Спешите делать добро

Муниципальное  казенное образовательное  учреждение

«Раздольненская  средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального района, Волгоградской области

с. Раздольное, ул. Школьная 16

эл. почта: razdol2010@yyndex.ru

Директор школы: Дубовая Ирина Николаевна

Авторы: Кизилова Ирина Викторовна

Кизилов Владислав Георгиевич

Веселова Анастасия Павловна

Учащиеся 11 класса, учитель истории

Стаж 23 года

телефон: 89275339745


Актуальность выбранной темы: 

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились. Так ли это?

     Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

     И мы решили сделать проект  о доброте, которая всегда согревает душу того, кто ее сотворил.

 

Цели мероприятия: 

  • расширить знания  о доброте и о её роли в жизни человека;
  • формировать у учащихся стремление совершать добрые дела

Задачи мероприятия: 

  1. Включить учащихся в поисковую деятельность, выяснить данные о людях, нуждающихся в помощи.
  2. Усовершенствовать навыки с различными источниками информации.
  3. Привлечь к работе над проектом детей из социально - неблагополучных семей.

Контингент участников: 

Учащиеся школы 9-11 классов, с привлечением учащихся из социально -неблагополучных семей

Ожидаемые результаты: 

  1. Изучить социальные сети Интернет и выяснить о детях из социально- неблагополучных семей, нуждающихся в помощи, выпустить буклеты, которые распространить среди своих односельчан. 

 

    2. Изучить источники, где публикуется статистика о  пропавших  людях в нашей области . Напечатать листовки,  с фотографиями   пропавших,    и  разместить  в местах с большим скоплением народа. 

 

     3. Обратить внимание на одиноких престарелых людей, проживающих на территории нашего села..

    4. Провести акцию "Память" по уходу за брошенными могилами на местном кладбище.

     5. Разработать  Кодекс доброты, распространить   его среди  работников и учащихся нашей школы . 

Кратко о внедрении разработки: 

С данным проектом мы выступили перед учащимися нашей школы на школьном конкурсе проектных работ, где заняли 1 место и были удостоены права представить работу на районном конкурсе проектных работ, где стали лауреатами.

Методы и приемы работы: 

- оформление видео и фотоматериалов;

- работа с различными источниками информации;

 

     При работе над проектом «Спешите делать добро» мы расширили свои знания о понятиях доброта и милосердия, научились:

 

-          брать интервью;

-         систематизировать собранный материал;

-         использовать в работе Интернет.

Необходимое оборудование: 

Информационные технологии, доступ к сети Интернет, принтер, сканер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности.

Методические рекомендации: 

Тема нашего социального проекта  актуальна и имеет практическую направленность. Эту работу можно использовать на уроках обществознания, при проведении дискуссий, круглых столов, конференций. Информация, представленная в данной работе очень необходима, чтобы обратить внимание на моральные и нравственные ценности человечества, чтобы помочь людям, нуждающимся в нашей помощи. Надеемся, что наша работа будет способствовать тому, что взрослые и дети задумаются над этой проблемой и будут больше обращать внимания на свое окружение, свои поступки.

Категория участников разнообразна: учащиеся школы, жители села, представители органов власти, учителя.

Работа над проектом заняла 3 месяца, выступление перед аудиторией 10 минут. Но думаем, что результаты которых мы достигли нельзя выразить во времени.

Ход мероприятия: 

Работа началась с социологического опроса обучающихся, педагогов, жителей  cела, с целью выяснения уровня знаний о доброте и ее роли в жизни человека. Мы опросили 76 учащихся, 16 работников школы и 38 жителей села.

В результате опроса  выяснилось, что доброта это:

    милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь) – 23%

    доброжелательность (доброжелательное отношение к людям) – 14%

    отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду) – 18% 

    терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению) – 8%

    забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо) – 15%

    сопереживание (сочувствие к другому) – 6%

    взаимопомощь (помощь друг другу) – 14%

    добронравие (хорошее поведение, хороший нрав) – 2%

Изучая историю нашей страны, мы заинтересовались, откуда идут истоки милосердия, добронравия. С чьими именами  связана история благотворительности? В чем смысл доброты и милосердия? И выяснили.

     Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил уже в I веке до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

 Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по - настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Примеров проявления сострадания, милосердия, совершения добрых поступков в истории нашей страны очень много.

                                                                    Из истории благотворительности

       В 1601 году из-за погодных условий в России случился страшный неурожай. За ним последовало ещё два голодных года. Царь Борис Годунов не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы дать заработок нуждающимся.

 В ноябре 1824 года в Петербурге произошло страшное наводнение. Александр I лично руководил спасением погибающих, посылал своих приближенных с различными поручениями, велел не жалеть ничего для помощи несчастным, приказал выдать миллион рублей для разоренных.

 Императора Александра II называют царем-освободителем. В феврале 1861 года он подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.                                            

Наиболее ярко проявились народно-воспитательные усилия власти в период правления Петра 1.  Петр I решил привести в движение весь запас рабочих рук своего народа, искоренить праздное нищенство, питаемое частной милостыней. В 1705 году он приказал разослать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить и наказывать бродячих нищих, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих — хватать и подвергать штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни. Петр 1 считал, что общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии, она разборчивее и действеннее оказывает нуждающимся более надежную помощь.

Верной последовательницей Петра 1 была императрица Екатерина II. Трудно себе представить, какое громадное количество людей на Руси умирало в то время от оспы. Эта страшная болезнь ежегодно уносила многие тысячи людей, а выживших обезображивала на всю жизнь. Прививки считались по невежеству очень опасными. Екатерина, чтобы показать пример своим подданным, первая велела привить оспу не только себе, но и всей своей семье. Поступок этот вызвал всеобщее восхищение не только в России, но и за границей. Чрезвычайно велика была детская смертность. Императрица учредила особую медицинскую коллегию, которая должна была следить, чтобы в каждом уезде было не менее двух врачей (один для города, другой для уезда) и аптека.  В 1782 году Екатерина II издала «Устав благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс гражданина Российской империи.

                                                                                  Социологический опрос

Следующим нашим шагом стал сбор информации по теме. Изучались историческая литература, публикации в СМИ о людях нашей области нуждающихся в помощи, интернет  сайты на данную тематику. Изучая материалы, пришли к выводу, что тема проекта актуальна.

      Почему же люди в наше время стесняются делать добро или не спешат с этим? Почему хорошие поступки вгоняют нас в краску, как будто мы делаем что-то плохое? И наоборот: почему, когда человек поступает плохо, то редко при этом смущается? Мы опять же спросили об этом у наших односельчан и получили такие ответы:

     1. Просто в большинстве случаев человек, которому делают добрые дела,  не может повести себя достойно - нормально к этому отнестись. Он недоумевает, рассыпается в  благодарностях, начинает  много говорить. Сразу становится неудобно - ведь делаешь что-то хорошее, повинуясь внутреннему голосу и, скорее, лично для себя - сделал и пошел. А когда такая реакция, то получается, что все сделано ради какой-то благодарности или корысти. Неудобно человеку, которому ты помог - неудобно и тебе. Это же чувствуется. Сказывается еще установка, что за все надо отплачивать, не быть никому должным. В общем, нужно развивать в людях способность не только делать добрые дела, но и принимать их достойно.

    2. Мне совершенно не стыдно  совершать добрые поступки. Наоборот, от того, что я делаю кому-то приятно, мне самому становится хорошо и радостно.

    3. Почему же стесняемся - нас просто это тяжелит, это как слабость.

  4. Да, в наше время есть такое. От греха подальше - лучше чтобы не знали. Я  стараюсь делать все втихую. Человека  легко очень испортить, когда его  захвалят.  

     5. Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Злому не страшны жестокость, бездушие: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их  дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит,  и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения добротой, сердечностью, душевностью.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

    1. Проведя большую работу в социальных сетях Интернета, мы выяснили, что в Волгоградской области очень много больных детей, чьи родители обивают пороги различных инстанций, в поисках благотворительной помощи, чтобы спасти жизни своих чад. Мы не могли остаться безучастными в судьбе этих юных судеб и разместили реквизиты некоторых семей на сайте «Одноклассники», выпустили буклеты, которые распространили среди своих односельчан. (Приложение 1) Возможно,  кто-нибудь откликнется на их просьбы о помощи.

    2. Еще одна страшная беда, с которой столкнулись мы, в ходе работы над проектом – это пропавшие люди. В нашей области таких  семей очень много. Мы,   в силу своих возможностей,  попытались внести хоть какую – нибудь лепту. Напечатали листовки,  с фотографиями   пропавших,    и  развесили в местах с большим скоплением народа. (Приложение 2)

     3. Работая над проектом, мы столкнулись с проблемой равнодушия, и не участия в жизни одиноких престарелых людей.

Оглянись вокруг  и посмотри, может быть где – то рядом человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств. Мы делаем это так.

    4. Не забываем мы и о людях нашего села, которые при жизни внесли большой вклад в его развитие и процветание, среди них директор нашего совхоза Бойко Николай Федорович.

     5. Мы  разработали Кодекс доброты, распространили  его среди  работников и учащихся нашей школы и надеемся, что кто-нибудь,  руководствуясь этими правилами,  станет  добрей и милосерднее по отношению к окружающим. (Приложение 3)

      Сегодня новое поколение все чаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки, а вместе с тем – заработки любой ценой.

     Увеличивается армия детских карманников и сбытчиков наркотиков. Дети объединяются в преступные группы, избивают и грабят прохожих.

      Но если доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.

     Надеемся, что наш проект даст каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра.

    И помните поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.Будьте добры с теми, кто вас окружает.

   Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Список используемой литературы: 

 

  1. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
  2. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001 «Лики России», С-Пб., 2007.
  3. ttp://www.yspu.yar.ru
  4. http://www.telefondoveria.ru/
  5. http://f-detivbede.ru/

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Работы была представлена на школьном конкурсе проектных работ, где заняли 1 место. Приняли участие в районном конкурсе проектных работ и стали лауреатами.

Отсканированная рецензия: