Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения обучающихся

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57

с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда

 

 

Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся

(методическая разработка семинара для педагогических работников)

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         Авторы работы: 

                                                                                                                                         Майорова Татьяна Владимировна,

                                                                                                                                         заместитель директора по воспитательной работе

                                                                                                                                         опыт работы: 6 лет

                                                                                                                                         конт. тел.: 89033705715

                                                                                                                                         Рублева Юлия Васильевна, социальный педагог

                                                                                                                                         опыт работы: 15 лет

                                                                                                                                        адрес ОУ: 400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, 2

                                                                                                                                        тел./факс: (8442) 44-15-81

                                                                                                                                        эл. почта: schoole_57@rambler.ru

                                                                                                                                        директор школы: Осипова Ольга Александровна

 

Волгоград

2014


Актуальность выбранной темы: 

В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, особенно социально-опасные деяния,  растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.

Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.

Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены больше времени отдавать работе. Идет расслоение общества на бедных и богатых.

В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, табакокурение.

Цели мероприятия: 

  • пропаганда социально-психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности среди педагогических работников;
  • обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.

Задачи мероприятия: 

  • повышение профессиональной компетентности и реализация творческого потенциала педагогов, обмен опытом;
  • создание условий для профессиональной самореализации педагогических работников;
  • пропаганда современных технологий и методик организации воспитательной работы

Контингент участников: 

  • заместители директора по воспитательной работе;
  • классные руководители;
  • социальные педагоги

Ожидаемые результаты: 

 

  • внедрить новые формы и методы организации работы по профилактике делинквентного поведения учащихся;
  • обменяться опытом  организации работы по профилактике делинквентного поведения учащихся 

 

Кратко о внедрении разработки: 

Данная разработка проводилась на заседании методического объединения классных руководителей школы. Педагоги смогли систематизировать свои знания по рассмотренной проблеме, обменятся опытом по решению данной проблемы.

Методы и приемы работы: 

  • мозговой штурм;
  • работа в микрогруппах;
  • проектный метод;
  • экспертная оценка

Необходимое оборудование: 

  • компьютер,
  • проектор,
  • канцелярские товары: листы бумаги А4, шариковые ручки, карандаши

Методические рекомендации: 

Место проведения: учебный кабинет или конференц-зал с проектором, компьютером, белой доской

Время: 1,5 ч.

Участники: заместители директора по ВР, социальные педагоги, классные руководители, педагоги.

Количество человек: 20 - 30.

Ход мероприятия: 

Методическое объединение классных руководителей

«Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся»

Задание: напишите (индивидуально) названия наиболее удачных дел, мероприятий (не больше трёх) по профилактике и коррекции делинквентного поведения у обучающихся, организованных вами или проходивших с вашим участием за последние два года.

Педагоги читают записанные названия, преподаватель фиксирует их на доске, объединяя в группы «профилактика», «коррекция».

Ставится вопрос: почему же педагоги, занимаясь профилактикой и коррекцией делинквентного поведения у обучающихся, работают на ограниченном узком поле?

Из обсуждения делается вывод о необходимости расширения поля используемых форм профилактики и коррекции делинквентного поведения у обучающихся.

Преподаватель предлагает спроектировать возможные дела, предварительно разобравшись с особенностями психолого-педагогической профилактики и коррекции делинквентного поведения обучающихся.

Социальный педагог рассуждает о специфике профилактики и коррекции делинквентного поведения обучающихся, о методах и приемах, применяемых в решении данных вопросов. Акцент ставится на выявление психологических и педагогических трудностей, с которыми педагог может столкнуться при организации профилактических или коррекционных мероприятий по вопросу делинквентного поведения обучающихся. Наибольшие трудности возникают с формами проблематизации профилактики делинквентного поведения обучающихся. В ходе обсуждения формируется довольно широкий список форм, включающий:

  • анкетное выявление мнений подростков по вопросам правонарушений и причин их совершения;
  • защиту позиций в игровых ролевых группах;
  • сочинения и микросочинения на проблемные темы в процессе подготовки дела;
  • диспуты и т. д.

А также предлагается педагогам реализовать эти идеи в модельных проектах (выступление соц. педагога проходит с компьютерной поддержкой).

Педагоги делятся на проектные микрогруппы, каждая из которых выбирает один из возрастных промежутков (начальное звено - 1-4 классы, среднее звено - 5-8 классы, старшее звено - 9-11 классы). Они должны разработать и представить мероприятие (неделю, декаду, месячник) в соответствии с выбранной возрастной группой по профилактике и коррекции делинквентного поведения обучающихся.

Ведущий задает структуру проекта:

  • Педагогическая цель;
  • Планирование и подготовка;
  • Этапы реализации, проведения;
  • Формы и вопросы для анализа прошедшего дела.

Ведущий по ходу проектирования консультирует проектантов.

Перед представлением разработанных проектов идет выступление зам. директора по ВР МОУ СОШ № 57 с вопросом «Система работы психолого-педагогической службы МОУ СОШ № 57по профилактике и коррекции делинквентного поведения обучающихся».

Готовые проекты проходят взаимную экспертизу (работа в парах, микрогруппах). Схема экспертной работы такова:

  1. Представление микрогруппой проекта;
  2. Вопросы группы экспертов на понимание, разъяснение;
  3. Совместное изменение, улучшение проекта под углом зрения идей задания.

Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем занятии для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем занятии для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».

Список используемой литературы: 

  1. Рогов.Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании , М., 1996.
  2. Самоукина Н.В., Игры в школе и дома : психотехнические упражнения, коррекционные программы., Ярославль.,2004.
  3. Сорокин А. И.Конфликтность в поведении детей и подростков., Уфа., 1996.
  4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. , Ростов на Дону ., 2003.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Семинар по теме: «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция делинквентного поведения учащихся», проведен в марте 2012г. для классных руководителей 5 – 8 классов МОУ СОШ №57

 В начале семинара перед педагогами был поставлен вопрос: «Почему же педагоги, занимаясь профилактикой и коррекцией делинквентного поведения у обучающихся, работают на ограниченном узком поле?».

         Из обсуждения были сделаны выводы о необходимости расширения поля используемых форм профилактики и коррекции делинквентного поведения у обучающихся. Социальный педагог Рублева Ю.В. выступила с вопросом о специфике профилактики и коррекции делинквентного поведения учащихся, о методах и приемах, применяемых в решении данных вопросов. Акцент ставился на выявление психологических и педагогических трудностей, с которыми педагог может столкнуться при организации профилактических или коррекционных мероприятий по вопросу делинквентного поведения обучающихся. Социальный педагог отметила, что наибольшие трудности возникают с формами проблематизации профилактики делинквентного поведения учащихся и предложила педагогам реализовать свои идеи в модельных проектах. Доклад социального педагога Рублевой Ю.В. проходил с компьютерной поддержкой. Заместитель директора по воспитательной работе Майорова Т.В. выступила с вопросом «Система работы психолого-педагогической службы МОУ СОШ № 57 по профилактике и коррекции делинквентного поведения учащихся».

Одним из этапов семинара стало участие педагогов в разработке социальных проектов. Все участники поделились на микрогруппы, каждая из которых выбрала один из возрастных промежутков (начальное звено – 1 - 4 классы, среднее звено – 5 - 8 классы, старшее звено – 9 - 11 классы). Задача, стоящая перед группой, заключалась в том, чтобы разработать и представить мероприятие (неделю, декаду, месячник) в соответствии с выбранной возрастной группой по профилактике и коррекции делинквентного поведения учащихся. Перед выполнением задания заместитель директора по воспитательной работе Майорова Т.В. ознакомила присутствующих со структурой проекта. В конце семинара прошла презентация разработанных проектов. 

В заключении участники семинара ответили на вопрос «Что в прошедшем занятии для Вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».

Отсканированная рецензия: