Я, ты, он, она - вместе дружная семья

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 361

Красноармейского района г. Волгограда

Адрес: 400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 30

тел/факс (8442) 67-93-37, e-mailsad361@mail.ru

 

 

Методическая разработка логопедического досуга

 

 

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Егорова Наталья Александровна,

учитель-логопед МОУ детского сада № 361

Юрина Елена Анатольевна,

учитель-логопед МОУ детского сада № 361

 Суленко Ирина Александровна,

старший воспитатель МОУ детского сада № 361

 

(Стаж работы авторов с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – 2 года)

 

Заведующий МОУ детским садом № 361 - Казанцева Вера Ивановна

 

 

2014г.


Актуальность выбранной темы: 

Актуальность выбранной темы: Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых наблюдается снижение мышечного тонуса, несовершенство общей и мелкой моторики, нескоординированность движений, несформированность в работе голосообразующей системы. Эти семьи авторы работы относят к категориям семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, так как проблема сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ усугубляется  отсутствием комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей.

Ребенок в самом раннем детстве и позже нуждается во внимании, сочувствии со стороны окружающих взрослых. Восточная мудрость гласит: «Отец выше ста учителей, а мать выше ста отцов». Вряд ли кто будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако, многие родители не всегда отдают себе отчет в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми. Неблагоприятные условия воспитания в семье, увлечение компьютерными играми,  неограниченный просмотр телевизионных программ, приводят к замедленному формированию коммуникативной и   познавательной  деятельности, а также к снижению двигательной и речевой активности детей.

Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6), которая заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…», специалисты ДОУ общеразвивающего вида стали пересматривать подходы к организации образовательного процесса.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает для них создание психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида, тесно взаимодействуя с родителями воспитанников, педагогом – психологом, воспитателями, мы пришли к выводу, что, чем разнообразнее формы работы с семьями имеющих детей с ОВЗ, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Педагоги ДОУ должны помочь родителям понять и осознать необходимость сотрудничества в процессе социальной адаптации ребенка с нарушениями речи путем коррекции речевого общения детей в нетрадиционных ситуациях. Поэтому педагогами проводится ряд мероприятий, помогающих вооружить родителей определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления  нарушений в развитии ребенка.

Одним из таких мероприятий может стать логопедический досуг в форме спартакиады.

Цели мероприятия: 

Цель: Формирование коммуникативных навыков у воспитанников через их участие в  совместном мероприятии с воспитывающими взрослыми.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

Коррекционные:  развивать фонематический слух путем звукобуквенного анализа и синтеза слов, упражнять в умении делить слова  на слоги, активизировать словарь по лексической теме «Семья»,

Развивающие: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, ловкость, языковое чутье, интерес к пословицам, способствовать развитию творческого воображения.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство коллективизма, уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, пробудить у родителей желание активно участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Контингент участников: 

Контингент участников: 10 воспитанников 6-7 лет групп компенсирующей направленности с диагнозами Заикание и ОНР, 6 мам этих детей, учителя-логопеды и воспитатели.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемый результат: использование данной формы работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ, позволит продемонстрировать знания, умения и  навыки детей, особенности образовательно-развивающей работы ДОУ, вооружить родителей знаниями о возрастных и личностных особенностях детей, формировать доброжелательные отношения между родителями, педагогами и детьми, способствующие сближению между  членами семьи и между родителями  и педагогами детского сада.

Кратко о внедрении разработки: 

Данное мероприятие было проведено осенью 2013 года в ДОУ № 361 г. Волгограда. Место проведения – физкультурный зал. Продолжительность – 40 минут.

Методы и приемы работы: 

Методы и приемы работы: наглядный – картинки, действия; словесный - объяснение, указание, оценка педагога действий участников; практический – двигательные упражнения.

Необходимое оборудование: 

Оборудование: фонограмма мелодии из мультфильма «Паровозик из Ромашково», сухой бассейн с мячиками, кубики с буквами для составления слов «дружба» и «забота», мячи для фитбола, кегли, мольберт, плакаты со стихотворениями, чистые листы ватмана, карточки с пословицами, макеты поездов,  модель дома, карандаши, предметы для рекламы, торт.

Методические рекомендации: 

Методические рекомендации. Данная методическая разработка может быть использована   учителями-логопедами, воспитателями и родителями для работы с детьми имеющих  возможности здоровья (ОВЗ) Сценарий логопедического досуга представлен   в игровой форме, поэтому его содержание будет доступным и интересным для детей. Практикующие логопеды получат интересные наработки для разнообразия форм работы. А родители смогут научится подбирать игры и упражнения для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Ход мероприятия: 

Ход спартакиады

Логопед: Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители и гости. Сегодня в нашем зале мы проведем игры, в которых победителем может стать каждый из вас.

Команды будут состоять из детей и их родителей. Ведь только в содружестве с семьей мы можем добиться, чтобы наши дети были здоровыми, умными, выносливыми. И спартакиада у нас сегодня не простая, а логопедическая. Вы покажете не только свои навыки физической подготовки, но и речевые способности.

  1. Представление команд.

Логопед: Слева команда «Непоседы». Капитан команды –  Артем Е. Ваш девиз?

Мы веселые ребята

Не даем себе скучать

С удовольствием сегодня

Будем в игры мы играть

 

 

Логопед: Справа команда «Удальцы». Капитан команды – Кристина К. Ваш девиз?

Мы ребята боевые

Любим мы сражаться

Мы готовы с вами  

Посоревноваться

Логопед: Мы открываем нашу спартакиаду. Вас ожидают непростые и интересные задания. Не бойтесь ошибиться, будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте и вы обязательно найдете правильный ответ.

1 конкурс. «Разминка»

Логопед:              Внимание, внимание друзья.

                            Вот первый конкурс объявляю я

                            Вы на вопросы смело отвечайте

                            И баллы для команды набирайте.

Вопросы

Детям

Родителям

Как зовут твою маму? Папу?

С кем дружит в группе ваш ребенок?

Назови своё любимое блюдо дома

Назовите самое любимое блюдо вашего ребенка в детском саду

Когда у тебя день рождения?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Как тебя называют в семье?

Какое первое слово сказал ваш малыш?

Логопед: Молодцы. С первым конкурсом вы справились отлично.

2 конкурс. «Рыбаки»

На середине зала 2 сухих бассейна с мячиками, среди которых спрятаны кубики с буквами. По команде первый участник бежит, между расставленными кеглями змейкой, находит кубик с буквой и приносит его своей команде. «Выловив» все кубики. Первая команда из букв составляет слово «Дружба», вторая команда – слово «Забота». (Побеждает та команда, которая  первой составила слово)

3 конкурс «Прятки»

Логопед: Послушайте стихотворения. Эти стихи сочинили птицы. А свои подписи они спрятали в стихотворных строчках. Найдите в этих стихотворениях слова – названия птиц. (Логопед выставляет плакаты с текстом стихотворений. По одному представителю от команд рассказывают стихотворения).

Ребенок 1 команды: Большого тигра частомы изображаем,

                                   Когда звук Р в словах усердно выделяем.

 

Ребенок 2 команды: Большой семьей грачи живут.         

                                   Шумно и дружно гнёзда вьют.

 Каждая команда ищет слово в своем стихотворении

4 конкурс «Художники»

Логопед: Нарисуйте пословицу так, чтобы команда соперников догадалась о её содержании.

Кто пословицу узнает,

Тот награду получает

 

Командам на листочках, дается по пословице и предлагается «нарисовать» её из геометрических фигур для команды соперников. Родители читают, обговаривают, кто какую часть пословицы рисует, и все поочереди рисуют эту пословицу:   

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
  • Одна голова хорошо, а две – лучше.

 

 

                   5 конкурс - домашнее задание «Реклама»

Логопед:Всем известно, что семья – это дом, без которого нет настоящего человеческого счастья. А дом вести – не лапти плести. Узнаем, насколько ваша семья изобретательна, чтобы дать вторую жизнь некоторым вещам из домашнего обихода. (Каждой семье участников давалось домашнее задание - придумать по 5 новых применений следующим предметам):

  • Пустой консервной банке,
  • Дырявому носку,
  • Лопнувшему воздушному шарику,
  • Перегоревшей лампочке,
  • Пустому стержню от ручки.

Члены команды рекламируют новое предназначение  старых вещей.

6 конкурс. «Едем на Олимпиаду»

Логопед:                                Кто пришел сюда играть?

         В эстафетах побеждать

              Кто из вас не любит скуки

                  Кто здесь мастер на все руки

                  Кто спортсменом хочет стать

    И задание выполнять

Логопед: В 2014 году в городе Сочи будут проходить Олимпийские игры, в которых принимают участие многие страны. Все спортсмены долго и упорно готовились к играм. Давайте и мы покажем свою спортивную подготовку. Может среди вас есть будущие олимпийцы. Наши поезда уже ждут своих пассажиров. Отправляемся в путь.

Под мелодию из мультфильма «Паровозик из Ромашково» команды  начинают эстафету:

На мольберте расположены два поезда. Рядом коробки с картинками. Задача команд разложить картинки по вагонам поезда, в зависимости от количества слогов в слове.

По команде ведущего, первый участник прыгает на скакалке к «поезду» берет картинку, и ставит в нужный вагон. Прыгает на скакалке обратно, передает эстафету следующему участнику команды. Проверка результатов выполнения задания эстафеты.

7 конкурс «Шанс»

Логопед: А сейчас в игре принимают участие болельщики (обращается к болельщикам).  Вам предоставляется шанс приблизить отстающую команду к лидеру. За каждое отгаданное слово, команда получает по одному очку.

У каждого из нас есть семья, есть дом. Дом - это вся жизнь, радость, воспоминания.  Дом охраняет, оберегает, защищает. Перед вами дом. На каждом его этаже записано слово (слова закрыты так, чтобы зрители не смогли их увидеть). Эти 6 слов называют то, что необходимо для счастья в доме. Что это за слова? Если ваш ответ совпадает со словом, написанном на доме, ваша команда получит одно очко:

Доброта

Понимание

Любовь

Уважение

Тепло

Забота

 

 

  1. Жюри подводят итог.
  2.  Победители получают призы. Обеим командам вручаются сладкие призы.

 

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь:

Говорим мы:

Дети: «До свиданья!»

До счастливых, новых встреч!

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Критерии оценки: использование данной формы работы с семьями, имеющих детей с ОВЗ, позволит продемонстрировать знания, умения и  навыки детей, особенности образовательно-развивающей работы ДОУ, вооружить родителей знаниями о возрастных и личностных особенностях детей, формировать доброжелательные отношения между родителями, педагогами и детьми, способствующие сближению между  членами семьи и между родителями  и педагогами детского сада.

Список используемой литературы: 

Литература:

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Курилова О.А. Состязание всезнаек и их родителей (организация совместной деятельности детей и родителей) //Логопед № 3/12.
  3. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры/ под ред. П.Н.Лосева – М: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. «Управление ДОУ» № 7, 2006.
  5. Михеева В.Е. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений – М: Гном и Д., 2012.
  7. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками – М: Издательский центр «Академия», 2003.

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: