздействие, которое выражается в  сокращении длины и объема водотоков, заиливании, ухудшении качества воды, уменьшении биоразнообразия. Вмешательство деятельности человека сказывается на равновесии экосистемы реки.

Учитывая видовой состав растений реки Касарочки и ее берегов можно сделать вывод о том, что основная масса загрязняющих веществ имеет органическое происхождение. По степени загрязненности водоёму можно присвоить среднюю  степень загрязнения, хотя даже десять лет назад она была значительно чище. Это повлияло на видовое разнообразие. Некоторые виды растений и животных значительно сократили свой ареал, а другие виды (например,раки, пескари)- уже исчезли. Но, появились  и процветают организмы (например, сине-зеленые водоросли, рогоз, тростник), которые ухудшают экологическое состояние водоема за счет избыточного поступления органики.

Изучая полученные данные можно сделать вывод, что  видовой состав реки и качественно, и количественно зависит от экологического состояния водоема.

Список литературы

  1. Брылёв, В.А. География Волгоградской области: Учеб. пособие для школ Волгоградской области. – Волгоград: Ниж. - Волж.кн. изд-во.1989. - 128с.

Приложения

Не указан

Дополнительные материалы:

Не указан

Фотодневник выполнения исследовательской работы: