Социально-педагогическая деятельность с ребенком из неблагополучной семьи.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМОФАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

ГОРОДИЩЕНСКОГО  РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

           403016, Волгоградская область, Городищенский район, п.Самофаловка ул. Cоветская 82                                                   

тел. 4-23-72; тел. 4-23-92; E-mailBolkova2008@yandex.ru

Руководитель образовательной организации: Камышова Инна Алексеевна 

 

 

 

  

Конкурсная работа в номинации:

Работа с педагогическим коллективом

 

Социально-педагогическая деятельность с ребенком из неблагополучной семьи.

  

 

 

Работу выполнил:

Болтенкова Анна Николаевна

учитель английского языка

МБОУ «Самофаловская сош»

п. Самофаловка

Городищенского района

Волгоградской области

Телефон: 89044156314

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

А. С. Макаренко

 

Такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. В такой ситуации оказать действенную помощь и поддержку ребенку из неблагополучной семьи  классному руководителю поможет использование в работе ситуации успеха. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи можно достигнуть улучшения социального самочувствия ребенка и приобретения опыта целесообразного саморегулирования, повышения уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме.

Использование  классным руководителем метода создания ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи будет эффективным, если:

классный руководитель обладает методологическими основами создания ситуации успеха;

будет организована совместная деятельность педагогов, психолога, администрации, социального педагога, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется поэтапно.

В соответствии с целью   поставлены следующие задачи исследования:

  1. Выявить факторы жизненного риска неблагополучной семьи для ребенка.
  2. Дать характеристику детям, испытывающих семейное неблагополучие.
  3. Раскрыть ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи.
  4. Рассмотреть деятельность классного руководителя по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи.

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и способы воспитания, что в итоге приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, плохо влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков на фоне бесконтрольности со стороны родителей; нередкие болезни возникают в итоге несоблюдения норм здорового вида жизни; конфликтные формы поведения подростков не что другое, как проекция семейных ссор, злости и жестокости. Незанятость в системе дополнительного образования, т.е. неспособность к самоопределению и самореализации, происходит по вине родителей, которые вначале не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В итоге в  неблагополучной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отставший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, злость, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социальных взаимодействий (обучаться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают огромные трудности при появлении собственных семей, которые также строят по образу и подобию отчего дома.

У понятия "неблагополучная семья" нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья,  семья группы риска, негармоничная семья, социально-больная семья. Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т.д. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

В.В. Зикратов выделяет следующие типы неблагополучных семей, способствующих появлению проблемных детей: 

1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи, семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказать помощь детям в учёбе; семьи где родители тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но всё же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания и становления развивающейся личности ребёнка.

2. Конфликтные семьи: где наблюдается напряженная обстановка между родителями. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Иногда протестуют против существующего конфликта и встают на сторону одного из родителей.

3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам другого, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого.

4. Педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребёнке заменяют реальную картину его развития. Но всё же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания и становления развивающейся личности ребёнка.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям. Наблюдается агрессивность по отношению к "неправому", по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей, капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей. Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, "молчаливой" неприязни. Это неприятие взрослых,  хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют постоянные трудности с учебой и поведением, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку, нарушения сна, ночные ужасы.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Метод создания "ситуации успеха" является методом стимулирования, мотивации и поведения ребенка, так как именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом.

Необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха. Следует разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель и социальный педагог: переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребенка к окружающему миру.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его "светлое будущее". Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

А.С. Белкин, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Проведя многочисленные исследования, А.С. Белкин пришел к выводу, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в познании, когда им движет здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Задача в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Выделяют три вида успеха, различающиеся по ожиданиям личности.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Ситуация предвосхищаемого успеха, актуализирует поисковую деятельность ребенка, направлена на осознание потребности в достижениях, появление интереса и побуждения к деятельности.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день. Ситуация констатируемого успеха направлена на подкрепление и закрепление усилий самой личности, стимулируемых действиями авторитетных для ребенка лиц и коллектива.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность  переоценить свои возможности, успокоится. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. Ситуация обобщающего успеха, направлена на самоопределение и саморазвитие, самореализацию.

На современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной воспитательной системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, педагог сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам ребенка. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у человека мотива достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой.

С социально-психологической точки зрения успех - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно не было, всегда окружен системой, так называемых,  ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях - и к ее деградации. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен на большее.

Если ребенок растет в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а так же их социальное окружение в целом, то низкий уровень образовательных достижений приводит к потере мотивации. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребенок терпит неудачу за неудачей в учебе, обрекая себя таким образом на неудачи в жизни и бесперспективное будущее. Для того чтобы наладить контакт с ребенком, мы должны понять, что, несмотря на его прошлые неудачи, он может добиться успеха в настоящем, если взаимоотношения социальный педагог - ребенок будут строиться на основе сегодняшних конкретных задач. Одна неудача порождает другую; разомкнуть этот порочный круг может лишь ориентация на настоящее и осознание того, что ребенок, терпевший неудачи всю свою жизнь, может добиться успеха в том случае, если обретет друга в лице заслуживающего доверия, надежного человека. А.С. Белкин заостряет внимание на теме личных усилий, личной ответственности ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда, и каждый ребенок должен нести за него ответственность во имя достижения жизненного успеха и преодоление трудностей.

В доброжелательной атмосфере у ребенка развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что его сковывает страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве "своего".

Организация совместной социально-педагогической деятельности реализуется через взаимодействие  классного руководителя с психологом, педагогами, администрацией образовательного учреждения. (Приложение №1)

Взаимодействие  классного руководителя с учителями проводим  в три этапа: мотивационно-целевой, организационный, результативный.

Мотивационный этап.  Классный руководитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом учащийся ощущает себя "творцом обстоятельств", он может преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения.

Организационный этап. На этом этапе  классный руководитель рекомендует учителю решить такую задачу: обеспечить учащемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом. На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - ощущается недостаток условий для его выполнения. Здесь особо нужна помощь учителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность.

Результативный этап. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы сводится к отметке. Известно, что мнения и учителя и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности, учитывая грамотность, аккуратность, правильность, а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания, и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

Возможен и такой вариант: ученик затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от учителя знания индивидуальных особенностей учащегося, умения анализировать ситуацию, классифицируемую А.С. Белкиным как "мнимый" или "опасный успех". Необходимо продумать для конкретного ученика систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого учащегося в общее дело и оценивание проводится группой учеников, а не одним учителем. Кроме того, возможны личные беседы, где учитель прямо, но без свидетелей говорит ученику о его недостатках: равнодушии, лени, попытке списать. На первый взгляд возникает парадокс: учитель намеренно ставит ученика в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребенка родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины. Произойдет же это только в том случае, если школьник преодолеет определенные трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера. Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон - учащийся уверен, что "выложился", но отметка, выставленная учителем, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному процессу в целом. В данном случае со стороны педагога требуется глубокая индивидуальная работа. Следует предложить ученику попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью учителя распределить их по видам: механические, на внимание, орфографические и т.п. Не стоит стремиться исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить ученику поработать над определенным видом. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребенка пропала боязнь ошибиться. Учитель должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении знаний. И только после ряда тренировочных работ и при эмоциональной поддержке педагога проводится контрольный срез, результаты которого должны убедить школьника в преодоления им трудностей. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к его труду, пробудить желание с охотой учиться дальше. Четвертый вариант напоминает первый - количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат - неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ученика. Теперь учителю придется начинать все с начала.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытает чувства удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Поэтому учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, а также были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Взаимодействие с психологом  - это одно из важнейших условий создания ситуации успеха. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов. Педсовет содержит несколько этапов:

информационный этап - лекции, семинары для повышения психологических знаний;

практический этап - создание специальных социально-педагогических и психологических ситуаций;

помощь педагогам в изучении личности учащихся, так как комплексная ранняя диагностика - одно из главных средств профилактики девиантного поведения подростков.

Методика создания ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование  классным руководителем конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

Ситуация успеха создается  классным руководителем  в ходе воспитательной работы: на уроках, на внеклассных мероприятиях (вечера, КВН,  викторины, субботники, игры-путешествия и т.д.), на занятиях кружков, в клубах и обществах по интересам, в семье (консультационно-просветительская работа с родителями). Результаты визуальных наблюдений, данные тестирования объективно оцениваются и подвергаются комплексному анализу группой учителей, преподающих в данном классе, школьным психологом, социальным педагогом, родителями. Создание ситуации успеха осуществляется с учетом имеющихся данных из карты диагностических решений, а также разработанных психолого-педагогических характеристик стремлений и отношений к успеху ребенка.

Алгоритм создания ситуации успеха:

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих ("Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться", "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения").
  2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности ("У тебя обязательно получится", "Я даже не сомневаюсь в успешном результате").
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания ("Возможно, лучше всего начать с… ").
  4.  Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения ("Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…").
  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности ("Только ты и мог бы….", "Только тебе я и могу доверить…").
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий ("Нам уже не терпится начать работу…", "Так хочется поскорее увидеть…").

3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха. Используя метод беседы с учителями предметниками. Проведение тестирования. Выдача рекомендации социальному педагогу, педагогам, работающим учителям с учащимся из неблагополучной семьи. Методические рекомендации социального педагога по созданию ситуации успеха в учебной деятельности учителям, основанные на комплексной диагностике личности учащихся.

Работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи  Осокиным Вадимом, учеником  8 класса МБОУ «Самофаловская СОШ».    Вадим поступил в школу   в 2012 году. Семья Вадима многодетная, малообеспеченная.  Вадим четвертый ребенок в семье.  Мама злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между  мамой и совершеннолетними детьми, наблюдается физическая агрессия. Мама - пенсионерка, воспитанием сына не занимается. Родительские собрания не посещает, учебой ребенка не интересуется. Семья неоднократно попадала в поле зрения  полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Классный руководитель школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и частые пропуски учебных занятий. Изучение  личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности,  исследование самооценки методом беседы, методика «Q – сортировка тенденций поведения в группе»),  позволило сделать выводы о том, что в   школу он ходил без интереса, ему не нравилось учиться. Это подтверждает его аттестация по окончанию 7 класса, где  только удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной   группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Вадима. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями, замечен в воровстве на железной дороге. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет. На данный момент по результатам методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Приложение 2), у  Вадима средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией, но возросла познавательная активность. Присутствует тревожность, так как он в прошлых классах не успевал по некоторым предметам, особенно в математических. Из беседы с учителями - предметниками стало понятно, что ребенок не проявляет инициативы в ответах, неуверен в себе. Результаты методики исследования самооценки (Приложение 3) свидетельствуют о том, что у  Вадима заниженная самооценка, так как при обработке теста получилось число 0,3, это свидетельствует, что самооценка низкая, а данная методика была подтверждена методикой изучения самооценки личности методом беседы. Во время проведения данной беседы, подростку нужно было расположить своих знакомых и членов своего класса на вертикальных линиях, начерченных на листе бумаги и определить свое место. Показателями являлись: рост, ум, характер, счастье.  Вадим отмечал себя ниже среднего. Таким образом, было подтверждено, что у него заниженная самооценка. Известно, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и во всем винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются внушению, ими легко манипулировать.  Записывался в кружки и секции, после того как друзья туда записывались.

Сам ребенок отдает предпочтение одному  другу, причина этого их общие интересы и увлечения  спортом. Активность в общественной деятельности класса не проявляет, но если классный руководитель обратиться с поручением, то он его обязательно выполняет.

Беседуя с учеником, мы узнали его отношение к учебной деятельности. Подросток уверен, что алгебра и иностранный язык  ему будут не нужны в будущем. К нелюбимым предметам он относит физику, химию, литературу. Проявляет интерес и старается регулярно посещать  физическую культуру. Сделав анализ данной характеристики, мы пришли к выводу, что при работе с подростком, необходимо следовать основным принципам структуры создания ситуации успеха.

Опираясь на личностные качества и способности  Вадима, взаимодействуя с педагогическим коллективом, начали создавать условия к достижениям. Так как ситуация успеха "перерастает" из приема в педагогические условия активизации деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.

Затем классный руководитель и учитель физического воспитания решили назначить  Вадима капитаном команды класса на спортивное мероприятие. Обязанности  Вадима состояли в организации класса: распределить обязанности среди одноклассников.  Команда заняла призовое место. Вадим показал себя как ответственный человек, и с ролью капитана он тоже справится. Таким образом, мы вовлекли  Вадима в воспитательную работу, в процессе которой его лучше узнали одноклассники, а он почувствовал себя нужным в жизни классного коллектива.

Результаты эффективности применения на практике  классным руководителем ситуации успеха состоят в том, что целенаправленная работа с подростком   по формированию готовности к социально - одобряемой деятельности путем создания ситуации успеха, учет возрастных и индивидуальных особенностей, применение адекватных методов привели к позитивным изменениям качественных и количественных показателей. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи, достигается улучшение социального самочувствия ребенка и приобретение опыта целесообразного саморегулирования, повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме. Ситуация успеха становится своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Использование метода создания ситуации успеха в социально-педагогической деятельности необходимо. Так как успех формирует позитивную самооценку, а известно, что люди с положительной самооценкой терпимее относятся к окружающим, им легче бороться с трудностями.

 

Приложения.

Приложение №1.

План работы с неблагополучными семьями и

учащимися, состоящими на ВШУ.

Цель: - предотвращение деформации личности растущего человека, которые приводят к правонарушениям и преступлениям учащихся.

Задачи:

- вовлечение учащихся, состоящих на ВШУ в различные виды положительной деятельности;

- изменение характера личных отношений педагогов и воспитанников;

- изменение условий семейного воспитания в семьях учащихся, состоящих на ВШУ, создание ситуаций успеха.

 

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ожидаемый результат

 

Организация работы творческих объединений

разного направления в школе

Сентябрь,

январь

100% вовлечение детей «группы риска» в ТО

 

Учет посещения ТО учащимися, состоящими на ВШУ.

ежемесячно

100% посещение

 

Диагностическое исследование личности ребёнка, классного коллектива в целом, анализ и исследование полученных данных в педагогическом процессе.

В течение года

Учет особенностей личности и коррекция поведения учащихся

 

Составление характеристик детей, состоящих на ВШУ.

Сентябрь, по необходимости

 

 

Заполнение карточек на учащихся, состоящих на ВШУ.

При постановке на ВШУ

 

 

Ведение дневника наблюдений на учащихся, состоящих на ВШУ.

В течение года

Своевременное выявление проблем

 

Обследование ЖБУ неблагополучных семей.

Сентябрь

Объективное представление об условиях жизни ребёнка

 

Посещение семей,  состоящих на ВШУ.

1 раз в четверть;

по мере

необходимости

Положительные изменения в воспитании детей

 

Индивидуальная работа с родителями и учащимися, состоящими на ВШУ.

В течение года

Изменение условий семейного воспитания

 

Рейды в места досуга учащейся молодёжи и торговые точки.

1 раз в четверть

Выполнение режима дня учащимися, предотвращение случаев продажи спиртных и таб. изделий несовершеннолетним

 

Акция «Внимание, дети!»

Август – сентябрь, ноябрь, декабрь- январь

Отсутствие случаев ДТП

 

Работа в школе правового уголка.

В течение года

Повышение правовой

грамотности учащихся

и родителей

 

Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу

вредным привычкам».

Октябрь –

ноябрь

Приобщение к здоровому образу жизни

 

Анкетирование по выявлению скрытой наркомании, алкоголизма, токсикомании среди учащихся.

Октябрь –

ноябрь

 

 

Классные часы по правовой пропаганде.

В течение года

Повышение правовой

грамотности учащихся.

 

Ведение журнала учета пропусков уроков.

В течение года

Снижение пропусков без уважительных причин

 

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

В течение года

Повышение сознательного отношения к учебе

 

Родительские собрания:

«Ситуация успеха. Как её создать»  и др.

По плану В.Р.

Повышение педагогических знаний

родителей

 

Посещение классными руководителями неблагополучных семей.

По плану кл. рук.

Положительная динамика в семейных

отношениях.

 

Работа СП.

В течение года

Предотвращение

ситуаций, приводящих

к правонарушениям и

преступлениям.

 

Классные часы по пропаганде здорового образа

жизни.

В течение года

Приобщение к здоровому образу жизни.

 

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

В течение года

Повышение педагогических знаний

родителей

 

Контроль за участием учащихся, состоящих на ВШУ в общественной жизни школы.

В течение года

Вовлечение учащихся,

состоящих на ВШУ, в

различные виды по-ложительной деятельности

 

Особенности интересов подростков

(анкетирование)

Сентябрь, май

 

 

Работа по профориентации учащихся.

В течение года

Социализация учащихся

 

Определение уровня учащихся (анкетирование)

Январь, май

Повышение уровня

воспитанности

 

Организация летнего труда и отдыха детей.

Май, июнь

100% занятость учащихся, состоящих на ВШУ во время

летних каникул

 

 Приложение 2.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Данная методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, модификация для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой.

Фамилия, имя______________________ Школа _________Возраст

Класс ______Дата проведения ______________________________

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно себя чувствуете себя там. Нет правильных и неправильных ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Я спокоен

2. Мне хочется узнать, понять

3. Я разъярен

4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

5. Я напряжен

6. Я испытываю любопытство

7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу

8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки

9. Я раскован

10. Мне интересно

11. Я рассержен

12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

13. Меня волнуют возможные неудачи

14. Мне кажется, что урок никогда не кончится

15. Мне хочется на кого-нибудь накричать

16. Я стараюсь все делать правильно

17. Я чувствую себя неудачником

18. Я чувствую себя исследователем

19. Я чувствую, что не справлюсь с заданием

20. Мне хочется что-нибудь сломать

21. Я взвинчен

22. Я энергичен

23. Я взбешен

24. Я горжусь своими школьными успехами

25. Я чувствую себя совершенно свободно

26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

27. Я раздражен

28. Я решаю самые трудные задачи

29. Мне не хватает уверенности в себе

30. Мне скучно

31. Я стараюсь не получить двойку

32. Я уравновешен

33. Мне нравится думать, решать

34. Я чувствую себя обманутым

35. Я стремлюсь показать свои способности и ум

36. Я боюсь

37. Я чувствую уныние, тоску

38. Меня многое приводит в ярость

39. Я хочу быть среди лучших

 Почти

 никогда

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 Иногда

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 Часто

 

 

 

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Почти

всегда

 

 

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

Обработка результатов.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1).

 

Таблица 1.

Ключ

шкалы

Пункты, номер

Познавательная

активность

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

Мотивация

достижения

4 8 12 16 20 24 28 32 36 39

тревожность

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

гнев

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 12 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими "обратными" пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА - балл по шкале познавательной активности; МД - балл по шкале мотивации достижения; Т-тревожность; Г - балл по шкале гнева.

Выделяются следующие уровни мотивации учения (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровень

Суммарный балл

I

II

III

IV

V

45-60

29-44

13-28

(-2) - (+12)

(-3) - (-60)

I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией

II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

IV уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению

V уровень - резко отрицательное отношение к учению

 

Нормативные показатели

Таблица 3

шкала

уровень

Половозрастные группы, интервал значений 15 - 16 лет

 

 

 

Познавательная

Активность

 

Высокий

Средний

низкий

Дев.

29-39

18-28

10-17

Юн.

31-39

21-29

10-20

Тревожность

Высокий

Средний

низкий

25-39

17-24

10-16

23-39

16-22

10-15

гнев

Высокий

Средний

низкий

21-39

14-20

10-13

18-39

12-18

10-11

 

 

Приложение 3

Методика исследования самооценки личности

Предлагается список слов, характеризующих отдельные качества личности: аккуратность, легковерие, беспечность, медлительность, равнодушие, вдумчивость, мнительность, рассудительность, вспыльчивость, мстительность, решительность, восприимчивость, мечтательность, самозабвение, гордость, настойчивость, самоуверенность, грубость, нежность, сдержанность, доброта, непринужденность, сострадательность, доверчивость, нервозность, стыдливость, жизнерадостность, нерешительность, терпеливость, заботливость, отзывчивость, трусость, завистливость, педантичность,  застенчивость, подвижность, упорство, злопамятность, подозрительность, уступчивость, искренность, принципиальность, холодность, изысканность,  поэтичность,  энтузиазм,  капризность,  презрительность.

Инструкция.

1 этап: Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку.

2 этап: Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной

значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1 до 20. Оценку 20 поставьте слева от того качества, которое по вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно, значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.

3 этап: В графе справа отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 - качество, присущее вам несколько меньше и так далее; оценкой 1 - качество, характерное для вас в наименьшей степени".

Обработка данных. Начиная с первой строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку стоящую справа. Результат запишите в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а 2”.

Сложите все значения “а 2" и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть коэффициент ранговой корреляции.

Параметры высоты самооценки:

Значение (-0,2-0) - это неадекватно низкая самооценка;

0-0,2 - низкая 0,51-0,65 - выше среднего

0,21 - 0,3-ниже среднего 0,66-0,8 - высокая

0,31-0,5 - средняя (адекватная) 0,8-неадекватно высокая.

 Литература

1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.1963

2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе-М.1965

3.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М.1991

4.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. Под ред.В.В. Давыдова- М.1996

5.Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики.// Социальная педагогика.-№1 с.41-50.

6.Коротаева Е.Н. Ситуация успеха: психолого -педагогические механизмы и этапы организации.// Директор школы-2004-№5-с.44-46.

7. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.1984

8.Неблагополучные семьи и работа с ними. // Народное образование. 2002-№6 с.56-59

9.Петровский А.В. Социальная психология. М. 1987 с.133

10. Подласый И.П. Педагогика. М. 2003, часть 2.

11. Подласый И.П. Педагогика. М. 2001

12.Райский Б.Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. - Волгоград. 1986 с. 49-62 

13. Рожков М.И.Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением.

 

  


Актуальность выбранной темы: 

Не указан

Цели мероприятия: 

Не указан

Задачи мероприятия: 

Не указан

Контингент участников: 

Не указан

Ожидаемые результаты: 

Не указан

Кратко о внедрении разработки: 

Не указан

Методы и приемы работы: 

Не указан

Необходимое оборудование: 

Не указан

Методические рекомендации: 

Не указан

Ход мероприятия: 

Не указан

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

Не указан

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: