Первые поселенцы хутора Новониколаевский

МБОУ "Новониколаевская СОШ № 3"

 

 

Номинация: История родного края

Тема: Первые поселенцы хутора Новониколаевский

 

 

 

Авторский коллектив: Жукова Алина Анатольевна,
                                              Жорин Данила Сергеевич,
                                                     Шехватова Ксения Денисовна,
                                             обучающиеся 2 "Б" класса

                                                                    

 

Руководитель: Родина Марина Алексеевна,
                              учитель начальных классов

 

 

 

2014 год

Введение

Проблема исследования:

Недостаточность знаний о первых поселенцах хутора Новониколаевский

Цель исследования:

Установление взаимосвязей между историей возникновения станции Алексиково и  появлением первых поселенцев в хуторе Новониколаевский

Тема исследования:

Первые поселенцы хутора Новониколаевский

Объект исследования:

История возникновения хутора Новониколаевский

Предмет исследования:

Изучение истории первых поселенцев хутора Новониколаевский 

Гипотеза исследования:

Первые поселенцы появляются в данной местности с началом строительства железной дороги

Задачи исследования:

  • познакомиться с историей возникновения нашего посёлка;
  • исследовать и проанализировать материал по первым поселенцам хутора Новониколаеский

Список и анализ источников:

1. Устные источники:

  • архивные данные районного краеведческого музея: "Воспоминания очевидцев по истории возникновения станции Алексиково", фотографии;
  • интервью с директором районного краеведческого музея Кичигиной Н.В.

2. Фотографии:

  • фото вокзала к. XIX-н.XX века
  • фото строителя железной дороги, одного из первых переселенцев Потапа Матюхова;
  • фото дома одного из первых поселенцев Родионова А.К.;
  • фото амбара для хранения зерна, построенного в 1912 году скупщиком Лукьяновым А.Г.

Анализ литературы:

В юбилейной книге "Новониколаевскому району 70 лет" содержится информация об истории возникновения хутора Новониколаевского, также книга хорошо иллюстрирована, что помогло нам нагляднее представить исследуемое. 

Основная часть

На месте нынешнего райцентра до 1870 года были расположены пять озер. Самыми большими болотами были  Гуркино (за Комсомольской улицей),  Камышово (за Привокзальной улицей),  Скворцово,  Рязанское и другие. Эти болота были глубокие, в отдельных из них, как Камышево,  водилась рыба,  а жители хутора Алексиковский в них купали и поили  скот.

Все изменилось в связи со строительством железной дороги Грязи - Царицын.

Во второй половине 60-х годов и в 70-х годах XIX века  в России началась железнодорожная горячка. 21 марта 1868 г. Борисоглебское уездное земство получило право на строительство железной дороги от Грязей до Борисоглебска.   30 марта 1868 года оно заключило контракт с товариществом строителей в составе казаков Губонина, Садовского и Павлова. Это товарищество в мае 1869 года приступило к строительству, а в декабре того же года вся линия от Грязей до Борисоглебска протяженностью 199,2 версты  была сдана в эксплуатацию. 20 июня 1869 года была высочайше дарована земству Борисоглебского уезда Тамбовской губернии концессия на строительство железной дороги от Борисоглебска до Царицына. Для этой цели Грязе-Борисоглебская и Борисоглебско-Царицынская дороги сливались в Грязе-Царицынскую.

Со строительством Грязе-Царицынской железной дороги связано возникновение рабочего поселка Новониколаевского.

В конце 1869 года началось строительство железной дороги. Товарищество строителей (Казаков, Губонин, Садовский и Павлов) закончили строительные работы на год раньше намеченного срока. 26 декабря 1870 года пошли поезда от Борисоглебска до Филонова.  27 июля 1871 года пассажирский поезд,  покрывший расстояние от Борисоглебска до Царицына в 374 верст и проследовавший через ж.д. станцию Алексиково, прибыл в  Царицын. С 17  декабря 1871 года началось движение на ветке Алексиково – Урюпинск. Ее 32,5 версты были построены за четыре месяца.

По краеведческим данным, вскоре появилась землянка железнодорожника Пухтина. Строительство велось без каких- либо машин, исключительно с помощью тачки, лопатки, носилок, лошадей. Cтроители жили  в землянках, а в летний период в палатках. Рабочие-землекопы, выполняя самый тяжелый физический труд, зарабатывали в месяц от 12 до 17 рублей. Тяжелые условия труда и быта подрывали здоровье рабочих, а медицинского обслуживания почти не было.  

Железная дорога проходила в нашей области по степным районам и редко пресекала населенные пункты, поэтому наша станция получила своё название по близ лежащему хутору Алексиковскому.

С 1872 года железная дорога начала стабильно принимать и курсирующие грузовые поезда.

В 80 – х годах XIX века было построено деревянное здание вокзала без единого гвоздя. Специальные выемки, штифты, искусно вырезанные в брёвнах и называемые «ласточкин хвост», плотно и надёжно соединили их. Между бревнами, пропитанными специальным составом укладывали шерсть. Кованые гвозди были применены лишь в строительстве крыши вокзала. Но всё это доподлинно стало известно лишь после разрушения старого вокзала, когда начали  строительство нового современного здания. Залы ожидания в старом вокзале были маленькие. К тому же разных классов. В вокзале торговали самогоном, съестными припасами. Здесь пили чай до седьмого пота проезжие купцы, отдыхали в первом классе графы и князья. (Приложение 1).

Осталось мало сведений о строителях железной дороги, кроме упоминания о неком Потапе Матюхове, рязанском крестьянине, бывшем крепостном. Он строил дорогу Борисоглебск – Филоново в 1876 г., а затем работал путевым обходчиком на сануции Алексиково. Его сын, Семён Потапович, пошёл по стопам отца. Служил на железной дороге с 1897 по 1945 годы. Начал юношей с должности ремонтного рабочего. Как и отец, дослужился до мастера. (Приложение 2)

Железная дорога приобрела огромное значение, а вместе с этим и станция Алексиково стала крупной железнодорожной станцией. Через нее ежегодно перевозились миллионы пудов хлеба, соли, рыбы и другие грузы. С ближайших хуторов начали переселяться семьи В.Ф. Юриной, Меркуловича – ростовщика. Казак  Д.С. Кургузов  захватил себе обширные территории, сенокосные угодья,  накашивал большое количество сена и сумел организовать у себя  постоялый двор по содержанию скота. Через Алексиково проходил Астраханский шлях, по которому из калмыцких степей в Москву прогоняли скот. Д.С. Кургузов снабжал этот скот сеном и получал большие денежные доходы. Кроме того, он сам содержал скот, откармливая его для отправки по железной дороге, что также давало большие денежные доходы.

Когда хуторок вырос до 15 – 20 домов, атаман Михайловской станицы, в состав которой входил наш хутор, решил дать ему имя. По рассказам старожилов, это было  под церковный праздник святого Николая, и атаман решил назвать хутор Николаевский. Через некоторое время он вспомнил, что в пределах станицы такой хутор уже есть, и переименовал его в Новониколаевский. Поиски истории названия хутора по архивам не увенчались успехом - приходится верить старожилам.   

К удобной транспортной магистрали  потянулись купцы и промышленники, так образовался  Новониколаевский. Одним из первых переселенцев  хутора был генерал в отставке Алексей Кузьмич Родионов, которому царское правительство за заслуги выделило 1,5 тыс. гектаров земли. Руками батраков был построен дом (Приложение 3), вырыт  пруд (Барский пруд находится за зданием магазина «Аистенок»). В пруду водилась рыба, и барин с барыней катались на лодке - так проводили свой досуг. Целый квартал занимал фруктовый сад. В нем выращивали лучшие сорта фруктовых деревьев, винограда, ягодные кустарники. Осенью собирать урожай приглашалось почти все население хутора. Чистый доход барина Родионова превышал 12 тысяч рублей золотом в год. На месте дома Родионова А.К. сейчас расположен военкомат. (Приложение 4).

Дочь Родионовых училась в Москве, познакомилась со студентом художественной школы Венигом и без разрешения отца вышла за него замуж. Родионов смирился с этим, помог построить им дом и выделить третью часть своих владений. Через несколько лет недалеко от дома Родионовых построил себе двухэтажное здание зять Родионовых  Вениг. Это  здание сохранилось, несколько лет назад в нем располагался нарсуд. Сейчас располагается охотничье хозяйство. (Приложение 5).

Первые купцы Гусынины имели  хлебопекарню и занимались продажей промтоваров. Владельцы частных мельниц Крысин и Воронин жестоко эксплуатировали простой народ, обманывали и обвешивали его.

А.Г. Лукьянов,  скупщик, построил в 1912 году большой добротный склад – амбар для хранения зерна. В период уборки скупал по низким ценам в критический момент хлеб у своих хуторян и в ближайших хуторах, а затем по более высоким ценам перепродавал его купцам, с которыми имел торговые сделки. Заведующим складом был  Максим Степанович Топилин. И ныне стоит этот амбар на улице Октябрьской, свидетель немалой старины, имея, на челе свои отметины, от пуль Гражданской  и следы от снарядов Великой Отечественной. А ведь именно с него началась история промышленного хранения зерна. (Приложение 6).                                                                                     

Свои магазины открыли купцы Моргунов, Елисеев, Караваев (торговал хлопчатобумажными тканями), Помогайбо (занимался скупкой).  Они развозили товары по хуторам, строили мельницы.       

Население стало быстро расти.  По архивным данным в 1884 году в нашем рабочем поселке насчитывалось уже 140 дворов.

Таким образом, первые поселенцы хутора Новониколаевского появились с началом строительства железной дороги «Грязи-Царицын».

Заключение

В результате исследовательской работы мы познакомились с историей возникновения станции Алексиково, а также исследовали краеведческий маиериал по первым поселенцам хутора Новониколаевского.

Предположенная нами гипотеза, что первые поселенцы хутора Новониколаевского появились с началом строительства железной дороги «Грязи-Царицын», подтверждена.

Список литературы

Новониколаевскому району 70 лет. -  Волгоград: "Издательский Дом Фёдоровъ", 1998. 

Приложения

Не указан

Дополнительные материалы:

Не указан

Фотодневник выполнения исследовательской работы: