Трудный возраст. Учимся эффективно общаться.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов  Дзержинского района г. Волгограда

 г. Волгоград,  400117, ул. К. Симонова, 29, т. д. 58-82-43;   рабочий  58-81-43      school33@list.ru

 Директор МОУ СОШ № 33          Озерова Татьяна Владимировна.

 Выполнила:  Мальцева Наталия Михайловна.

Занимаемая   должность:  педагог-психолог школы.

Опыт участия автора (коллектива авторов) в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей:           15 лет,   в данной школе 6 лет.

Контактный телефон автора:   8-987-651-62-95

 


Актуальность выбранной темы: 

Ситуация развития современного общества характеризуется как кризисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. В настоящее время, несмотря на оптимистические прогнозы государственной политики, имеет место падение уровня жизни многих россиян, а также значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков. Наблюдается значительное увеличение, числа семей так называемой «группы риска» и  подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством.

 Это дестабилизирует процесс прохождения ребенком социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. В этой связи, очевидно, что подростки из неблагополучных семей нуждаются в психологической помощи. Педагоги, работающие с подростками, сами нуждаются как в психологической поддержке, так и в современных методах и приемах эффективного взаимодействия с подростками из «неблагополучных» семей, а также с подростками, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Цели мероприятия: 

Обучение членов педагогического коллектива основам компетентного общения с подростками в рамках профилактики суицида в молодежной среде.

Задачи мероприятия: 

- закрепить знания по физиологическим особенностям подросткового возраста;

- обучить коммуникативным навыкам взаимодействия педагога с подростком;

- обучить навыкам распознавания ложных стереотипов от научных фактов о суициде;

- закрепить навык составления плана по пропаганде жизненных ценностей в среде подростков.

Контингент участников: 

Педагоги, работающие в 5-11 классах.

Ожидаемые результаты: 

Научатся компетентному общению с учащимися-подростками, приобретут (вспомнят)   возрастные особенности подросткового периода, познакомятся с работой по профилактике суицидального поведения и работе по формированию здорового образа жизни.

Кратко о внедрении разработки: 

Обучающий семинар-практикум был проведен в рамках месячника по профилактике безнадзорности и деструктивного поведения среди подростков.

Методы и приемы работы: 

Информационное просвещение, групповая дискуссия, работа в группах и парах, наглядные методы (оформление стенда), раздаточный материал, практические методы (действие педагогического коллектива, моделирование разных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью педагогического коллектива.

Необходимое оборудование: 

Маркеры, листы А4,А3, фломастеры, разрезные карточки, надписи «Да» и «Нет», мягкая игрушка, буклеты, информационный бюллетень .

Методические рекомендации: 

Мероприятие необходимо проводить в актовом зале, где участники могут расположиться для работы в круге на стульях, необходим стенд для оформления наглядных результатов работы. Лучше, если мероприятие будут проводить два специалиста, организуя задания попеременно. Время проведения 2 часа. Можно не все предложенные задания использовать. В работе необходимо предусмотреть перерыв, предложив кофе, в перерыве можно включить спокойную музыку. По окончании работы участники должны получить раздаточный материал и памятки, которые они могут использовать в дальнейшей работе.

Ход мероприятия: 

Приветствие участников семинара. Объявляется тема и цель. Эпиграфом к семинару звучат слова Конфуция:

«Скажи мне это, и я забуду.

Покажи мне это и я,

может быть, запомню.

Позволь мне сделать это,

 и я буду это делать.»

 Обсуждение правил работы

Правила

- Активность в обсуждении и выполнение всех заданий

- Оценка действий, а не личности

- Конфиденциальность (все остается в этих стенах)

- Обращаемся по именам, не тратя время на субординацию.

- Право ведущего( может прервать из-за недостатка времени).

Цель: закрепить закрепить знания по физиологическим особенностям подросткового возраста;

Теоретическая часть

Подростковый период это достаточно критический и острый возраст в жизни каждого  человека, происходят много изменений. Скажите, когда начинается и когда заканчивается подростковый возраст? В разных источниках границы указаны по разному: с 11 лет до 18; с11 лет до 17;  с 10 - до 19 лет. Мы возьмем последний вариант: первый этап (младший) с 10-12, 2 этап (средний) 13-15, 3 этап (старший) 16-19. (В России по законодательству,  считается, что совершеннолетие наступает в 18 лет 11 мес. и 29 дней, поэтому округлили). В подростковом возрасте у человека голова ребенка, а тело взрослого – возникает конфликт между телом и головой. В детском возрасте за ребенка несет ответственность семья, в подростковом возрасте основная доля в воспитании подростков должно брать на себя государство, общество, если хочет получить полноценного гражданина. Отсюда парадокс, по сути дела государство должно довести человека до взрослости, но в реальности оно стремится, как можно раньше откреститься от  него, записав взрослым. Для сравнения в Америки совершеннолетие наступает в 21 год.

Как вы думаете,  когда человек становится взрослым? (Тогда когда он готов нести ответственность не только за себя, но и за свое потомство)

           Мозговой штурм «Подростковый возраст – это…»

           Всем участникам раздаются карточки с особенностями подросткового возраста. На стене карточки с обозначенными возрастными периодами. Участникам предлагается распределить карточки по периодам, комментируя свой выбор:

11-12 лет

13-15 лет

16-18 лет

 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Таким образом составляется таблица возрастов с их характеристиками.

 Резюме: В подростковом возрасте более эффективно проводить профилактику, так как в этом возрасте неосознанно формируется система ценностей, он выбирает религию, быть ему больным или здоровым. Отвечает на вопросы: Кто я? Куда я иду? Какой я? Взрослые люди (авторитетные) ему  могут помочь в ответах на вопросы, и мы также можем влиять на формирование системы ценностей. У подростка есть знания, но мало опыта, мы можем делиться с ним знаниями о собственном опыте, но свой опыт он будет приобретать сам.  (Идешь по улице читаешь меню: Хот-дог, мы это читаем, мы приобретаем знания, что такое есть, но опыт приобретаем попробовав). Мы предоставляем подростку информацию на уровне Знания, формируется отношении на фоне Хочу, он начинает Действовать: найти денег, найти где это продается, пойти и купить - он получает практический навык. Но он может не уметь зарабатывать денег, и тогда он придет с вопросом, где я могу заработать денег и опять по модели поведения.

 Работа с притчей «Маг и карлик»

Участники делятся на пары  через игру «Давайте поздороваемся»

  • как хорошие друзья,
  • как европейцы,
  • как индусы

Рассказывается притча «Маг и карлик»

Жил-был великий и могучий МАГ, все у него было: богатство, подданные, дворцы, но он очень любил своего маленького Карлика. Карлик был некрасив, уродлив , но самое главное -он любил «гадить» на белый пушистый ковер. Маг и просил, и умолял, и требовал, чтобы Карлик не делал этого, но ничего не помогало: Карлик продолжал гадить и вредить Магу.

Задание в паре

Работая в паре участники должны договориться о каком-то важном деле, например, чтобы Карлик не дрался или помогал по дому,  не допускал пропусков в школе и т.д. (каждый должен побывать в роли мага и карлика).

Обсуждение:

- Кем было интереснее, в какой роли?

- Удалось ли договориться? Как?

- Какие стратегии использовались в ходе переговоров?

(выслушиваются все ответы участников).

Резюме: при выполнении упражнения Вы на себе почувствовали как бывает сложно склонить подростка на свою сторону. Какие же приемы взаимодействия с подростком могут нам помочь?

 «Язык принятия и язык непринятия» (теоретические понятия)

 Цель: познакомить участников с языком принятия-непринятия и отработать навык эффективного взаимодействия.

 Теоретическая часть

Психологи выделяют два языка, на которых "говорят"взрослые. Это- язык принятия и непринятия.

К языку непринятия относятся: приказы и команды, угрозы и предостережения, нравоучения, нотации и лекции, советы и готовые решения, критика, обзывания, расследования, отшучивание и уход.

·К языку принятия относятся: оценка поступка, а не личности, одобрение, комплимент, временный язык(ты сегодня .. вчера мы...), сравнение с самим собой, ласковые слова и взгляды, конгруэнтная позитивным мыслям мимика и жесты, доброжелательные интонации, поощрения, согласие, позитивные телесные контакты, выражение своих чувств и отражение чувств ребенка.

Существует две формы обращения к другому человеку: ты-сообщениях и я-сообщениях.

· Ты-сообщения часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать»).

· Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми.

  В общении может использоваться не полная форма я-сообщения, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»).

Первоочередная цель я-сообщений — не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

 Ситуация

Ребенок смотрит телевизор, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям, находящимся в соседней комнате.

Решение

Для того чтобы найти выход из возникшей ситуации, можно пойти по одному из двух путей.

 Первый предполагает использование так называемого «Ты»-высказывания: «Ты что, не можешь быть внимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко?». Как правило, этот путь, скорее всего, приведет к возникновению конфликта.

Другой вариант, наиболее приемлемый, во многом помогающий снять психологическое напряжение в данной ситуации, — использование

«Я»-высказывания: «Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим отцом, а этот шум сильно нам мешает».

«Я»-высказывание»— это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях. Для освоения «Я»-высказывания необходимо осознание на уровне:

· мыслей: суждения, мнения, размышления, интерпретации и пр.;

· чувств: настроение, аффекты, страсти и пр.;

· телесных ощущений: мышечных, внутренних органов и пр.

В«Я»-высказывании делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших.

«Я»-высказывания составляются из трех частей, каждая из которых является необходимым условием успешности применения этого психологического приема.

·Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь с тем, что...».

·Точное называние своих чувств, испытываемых в этой ситуации: «Я чувствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «У меня возникли проблемы...».

· Называние причины этого чувства.

  1. Практическая  работа

Участников делим на  «Цветы»:фиалки, розы, гладиолусы, розы и т.д. Затем все  цветы объединяем в группу «Фиалки». «Розы» и т.д.

Участникам  группы необходимо придумать ситуацию обращения к ребенку из своей педагогической практики, а затем необходимо произнести ее на языке «Ты»-высказывания и «Я»-высказывания.

Работая в группе, участники формируют данные высказывания и представляют свою работу.

Обсуждение

  • Какую формулировку было выполнять лече, какую сложнее
  • Ч то дало вам это упражнение
  • Где это можно использовать

 Цель: познакомить  участников с мифами и реальностью о суицидах, в рамках профилактики суицидального поведения среди подростков.

Теоретическая часть

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.

Мотивы, которыми подростки объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для них в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в  подростковом возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или училища,  различными конфликтами.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и подростками, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотично и матери отягощает положение подростка в семье.

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, ЧУВСТВО беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики.

 Практическая  работа

Упражнение «Джеффа»..

Цель упражнения – не критиковать друг друга, а выяснить свои взгляды и выслушать других. Мнение каждого ценно».

Мы предлагаем Вам принять участие в интерактивной дискуссии.

Два поля: «да», «нет». Участники встают на свободное место.

Инструкция: «Я буду зачитывать утверждение. Вы должны будете, не обсуждая и не комментируя, выбрать позицию и встать в соответствующее поле. Если согласны – в поле «Да», если не согласны – в поле «Нет».

Затем у Вас будет возможность аргументировать свой выбор, подняв руку. Говорит лишь тот, у кого в руках этот мячик. Высказывания начинаем с фраз: «Я считаю», «Я думаю», «Мое мнение». Если в процессе дискуссии вы поменяете свою позицию, то можете перейти в другое поле.

 

Утверждения:        (Приложение 2)

 Обсуждение:

  1. Как себя чувствуете?
  2. Какие чувства, мысли, возникли у Вас, пока вы размышляли?

Какие выводы Вы сделали?

После обсуждения участники получают памятку «Как распознать подростка, находящегося в кризисной ситуации». (Приложение 4)

  (работа в группах)

Важная составляющая в работе с подростками — это профилактика негативных проявлений, включает в себя работу, направленную на формирование здорового образа жизни. Мероприятия, включенные в план работы должны содержать позитивный настрой. Так например, не нужно включать мероприятия, которые содержат такие формулировки, как «Нет наркотикам», правильнее будет, если вы скажете «Мы за здоровый образ жизни».

Вам предлагается потренироваться в составлении плана мероприятий (3-4 мероприятия), направленных на пропаганду жизненных ценностей для подростков.

Примерный план

 

№№

Мероприятия

Класс

Ответственный

1

Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь»

7-9 кл

Классные руководители

2

Спортивные игры (по отдельному плану)

5-11 кл.

Учителя физкультуры

3

Классные часы «Жить-здорово»

5-6 кл

Классные руководители

4

Круглый стол «Что такое счастье?»

10-11 кл

Классные руководители, зам директора по УВР

 Подведение итогов работы

 Рефлексия.

    

Раздаточный материал

 вызов властям, семье, _________________________________________________________

 неприятие родителей

одиночество

_________________________________________________________

резкие перемены настроения

____________________________________________________________

обеспокоенность физиологическими изменениями

критический взгляд на свою внешность

________________________________________________________

крепкая дружба с представителями одного с ними пола

___________________________________________________________

«я нормальный?»

_________________________________________________________

«витают в облаках»

__________________________________________________________

начало выработки своей системы ценностей

_________________________________________________________

преувеличение своих собственных проблем

_________________________________________________________

 

 «Никто меня не понимает!»

___________________________________________________________

частые перемены мнения о том, кем хочет стать в будущем

___________________________________________________________

частая смена настроения в короткий промежуток времени

___________________________________________________________

 

в семье преобладают конфликты, связанные с зарождающейся независимостью

__________________________________________________________

меньшая обеспокоенность своим внешним обликом

___________________________________________________________

чрезмерная физическая деятельность вперемешку с вялостью

__________________________________________________________

 

исключительная верность сверстникам-причудливое поведение

 

эксперименты-секс, ПАВ, курение, друзья, работа, рискованное поведение

__________________________________________________________

начало осознания своих сильных сторон и пределов своих возможностей

___________________________________________________________

 

увеличение интеллектуальных и творческих способностей

___________________________________________________________

появление полового влечения, первые попытки свиданий

___________________________________________________________

 

переход ко взрослому образу жизни (колледж, институт, работа)

чаще всего удовлетворенность своим внешним обликом

_________________________________________________________

 

сверстники оказывают меньшее влияние на формирующиеся ценности и принимаемые решения

__________________________________________________________

 

общение чаще всего не в группе, а с отдельными людьми

___________________________________________________________

более реальные цели в области будущей профессии

___________________________________________________________

взрослое отношение к семье

___________________________________________________________

принятие этической и моральной системы ценностей

___________________________________________________________

осознание последствий своих поступков

___________________________________________________________

определение своей половой ориентации

___________________________________________________________

выбор партнера основан на личном предпочтении

___________________________________________________________

 

11-12 лет      13-15 лет         16-18 лет

__________________________________________________

Приложение 1

ПОДРОСТОК

 Подростковый возраст: 11-18 лет.

Процесс развития со времени появления вторичных половых признаков (пубертат) до сексуальной и репродуктивной зрелости.

Психическое развитие и взросление - идентификация себя как взрослого.

Переход от полной социально-экономической зависимости до относительной независимости.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

 

Ранний этап

 

 

Средний этап

Поздний этап

Переход к подростковому периоду: характеризуется

половым созреванием

(11-12 лет)

Подростковый период:

сильной влияние со

стороны сверстников

(13-15лет)

Переход к взрослому

периоду: вхождение в роль

взрослых

(16-18 лет)

-вызов властям, семье, неприятие родителей

-одиночество

-резкие перемены настроения

-обеспокоенность физиологическими изменениями

-критический взгляд на свою внешность

-крепкая дружба с представителями одного с ними пола

-«Я нормальный?»

-«витают в облаках»

-начало выработки своей системы ценностей

-«Никто меня не понимает!»

-частые перемены мнения о том, кем хочет стать в будущем

-частая смена настроения в короткий промежуток времени

-        в семье преобладают конфликты, связанные с зарождающейся независимостью

-        меньшая обеспокоенность своим внешним обликом

-        чрезмерная физическая деятельность вперемешку с вялостью

-        исключительная верность сверстникам

-       эксперименты  - секс,

наркотики, друзья,

-        рискованное поведение

-        начало осознания своих сильных сторон и пределов, своих возможностей

-          увеличенные интеллектуальные и творческие способности

-        появление полового    влечения,

-        первые попытки свиданий

 

-        переход к училищу, институту или работе,ко взрослому образу жизни

-        чаще всего удовлетворенность своим внешним обликом

-          сверстники оказывают меньшее влияние на формирующиеся ценности и принимаемые решения

-          общение чаще всего не в группе, а   с отдельными людьми

-          реальные цели в области будущей профессии

-          взрослое отношение к семье

-          принятие этической и моральной системы ценностей

-          осознание последствий своих поступков

Приложение 2

Мифические и фактические данные о суициде

Важно отделять некоторые ложные стереотипы, существующие в общественном сознании от научных фактов.

1. Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их. — Ложное суждение.
Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид.
2. Самоубийство случается без предупреждения. — Ложное суждение.
Исследования свидетельствуют о том, что суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и “ключей” к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях.
3. Склонность к самоубийству наследуется. — Ложное суждение. Склонность к самоубийству не передается генетически.
4. Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. — Истинное суждение.
Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с аналогичной частотой.
5. Все суицидальные личности страдают от психических расстройств. —Ложное суждение.
Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния. Это совсем не значит, что они страдают психическими расстройствами.
6. Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид. — Ложное суждение.
Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на данную тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа — часто первый шаг в предупреждении самоубийства.
7. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. — Истинное суждение.
Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем.
8. Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание. — Ложное суждение.
Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.
9. Мужчины убивают себя чаще, чем женщины. — Истинное суждение.
Мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения.
10. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. — Ложное суждение.
Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины.
11. Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. — Истинное суждение.
Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог самоубийце ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.
12. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового. — Ложное суждение.
Не все суициды импульсивны. Большинство суицидентов предварительно обдумывает свои планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.
13. Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии. — Истинное суждение.
Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием.

 

 

Приложение 2

Мифы и реальность

Проблема самоубийства возникла на заре человечества и формировала на протяжении веков противоречивые отношения к себе. Однако изучаться она стала сравнительно недавно. И мифы, которые когда-то окружали суицид, по сей день живут в общественном сознании. Некоторые из них во многом мешают предупреждению самоубийств, спасению жизни людей.

Миф 1.

Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не осуществят его на деле. Это самый распространенный предрассудок. На самом деле четыре из пяти жертв суицида не раз подают сигнал о своих намерениях. Однако чаще всего их просто не слышат.

Миф 2.

Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью. По данным Э. Шнейдмана, 70% лиц, совершивших самоубийство, сообщали об этом своему ближайшему окружению.

Миф 3.

Суициденты постоянно думают о смерти. Напротив, такие люди находятся в состоянии смущения. Они хотели бы жить, но не знают как. Позывы к смерти кратковременны, вот тут-то и нужна помощь.

Миф 4.

Улучшение, последовавшее за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала. На самом деле, человек имеет наибольшую возможность покончить с жизнью, если предыдущая попытка совершить суицид оказалась неудачной. Из всех признаков этот является самым зловещим.

Миф 5.

Суицид — наследственная болезнь. Она передается от одних членов семьи к другим. Никаких подтверждений предположения о наследственной природе суицида нет.

Миф 6.

Суицид совершают умственно неполноценные люди. Исследования показали, что суицид совершают, как правило, несчастные люди, но вовсе не обязательно умственно отсталые.

Миф 7.

Люди, совершающие суицид, не хотят принимать помощь окружающих. На самом деле разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих.

Приложение 3

Как не допустить суицид у подростка

памятка для учителей и классных руководителей

Если вы школьный учитель и если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам помогут памятки, подготовленные специалистами Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Что в поведении подростка должно насторожить учителя?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

 

1.  http://www.myword.ru

2.  Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. Серия: Клиническая психология. Издательство: Когнито-Центр, 2005 г.

3. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07  

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Проведенное мероприятие оставило  у меня и членов коллектива  удовлетворенность от проделанной работы.  Использованные методы и приемы взаимодействия заставили членов коллектива подумать, поразмышлять, поискать решения. А работа в группах и парах позволила увидеть способы взаимодействия коллег при решении  поставленной задачи.

Особенно хочется отметить работу в форме  « мозговой штурм», когда участники размышляли об особенностях возрастных периодов подростка  и не всегда с точность могли определить его нахождение.

Очень понравилась педагогам притча «Маг и Карлик», а особенно работа, связанная с ней. Работая в парах, участники использовали различные способы взаимодействия: от устрашения и наказания до взывания к совести. С трудом находили компромисс . На себе почувствовали, как трудно взаимодействовать с трудным подростком. Как радовались, когда решение было найдено. Не все пары смогли справиться с поставленной задачей, что заставило их задуматься о своей компетенции.

 Интересно прошло задание в поиске «Я» высказывание. Оказалось, что многие участники образовательного процесса не всегда владеют (используют) этот прием.

Упражнение «Джеффа» позволило педагогам по-другому взглянуть на проблему суицида, развеяло многие мифы и вызвало активную дискуссию. Трудно было сдерживать наиболее активных участников, приходилось постоянно напоминать о правилах ведения такой работы. Некоторые участники в процессе дискуссии меняли свое мнение.

Отзывы участников семинара еще раз убедили меня, как нуждаются наши коллеги в психологических знаниях и как они открыты всему новому.

По окончании мероприятия несколько классных руководителей выразило пожелание: поучаствовать мне в проведении родительских собраний, обучить и родителей   эффективному общению с ребенком-подростком.

 

Отсканированная рецензия: