Открой себя!

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 92

адрес: 400064 г. Волгоград, ул. им. Вершинина, дом 5а

телефон (8442) 73-15-23

электронная почта:  school92vlg@yandex.ru

Руководитель МОУ СОШ № 92:   Ещеркина Ольга Анатольевна

 

Социальный проект:

 «Открой себя!»  

для подростков  из социально неблагополучных  семей.

                                                                                                                 Авторы  проекта:  Васильева Елена Александровна,                                                                                                                                                                                педагог-психолог;                                                                                                                                                                                                                 Огородова Ирина Викторовна,                                                                                                                                                                                         социальный педагог.

                                                                                                                  Опыт участия и организация работы с социально                                                                                                                                               неблагополучными семьями:

                                                                                                                  Васильева Е. А.    2002-2006г.- Краснооктябрьский  центр                                                                                                                                       социальной  помощи семье и детям, педагог-психолог;

                                                                                                                   2006-2010г.- Муниципальное образовательное  учреждение                                                                                                                                вечерняя сменная общеобразовательная                                                                                                                                                                  школа № 17,  педагог-психолог;

                                                                                                                   с 2010г.- Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                                                          средняя  общеобразовательная школа № 92,                                                                                                                                                          педагог-психолог.

                                                                                                                   Огородова И. В. 2001-2007г.  Краснооктябрьский  центр                                                                                                                                          социальной помощи семье и  детям, социальный педагог;

                                                                                                                  2007-2012г. Областной  центр  социальной помощи семье и                                                                                                                                 детям, социальный педагог;

                                                                                                                  с 2012г. - Муниципальное образовательное учреждение                                                                                                                                         средняя  общеобразовательная школа № 92,                                                                                                                                                           социальный педагог.

                                                                                                                   Контакты: тел. 8 917 844 5829, 8 917 333 4171     электронный                                                                                                                           адрес   vea-trening@mail.ru

                                                                           

                                                                                          Год подготовки работы: 2013г.

 


Актуальность выбранной темы: 

            Современное гуманистическое  образование ставит перед собой цель - воспитать гармонически развитую зрелую личность; под гармонически развитой личностью мы подразумеваем личность, способную установить гармоничные отношения между окружающим ее миром и ею самой. Отличительной чертой гармонически развитой личности является освоенные  ею в процессе жизнедеятельности конструктивные способы преодоления трудных жизненных ситуаций. Процессы развития происходят не сами по себе, а под влиянием требований значимых близких людей и социальной среды.  Семья – первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.  В рамках образовательного процесса специалистам школы приходится работать с семьями, находящимися в социально опасном положении.  Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и  малорезультативно. 

             Специалистам образовательного учреждения приходится сталкиваться с закрытостью неблагополучной семьи. Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения.  Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают), могут игнорировать или демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Непросто установить отношения сотрудничества с неблагополучной семьей. Враждебное отношение неблагополучных родителей к школьным педагогам понятно и объяснимо: это обычный внешнеобвиняющий способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства». Демонстрируемые ими враждебность и агрессивность – это постоянные спутники семьи (нередко на протяжении многих поколений), это привычные защитные реакции, помогающие выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире.

           Подростки из социально неблагополучных семей в большей степени нуждаются в индивидуальном подходе со стороны специалистов, в коррекции поведения и в социальной адаптации. Социально-психологическая служба сопровождает образовательный и воспитательный процесс в образовательном учреждении. Основные направления социально-психологической  работы с детьми в школе:

  • воспитательное направление, обеспечивающее  целенаправленное  социально-психологическое влияние на поведение и деятельность учащихся, содействует образовательной и воспитательной работе семьи;
  • диагностическое направление ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности ребенка, его способности; выявляет позитивные и негативные влияния;
  • организаторское          направление обеспечивает ту или иную общественно-ценную деятельность детей, помогает в профессиональной ориентации; влияет на взаимодействие учащегося с медицинскими, культурными, спортивными, правовыми учреждениями;
  • прогностическое направление разрабатывает социально-психологическую программу развития личности конкретного ребенка;
  • профилактическое и социально-терапевтическое направления обеспечивают защиту прав ребенка, оказывают помощь в период социального и профессионального самоопределения.
  • посредническое направление осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными источниками в интересах ребенка.

           Многолетний опыт работы педагога-психолога и социального педагога МОУ СОШ № 92  позволил взяться за создание социального проекта «Открой  себя!».  Специалисты учитывают в своей работе, что подростковый возраст - это время становления характера.  Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его личности. Серьезные нарушения поведения - нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Формирование  конструктивного поведения происходит в подростковом возрасте. Усвоение конструктивных способов поведения повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в себе, в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств. В самом широком плане — конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Так же следует отметить, что подростковый возраст – время повышения собственной самооценки.  Вновь, как и в кризисе раннего детства, актуальными становятся проблемы зависимости и независимости, самоутверждения и подчинения, эротики и сексуальности. Безусловно, каждый подросток нуждается в самореализации, в подтверждении своей уникальности. Есть множество причин, оказывающих негативное воздействие  на развитие личности, таких как неадекватное родительское отношение, не поддерживающее или  развращающее окружение, отставание в умственном или физическом развитии, травмирующие переживания, эмоциональные блокады и т. д. Поэтому   нашим подросткам необходима помощь, но помощь ненавязчивая, как бы сама собой разумеющаяся. Именно здесь актуальна работа педагога-психолога и социального педагога, как индивидуальная, так и групповая. В группе ровесников, в спокойной, располагающей обстановке у подростка возникает потребность самовыражения и самоанализа. Процесс личностного роста происходит исподволь, постепенно, хотя в некоторых случаях возникает процесс озарения.

         Реализайия социального пронкта являеся актуальной, т.к. дает возможность создать пространство личного успеха подростка.  Ведь  основной смысл  «зоны ближайшего развития» для взрослеющего человека состоит в осознании уникальности своей личности, своей индивидуальности.

Цели мероприятия: 

Оказание  помощи подросткам из  семей группы риска  в  поиске  социальных и внутренних ресурсов для формирования готовности к  вступлении во взрослую жизнь.

Задачи мероприятия: 

  • выявить индивидуальные особенности  участников программы с помощью психодиагностики и методики «сетевая терапия»;
  • ознакомить обучающихся с возрастными особенностями и способами грамотного общения с окружающими через курс тренинговых занятий;
  • дать возможность подростку проявить себя  в различных ролях, включив его в процесс работы школьного телевидения, радио, театральной студии;
  • развить навыки  самопознания  обучающихся через групповые занятия;
  • помочь сформировать  мотивы  самоактуализации  у обучающихся через профориентацию;
  • привлечь к работе с обучающимися специалистов таких субъектов профилактики, как областной Центр «Семья», молодежный клуб «Ровесник»,  районный центр социальной помощи населения, городской Центр по трудоустройству молодежи.

Контингент участников: 

Обучающиеся школы 8-10-х классов, в возрасте от 14 лет  из социально неблагополучных семей. Подростки  выявляются социально-психологической службой на протяжении учебного года и включаются в проект.

Ожидаемые результаты: 

 

Направления развития

Уровень сформированности

Адаптивность

  -успешность социальных контактов;

  -усвоение норм и ценностей общества, в котором находится подросток - адекватно               осознавать  свои и чужие достоинства и недостатки;

 

Позитивное отношение к самому себе

  -сформированность  потребности в самоизменении и личностном росте;

  -готовность к  принятию самого себя и других людей;

  -приобретение опыта публичного выступления;

 

Коммуникативность

  -приобретение дружеских контактов с одноклассниками;

  -установление доверительных отношений с учителями и специалистами;

  -подчинение школьной дисциплине;

  -сформированность  адекватного устойчивого эмоционального реагирования подростка         на внешние факторы;

  -развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации;

 

Личностная рефлексия и самоопределение

  -способность осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков,               строить жизненные планы;

  -профессиональное  самоопределение через  узнавание  своих психологических и                  психофизических особенностей;

  -знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону;

  -готовность к решению  личных проблем , возникающих в жизни.

 

 

 

Кратко о внедрении разработки: 

Программа реализуется в течение одного учебного года и состоит  из нескольких блоков: диагностический, просветительский, профилактический, консультационный, групповой тренинговой работы, развивающий и коррекционный.

Образовательное учреждение имеет хорошее ресурсное обеспечение, школьное телевидение www.92tv.ru, радио, собственную газету "92-я паралллель", театральную студию "Восхождение",успешно  взаимодействует с различными субъектами профилактики (КДН И ЗП,районный  центр соцзащиты населения, обласной центр "Семья", молодежная биржа труда, клуб "Ровестник")

Реализация  проекта  планируется проводиться, в основном, авторами  педагогом-психологом и социальным педагогом, т.к., имея большой опыт работы с подростками из социально неблагополучных семей и их родителями, они являются сертифицированными специалистами по проведению тренингов и различных методик.

Данный проект прохошел  апробацию в пилотном варианте в 2012-2013 учебном году. Практически все элементы программы в том или ином виде, в различной последовательности, были использованы авторами в своей деятельности.

 

Методы и приемы работы: 

1. Активные методы групповой работы. Основные группы методов – это интерактивные (т.е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии:

-разогревающие упражнения и упражнения на знакомство;

-анализ и обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций;

-телесно – ориентированные упражнения;

-беседы в кругу;

-индивидуальная и групповая рефлексия.

2. Методы арт-терапии

3. Методика «Сетевая терапия»

4. Методика Айзенка Г. «Самооценка психических состояний личности».

5. Методика Коломенского Я. Л.  «Социометрия».

6. Методика Прутченкова  А. «Акцентуация характера у подростка»;

7. Методика Эйдемиллера  Э. Г. «Детско-родительские отношения».

8. Методика Матвеева  Б.Р. «Социальная дезадаптация подростков».

 9. Методика по выявлению типа мышления обучающихся.

10. Методы индивидуальной психотерапии.

11.  Метод эмпатийного слушания.

12. Опросник профессиональных предпочтений  Дж. Холланда

13. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).

14.  Приемы рефлексивного и, эмоционального отреагирования.

15. Техника анализа собственных чувств и переживаний.

16. Техника использования метафоры.

 17. Техники при работе с конфликтами.

 18. Техники при проведении  деловой игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимое оборудование: 

  1. Оргтехника (компьютер, принтер, сканер, копир), видеопроектор, экран.
  2. Методические  материалы для диагностической и просветительской работы.
  3. Бумага, цветные карандаши, маркеры, ручки.
  4. Бейджи.
  5. Музыкальный центр, аудиоматериал.
  6. Бланки тестов, опросников, анкет.
  7. Чайник, чашки.

Методические рекомендации: 

Проект предусматривает работу с обучающимися 14-16 лет из социально неблагополучных семей.  Программа реализуется в течение одного учебного года и состоит  из нескольких блоков.  

Блок диагностический включает в себя:

-выявление социальных связей подростка;

-тест по социальной  дезадаптации  подростков;

-тесты по выявлению индивидуальных особенностей  психических состояний личности;

-выявление социального статуса подростков в классном коллективе;

-тест на выявление детско-родительских отношений;

-тесты по профориентации подростков.

 Блок  просветительский и профилактический включает в себя:

-классные часы: «Как мы общаемся», «Что такое конфликт и как из него выйти», «Любовь – это…», «Я выбираю здоровье», «Незваный гость – Наркомания», «Твои права и обязанности»;

-родительские собрания: «Возрастные особенности подростков», «Как научиться дружить со своим ребенком»;

-родительский всеобуч «Что такое ВИЧ/СПИД заболевания», «Права и обязанности родителей и законных представителей ребенка»; «Виды семейного неблагополучия. Жестокое обращение  с ребенком»;

-рейды в социально неблагополучные семьи;

-семинары, педсоветы, круглые столы с педагогами и специалистами.

Блок консультационный включает в себя:

-индивидуальную работу с учащимися из социально неблагополучных семей;

-консультирование родителей по проблемам взаимодействия с детьми;

-рекомендации педагогам по результатам диагностики обучащихся, требующих специального внимания.

Блок  групповой тренинговой работы включает в себя:

-тренинг по профилактике социально - дезадаптивного поведения у подростков;

-тренинг конфликтной компетенции у подростков;

-деловая игра «Выбор учебного заведения»;

-игра с элементами тренинга «Самопрезентация»;

-занятия с родителями  по авторской  методике «Мой беспокойный подросток»;

Блок  развивающий и коррекционный включает в себя:

-занятия по подготовке к работе на школьном ТВ и радио;

-занятия в театральной студии «Восхождение»;

-индивидуальные коррекционные занятия с психологом;

-трудоустройство подростка в летнее время;

-помощь в организации каникулярного отдыха и лечения (по необходимости).

 Проект «Открой себя!» требует  последовательности  реализации. В первую очередь важно выявить социально неблагополучную семью, поставить ее на учет и мотивировать для дальнейшей  работы. Диагностический блок, включающий в себя различные методики, необходимо проводить в кабинете социально-психологической службы, где есть соответствующая оргтехника и инструментарий. Информация о результатах  диагностики       является закрытой и грамотно используется специалистами в контексте работы с родителями, подростками, педагогами. Тестирование в конце реализации проекта даст возможность отследить динамику психологического состояния участников проекта и уровень их социальной адаптации.

Встречи с родителями из социально неблагополучных семей проходят конфиденциально в кабинете психолога. При проведении родительских собраний или мероприятий «Родительский всеобуч», никогда не афишируется статус семьи и, тем более, их проблемы. Работа в тренинговой группе с родителями так же предусматривает  неразглашение  информации о скрытых целях участников занятий. Занятие  по данной методике рассчитано на родителей подростков. Главный принцип набора  – добровольность. Социально неблагополучные родители включаются в группу обязательно (1-2 чел.). Состав группы 12-15 человек. Занятия проводятся в  просторной аудитории (учебный кабинет), где есть столы, стулья, мультимедийное оборудование. Мероприятие рассчитано на четыре астрономических часа, с перерывом на 20-30 минут (чаепитие). Занятия проходят в выходной день, обычно в субботу.

Групповая работа с обучающимися включает в себя классные часы и тренинговые занятия. Классные часы проходят в обычном режиме урока. Тренинги проходят во вне учебное время, в кругу. Каждое занятие  рассчитано на 1,5 астрономических часа. Группы  формируются из обучающихся (ровесников) 8-10 классов  по 13-15 человек. В основном, набор подростков проходит добровольно. Ребята из социально неблагополучных семей мотивируются для работы в тренинговых группах. В состав такой группы может входить 1-3 подростка – участника проекта. Методика  работы предусматривает тренинговые  занятия, основные этапы которого включают в себя:

1)    разминку, т. е.  упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, условий для бодрого настроения, снятия напряжения, которое может возникнуть на первоначальных этапах работы группы;

2)    основное содержание занятия, которое  включает в себя предоставление информационных блоков, психогимнастические упражнения содержательного плана, помогающие понять и усвоить главную тему;

3)    рефлексию занятия, т. е. возможность поделиться своими чувствами, мыслями, поговорить о своем настроении и предложить выразить отношение к проведенной работе в письменной форме с применением опросника «Обратная связь».

Ход мероприятия: 

п/п

  Мероприятия

Сроки реализации

 Ответственный исполнитель

 1

Выявление социально неблагополучной семьи через классного руководителя.

  сентябрь

Социальный педагог с привлечением классных руководителей школы

 2

Рейд в семью для выяснения жилищно-бытовых условий проживания подростка.

  сентябрь

Социальный педагог с привлечением классных руководителей школы и инспектора ПДН.

Постановка семьи на внутришкольный учет и учет районного Банка данных на семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

  сентябрь

Социальный педагог с привлечением КДН и ЗП.

 4

Разработка индивидуально-реабилитационной программы на семью и подростка.

  сентябрь

Социальный педагог

 5

Диагностика подростка, выявление его социальных связей с целью привлечения к работе значимых для него людей и специалистов.

  октябрь

Социальный педагог, педагог-психолог

 6

Диагностика родителей (опекунов) с целью выявление детско-родительских отношений. Консультирование родителей по вопросам грамотного взаимоотношения с подростками.

  октябрь

Социальный педагог, педагог-психолог

 7

Родительский всеобуч «Права и обязанности родителей и законных представителей ребенка»

  ноябрь

Социальный педагог с привлечением юриста областного центра «Семья».

 8

Классные часы с целью выявления социального статуса подростков в коллективе и формирования  у обучающихся  навыков грамотного общения со сверстниками.

  октябрь-   ноябрь

Педагог-психолог с привлечением классных руководителей

 9

Семинарское занятия с учителями школы «Как взаимодействовать с девиантными подростками». Рекомендации педагогам по результатам диагностики обучающихся, требующих специального внимания.

  ноябрь

Педагог-психолог

 10

Индивидуальная работа с подростками (участниками проекта) с целью коррекции поведения и личностного роста. 

  ноябрь

Педагог-психолог

 11

Родительское собрание «Возрастные особенности подростков»

  декабрь

Педагог-психолог с привлечением классных руководителей.

 12

Занятия с подростками по подготовке к работе на школьном ТВ и радио.

(Работа школьного ТВ на сайте www. 92tv.ru)

  декабрь-май

Социальный педагог и педагог-психолог с привлечением ответственного за школьное ТВ.

 13

Привлечение подростков к работе  в театральной студии «Восхождение»(Работа школьной студии на сайтеwww. 92tv.ru).

  декабрь-май

Социальный педагог с привлечением руководителя студии.

 14

Организация и проведение занятия с родителями  по авторской  методике «Мой беспокойный подросток».

  январь

Педагог-психолог

 15

Классные часы для подростков «Что такое конфликт и как из него выйти»

  январь

Педагог-психолог,  с привлечением классных руководителей.

 16

Тренинг конфликтной компетенции у подростков.

  февраль

Педагог-психолог

 17

Родительский всеобуч:  «Что такое ВИЧ/СПИД заболевания».

  февраль

Социальный педагог с привлечением специалистов Центра «Семья» и нарколога.

 18

Классные часы «Я выбираю здоровье», «Незваный гость – Наркомания»

  февраль

Социальный педагог, педагог-психолог с привлечением классных руководителей.

19 

Родительский всеобуч «Виды семейного неблагополучия. Жестокое обращение  с ребенком».

  февраль

Социальный педагог, педагог-психолог с привлечением специалистов КДН и ЗП

 20

Тренинг по профилактике социально - дезадаптивного поведения у подростков.

  февраль-март

Педагог-психолог

21

Родительские собрания «Как научиться дружить со своим подростком»

  март

Социальный педагог, педагог-психолог с привлечением классных руководителей.

 22

Круглый стол для педагогов  школы «Наши успешные подростки» с целью анализа предварительных результатов проекта.

  апрель

Педагог-психолог, социальный педагог с привлечением администрации школы.

 23

Тестирование подростков с целью профориентации.

  апрель

Педагог-психолог

 24

Занятие с элементами тренинга для участников проекта «Самопрезентация».

  апрель

Педагог-психолог

 25

Деловая игра для обучающихся «Выбор учебного заведения».

  май

Педагог-психолог с привлечением специалистов районного центра занятости населения

 26

Повторная диагностика участников проекта с целью выявления индивидуальных особенностей и анкетирование «Обратная связь».

  май

Педагог-психолог

 27

Организация летней занятости участников проекта:

  • летний оздоровительный лагерь (лагерь актива);
  • трудоустройство на летний период.

  май-август

Социальный педагог с привлечением специалистов районного Центра социальной помощи населению и молодежной  Биржи труда.

 

Ресурсное обеспечение проекта

    Кадровое обеспечение.

ответственные за исполнение проекта:

- педагог-психолог;

- социальный педагог.

исполнители:

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- классные руководители;

- руководитель театральной студии «Восхождение»;

- руководитель школьного телевидения;

- специалисты Областного центра «Семья»;

- специалисты  центра социальной защиты района;

- специалисты молодежной биржи труда;

 

        Материально-техническое обеспечение и  экономическое обоснование:

 

      Работа ответственных за проект и привлеченных школьных специалистов финансируется из средств фонда заработной платы школы в пределах должностной компетенции. Затраты привлеченных специалистов рассчитываются на одного подростка.

Перечень работ и материалов

Количество

Затраты

 

Работа  специалистов:

-юрист (публичное выступление);

-нарколог (публичное выступление);

-педагог-психолог (индивидуальные коррекционные занятия);

-социальный педагог (сетевая терапия);

-психолог-тренер (групповые тренинговые занятия);

 

3 акад. часа

2 акад. часа

7 акад. часов

3 акад. часа

15 астраномич. часов

 

300 руб  х 3 = 900 руб.

300 руб  х 2 = 600 руб.

300 руб  х 7 = 2100 руб.

300 руб  х 3 = 900 руб.

1000 руб х15 = 15 000 руб.

 

 

 

 

 

 

Оргтехника:

-ноутбук;

-принтер;

-копир;

-видеопроектор;

-музыкальный центр;

-экран;

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

20 000 руб.  х 1 = 20 000 руб.

4000 руб. х 1 = 4000 руб.

4000 руб. х 1 = 4000 руб.

30 000 руб х 1 = 30 000 руб.

3000 руб. х 1 = 3000 руб.

6000 руб. х 1 = 6000 руб.

 

Методический материал:

-диагностическая компьютерная программа;

-методические пособия в печатном варианте;

 

1 комплект

2 шт.

 

10 000 руб х 1 = 10 000 руб.

200 руб х 2 = 400 руб.

 

Канцелярские  товары:

-ксероксная бумага;

-ксероксная цветная бумага;

-наборы цветных карандашей;

-маркеры;

-бейджи;

 

2 пач.

5 пач.

15 пач.

10 шт.

30 шт.

 

200 руб. х 2 = 400 руб.

200 руб. х 5 = 1000 руб.

100 руб. х 15 = 1500 руб.

20 руб. х 10 = 200 руб.

10 руб. х 30 = 300 руб.

 

Издательская продукция:

-информационные буклеты, брошюры

 

 

100 шт.

 

 

30 руб. х 100 = 3000 руб.

 

Оздоровительный отдых:

-путевка в лагерь

-путевка в санаторий

 

1 шт.

1 шт.

 

12000 руб.  х 1 = 12 000 руб.

20000 руб. х 1 = 20 000 руб.

Итого:  135 300 руб. (сто тридцать пять тысяч триста рублей)

Средства на реализацию проекта предполагается изыскать с помощью депутата.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Предполагается отследить динамику развития  психического состояния и  социальной адаптации подростков  следующим образом:

  • диагностровать  эмоциональное состояние участников проекта на начало и конец учебного года;
  • выявить  уровень  социальной адаптации подростков  в начале работы и в конце;
  • фиксировать  социальный статус подростка в классе;
  • выявить  профессиональные предпочтения участников проекта;
  • провести  тесты с родителями с целью отслеживания детско-родительских отношений в семье;          
  • провести ряд  опросов  участников проекта в процессе работы на предмет их успешного участия в работе театральной студии, школьного ТВ, каникулярного отдыха, работы в летний период.

 

Диагностируемые характеристики

  Психодиагностические методики

 

Социальные связи и адаптация

  Методика «Сетевая терапия».

  Методика Коломенского Я. Л.  «Социометрия».

  Методика Матвеева  Б.Р. «Социальная дезадаптация подростков».

Индивидуальные особенности

психических состояний личности

 

  Методика Айзенка Г. «Самооценка психических состояний личности».

  Методика Прутченкова  А. «Акцентуация характера у подростка».

  Метод наблюдения.

Детско-родительские отношения

  Методика Эйдемиллера  Э. Г. «Детско-родительские отношения».

Профессиональное самоопределение

 

  Методика по выявлению типа мышления обучающихся.

  Опросник профессиональных предпочтений  Дж. Холланда.

  Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В.                      Резапкиной).

 

Список используемой литературы: 

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // М. 1997. 224с.
  2. Грищенко Н.А., Головей А.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал 1987. № 1. С. 99-109.
  3. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. 1999., № 4. С. 21-28.
  4. Изард К.Е. Эмоции человека // М. 1980. 440с.
  5. Кьел Рудестам Групповые психотерапии //  Питер. С-Петербург, 1999.
  6. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника // Психологическое консультирование в школе. Пермь. 1993. С. 99-115с
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. 1981. 584с.
  8. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий // Речь. С.-Петербург. 2005.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995. 529с.
  10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие // ВАКО. М. 2006.
  11. Филипп Райс.  Психология подросткового и юношеского возраста // Питер. С-Петербург, 2000.
  12.  Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия // Российское педагогическое агентство, М.,1997.
  13.  Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге // Речь. С-Петербург. 1999.
  14.  Энциклопедия психологических тестов //  Терра. М. 1999.
  15.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко. М. 1989.

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

 На протяжении 2012-2013 учебного года на базе МОУ СОШ № 92 прошла частичная апробация социального проекта "Открой себя!".  В пилотном проекте приняли участие четыре подростка, в возрасте 14-15 лет. 

В результате работы была получена обратная связь в виде опросника от участников проекта и их родителей. На основании отзывов авторами проекта были внесены поправки в социальный проект "Открой себя!", который представлен на конкурс.

Отсканированная рецензия: