История вокзала ст. Алексиково

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

"Новониколаевская СОШ №3"

 

 

Муниципальный конкурс исследовательских работ по краеведению

"Моя малая Родина"

 

Номинация:  Культурное наследие

 

История вокзала ст. Алексиково

 

 

Авторы: Анишина Мария Александровна, 

3 класс   МБОУ "Новониколаевская СОШ №3"

Куренёва Анастасия Алексеевна

3 класс   МБОУ "Новониколаевская СОШ №3"

Гребнёв Евгений Андреевич

3 класс МБОУ "Новониколаевская СОШ №3"

Руководитель: Соколова Анна Александровна, 

учитель начальных классов МБОУ  "Новониколаевская СОШ №3"

 

 

2014 г. 

Введение

Проблема исследования:

Ежедневно мои ученики ходят в школу мимо железнодорожного вокзала. Они знают как выглядит вокзал ещё и потому, что некоторые их родители, бабушки и дедушки работают на нем. Однажды нас пригласили на экскурсию в районный краеведческий музей. Там учеников заинтересовала одна фотография. Выяснилось, что раньше так выглядел железнодорожный вокзал станции Алексиково. Мои ученики задавали много вопросов по фотографии, ведь она действительно была не похожа на современное здание. Мы решили провести собственное расследование и выяснить когда и для чего построили железнодорожный вокзал?

Цель исследования:

Изучить историю возникновения вокзала станции Алексиково и его роль для жизни рабочего посёлка. 

Тема исследования:

История вокзала станции Алексиково.

Объект исследования:

Железнодорожный вокзал.

Предмет исследования:

История возникновения железнодорожного вокзала станции Алексиково.

Гипотеза исследования:

Строительство вокзала дало существенный импульс развития поселка, его промышленности и торговли.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по данной теме;
  • Организовать экскурсию в Новонпколаевский районный краеведческий музей;
  • Экскурсию на железнодорожный вокзал;
  • Обобщенный и собранный материал представить в виде презинтации на классном часе. 

Список и анализ источников:

В своей работе мы использовали материал Новониколаевского районного краеведческого музея, статьи газет, в которых представленны воспоминания очевидцев, фото материалы Новониколаевского районного краеведческого музея и свои союственные фото материалы. 

Статья газеты "За коммунизм" от 22 августа 1987 года. Название статьи "История родного края" . Автор И. Дербенцев, директор районного краеведческого музея.

Газета "Вестник" 16 января  2001года №5. Название статьи "Не забудь станция Алексиково!". Интервью кореспондента Г. Тапилина из воспоминаний Светланы Донсковой. 

Газета "Вестник" 16 марта 2013 года. Название статьи "Слово о старом вокзале". К 85-летию района. Автор Юрин Сергей р. п. Сосновка Тамбовской области, человек, который долгое время жил и работал в хуторе Алексиковском.

 Информация краеведческого музея "Новониколаевской МБОУ СОШ №3". Автор Кузнецова Е.Н.

 Устные источники: интервью с директором районного краеведческого музея Кичигиной Натальей Виниаминовной.

 "Альбом видов Грязи Царицинской железной дороги и отделений от Борисоглебска до Царицинска" 1869год.

Анализ литературы:

Статья Дербенцева И. помогла нам узнать об истории возникновения железнодорожного вокзала  станции Алексиково. Мы выяснили, что одним из первых поселенцев в районе хутора Чулинского был дед Потап Матюхов. Родословная семьи Потапа Матюхова-это история рабочего поселка Новониколаевского.

Репортаж Юрина С. дополнил наши знания о железнодорожном вокзале после строительства в 19 веке.

Из статьи Тапилина Г. мы узнали, что когда через железнодорожную станцию А лексиково прошел первый поезд. то с этого времени начинает отсчет своего существования районный поселок Новониколаевский. Из статьи мы узнали, что всвязи со счтроительством влкзала посёлок стал быстро развиваться и расти, так как через железнодорожные пути осуществлялась торговля и  перевозка грузов.

Основная часть

Глава 1. История  железной дороги.                                                             

В начале XIX века на нынешней территории района никто не жил. Здесь была заболоченная степь, плескались воды нескольких озер: Гуркино (за баней), Камышево (за Привокзальной улицей), Скворцово, Рязанское и другие. В некоторых из них водилась рыба, а казаки с соседнего хутора Алексиковского купали в них скот. На карте «Земли Войска Донского» значится слобода Купава и несколько маленьких хуторов. Значительная часть земель отводилась под пастбища для строевых лошадей станицы Урюпинской.

В конце 1868 года Москва принимает решение о строительстве железной дороги от Борисоглебска до Царицына.

Острая необходимость в транспортировке грузов через междуречье возникла в середине XIX века, когда стали развиваться капиталистические отношения в стране. Встал вопрос о сооружении более совершенной дороги между Волгой и Доном. Царицынские промышленники писали: «…Перевозка тягостей по сему тракту, поныне существующая, не есть европейское учреждение, и оное могло иметь начальное существование тому уже более ста лет, в том веке, когда просвещение было на низшей ступени»

21 марта 1868 года Борисоглебское уездное земство получило право на строительство железной дороги от Грязей до Борисоглебска. 30 марта 1868 года оно заключило контракт с товариществом строителей в составе казаков Губонина, Садовского и Павлова. Это товарищество в мае 1869 года приступило к строительству, а в декабре того же года вся линия от грязей до Борисоглебска протяженностью 199,2 версты, была сделана в эксплуатацию. В первой половине 1898 года от Борисоглебска до Царицына. У нас её прокладку планировали рядом с хутором Алексиковским.  Свою просьбу земство объяснило выгодностью ближайшего соединения по железной  дороги центральных районов страны с низовьем Волги, с обширным районом земледелия и скотоводства на юго-востоке России с районами добычи соли.

20 июня 1869 года была высочайше дарована земству Борисоглебского уезда Тамбовской губернии концессия на строительство железной дороги от Борисоглебска до Царицына.(см. Приложение 1).  Для этой цели Грязе – Борисоглебская и Борисоглебско – Царицынская дороги сливались в Грязе – Царицынскую.

В конце 1869 года началось строительство железной дороги. Товарищество строителей (Казаков, Губонин, Садовский и Павлов) закончили строительные работы на год раньше намеченного срока. 26 декабря 1870 года пошли поезда от Борисоглебска до Филонова, а 27 июля 1871 года – до Царицына.  Строительство осуществлялось  без каких либо машин, исключительно с помощью тачки, лопатки, носилок, лошадей. Рабочие – строители подвергались бесчеловечной эксплуатации. Жили они в землянках, а в летний период в палатках. Их обманывали и обсчитывали. Так рабочие – землекопы, выполняя самый тяжелый физический труд, зарабатывали в месяц от 12 до 17 рублей. Тяжелые условия труда и быта подрывали здоровья рабочих, а медицинского обслуживания почти не было.

К сожалению, до наших дней не дошли рельсы образца 1870 года. К сожалению, до наших дней не дошли рельсы образца 1870 года. В музее хранятся лишь рельсы более позднего выпуска 1877, 1878, 1911 с маркировкой демидовского завода и более современные образцы. Не осталось сведений и о строителях железной дороги. Кроме упоминания о неком Потапе Матюхове, рязанском крестьянине, бывшем крепостном (см. Приложение 2).  Он строил дорогу Борисоглебск – Филоново в 1876 г., а затем работал путевым обходчиком на ст. Алексиково.  Его сын, Семён Потапович, пошёл по стопам отца. Служил на железной дороге с 1897 по 1945 годы. Начал юношей с должности ремонтного рабочего. Как и отец, дослужился до мастера.

Глава 2. Строительство вокзала.

Железная дорога проходила в нашей области по степным районам и редко пресекала населенные пункты. Поэтому, станция и получила своё название по близь лежащему хутору Алексиково. С 1872 года железная дорога начала стабильно принимать и курсирующие грузовые поезда. В 80-х годах  XIX было построено деревянное двухэтажное здание вокзала (см. Приложение№3). Специальные выемки, штифты, искусно вырезанные в брёвнах и называемые «ласточкин хвост» плотно и надёжно соединили их. Между бревнами, пропитанными специальным составом, укладывали шерсть. Кованные гвозди были применены лишь в строительстве крыши вокзала. Это было, пожалуй, самое величественное здание, которое включало зал ожидания  (залы ожидания в старом вокзале были маленькие, к тому же разных классов), кассу, камеру хранения, служебное помещение для работающего персонала и, конечно, буфет. Пирон всегда был подметён, а по утрам вымыт. С приходом пассажирских поездов всё приходило в движение и наполнялось криками, возгласами и объятиями. Но вот звучал протяжный гудок паровоза, удар в колокол-рынду, возвещающие об отходе поезда, и гул вокзала стихал.

Таким образом, жизнь железнодорожной станции всегда была отражением тех событий, которые происходили в стране. Сюда первыми пришли вести об октябрьской революции и захвате власти большевиками в Петрограде. В годы гражданской войны это был стратегический пункт, владение которым давало преимущество в боевых действиях. Строительство вокзала станции Алексиково и Грязи – Царицынской железной дороги положило начало возникновения рабочего поселка Новониколаевского и, явилась толчком к социально-экономическому развитию посёлка.

Глава 3. Вокзал в наше время в наше время.

До 60 – х годов станция Алексиково была двухэтажной. На железной дороге были ручные стрелочные переводы. На станции работало много  людей по сравнению с нынешним временем, были большие погрузки, например за смену можно было сформировать 1 – 2 состава. Это объясняется тем, что в то время основная часть перевозчиков пользовалась железной дорогой. В 80 -  90 годах Алексиково считалась станцией третьего класса.

В наше время Алексиково  относиться к Приволжской железной дороге, является промежуточной станцией четвёртого класса. Промежуточные станции предназначены в основном для выполнения технических операций по приему, отправлению и пропуску грузовых и пассажирских поездов; грузовых и коммерческих операций по приему грузов к перевозке, погрузке – выгрузке, хранению и выдаче грузов получателям; маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и подаче их на грузовые пункты. Уборке вагонов с грузовых пунктов и прицепке их к сборным поездам; для посадки, высадки и обслуживания пассажиров, а также приема, хранения и выдачи багажа и грузобагажа.Станция Алексиковоимеет в своём распоряжении здание вокзала (см. Приложение №4)а  пост ЭЦ вокзала (см. Приложение №5). Это помещение, в котором располагается комплекс технических средств  управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов светофоров, стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль проследования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов; вагонное хозяйство, основное назначение которого обеспечение перевозок пассажиров и грузов исправными вагонами, удовлетворяющими требованиям безопасности движения, при наличии необходимых удобств  пассажиров и сохранности перевозимых грузов. Отсюда вытекают и его главные задачи: поддержание в исправном состоянии пассажирских и грузовых вагонов, подготовка их к перевозкам, обслуживание пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в пути следования; окколодок №2, пост ЭЧ 7 (дистанция электрификации и энергоснабжения).

На железной дороге задействовано около 65 - ти работающих людей. Имеется служба ПЧ (дистанция пути — структурноеподразделение ).Основной задачей  которого, является текущее содержание пути, земляного полотна, искусственных и других сооружений и устройств путевого хозяйства в рабочем состоянии для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов и служба ШЧ (дистанция сигнализации, централизации и блокировки). Станция имеет подъездные пути к 2- м элеваторам, к нефтеперерабатывающему заводу, к нефтебазе, к ДПМК (дорожно-передвижная механизированная колона). Здесь осуществляется перевозка нефти, сельскохозяйственной техники, бензина, солярки, мазута, зерновых изделий, удобрений, щебня.

Заключение

В результате изучения и исследования данной темы считаем, что цели и задачи, поставленные в начале  работы, были реализованы. Систематизировав исследованные материалы, мы с уверенностью делаем следующие обобщающие выводы: острая необходимость в транспортировке грузов через междуречье возникла в середине XIX века, когда стали развиваться капиталистические отношения в стране. В конце 1868 года Москва приняла решение о строительстве железной дороги от Борисоглебска до Царицына. У нас её прокладку планировали рядом с хутором Алексиковским. Железная дорога проходила в нашей области по степным районам. Редко пресекала населенные пункты, поэтому наша станция получила своё название по близь лежащему хутору Алексиково. Осенью 1870 года появилась землянка железнодорожника Пухтина. Вскоре с ближайших хуторов начали переселяться  семьи. В результате появления 15 – 20 домов, атаман Михайловской станицы, в состав которой входил наш хутор, дал ему имя. Благодаря строительству Грязе – Царицынской железной дороги под церковный праздник святого Николая образовался посёлок Новониколаевский. Богатеи нашей станции сразу поняли выгоду железной дороги: например, казак А.Г.Лукьянов построил большой амбар и в период уборки скупал зерно по низким ценам у своих хуторян и в близ лежащих хуторах, а  затем по более высоким ценам перепродавал его купцам, с которыми имел торговые сделки.

В 1871 году (25 июля) пассажирский поезд, покрывший расстояние от Борисоглебска до Царицына в 374 верст и проследовавший через  железнодорожную станцию Алексиково, прибыл в Царицын. С 17 декабря 1871 года началось движение на ветке Алексиково – Урюпино. Одной из причин её строительства, являлась ярмарочная торговля. Через железнодорожные пути станции Алексиково ежегодно перевозили миллионы пудов хлеба, соли, рыбы.  Для правительства Области Войска Донского железнодорожная станция Алексиково имела большое политико – экономическое значение. Именно поэтому в 1874 и 1911 году были попытки превратить её в крупный железнодорожный узел. Начавшаяся Мировая война приостановила эти работы, а после гражданской было уже не до этого, так как стояла задача восстановления уже существовавшей железнодорожной линии.

В период гражданской войны, в 1918 году развернулись ожесточенные бои за станцию Алексиково. Дорога переходила из рук в руки. Дивизия Киквидзе восстановила связь по железной дороге и отбила наступление. 28 июня последовало 6 маршрутных поездов, 1140 голов скота, 73 вагона с хлебом, 18 цистерн бензина.

Станция Алексиково находясь на линии, соединяющей два города – Сталинград и Москву, испытала весь ужас Великой Отечественной войны, подвергшись  бомбардировки вражеских самолётов.

В наше время Алексиково относиться к Приволжской железной дороге, является промежуточной станцией четвёртого класса. Имеет в своём распоряжении здание вокзала; пост ЭЦ; вагонное хозяйство, окколодок №2, пост ЭЧ 7. На железной дороге задействовано около 65  работающих людей. Имеется служба ПЧ - дистанция пути, и служба ШЧ - дистанция сигнализации, централизации и блокировки.

Станция имеет подъездные пути к 2- м элеваторам, к нефтеперерабатывающему заводу, к нефтебазе, к ДПМК (дорожно-передвижная механизированная колона). Занимается перевозками нефти, сельскохозяйственной техники, бензина, солярки, мазута, зерновых изделий, удобрений, щебня.

Считаем, что железнодорожный вокзал станции Алексиково является начальной ступенью образования и социально – экономического развития посёлка Новониколаевский. Особая важность вокзала станции Алексиково заключается в перевозочных процессах, торговли, в предоставлении рабочих мест, в возможности посадки и высадки людей на проходящие поезда, такие как в Волгоград, Москва, Санкт  - Петербург. Считаю, что строительство железнодорожного вокзала дало существенный импульс развития поселка.

Список литературы

Статья Дербенцев И. История родного края "За коммунизм" от 22 августа 1987 года.

Статья Тапилина Г. Не забудь, станция Алексиково! "Вестник" №5 от 16 января 2001 года.

Статья Юрина С. Слово о старом вокзале "Вестник" №81 от 16 марта 2013 года.

Приложения

Приложение №1

Дополнительные материалы:

Не указан

Фотодневник выполнения исследовательской работы: