Работа с детьми из социально - неблагополучных семей

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

города Николаевска Николаевского муниципального района

Волгоградской области

 

404033 г.Николаевск, Волгоградская область, ул.Свердлова, 30

Тел./факс: (84494)-6-17-06 e-mail: sosh2-nick@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар для классных руководителей.

 

Тема: «Работа классных руководителей с детьми «группы риска».

 

 

 

 

 

 

 

Директор школы: Колесниченко Н.П.

Разработала : социальный педагог Бекишова В.С-Х.

Стаж педагогической работы: 3 года 5 месяцев.

Тел: 8-904-771-81-50

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

 

План семинара

1 Вводная часть

2 Теоретическая часть. Основные формы и принципы работы с детьми «группы риска»

3 Практическая часть. Работа в микрогруппах.

(Рассмотрение педагогических ситуаций при работе с детьми «группы риска»)

 Подведение итогов. Рефлексия.

Цель семинара:

 Проанализировать состояние данного вопроса в коллективе.

Разработать мероприятия по решению данной проблемы

Задачи:

-изучитьметоды, приемы и современные воспитательные технологии, которые направлены на оказание помощи и поддержки детям « группы риска» и семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

-ввести в воспитательной систему классного руководителя эффективные формы и методы работа с детьми «группы риска»

-разработать принципы сотрудничества школы и семьи.

 

  1. Вводная часть

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей « группы риска падает жизненный уровень семей, увеличивается число неблагополучных семей. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдо культуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях. Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии и поведении детей «группы риска» и правонарушений среди несовершеннолетних.

Каково положение в нашей школе? Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации об учащихся "группы риска". Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры, и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, КДН и ЗП, РОВД или из ПДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведено Личное дело, включающее в себя карточку учета, в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье также ведутся журналы учета где отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в РОВД, ходатайства в КДН и т.д.). Сформированы личные дела учащихся по категориям.

В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса, а также у социального педагога в соответствующих папках.

Затем классный руководитель совместно с психологом учебного заведения и социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет)

На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

На каждого учащегося, состоящего на внешкольном или внутришкольном учёте, заводится личное дело в котором заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт гимназии. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью можно составить личное дело которое содержит социальную карту с подробной информацией о семье и индивидуальную программу с картой –графиком профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.

Несмотря на проводимую работу в МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска с детьми "группы риска" на внутришкольном учете состоят 5 учеников.в ПДН -1 ученик.

  1. Теоретическая часть

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Факторами риска, воздействующие на детей являются следующие:

 

Индивидуальные особенности ребёнка

Семейные

Школьные

В группе сверстников

В обществе

низкая самооценка

 

конфликты в семье

 

плохая успеваемость

 

нежелание учиться

 

жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя;

застенчивость

 

безнадзорность

 

низкий моральный уровень учеников

давление сверстников;

 

отсутствие поддержки со стороны общества;

плохая успеваемость

 

родители, употребляющие алкоголь

 

конфликты с педагогами

дружба с подростками, употребляющими алкоголь

нищета и экономическая нестабильность

нарушение дисциплины

 

физическое и психологическое насилие в семье

 

 

 

положительные установки по отношению к психотропным веществам

отсутствие дисциплины

 

 

 

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Дети "группы риска" - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

а) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

б) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

В) Взаимодействие с Управлением социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы, инспектором ПДН.

После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в РОВД, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то педагогический консилиум в составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеучебное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях (Центр детского творчества , секции баскетбола, волейбола, мини-футбола, лёгкой атлетики), рекомендуем музыкальную школу, детскую школу искусств, подростковый клуб «Импульс»,детскую спортивную школу , информационный центр МИАЦ.

Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы "риска"; подаются заявки в отдел опеки и Управление социальной защиты о выделении путёвок.

В каникулы вместе с заместителем директора по ВР и психологом можно провести площадку для учащихся "группы риска", на которой для детей осветить правовые вопросы, провести психологические тренинги, профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни. Это даст возможность ребёнку не только расширить свой кругозор, но и открыть в себе положительные качества, которые необходимо развивать в дальнейшем.

В школе профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ПДН, представителей КДН и ЗП, нарколога ;

- организации лектория по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с приглашением педиатра детской поликлиники ;

- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ПДН.

Совместно с психологом проводим диагностику учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в нашем городе и ближайших городах. Если дальнейшее обучение в школе для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то сопровождаю его в ПУ и вечернюю школу для дальнейшего обучения.

Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

В этом направлении в школе работа ведётся по плану "Семья и школа", который успешно реализуется с 2011 года. Работа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

Направления работы:

Совместная деятельность гимназии и родителей

Организация лектория для родителей

Изучение и диагностика семей

Организация социально-психологической службы

Индивидуальная работа с семьями

классные часы с приглашением родителей; спортивные конкурсы; праздники "День матери", "Последний звонок"; поездки, экскурсии.

университет социально-правовых и медико-педагогических знаний с приглашением на родительские собрания врача, психолога, социального педагога, сотрудников РОВД, специалистов опеки

социальный паспорт класса; изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами; проведение дня открытых дверей для родителей.

индивидуальные консультации психолога для детей и родителей; реабилитационная работа с проблемными семьями; консультации по профориентации для учащихся и родителей.

выявление проблемных семей; организация рейдов в семьи, бесед с родителями, по необходимости привлечение внимания РОВД, Управления опеки, КДН и ЗП

 

В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Дети "группы риска", часто их называют "трудными детьми" доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно педагогу суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

 

 

3. Практическая часть.

 

Практическое задание для учителей 1-4 классов .

Педагогическая cитуация : в классе мальчики часто «задираются» и обижают девочек. Учительница старается их защитить. Мальчики обижаются: «Вы девчонок больше любите, чем нас». Что им ответить?

А) « А за что вас любить? За то, что девочек обижаете?»

Б) «Конечно ,люблю и защищаю – на вас надеяться нельзя»

В) « Люблю я всех одинаково, но защищаю тех, кого обижают ».

Г) « Я бы и вас любила, если не обижали девочек».

Д) оставить без комментариев.

Варианты ответов: в.

 

Практическое задание для учителей 5-8 классов

Педагогическая ситуация : после сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Как вести себя в этом случае классному руководителю?

А) промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг».

Б) немедленно вернуть и отчитать мальчика заставив закрыть дверь за собой тихо.

В) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, « пристыдив» его исключительно примером своей собственной выдержки и достоинства

Г) сделать вид, что нечего особенного не произошло.

Д)подождать родительского собрания ,чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына .

Е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина «хамство» - может, это заставит их задуматься?

Варианты ответов : б, в, е.

 

Практическое задание для учителей 9-11 классов.

Педагогическая ситуация ; возвращаясь после работы домой, учительница видит одного из своих учеников, который, к ее удивлению, курит самокрутку. Объяснение одно – это наркотик. Учительница начинает отчитывать мальчика, а заодно интересуется, где он умудрился достать зелье. Мальчик, не моргнув, говорит: «У нас в школе еще не то можно достать!» Как реагировать?

А) Воспользоваться ситуацией и выяснить: что же такое еще можно достать в школе?

Б) парировать: « Ну, это ты во всех подробностях расскажешь завтра - и не мне, а директору»;

В) изумиться: «Витя, ты соображаешь, что говоришь?»;

Г) сочувственно потрепать мальчика по плечу и сказать «Витя, Витя, как же так? Ну не горюй, мы тебе поможем»;

Д) угрожающе заявить: «Да…видно, собственными силами нам не справиться. Придется обращаться в полицию»;

Е) потребовать : «Витя, ты должен мне пообещать, что куришь эту самокрутку в последний раз. Тогда все останется между нами»;

Ж) план действий таков: самокрутку « конфисковать», мальчика отпустить, а в школе забить тревогу – может еще не поздно?

З) борьба с единичным случаем бесполезна ; необходимо пригласить в школу опытного нарколога для систематической профилактики и лечения пристрастившихся к сигаретам и наркотикам.

Варианты ответов: г, д.

Алгоритм анализа педагогической ситуации

  1. - назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие; - дайте оценку уровня развития педагогической системы; - каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
  2. - определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную); - дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
  3. - определите стили отношений, руководства, общения педагога; - дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе; - оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
  4. - сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе; - определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации; - конкретизируйте задачу, которую следует решить

 

4. Заключение

В завершении семинара можно сделать вывод:

во - первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс.

во- вторых трудновоспитуемость явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния личности развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребенку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной тональности отношений к таким детям.

Чтобы понять трудного школьника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников , но прежде изучить истоки трудновоспитуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие.

 

Рефлексия.

Какая самая спорная мысль, по вашему мнению, прозвучала на семинаре ?

Какая самая важная мысль семинара вам запомнилась?

Возникла ли у вас идея, которую вы захотели апробировать после семинара?

 

Литература.

 

1) Научно –методический журнал «Воспитание школьников» №1,6,1999 Москва, "Школа пресс"

2) Г. С. Семёнов "Методика работы социального педагога", Москва, "Школа пресс", 2003 г.

3) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. "В помощь соц.педагогам образовательного учреждения", Москва, 2003 г.

4) Т. А. Шишковец "Справочник социального педагога", Москва, 2005 г.

5) Г. М. Потапкин "Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков", Москва, 2000 г.

6) М. А. Галагузова "Социальная педагогика", Москва, "Владос", 2000 г.

7) Р. В. Овчарова "Справочная книга социального педагога", Москва, "Сфера", 2002 г.

8) Методический журнал "Работа социального педагога в школе и микрорайоне", №№ 1, 2, 3, 2009 г.


Актуальность выбранной темы: 

Не указан

Цели мероприятия: 

Не указан

Задачи мероприятия: 

Не указан

Контингент участников: 

Не указан

Ожидаемые результаты: 

Не указан

Кратко о внедрении разработки: 

Не указан

Методы и приемы работы: 

Не указан

Необходимое оборудование: 

Не указан

Методические рекомендации: 

Не указан

Ход мероприятия: 

Не указан

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

Не указан

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: