"Лаборатория нерешенных проблем"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 города Михайловки Волгоградской области»

403343, Волгоградская область, город Михайловка, улица Энгельса,19а

тел. 8 (84463) 2-38-74

E-mail: samol273@yandex.ru

Руководитель образовательной организации – Михайлев Вадим Семенович

 

 

 

Программа работы родительских групп

«Лаборатория нерешенных проблем»

 

 

 

 

 

 

Коллектив авторов:

Байбакова Лилия Владимировна, социальный педагог, стаж работы 7 лет,  тел. 89053321846

Вовченко Ирина Сергеевна, педагог-психолог, стаж работы 4 года,  тел. 89377142584


Актуальность выбранной темы: 

Как выстроить доверительные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться родителей и учителей? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? А можно ли не доводить до тупика, а заранее что-то предпринимать в семье, чтобы не было проблем? Практика воспитания полна подобных вечных вопросов.

Помочь родителям, безусловно, возможно. Для этого, прежде всего, надо знать, насколько важен стиль общения, отношений с ребенком для развития его личности. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «забитые» дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Практика социально-психологической помощи детям и их родителям показала, что проблемы воспитания разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье, установить некий баланс между ее членами.

Из всего сказанного следует вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Цели мероприятия: 

Научить родителей способам эффективного общения с детьми.

Задачи мероприятия: 

  1. обучить эффективному вербальному и невербальному языку общения с детьми,
  2. познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций,
  3. показать роль семейных традиций в общении с детьми,
  4. научить противостоять стереотипам общения с детьми,
  5. познакомить родителей с возрастными особенностями детей.

Контингент участников: 

Чем раньше родители начнут осваивать эффективные способы общения с детьми, тем больше будет вероятность успешности социализации их детей. В нашем образовательном учреждении мы сделали акцент на родителей, дети которых обучаются в средней школе (5-9 классы). Именно в этот период родители сталкиваются с большинством проблем, вызывающих трудности для решения без конфликта в семье. Родители научатся принимать и понимать возникающие проблемы свои и своих детей, что будет способствовать «мягкому» вхождению в подростковый возраст и безболезненному переживанию данного возрастного кризиса. Универсальность методов, используемых в программе, не исключает ее реализацию в начальном и старшем звене.

Ожидаемые результаты: 

  1. повышение актуального статуса учащихся группы риска,
  2. снижение количества конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми,
  3. активная позиция родителей в организации школьных мероприятий,
  4. оказание помощи в организации взаимодействия школы с родителями;
  5. оказание помощи классным руководителям в организации и проведении внеурочных мероприятий.

Кратко о внедрении разработки: 

Данная разработка была внедрена в работу социально-психологической службы школы в 2012 году для оказания помощи детям и их родителям по проблемам воспитания. В процессе реализации программы мы сумели выстроить путь диагностирования, обучения, воспитания и эффективного общения с детьми и родителями.

Методы и приемы работы: 

Предлагается использованиеследующих основных форм и методов работы:

- индивидуальные (консультирование, диагностика),

- групповые (лектории, круглый стол, тренинги, беседы, дискуссии, лекции, конференции).

  • групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон;
  • анализ ситуаций стимулирует к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы;
  • информирование-это психологическое вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия;
  • тренировка эффективных методов педагогического взаимодействия
  • диагностические процедуры (анкеты, рисунки и т.д.) используются как средство получения участниками новой информации о себе и о своих детях.

Необходимое оборудование: 

Рекомендуемое оборудование и оснащение:

  • фотоаппарат или видео;
  • проектор, компьютер;
  • канцелярские принадлежности;
  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал.

Помещение для работы должно позволить расставить стулья для участников по кругу. При небольших группах (7-10 человек) и обсуждении определённых тем целесообразно устраивать чаепитие.

 

Методические рекомендации: 

Срок реализации программы - 1 учебный год (есть возможность продления).

Занятия проводятся 1 раз в месяц и 1 раз в каникулярное время (9+3 встречи) – всего 12 встреч.

Продолжительность одного занятия 1,5 – 2 часа.

Состав группы: 10-15 человек родителей.

Способ набора – необязательный. Однако в состав группы должны быть включены родители, дети которых испытывают не только учебные трудности, но и трудности взаимодействия с миром и самим собой (застенчивые, тревожные, агрессивные, конфликтные, гиперактивные дети и др.)

Группа является открытой для новых участников.

Ход мероприятия: 

Родительское собрание из цикла «Лаборатория нерешенных проблем»

Тема: Проблемы современных подростков.

«Структура личности подростка… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переходит, все течет»

Л. С. Выготский

Цель: научить принимать и понимать возникающие проблемы подростков связные с возрастными особенностями.

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы поразмышляем о некоторых особенностях подросткового возраста.

Каждый из нас был подростком, и знает, что этот возраст насыщен социально - психологическими проблемами, которые часто скрыты под вспыльчивостью, конфликтностью, нежеланием учиться.

Напишите проблемы подросткового возраста (ответы родителей записываем на доске, объединяя их в группы).

Давайте теперь представим портрет современного подростка и попробуем найти способы решения выделенных проблем.

Первая проблема - снижение уровня мотивации к обучению в школе.

А) Снижение мотивации связано с подростковым возрастом.

Послушайте, как говорит об этом В. А. Сухомлинский: «Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнует такие убедительные, с точки зрения взрослого, доводы как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. Подростки и юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и осмыслить. К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, подростков нужно подводить исподволь. Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность взрослого как бы отходит на задний план».

В этих словах все сказано и рекомендация взрослым и ответ на протест подростка.

Б) Ребенок перестал учиться из – за «творческого застоя» - нет чувства радости от побед в ежедневной гонке за оценки, нет творческого проявления в учебе.

Подросток депрессует, его гормоны не дают ему покоя, учеба не интересна, общение со сверстниками вызывает сложности.

Вывод: задача родителей создать равновесие в двух важных составляющих жизни подростка (учеба – сверстники), так чтобы эти чаши не сильно отличались по весовой категории.

В) Повышенная утомляемость подростка вот еще одна причина снижения мотивации к учению.

Переходный период требует от организма огромных затрат, психологи отмечают, что во второй половине дня.

Многие родители с высока своих лет требуют сознательного отношения к учению, которое может появиться только в процессе самого учения. Как говориться: век - живи, век – учись!

Как последствие снижения мотивации к учению снижается успеваемость подростка, что в свою очередь ведет к недовольству и непониманию родителей.

Второй пункт: нарушение взаимоотношений с родителями.

А) для выявления сложностей данной грани, мы проведем небольшой тест (раздать тест родителям, см. приложение №1).

Раздать такой же тест с ответами детей (проведен заранее в классе, см. приложение №2).

Скажите, вы ожидали подобных данных? Вопросы, которые не совпали и есть острые углы непонимания в ваших взаимоотношениях с ребенком. Если у вас положительные результаты – поздравляю, вы на верном пути.

Б) В подростковом возрасте многое меняется и отношения с родителями тоже испытывают перемены. Подросток ориентируется на подобных себе - сверстников, поэтому этот период можно назвать – сменой авторитетов.

Подростки с легкостью находят нежелательных авторитетов, которые поразили их своим «жизненным опытом», уверенностью, действиями.

Малыши приклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родитель не так уж хорош.

Иронизируя над этим периодом Марк Твен заметил: «Когда мне было 14, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние 7 лет».

Не каждый подросток отрицает родителей, но с детским преклонением расстается практически каждый.

В связи с появлением новых социальных потребностей подростка мы наблюдаем смену интересов, увлечений и стремлений детства.

К сожалению, в настоящее время некоторые увлечения подростков становятся вредными для них: противоправное поведение, компьютер, телевизор, алкоголь, бродяжничество.

Утраченные интересы детства, не обретение новых Лев Толстой назвал «пустыней одиночества».

Задача взрослых найти новое увлечение для ребенка, учитывая его потребности (совместный выбор).

Четвертый пункт, подросток находится в поиске смысла жизни, чаще смотрит во внутрь себя, производит самоанализ. Найденные противоречия внутри себя или окружающего мира могут вызывать эмоциональную бурю чувственного мира подростка. Борьба за признание его взрослости, может вызвать эмоциональную неустойчивость.

Вывод: в эмоциональных порывах сдерживайте себя и слушайте ребенка: его волнения и тревоги. Открывайте истины вместе с ребенком, не давайте своим эмоциям портить ваши отношения.

Спасибо за внимание!

У вас есть вопросы?

 

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье достигнуто взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы как они готовят домашние задания по предметам?
  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или предпочитают проводить время без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. Обсуждаете ли вы в семье в присутствии детей телевизионные передачи и фильмы?
  12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите в туристические походы?
  14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Анализ результатов

За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благопо­лучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо при­нимать срочные меры для их улучшения.

(Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и интер­претацией учителя. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных. Многие неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно вни­мания уделяют ребенку дома.)

 

Анкета для подростка

Допустимы ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье достигнуто взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли родители вашей учебой по отдельным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?
  4. Знают ли родители ваших друзей?
  5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
  6. Всегда ли ваши родители проверяют выполнили ли вы домашние задания?
  7. Есть ли у ваших родителей с вами общие занятия, увлечения?
  8. участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
  9. Всегда ли вы желаете проводить свои праздники без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. Обсуждаются ли в семье с вашим участием телевизионные передачи, фильмы?
  12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театрах, музеях?
  13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
  14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

В процессе встреч в родительском клубе родители становятся более внимательными к своим детям, приобретают навыки безоценочного, толерантного отношения к ним, создавая атмосферу принятия, в которой подросток может чувствовать себя в достаточной безопасности.

У родителей повышается мера уважения к чувствам детей, осознанное признание необходимости автономии подростков, укрепление уверенности в собственных воспитательных возможностях.

Работа в совместных детско-родительских группах, подчинение взрослых и детей единым правилам дают возможность подростку почувствовать свою значимость, а родителям – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли своего ребёнка.

В процессе общения родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Список используемой литературы: 

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2001.

2.  Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд. стереотип. М.: Издательский центр "Академия", 2001.

3.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4.  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

5. Еникеев М.И. Общая психология. Курс лекций: Учебное пособие для студентов. М.: Приор-издат, 2001.

6.         Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

7.  Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав- ленок. М.: ИНФРА-М, 2000.

8.         Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2-х кн. Кн. 2: Процесс воспитания. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

9.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1./ Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

10.  Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 2./ Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

11. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

12.  Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Программа родительских групп "Лаборатория нерешенных проблем" прошла апробацию в МБОУ "СОШ №7 города Михайловки Волгоградской области" в 2012-2013 учебном году на базе родителей учащихся 5-9 классов. По результатам диагностирования выявлена следующая динамика:

Диагностика Показатель на начало учебного года Показатель на конец учебного года
"Стиль общения"

автритарный - 6

демократический - 5

либеральный - 4

авторитарный - 5

демократический - 7

либеральный - 3

"Конфликтная ли вы личность?"

высокий - 4

средний - 9

низкий - 2

высокий - 3

средний - 10

низкий - 2

"Детско-родительские отношения" Преобладает образ социальной желательности Преобладает принятие личности ребенка
Знаете ли вы подростковую психологию?" знают - 42 % знают - 87%

 

Отсканированная рецензия: