"Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: из опыта работы МОУ СОШ №57

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57

с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда

 

 

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведение подростков: из опыта работы МОУ СОШ №57

(методическая разработка семинара для педагогических работников)

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         Авторы работы: 

                                                                                                                                         Майорова Татьяна Владимировна,

                                                                                                                                         заместитель директора по воспитательной работе

                                                                                                                                         опыт работы: 6 лет

                                                                                                                                         конт. тел.: 89033705715

                                                                                                                                         Рублева Юлия Васильевна, социальный педагог

                                                                                                                                         опыт работы: 15 лет

                                                                                                                                        адрес ОУ: 400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, 2

                                                                                                                                        тел./факс: (8442) 44-15-81

                                                                                                                                        эл. почта: schoole_57@rambler.ru

                                                                                                                                        директор школы: Осипова Ольга Александровна

 

Волгоград

2014


Актуальность выбранной темы: 

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательного учреждения в решении задач воспитания.

Цели мероприятия: 

  • создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах
  • познакомить участников семинара с опытом работы по профилактике девиантного поведения подростков в МОУ СОШ №57

Задачи мероприятия: 

  • создание условий для творческого роста всех участников образовательного   процесса через использование информационных технологий;
  • развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством участия в социально значимых проектах;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий воспитания и социализации учащихся

Контингент участников: 

  • социальные педагоги,
  • заместители директора по воспитательной работе,
  • классные руководители

Ожидаемые результаты: 

  1. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения табакокурения, использования нецензурных выражений, пропаганду здорового образа жизни.
  2. Активный интерес к социальному проектированию, как к эффективному методу воздействия на подрастающее поколение.

Кратко о внедрении разработки: 

В марте 2013г. прошел районный семинар по заявленной теме для социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе Кировского района г. Волгограда. На котором социальный педагог рассказала о формах и методах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Одной из наиболее эффективных форм работы стало привлечение учащихся к созданию социальных проектов. Ребята 8 - 9 классов рассказали о проделанной работе по разработке и проведении социальных мини-проектов по профилактике курения, нецензурных выражений и внешнего вида учащихся школы. В разработке проектов принимали участие дети, состоящие на внутришкольном учете, и дети из "проблемных" классов.

Вторая часть семинара была посвящена практической деятельности, во время которой непосредственно педагоги разрабатывали и защищали свои социальные проекты, опираясь на опыт и идеи, представленные ранее. 

В конце семинара в качестве позитива был показан короткометражный мультипликационный фильм "Моя жизнь"

Методы и приемы работы: 

 

  • "мозговой штурм",
  • социальное проектирование,
  • беседа

 

Необходимое оборудование: 

  • компьютер, проектор
  • канц.товары: бумага А4, маркеры, шариковые ручки

Методические рекомендации: 

Место проведения: учебный кабинет или конференц-зал с проектором, компьютером, белой доской

Время проведения: 1,5 часа

Участники: заместители директора по ВР, социальные педагоги, классные руководители, педагоги.

Количество человек: 20 - 30.

Ход мероприятия: 

Ход семинара

  1. Вступительная часть (5 мин.).

Задание для аудитории: Необходимо выделить признаки девиантного поведения подростка.

(на доске с помощью магнитов крепятся называемые признаки вокруг «человечка»)

  • агрессия,
  • бродяжничество (уход из дома),
  • участие в неформальных организациях,
  • вандализм,
  • наркомания,
  • токсикомания,
  • курение,
  • сквернословие,
  • употребление алкогольных напитков,
  • физическое насилие,
  • вызывающий внешний вид.

2. Выступление «Из опыта работы соц. педагога Рублевой Ю.В. по проблеме организации социально-педагогической коррекции поведения»(10 мин.):

  • понятие социально-педагогической коррекции,
  • метод «спонтанного» рисования,
  • метод «говорящей» газеты,
  • социальное проектирование.

3. Отчет обучающихся по выполнению социальных мини-проектов (15 мин.):

  • «Сквернословие в нашей жизни»,
  • «Девичья коса – девичья краса»,
  • «Курить – здоровью вредить».   

4. Практическая часть семинара (20 мин.).

Задание для аудитории: Необходимо разработать этапы социального мини-проекта для учащихся сроком в 1 месяц по выбранной теме и представить его:

1 группа – «Вандализм в школе».

2 группа – «Бить или не бить: физическое насилие в школе».

3 группа – «Спортивная форма одежды в неспортивной школе».

5. Подведение итогов. Просмотр м/ф «Моя жизнь» (5мин.)

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем семинаре для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».

Список используемой литературы: 

  1. Пономаренко Ю.В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса.// Ж. " Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе" № 1, 2013, с. 54 - 62.
  2. Трофимова Л.П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа социальной компетентности школьников. // Ж. " Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе" № 1, 2013, с. 83 - 87.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

В марте 2013г. прошел районный семинар по заявленной теме для социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе Кировского района г. Волгограда. На котором социальный педагог рассказала о формах и методах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Одной из наиболее эффективных форм работы стало привлечение учащихся к созданию социальных проектов. Ребята 8 - 9 классов рассказали о проделанной работе по разработке и проведении социальных мини-проектов по профилактике курения, нецензурных выражений и внешнего вида учащихся школы. В разработке проектов принимали участие дети, состоящие на внутришкольном учете, и дети из "проблемных" классов.

Вторая часть семинара была посвящена практической деятельности, во время которой непосредственно педагоги разрабатывали и защищали свои социальные проекты, опираясь на опыт и идеи, представленные ранее. 

В конце семинара в качестве позитива был показан короткометражный мультипликационный фильм "Моя жизнь"

Отсканированная рецензия: