Неделя психологии в детском доме "С улыбкой по жизни"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

400075, Волгоград, ул. Полесская, 3-А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ «С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ»

 

 

 

 

 

 

 

    Автор-составитель:

инструктор-методист,  педагог-психолог первой

                                                                                       квалификационной категории      Егорцева И.А.;

педагог-психолог Бургучева С.В.

 

 

 

                                                                                         

 

Волгоград

2013

 

 

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Волгоградский детский дом", 400075, Волгоград, ул. Полесская, 3-А, 53-89-25, detdom.volga.metodist@yandex.ru;

Директор:Панина Ирина Витальевна;

Авторы: Егорцева Ирина Александровна, Бургучева Светлана Викторовна;

Должность: Егорцева И.А. - инструктор-методист, педагог-психолог первой квалификационной категории, Бургучева С.В. - педагог-психолог;

Стаж работы с детьми из социально неблагополучных семей: Егорцева И.А. - 4 года 4 месяца, Бургучева С.В. - 11 месяцев;

Контактный телефон: 8-917-722-60-29

 


Актуальность выбранной темы: 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: Важными аспектами в работе психологической службы являются психологическое просвещение, развитие психологической культуры, познание внутреннего мира через анализ собственной деятельности и общение с другими людьми. Поэтому является актуальным проведение Недели психологии, направленной на создание благоприятного психологического климата в детско-взрослом коллективе детского дома. В концепции инновационного развития образования Волгоградской области одним из приоритетов считается сохранение и укрепление здоровья каждого человека. Психологическая служба  детского дома была создана в ответ на запрос практиков, обеспокоенных сохранением психологического здоровья ребенка в осложненных социальных условиях. Приоритетной задачей психологической службы детского дома является укрепления положительного психологического климата взаимного сотрудничества всех членов детско-взрослого  коллектива, подвергающихся серьезным испытаниям в условиях меняющейся образовательной среды. Проведение недели психологии «С улыбкой по жизни» является актуальной и способствует решению данной задачи.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Забота о психическом здоровье  ребёнка сегодня – это не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – национальный приоритет. У воспитанников детских домов и интернатов обнаруживаются характерные особенности. В то время как элементарные эмоции могут быть сохранены, высшие эмоции, прежде всего нравственные оказываются недоразвитыми. Преобладают главным образом непосредственные переживания, эмоции, вытекающие из конкретной ситуации и деятельности, актуальные только в данный момент. Волевая деятельность характеризуется слабостью побуждений и инициативы, недостаточностью самостоятельности, их поступкам свойственна нецеленаправленность, отсутствие борьбы мотивов, импульсивность, негативизм, наблюдается повышенная расторможенность влечений. Отмечается недоразвитие духовных потребностей, незрелость личности в целом. Очевидно, что любые отклонения психического развития многократно усиливают негативные последствия социального сиротства, так как, попадая, в детский дом уже имеют отклонения физического и психического характера. Наблюдаются нарушения половой идентификации, склонность к курению, алкоголизации, правонарушениям. Дети-сироты в общении нервозны, стараются добиться внимания и в тоже время его отторгают, впадают в агрессивность или отчуждаются, не умеют быть внимательными и любить. Все это приводит к тому, что воспитанники детского дома относятся к окружающим недружелюбно, враждебно.

«Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития». (О.В. Хухлаева). Основа такого развития - психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию. «Психологическое здоровье делает личность самодостаточной... Мы вооружаем ребенка - в соответствии с возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». (И.В. Дубровина).

Значит, детский дом должен всерьёз и по настоящему становится  не только  местом, где детей учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления питательной средой  становления успешных, счастливых и здоровых людей.

Это возможно, только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного  социально – психологического климата.  У  нас в  детском доме уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для  них создаётся комфортная, психологически благоприятная среда. Дети, попадая, в детский дом уже имеют отклонения физического и психического характера. Наблюдаются нарушения половой идентификации, склонность к курению, алкоголизации, правонарушениям. Лишения и потери, которые переживают дети – сироты, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Воспитанники детского дома быстро пресыщаются, поэтому постоянно приходится искать новые формы и методы работы. Если с младшими школьниками занятия длительные, регулярные, то подростки изменчивы в своих желаниях, интересах, привязанностях; их контакты поверхностны, непродолжительны, они не умеют словесно выражать свои мысли, чувства, переживания.

Особенно трудно работать с подростками, которые поступают в детский дом в возрасте 13-17 лет. Такие подростки имеют уже достаточный опыт в сфере работы, их ни один раз отвергали: сначала родители, затем учителя и одноклассники, поэтому педагогам приходится сталкиваться со значительным сопротивлением и даже грубостью со стороны старших подростков, которая носит защитный характер.

Изучая статьи, в которых приведен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, было принято решение об организации такой недели и в детском доме. Неделя психологии - это уникальная возможность представить работу психолога как нечто целостное, осмысленное, логически выстроенное. Причем из-за своей непродолжительности она и в сознании участников остается в таком «гештальт-завершенном» виде. Для того чтобы целостность возникла, мы решили сделать нашу Неделю тематической.

Мир информационных технологий постоянно меняется, это требует более высокой профессиональной компетентности психолога. Психолог постоянно находится в ситуации, когда он ответственен за организацию работы с воспитанниками и педагогами. Проведение мероприятий в рамках Недели психологии способствует повышению психолого – педагогической компетенции воспитанников, педагогов, психологов, работников детского дома, что в свою очередь является фактором повышения качества образовательного процесса.

ПРОБЛЕМА: Как создать условия для сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса и укрепить положительный психологический климат в детско-взрослом коллективе.

Цели мероприятия: 

ЦЕЛЬЮ ПРОЕКТА стало: Создание условий для сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса; улучшение психологического микроклимата в детском доме через проведение мероприятий Недели психологии; формирование общего настроения оптимистической тональности, стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности  психолога.

Задачи мероприятия: 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

-Спланировать мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса.

-Разнообразить формы работы психологической службы. Показать альтернативные формы работы с детьми-сиротами.

-Использовать интерактивные формы и методы работы (деловые игры, тренинги, психологически еакции) при проведении данных мероприятий. Ознакомление  педагогов с новой  формой  психологической работы – психологической акцией.

- Вовлечь в рамках Недели психологии в деятельность как можно больше  воспитанников и педагогов.

-Расширить знания воспитанников и педагогов о науке психологии. Повысить интерес к психологии, и прежде всего к психологу;

-Формировать ценностное отношение взрослых и детей к своему психическому здоровью. Привлечь общественное внимание к проблеме сохранения и укрепления здоровья.

-Способствовать повышению психолого – педагогической компетенции участников образовательного процесса; формированию интереса взрослых (педагогов, обслуживающего персонала) к миру детей;

- Развить самопознание воспитанников. Отразить чувства, мысли, переживания, интересы детей разного возраста в приемлемой для них форме. Активизировать мыслительную деятельность детей.

-Способствовать личностному и профессиональному росту педагогов.

Контингент участников: 

Все вопитанники детского дома;

Все сотрудники детского дома.

Ожидаемые результаты: 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-Увеличение количества взрослых и детей, принявших участие в Неделе психологии.

-Увеличение количества запросов участников образовательного процесса на деятельность психологов.

-Повышение интереса воспитанников и педагогов к психологическим мероприятиям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

  • Результаты взаимооценок психологов, педагогов, администрации.
  • Количество и качество проведенных психологами мероприятий в интерактиве внутри детского дома.
  • Количество методических разработок мероприятий, акций, стендов и т.д.

 

Кратко о внедрении разработки: 

Неделя психологии "С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ" проходила в Волгоградском детском доме с 18 по 22 ноября

Методы и приемы работы: 

-Выставки детских рисунков, выставки психологических книжек, выставки, отражающие интересные факты из биографии ученых-психологов;

-Проведение вечерних мероприятий (где можно организовать коллаж группы по теме соответствующей недели психологии);

-Диалог с психологом (это может быть почтовый ящик, через который дети могут задавать интересующие вопросы, ответы на которые они смогут получить через школьную газету);

-Тренинги как для детей, так и для родителей и педагогов;

-Социологический вопрос по теме…

-Голосование по номинациям:

              - самый активный (ответственный, жизнерадостный, добрый, спортивный)

- Диагностика (по теме недели)

- Викторины;

- Круглый стол для 10-11 классов;

-Конкурсы рисунков, стенгазет;

На этой неделе психологии оптимальной формой работы  явились психологические  акции. Психологическая акция это вид психологической работы в игровой форме, представляющий собой создание на определённое время в пространстве центра  специально игровой среды, которая не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и результат.

Основная цель акций – расширение жизненного пространства участников за счёт внесения  в их жизнь дополнительных смыслов, ценностей, новых эмоциональных и интеллектуальных возможностей, ярких чувств, культурных значений. Важная особенность акций  - ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто не хочет их замечать, окрашивает в яркие краски жизнь тех, кто готов в них включаться.

Акции создают  эмоциональный настрой, позитивное эмоциональное состояние, центр становится единым целым, а находящиеся участники – близкими и интересными собеседникам. Психологические акции имеют следующие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Данная форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Основным отличием акции от других форм работы является их сквозной характер.

Поскольку дети, проживающие в сиротских учреждениях, предпочитают наглядную информацию, имеют низкий словарный запас, еще одной формой проведения Недели психологии было оформление  - психологических стендов. Там располагается информация для воспитанников, поданная в доступной, интересной форме, а также картинки-мотиваторы, которые пользуются большой популярность и среди детей, и среди взрослых. Ежедневно на первом этаже здания появлялась тематическая доска с новыми заданиями (психологический забор).

Необходимое оборудование: 

  1. РЕСУРСЫ:
  • Временные (18.11.2013 – 22.11.2013, в целом ресурсы времени соответствуют рабочему времени задействованных в реализации проекта психологов).
  • Кадровые (привлечение специалистов со стороны для выполнения мероприятий – педагог-организатор, зам.директора по УВР, воспитатели, соц.педагог)
  • Материально-технические (наличие оргтехники, канцелярских товаров, расходных материалов, необходимых помещений).
  • Финансовые (расходы на проведение мероприятий).
  • Информационно-методические:

1) регулярное получение определенной информации по проблеме повышения психологической культуры участников образовательного процесса: периодика, Интернет, рассылка;

2) методические материалы.

  • Управленческие (управленческие решения для реализации мероприятий проекта, нормативно-правовые документы, обеспечивающие выполнение плана реализации проекта).
  1. РИСКИ:
  • Временных ресурсов может не хватить ( проведение запланированных мероприятий в детском доме часто совпадает с приездом волонтерских и общественных организаций).
  • Финансовые и материально-технические ресурсы могут быть ограничены (Риск можно снизить за счет финансовой помощи благотворительных организаций, частных лиц; собственных средств).

Методические рекомендации: 

Расписание Недели Психологии «С улыбкой по жизни»

 

День Первый

«СДЕЛАЕМ ЖИЗНЬ ЦВЕТНОЙ»

  • Стартует Акция «Радуга настроения»Все воспитанники и сотрудники детского дома принимают участие в этой акции. Каждый должен определить своё настроение с помощью цветного жетона и проголосовать на стенде «Радуга настроения» один раз в день (утром) в течение всей недели. Стенд для детей висит у входа в столовую, стенд для взрослых расположен напротив вахтера.
  • Стартует Акция «Стена пожеланий, желаний, мыслей вслух». Это психологический забор, где любой желающий может написать свои сокровенные мысли, написать о своих проблемах, поблагодарить любимых воспитателей  и друг друга, блеснуть остроумием и эрудицией. Время проведения акции: понедельник 18 ноября-пятница 22 ноября.
  • Стартует Акция «Почта Надежды» -«почтовый ящик» вывешен  при входе  —  на видном и доступном для всех месте. Анонимные записки с наболевшими вопросами (что невозможно задать при личной встрече) дети и педагоги бросают в ящик и в конце дня они вынимаются. Ответы на вопросы будут вывешены на следующий день на доске объявлений. Также можно использовать почту, как возможность высказать свои чувства анонимно нужному человеку.
  • Творческая мастерская «Формула хорошего настроения»   17.00-18.00 Актовый зал.

 

День Второй

«В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

  • Стартует акция «Дневной дозор» Уважаемые ребята! Предлагаем вам принять участие в психологической акции «Дневной дозор», в ходе которой вам необходимо ответить на вопросы и задания, узнавая ответы на них у людей, о которых идет речь; ответы на вопросы о детском доме вы найдете самостоятельно. Группа, быстрее и точнее всех выполнившая это задание, получит приз! Бланк с ответами сдавать психологам.

Время проведения акции с 9.00 19 ноября до 14.00 20 ноября.

  • Сегодня проходит конкурс «Стихи на стене». Все желающие пишут любимые стихи и четверостишья на кирпичиках психологического забора. Вам помогут воспитатели и библиотекарь. В конкурсе могут участвовать как отдельные воспитанники, так и вся группа. Обязательно подписывайтесь

под своими цитатами и пишите автора стихотворения.Победит  тот, чья цитата будет самой оригинальной и соответствующей

 духу нашей позитивной недели.

  • Психологическая игра с элементами арт-терапии

 «Я – художник»  16.00-17.00

 

День Третий

«В ГАРМОНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ»

  • Сегодня стартует конкурс «Венегрет»   Задание: Из заголовков газетных статей каждой группе           необходимо создать на листе ватмана веселое объявление. Чем необычнее и объемнее оно получится, тем больше баллов заработает команда.
  • Стартует акция «Оставь свой след» Оставьте отпечаток в виде своей обведенной ладошки   и напишите внутри доброе пожелание на стенде «Мой добрый след» в холле
  • Тренинг общения «Подари улыбку» + Изготовление открыток и процедура их дарения  17.00-18.00

 

День Четвертый

«С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ»

  • В течение дня проходит Акция «Поделись улыбкою своей»    В кабинете у психолога Егорцевой И.А. работает «Солнечный фотограф, который в течение дня будет фотографировать всех желающих. Главное условие для фотомоделей  акции «Поделись улыбкой своей» -  это радостная улыбка!

Завтра  улыбчивые  фотографии  украсят наш стенд и станут основой ролика о позитивных моментах жизни нашего детского дома. Торопитесь стать Звездами!!!!

  • Продолжается акция «Оставь свой след» Оставьте отпечаток в виде своей обведенной ладошки   и

напишите внутри доброе пожелание на стенде «Мой добрый след» в холле

  • Творческая мастерская «Мы одна семья» 15.00-16.00 (изготовление стенгазет)

 

День Пятый

«ДЕНЬ ПОЗИТИВА»

  • Акция «Фея Добра»

Перед входом в актовый зал не забудьте взять из ларца  «Послания от Феи Добра». Что это?  В ларце находятся самые разные теплые пожелания для каждого ребенка и взрослого, которые однозначно поднимут Вам настроение и вызовут теплую улыбку!

  • Подведение итогов Конкурсов и Акций
  • Презентация по итогам Недели «Мир Улыбок»
  • Анкетирование, обратная связь
  • Заключительная Акция «Послание небу». Каждый пришедший пишет на листочке свое заветное желание, прикрепляет его к шарику. Шары будут выпущены в небо перед главным входом нашего детского дома. Все желания обязательно исполнятся в течение года!!!!!!
  • Чаепитие для детей и взрослых под лозунгом «Мы одна семья»

Ход мероприятия: 

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ «С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ»

День

Тема и фраза дня

Название мероприятия, форма проведения, задачи.

Описание, задание детям и взрослым

Оформление психологического стенда

День Первый

«СДЕЛАЕМ ЖИЗНЬ ЦВЕТНОЙ»

Фраза Дня: «Пусть в нашей жизни не будет черных полос»

 

  1. Стартует Акция «Радуга настроения», создает интригу, настраивает учреждение на «психологическую» волну, формирует общее настроение именно той тональности, ради которой и ведется вся психологическая работа. Благодаря «Радуге» неделя начинается действительно по-особенному, не как всегда, ломаются некоторые устойчивые стереотипы, начинаются новые переживания и отношения. «Радуга» - не праздничное, привычное мероприятие, а погружение  в новое, Акция с психологическим подтекстом.

Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния воспитанников и педагогов.

  1. Акция «Стена пожеланий, желаний, мыслей вслух».

Задачи акции:  самораскрытие воспитанников, самовыражение посредством рисунков и цитат; диагностика детского и взрослого коллектива, интересов, трудностей. Активизация детского творчества.

 

 

  1. Акция «Почта Надежды»

Задачи: консультирование воспитанников и педагогов; средство общения.

 

 

 

 

 

  1. Творческая мастерская «Формула хорошего настроения» 

 17.00-18.00 Актовый зал.

Все воспитанники и сотрудники детского дома принимают участие в этой акции. Каждый должен определить своё настроение с помощью цветного жетона и проголосовать на стенде «Радуга настроения». Радужный замер делается один раз в день (утром) в течение всей недели. Стенд для детей висит у входа в столовую, стенд для взрослых расположен напротив вахтера. Количество жетончиков подсчитывается и на следующий день вывешиваются результаты.

 

 

Большие листы ватмана или рулоны обоев крепятся на стенах коридоров (можно стилизовать под забор). Это психологический забор, где любой желающий может выразить все свои мысли посредством рисунков и надписей, озвучить свои сокровенные мысли, написать о своих проблемах, поблагодарить любимых воспитателей  и друг друга, блеснуть остроумием и эрудицией. Время проведения акции: понедельник 18 ноября-пятница 22 ноября.

 

 

Краткое содержание:

Это«почтовый ящик» вывешен  при входе  —  на видном и доступном для всех месте. Анонимные записки с наболевшими вопросами (что невозможно задать при личной встрече) дети и педагоги бросают в ящик и в конце дня они вынимаются. Ответы на вопросы будут вывешены на следующий день на доске объявлений. Также можно использовать почту, как возможность высказать свои чувства анонимно нужному человеку.

 

См. приложение

-Расписание Недели

-Выставка книг по психологии для детей и взрослых

-Основная информация стенда по теме «Как сделать мир вокруг себя цветным»

 

 

День

Тема и фраза дня

Название мероприятия, форма проведения, задачи.

Описание, задание детям и взрослым

Оформление психологического стенда

День Второй

«В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

Фраза Дня: «Изменись сам, полюби себя и жизнь вокруг тебя изменится..»

 

  1. Акция «Дневной дозор»

Задачи:

развитие творческой активности, стимулирование     самоорганизации в групповых коллективах.

Включены вопросы нескольких типов:

вопросы, требующие больших энергозатрат для получения правильного ответа (например, сколько ступенек до кабинета директора). Включая в игру такие вопросы дети сталкиваются с необходимостью делиться на группы, чтобы как можно скорее сделать задание. Внимание! Правильные ответы психолог должен знать сам!;

вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями д.д. (например, во сколько начинается рабочий день поваров);

вопросы, выявляющие интересы и особенности взрослого коллектива (любимое время года завуча).

 

  1. Конкурс «Стихи на стене».

Задачи: Активизировать творческую активность детей, научить самовыражаться при помощи поэзии, искусства и т.д.

 

 

  1. Психологическая игра с элементами арт-терапии

 «Я – художник»  16.00-17.00

Уважаемые ребята! Предлагаем вам принять участие в психологической акции «Дневной дозор», в ходе которой вам необходимо ответить на вопросы и задания, узнавая ответы на них у людей, о которых идет речь; ответы на вопросы о детском доме вы найдете самостоятельно. Группа, быстрее и точнее всех выполнившая это задание, получит приз! Бланк с ответами сдавать психологам. (Предлагался бланк со списком вопросов, на которые нужно как можно быстрее найти правильные ответы. См. приложение)

 

Время проведения акции с 9.00 19 ноября до 14.00 20 ноября. Победившим считается группа, раньше других сдавшая бланк с правильными ответами.

 

 

 

 

 

 

Все желающие пишут любимые стихи и четверостишья на кирпичиках психологического забора. Вам помогут воспитатели и библиотекарь. В конкурсе могут участвовать как отдельные воспитанники, так и вся группа. Обязательно подписывайтесь под своими цитатами и пишите автора стихотворения.Победит  тот, чья цитата будет самой оригинальной и соответствующейдуху нашей позитивной недели.

(См. приложение)

-Основная тема стенда «В гармонии стиха божественные тайны». Стенд оформлен поэтическими этюдами разных авторов, объединенные идеей доброты и гармонии.

-Результаты Радужного настроения населения детского дома (Цветные диаграммы)

 

-Конкурс-выставка рисунков «Автопортрет»

 

 

День

Тема и фраза дня

Название мероприятия, форма проведения, задачи.

Описание, задание детям и взрослым

Оформление психологического стенда

День Третий

 

«В ГАРМОНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ»

Фраза Дня: «Не стесняйся доброты своей»

 

  1. 1. Сегодня стартует конкурс «Венегрет»  
  2. Задачи: Развивать воображение, креативность воспитанников; способствовать формированию духа сотрудничества в групповом коллективе.

 

 

  1. 2. Стартует акция «Оставь свой след»
  2. Задачи: Способствовать поддержанию позитивной атмосферы в детском доме, дружеских взаимоотношений между коллективом детей и взрослых

 

  1. 3. Тренинг общения «Подари улыбку» +Изготовление открыток и процедура их дарения  17.00-18.00

Задание: Из заголовков газетных статей каждой группе           необходимо создать на листе ватмана веселое объявление. Чем необычнее и объемнее оно получится, тем больше баллов заработает команда.

Оставьте отпечаток в виде своей обведенной ладошки   и напишите внутри доброе пожелание на стенде «Мой добрый след» в холле

 

См. приложение

  1. Основная тема стенда : «Как  нам жить в гармонии с собой и окружающим миром» (Принципы гармоничной жизни, крылатые фразы и изречения)
  2. –Притчи и сказки

-Результаты Радужного настроения населения детского дома (Цветные диаграммы)

День Четвертый

«С УЛЫБКОЙ ПО ЖИЗНИ»

Фраза Дня: «Улыбнись жизни, ты ей нравишься»

 

  1. 1.В течение дня проходит Акция «Поделись улыбкою своей»
  2. Задачи: Способствовать поддержанию благоприятной психологической атмосферы в учреждении; актуализировать   позитивные впечатления участников.

 

 

 

  1. 2. Творческая мастерская «Мы одна семья» 15.00-16.00 (изготовление стенгазет)
  2. В кабинете у психолога Егорцевой И.А. работает «Солнечный фотограф, который в течение дня будет фотографировать всех желающих. Главное условие для фотомоделей  акции «Поделись улыбкой своей» -  это радостная улыбка!

Завтра  улыбчивые  фотографии  украсят наш стенд и станут основой ролика о позитивных моментах жизни нашего детского дома. Торопитесь стать Звездами!!!!

См. приложения

  1. Главная тема стенда: «Улыбайся» = анекдоты  и шутки про психологов

-Результаты Радужного настроения населения детского дома (Цветные диаграммы)

-Информация для педагогов (советы взрослым словами ребенка и т.д)

 

 

День

Тема и фраза дня

Название мероприятия, форма проведения, задачи.

Описание, задание детям и взрослым

Оформление психологического стенда

День Пятый

«ДЕНЬ ПОЗИТИВА»

Фраза Дня: «Везде, во всем – тебе успех!»

 

  1. ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ

-Акция «Фея доброты»

-Подведение итогов Конкурсов и Акций

-Презентация по итогам Недели «Мир Улыбок»

 

-Анкетирование, обратная связь

 

-Акция «Послание небу».

-Чаепитие для детей и взрослых под лозунгом «Мы одна семья!»

Задачи:

  • создавать условия для  формирования благоприятного микроклимата в детско-взрослом коллективе;
  • развивать способность воспитанников к рефлексии; получение обратной связи от участников недели
  • актуализировать   позитивные впечатления участников.

 

 

Перед входом в актовый зал не забудьте взять пожелание от Феи Доюроты. Что это?  В ящичке Добра находятся самые разные теплые пожелания для каждого ребенка и взрослого, которые однозначно поднимут Вам настроение и вызовут теплую улыбку!

 

См. приложение

 

Каждый пришедший пишет на листочке свое заветное желание, прикрепляет его к шарику. Шары будут выпущены в небо перед главным входом нашего детского дома. Все желания обязательно исполнятся в течение года!!!!!!

 

-Выставка Стенгазет групп

-Выставка открыток для друга

Стенд оформлен результатами конкурсов и акций, фотографиями участников Недели, позитивными установками на Будущее.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.   

Творческая мастерская «Формула хорошего настроения»

Тема: Спокойствие, только спокойствие!

Цель:  профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.

Задачи:  

Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.

Сформировать навыки саморегуляции.

Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Материал:

-карточки для упражнения № 2 “Пересадка сердца”;

-мусорное ведро;

-листы бумаги;

-ручки;

Возрастная группа: 10-17 лет.

Предполагаемый результат: приобрести навыки управления стрессом в жизненных ситуациях.

Методические рекомендации:

Дети сидят по кругу. — Начнем сегодняшний день так: встанем (тренер встает, побуж­дая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здоровать­ся будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить.

Немаловажным результатом является создание реальной газеты в конце игры. Не секрет, что часто издание газеты в ДОЛ ложится на плечи воспитателей и вожатых, а в школе – классных руководителей. Поэтому продукт творчества учащихся, как правило, долгое время украшает стены классов или отрядных уголков в оздоровительных лагерях. Это дает и некоторый дополнительный результат – мотивирование педагогов на дальнейшее взаимодействие с психологом.

Ведущий: им желательно должен быть психолог имеющий опыт групповой работы. Если группа больше 25 человек, то нужен помощник – любой заинтересованный взрослый ознакомленный с ходом игры. Помощник нужен для своевременной раздачи рабочих материалов, он следит за соблюдением правил в подгруппах, собирает готовые работы. Все спорные вопросы решает только ведущий

Ход:

Снежный ком (5 мин.) Участники группы садятся в круг.

Инструкция: “Здравствуйте. Начнем нашу работу: каждый по очереди будет называть свое имя и то, что его больше всего раздражает. Не забываем, что первый говорит свое имя и нужную причину негативного настроения (поясняя причину), затем следующий говорит сначала имя и ситуацию первого человека, а потом свою и так до конца. Последний участник сначала перечисляет всех и только потом рассказывает о себе”.

Комментарии к упражнению: такое представление требует от участников внимательности. Это упражнение является ритуалом на каждом занятии, изменяется только тема – что позволяет участникам группы побольше узнать друг друга, а также способствует сплочению группы.

Вопросы для обсуждения:

2 этап (основная часть)

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в интересную игру.

Упражнение № 1 “Чепуха” (5 мин.)

Задачи упражнения:

- способствовать развитию творческого потенциала,

- эмоциональный разогрев.

Участники садятся в круг.

Инструкция: “Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос преподавателя, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист, передает дальше и т.д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, читает записанные на нем ответы.

Перечень вопросов:

  1. Кто?
  2. Где?
  3. С кем?
  4. Чем занимались?
  5. Как это происходило?
  6. Что запомнилось?
  7. И что в итоге получилось?

Комментарии к упражнению: внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляются задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Вопросы для обсуждения: подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

Упражнение № 2 “Пересадка сердца”(15 мин.)

Задачи упражнения:

- развитие толерантности при ответственном выборе,

- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Резюме тренера.

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Упражнение № 5 “Мусорное ведро” (5 мин.)

Задачи упражнения:

- повышение эмоционального фона группы;

- профилактика депрессивных состояний.

Инструкция: “Участникам раздается бумага и ручки, а также дается время на то, чтобы они нарисовали или написали все, что их раздражает в большой степени. Дается не более 5 минут”.

После чего по желанию участники могут рассказать что они изобразили или написали на своих рисунках. Затем посередине круга ставиться мусорное ведро, участникам предлагается порвать на маленькие кусочки свои листы бумаги так, чтобы не осталось ни одного целого слова или картинки и выбросить в мусорное ведро.

3 этап (заключительный) (5 мин.)

 Ритуал прощания:

Давайте поблагодарим  друг друга за интересно проведенное время. Для этого в течение одной минуты каждый участник сделает своему соседу комплимент.

 

Приложение 2

ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ АРТТЕРАПИЮ..

Одна из форм работы с воспитанниками и педагогами - это проведение занятий в тренинговой форме. На мой взгляд, эффективной техникой для сплочения коллектива, раскрытия личностного потенциала, формирования позитивного взаимодействия является арттерапевтический тренинг.

Немного из истории техники…

Арттерапия возникла в ЗО-е годы ХХ века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам кор­рекции эмоционально-личностных проблем детей, эмиг­рировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арттера­пия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем ви­дам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма психотерапии, основан­ная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и твор­ческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоре­тических идей 3.Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем при­обретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956).

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации разви­тия личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воз­действия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, и арттерапия, использующая искусство, в значительной сте­пени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Соз­даваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (род­ственниками, детьми, родителями, сверстниками, коллегами и т.д.). Интерес к результатам творчества со сто­роны окружающих, принятие ими продуктов творчества по­вышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

Арттерапия достаточно ши­роко распространена. В I960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голлан­дии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, универси­тетах. В настоящее время арттерапевтические методы активно применяются в России специалистами различных отраслей: психиатрами, психоаналитиками, практическими психологами, научными сотрудниками и др.

Специфические особенности арттерапии.

Моменты изобразительного творчества и восприятия разнесены во времени.

Рисунок отчужден от его автора.

В арттерапии сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом.

Смена ролей:  автор рисунка ®  наблюдатель ® новое состояние личности.

Трансформация художественного продукта.

Получение удовлетворения от продукта творческой деятельности.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволя­ет в особой символической форме реконструировать конф­ликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креа­тивных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реак­ции, позволяющей изменить действие аффекта от мучи­тельного к приносящему наслаждение.

Цели арттерапии:

 Дать социально приемлемый выход агрессивности и дру­гим негативным чувствам (работа над рисунками, картина­ми, скульптурами является безопасным способом выпус­тить «пар» и разрядить напряжение).

 Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче усколь­зает от цензуры сознания.

 Получить материал для интерпретации и диагностичес­ких заключений. Продукты художественного творчества отно­сительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

 Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются един­ственно возможными для выражения и прояснения силь­ных переживаний и убеждений.

 Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

 Развить чувство внутреннего контроля. Работа над ри­сунками, картинами или лепка предусматривают упорядо­чивание цвета и форм.

 Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые воз­можности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

 Развить художественные способности и повысить са­мооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выяв­ления скрытых талантов и их развития.

Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и силь­ным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повы­шению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способнос­ти. В процессе арттерапии человек сначала пребывает в роли художника, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа Я.

Многие арттерапевтические упражнения построены на приемах визуализации с закрытыми глазами. Предлагая такую инструкцию, следует иметь в виду различия в психологических типах участников. По данным Р. Ассаджиоли, экстравертированным людям проще воображать с закрытыми глазами, потому что открытые глаза сразу же начинают непроизвольно искать какой-нибудь внешний объект. Следовательно, именно закрытые глаза помогают экстравертам «повернуть» собственное внимание в «сторону» внутреннего мира. Интроверты, напротив, сталкиваются с большими проблемами, закрывая глаза, поскольку их интерес и без того направлен вовнутрь, а разнообразные «внутренние» картины и прочие психические процессы вытесняют из головы объект визуализации.

Использование элементов арттерапии в групповой рабо­те дает дополнительные результаты, стимулируя воображе­ние, помогает разрешать конфликты и налаживать отноше­ния между участниками группы. Искусство приносит ра­дость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является резуль­татом осознания возможности развлечься.

Приемы арттерапии используются при исследовании внут­рисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изобра­жать свои представления состояния дел в их семействе.

Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных на­выков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может спо­собствовать улучшению отношений с партнерами и повы­шению самооценки.

Условия арттерапевтического процесса

Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).

Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).

Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).

Креативность.

Стадии терапевтического процесса:

воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации);

припоминание – когнитивный образ (знаю, что...);

реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание);

повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий);

разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями).

Структура занятия с использованием элементов арттерапевтической техники

 (Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников)

-Разминка («разогрев»).

-Актуализация  визуальных,  аудиальных,  кинестетических ощущений.

-Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

-Этап вербализации (активизация  вербальной  и невербальной    коммуникации).

-Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа в парах; малых группах.

-Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

-Ритуал прощания.

В структуре арттерапевтического занятия логично выделить две основные  части.

Одна - невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Другая часть - вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. 

Материалы

В качестве материалов на занятиях по арттерапии исполь­зуются: бумага формата А4, емкости с водой, кисти, краски, фломастеры, карандаши, камни, клейкая бумага, глина, клей, мел, манка. Нами в проведении элементов арттерапевтического тренинга используется манка в качестве материала для создания рисунков на цветной бумаге.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художествен­ные произведения, созданные другими людьми: рассматри­вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает про­дукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Чем отличается урок изобразительной деятельности от арт-терапии?

В изобразительной деятельности присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода.

  На арттерапевтических занятиях основные цели - психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже - непохоже, правильно – неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения  представляют  большую ценность, нежели эстетическая сторона  продукта изобразительной деятельности.

На уроках  содержание и порядок деятельности  учащихся  задается  и  строго контролируется учителем.

Арттерапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой,  самостоятельно  контролируют  последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом  взаимодействии.

Важно не интерпретировать рисунки детей и не оцени­вать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора.

  1. facilitate - облегчать, продвигать).

Арттерапевтические техники направлены на достижение желаемых  изменений в психологическом самоощущении,  эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. 

Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.

Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ “Я”.

Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

Не применять негативных оценочных суждений, “ярлыков”, отрицательного программирования.

Не навязывать ребенку  способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества.

Правила для специалиста по арттерапии. 

В арттерапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.

Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.

Принят запрет на сравнительные и оценивающие  суждения, отметки, критику, наказания. 

Рекомендуемая литература:

Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. И перераб. – Мн.: Выш. Шк., 1997. – 464 с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -208 с.

Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 624 с.

http://vikaart.com/art_therapy.html

 

Конспект

Психологический тренинг с элементами арт-терапии «Я – художник»

Автор-составитель:Егорцева И.А.

 

« Всегда мечтали рисовать?

Теперь у вас есть такая возможность.»

 

Пояснительная записка

Подростковый возраст- время, когда ребенок активно осмысливает самого себя, изучает, анализирует, сравнивает себя со сверстниками, формируя в итоге представление о самом себе как личности и члене коллектива. К сожалению, целостная и непротиворечивая картина «Я» выстраивается далеко не у всех подростков.

Казалось бы, тут и нужно включиться психологу и начать системный тренинг личностного роста, включающий 15-20 занятий. Нужно… да не всегда получается из-за загруженности наших подростков, сложности «состыковать» расписание воспитанников, учащихся разных школ и классов. Как быть? Мы предлагаем проводить такую работу на каникулах- в виде одного-двух занятий, проводимых с погружением. Предлагаемое ниже занятие может также войти составной частью в большой арттерапевтический тренинг. Спецификой занятия, проводимого мною, было то, что дети знали друг друга по именам, что позволило сократить этап знакомства и выработки правил.

Основные принципы и заповеди арт-терапии:

Фразы на подобии «Я не умею рисовать», «Я не умею танцевать», «У меня руки не из того места растут», «Нарисованная мною собака больше похожа на слона» не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.

Цель занятия: Содействие формированию позитивной Я—концепции подростков «группы риска».

Задачи:

Накопление эмоционально-положительного опыта.

Снятие напряжения, тревожности, агрессивности.

Формирование мотивации на самопознание.

Развитие интереса к себе.

Позитивизация Я-схем.

Повышение самооценки.

Повышение уверенности в себе.

Развитие вариативности мышления.

Творческое самовыражение

Необходимые материалы: фломастеры, цветные мелки, листы формата А4 и А0 (ватман), аудиозаписи спокойной музыки.

Участники: все воспитанники детского дома, все желающие сотрудники

Ход:

Приветствие: Добрый день! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Мы заглянем внутрь себя, попробуем осознать, что там происходит, понять и немного изменить самих себя.

Я напомню о правилах, которые всегда действуют на наших занятиях:

• доверительный стиль общения;

• общение по принципу «здесь и теперь»;

• персонификация высказываний (говорим не: «все так думают», а «я считаю...»);

• искренность в общении;

• конфиденциальность происходящего в группе;

• опора на сильные стороны личности;

• оценивание не личности, а ее поступков.

Снежный ком

Чтобы вспомнить имена всех участников занятия, сыграем в такую игру: участник, сидящий слева от меня, называет свое имя. Его сосед, называет имя первого участника и свое имя. Третий сосед называет имя первого, второго и свое имя и т.д. до последнего участника

Каракули

А) Возьмите карандаш, фломастер или мелки, закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякать». Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

Б) Теперь возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент, и снова нарисуйте каракули, только теперь с открытыми глазами. Подойдите к любому из участников группы со своим рисунком и предложите дополнить его, чтобы получилось узнаваемое изображение.

В) Теперь участники группы сядут в круг. Внутри круга на полу мы разложим рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Желающие, пожалуйста, расскажите о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении.

На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку. В подростковых группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций.

Рисуем имя

А) Встаньте в круг, посмотрите в глаза друг другу. Найдите глаза человека, с которым вам было бы приятно сейчас работать. Возьмите друг друга за руки и в течение двух-трех минут походите по кабинету, выберите наиболее комфортное для себя место.

Б) Сейчас вы будете работать в парах с поочередным обменом ролями: ведущий - ведомый. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его зеркальным отражением, повторяет его движения. Важно постараться воспроизвести не только движения, но и чувства, перемены настроения.

В) Теперь работаем индивидуально:

Г) поделитесь своими ощущениями от этого этапа работы

Автопортрет-шарж

А) На альбомном листе нарисуйте свой автопортрет. Сейчас вам не нужно добиваться портретного сходства – рисуйте портрет-шарж. Подумайте, какие наиболее яркие черты есть у вас. Нарисуйте себя так, чтобы эти черты стали очевидны всем смотрящим на портрет.

Б) Представьте свой автопортрет группе. Расскажите, что вы хотели показать своим рисунком. Участники группы, прокомментируйте портреты товарищей. Что вы увидели в их рисунках? Согласны ли вы с тем, как рассказчик видит себя? А может быть, вы хотите что-то дополнить в его рисунке?

Мое новое «Я»

А) Еще раз вглядитесь в свой автопортрет. Представьте, что вы – художник, смотрящий на портрет очень знакомого вам человека. Все ли вам нравится в этом портрете? Может быть, какие-то черты этого человека вас не совсем устраивают? Вы не просто художник. Вы – художник-волшебник. Измените свой портрет так, чтобы сделать героя картины лучше. Возможно, вы что-то добавите в рисунке, а может быть, что-то уберете.

(Особо тревожным подросткам следует подсказать возможные варианты: например, перерисовать руки, сделав их длиннее или вытащив из карманов; добавить улыбку, кокетливый бантик, нарисовать рядом друга и т.п.)

Б) Расскажите о результатах своей работы товарищам.

(Стоит отметить, что не следует настаивать, чтобы о результатах работы рассказали все. Тревожным или застенчивым детям важнее индивидуально с психологом проработать над изменением себя, не рассказывая всех тонкостей группе.)

В) Вырежьте получившийся портрет.

Коллективный рисунок

А) Вы создали сейчас новый образ своего «Я». Давайте отпустим его в самостоятельную жизнь. Сейчас на листе ватмана мы все вместе сделаем картину «Территория моей радости» - это то место, где счастливо живет ваш новый человечек. Представьте это место, где вам - новому хорошо. Что это за место? Чем вы там занимаетесь? Есть ли там рядом другие люди? Создайте коллективный рисунок, основу которого составят ваших вырезанные автопортреты, а что будет вокруг- подскажет ваша фантазия. Обязательное условие: над картиной одновременно должны работать все участники занятия

Б) Обсуждение получившейся картины

«Прощай»

А) Наше занятие подошло к концу, и мы расстаемся. Чтобы нам легче было проститься, давайте сделаем так: пусть каждый сосредоточится на том, что он здесь получил. Подумайте несколько минут над следующим вопросом: какой опыт я получил в этой группе и как он поможет мне справляться с проблемами в жизни? Закройте глаза и не открывайте их, пока не найдете ответа на этот вопрос. Поделитесь с другими своими мыслями.

Б) Все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать в течение занятия. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь. Благодарю всех за плодотворную работу

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

        КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

  • Результаты взаимооценок психологов, педагогов, администрации.
  • Количество и качество проведенных психологами мероприятий в интерактиве внутри детского дома.
  • Количество методических разработок мероприятий, акций, стендов и т.д.

Список используемой литературы: 

  1. Григорьева М, Топоркова Е.. "День отказа от курения" - Газета “Школьный психолог”, №1/2007.
  2. Неделя психологии в школе/ Т.Азарова, М.Битянова, Т.Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005. (Библиотечка первого сентября).
  3. Родионов В. "Скажи мне, кто" - Газета “Школьный психолог”, №22/2006.
  4. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. (Психолог в школе) М.: Генезис, 2004. - 136
  5. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. — 4-е изд., испр. и доп. — (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2004. — 183 с.
  6. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Учеб­но-методическое пособие. -М.: «Ось-89», 2002.-224 с. (Практическая психология).
  7. Хухлаева О. В.Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)
  8. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества лично­сти школьника. Методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2004. — 112 с.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 240 с. - ISBN 5-89144-007-5
  10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.-512с.
  11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.-512с.
  12. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003.-208с.
  13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996
  14. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения.-М.: ТЦ Сфера, 2002
  15. Дегтяр Б.С. Антистрессовая аптека. – М.: Терра Спорт, 2000 – 128с.
  16. Степанов С.А. О натурах творческих // Школьный психолог. - №46.,2001г.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Я работаю психологом в детском доме на уже четыре с половиной года лет и в своей деятельности сталкиваюсь с тем, что воспитанники детского дома быстро пресыщаются, поэтому постоянно приходится искать новые формы и методы работы. Особенно трудно работать с подростками, которые поступают в детский дом в возрасте 15-17 лет. Такие подростки имеют уже достаточный опыт в сфере работы, их ни один раз отвергали: сначала родители, затем учителя и одноклассники, поэтому в первые дни пребывания в детском доме приходится сталкиваться со значительным сопротивлением и даже грубостью со стороны старших подростков, которая носит защитный характер.

Изучая статьи, в которых приведен опыт проведения недели психологии в дошкольных учреждениях и школах, мы с коллегой (Бургучева С.В., педагог-психолог) приняли решение об организации такой недели и в детском доме.Проект родился в октябре, а уже с 18 по 22 ноября прошла наша неделя психологии "С улыбкой по жизни"

Исходя из специфики учреждения, Неделя психологии задумывалась как своеобразная форма взаимодействия, диалог между сотрудниками детского дома и детьми. Поскольку дети, проживающие в сиротских учреждениях, предпочитают наглядную информацию, имеют низкий словарный запас, основной формой проведения Недели психологии было оформление своеобразных плакатов для детей. Ежедневно на первом этаже здания появлялась тематическая доска с новыми заданиями (психологический забор).

В мероприятиях НЕДЕЛИ участвовало 90% всего детско-взрослого коллектива детского дома. Это и стало самым большим достижением тнашего проекта.

Наибольшим успехом и у детей, и у взрослых пользовался психологический забор. После третьего дня Недели психологии подростки вошли в кабинет психолога и задали вопрос: " А зачем Вы все это сделали? Чтобы посмеяться над нами?" Но услышав ответ: "Мне просто захотелось сделать вашу жизнь в детском доме интереснее, веселее, как-то скрасить" успокоились, заулыбались и поделились всем наболевшим, рассказали о том, что происходит в их личной жизни. Считаю это самым главным достижением всей Недели психологии. Кроме этого, увидела на Стене слова благодарности в свой адрес. Детям было намного легче написать о проблемах, выругаться, пусть и не всегда в приемлемой форме.Педагоги с интересом наблюдали за детьми, но очень боялись подойти и написать что-то сами, подходили с вопросами: "А можно мне что-нибудь написать?", "А можно мне сделать человечка?", "Я приклеила личики, можно?". После того, как Неделя психологии закончилась и доску убрали с коридора, дети не раз подходили и с сожалением спрашивали: "А зачем Вы доску убрали?"

Считаю, что наш  эксперимент удался, Неделя психологии прошла успешно. Мы планирум проводить ее два раза в год, в начале и конце года с целью сплочения детско-взрослого коллектива, уличшения психологической обстановки в детском доме, а также профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Отсканированная рецензия: