Учимся предотвращать и разрешать конфликты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛОВАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Старополтавского района  Волгоградской области

404220, с. Иловатка, ул. Школьная, 33. Тел. 8 (84493) 4-11-61, Факс 8 (84493) 4-11-61.

 E-mail: ilovskola@mail.ru

 

Областной конкурс методических разработок

по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей 

 

Номинация: Внеклассное мероприятие с обучающимися

 

Тема: "Учимся предотвращать и разрешать конфликты" 

 

 Руководитель образовательной организации:

Самарина Людмила Анатольевна

Автор: Шамшина Наталья Александровна

Социальный педагог, стаж работы - 13 лет

тел.:+79044038394


Актуальность выбранной темы: 

 С каждым годом увеличивается количество детей из неблагополучных семей. Как правило, эти дети не умеют общаться, взаимодействовать с другими, им трудно понимать людей, регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и с взрослыми, из-за чего возникают различные проблемы и сложности, которые нередко носят конфликтный и проблематичный характер.Работа с такими детьми сложная и трудоемкая. В 5 классе  много детей из социально неблагополучных семей, из неполных семей. Было много конфликтов, трудноразрешимых ситуаций. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.

Цели мероприятия: 

Оказание помощи детям из социально неблагополучных семей в социальной адаптации, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций.

Задачи мероприятия: 

  • Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
  • Способствовать формированию  у  учащихся  представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
  • Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Контингент участников: 

Обучающиеся 5 класса (10-11 лет)

Ожидаемые результаты: 

Овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте -  способность к конфронтации – объяснению:

  • отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

  • стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;

  • стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

 

Кратко о внедрении разработки: 

Предлагаемая методическая разработка «Учимся предотвращать и разрешать конфликты» была разработана для учащихся 5 класса МБОУ «Иловатская СОШ» и апробирована в 2013-2014 учебном году. После ряда проведенных бесед наметился позитив в отношениях внутри класса. Надеюсь, что кому-то данный материал пригодится.

Методы и приемы работы: 

Основные методы:  информационный, словесно-наглядный, практический, проблемно – поисковый, игровые методы, моделирование ситуаций, медитативные техники.

 Формы работы: коллективная деятельность (поиск способов разрешения конфликтов), групповая работа по карточкам (анализ ситуаций),  индивидуальная работа («Я – задание»), групповая дискуссия.

Необходимое оборудование: 

компьютер, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик «Битва», притча «Гвозди», моток прочных толстых нитей, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, карточка «Я – в конфликте» для каждого учащегося, карточка № 1 для 1 группы, карточка № 2 для 2 группы.

Методические рекомендации: 

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Учимся предотвращать и разрешать конфликты» разработана для учащихся 5 класса (10-11 лет)

Цель: Оказание помощи детям из социально неблагополучных семей в социальной адаптации, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций

Форма проведения: ситуативный практикум.

Его назначение:

  •  создание условий  для анализа собственного поведения в ситуации «после событий», чтобы учиться на собственном опыте  или разрабатывать стратегию поведения на будущее;
  •  решать задачу социально-нравственной адаптации личности;
  •  развитие личностных качеств  принятия и понимания других и себя.

Особенности:

  •  открытость позиции участников.
  •  независимость суждений.
  •  уважение личности участников их мнений.
  •  соблюдение этических норм общения
  •  используется технология  и методика индивидуального рефлексивного воспитания.

Продолжительность мероприятия: 1 час

Ход мероприятия: 

                                                     Ход классного часа.

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на  деятельность.

Приветствие: Упражение  «Я рад(а)»

 Цель: создание благоприятного климата среди  участников

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.  Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!». Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз наших классных часов:

 «Я умею думать, я умею рассуждать,

    Что полезно мне для жизни,                                                                                                                                                                                          То и буду выбирать.                                                                                                                    

     А потом и выполнять!»

II. Целевая установка и определение темы.

 - Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего  классного часа, я хочу провести с вами одну игру.

Игра  « Невидимая  связь ».

Для  проведения  игры  потребуется  моток  прочных  толстых  нитей. Ведущий  просит  участников  игры  встать  в  круг  на  расстоянии  вытянутых  рук  и  закрыть глаза. Сам  ведущий  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает  вводную  историю.

 «Известно, что  давным-давно на  свете  жил  один  удивительный  человек. Этот  человек  умел  то, чего  не  умели  другие. И  люди  называли  его  мудрецом. Никто  не  знал, откуда  он  пришёл, но  говорили, что  раньше  он  был  обыкновенным  человеком, таким  как  все. Менялись  поколения и все они  ощущали  себя  под  его  защитой. И  вот  пришел день,  когда  мудрец  отправился  в  путь.  Он  обошёл  всю  Землю, и  узнал  многих  людей. И  удивился  мудрец, насколько  разными  были  эти  люди, их  характер, привычки, желания  и  стремления. «Как  непросто  всем  уживаться  друг  с  другом, - думал мудрец, - что  бы  такое  предпринять? – размышлял  он.  И  тогда  мудрец  сплел  длинную  тончайшую  нить. Задумал  он  обойти  добрых  сердцем  людей  и  связать  их этой  тончайшей  чудесной  нитью».

(ведущий  продолжает  рассказывать  историю, обходя  каждого  участника  игры  и  вкладывая  ему  в руки нить.)

 « Воистину  нить  - эта  была  уникальна, совершенно  незаметна  для  человека. Те, кому  мудрец  передал  чудесную нить, стали  добрее, спокойнее, терпеливее. Они  стали более  внимательно  относиться  друг  к  другу, стремились  понять  мысли  и  чувства  ближнего. Иногда  они спорили, но, о  чудо, нить  натягивалась, но  не  рвалась. Иногда  они  ссорились, и  нить  разрывалась,   при примирении  оборванные  концы    связывались  вновь. Такой  узелок  напоминал  о  прошлой  ссоре. Что  сделали  люди  с  подарком  мудреца? Кто-то  бережно  берег, передавая  тайну  из  поколения  в  поколения. Кто-то, не  ощущая  присутствия  нити, оставлял  на  ней множество  узелков, да  и  характер  его  постепенно  менялся  и    становился  « узловатый».  Но  главное, у  каждого  появилась  способность  протягивать  невидимые  нити  к  тем, кого  он  считал  близкими и  друзьями, соратниками  и  партнерами.»

 (Ведущий  на  последнем  участнике игры, стоящий  в кругу,  отрезает  нить  от  мотка  и  завязывает  концы. Таким образом, нить  образует  замкнутый  круг).

- Дорогие  друзья! – обращается  ведущий к детям, - сейчас  вы  ощущаете  в  своих  руках  чудесную  нить, подарок  мудреца. Давайте  проверим, что  может  произойти, если каждый потянет  её  на  себя. Она  натянется   и  станет  « резать »  руки. Такие  отношения   называют   «натянутыми ».

А  если, - продолжает  ведущий, - кто-то  потянет  нить   на  себя,  а  кто-то  не  станет  этого  делать? Что  будет, давайте  попробуем. О  таких  ситуациях  говорят:  « Он  тянет  одеяло на  себя ».

 - Разные  эксперименты  можно  проводить  с  этой  нитью, - продолжает               ведущий, - многие  люди  посвящают  этому целую  жизнь. Натянут,   разорвут, завяжут  узел.

Давайте  сейчас  найдем  такое  положение  и  натяжение  нити, которое  для  всех  будет  наиболее  удобным. И  запомним  это  состояние  каждой  клеточкой  нашего  тела. (Участники присаживаются)

Вопросы:

  1. ваши  впечатления  от  соприкосновения  с  чудесной  нитью, подарком  мудреца?
  2. было  легко, а  что  трудно, в  этой  игре?
  3. эта  игра  может  научить?

Выводы: Всегда  есть  нечто, что  объединяет  людей. Ощущение  связи помогает  установить  доверительные  отношения  в  коллективе.

Комфортность  взаимоотношений  зависит  от  того, в  каком состоянии  находится  нить, натянутом  или  свободном.

Экспериментируя  с  натяжением  нити, мы  символически проживали  различные  типы  взаимоотношений  друг  с другом. Среди  членов  коллектива  бывают  разные  эпизоды  в общении. Главное, чтобы  ни  происходило, уметь  восстанавливать  комфортное  состояние.

Как вы думаете,  о чем сегодня пойдет речь? (Ответы участников)

   Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

(Начало презентации:  На экране выставляется тема  «Конфликты»). (слайд 1)

-  А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

        (Ответы детей)

-  Послушайте,  что же говорится об этом в толковом словаре.

 (Презентация. Выставляется запись:  «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».) (слайд 2)

- Ребята, а как вы думаете,  часто ли  происходят конфликты между людьми? (Ответы детей).

- Значит, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе? (Ответы детей).

- Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Нет на свете человека, который ни разу в жизни не участвовал бы в ссоре.  Мы узнаем, почему  происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей  задачей урока.

III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.

(Презентация. Видеоролик «Битва») (слайд 3)

  1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность. 

А) Из-за чего возник конфликт? 

Б)  Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

В)  Почему же все-таки возник конфликт?

Г)  Главное,  чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

  1. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.

Детям предлагается разделиться на группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого,  представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить  результаты своей работы.

АКарточка № 1 для 1 группы.                                                                                                                         

    «– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

    - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».

- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей)

Б) Карточка № 2 для 2 группы.                                                                                                                                  

 На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем  причина (Ответы детей).

  Вывод. 

   После совместного разбора  ситуаций  учащимися    определяются

основные причины возникновения конфликтов: (слайд 4)

-          неумение слушать,

-          непонимание;

-          неумение договориться;

-          несдержанность.

Данный перечень причин   выставляется на экране. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые  причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и  назвать другие.

3. Тренинговое упражнение: «Облака».  (слайд 5)

Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.

Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ.

  1. Поиск способов разрешения конфликтов. Коллективная работа.

-  А сейчас мы с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это  делается?

(Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной.)

-  Для этого посмотрите на доску и скажите, что изображено на рисунке?

-  Как вы думаете, что может предвещать эта  туча? (Ответы детей). 

      Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.

 - Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

        Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.      

            Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, и прикрепить на доску под знаком  «+»  слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а под знаком  « - »  -  отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор.                                                                                                                         

   (Детям  раздаются   плакаты со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать,простить, договориться,  ударить,  упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

- Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

  1. «Я – задание».  Индивидуальная работа.

- Ребята,  цель нашего занятия   анализировать, познавать причины поступков  не только окружающих нас людей, но и самих себя. Сейчас эту работу продолжим. Я  предлагаю вам заполнить карточку «Я в конфликте», в которой вы должны перечислить привычные для вас способы поведения в конфликтной ситуации.

(Учащиеся перечисляют  способы поведения, которыми они пользуются в конфликтных ситуациях).

- А сейчас сравните свои карточки со словами, отмеченными на доске, и подумайте, хотелось бы вам изменить что-либо в своем поведении или нет? (Ответы детей).

- Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов? (Ответы детей).

- Да, конфликты, к сожалению, существовали и, будут существовать. Но почему же все-таки они возникают, как вы думаете?  (Все люди разные, разные характеры, чувства, интересы, мнения).

-  Правильно, ребята.  А как вы считаете, почему  не всегда  положительно разрешаются конфликты между людьми?  От чего это еще зависит?  (Ответы детей). (Главное - от неумения общаться).

-  Конечно же, последствия конфликтов зависят от  поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит - уметь общаться?  (Это, значит, соблюдать правила доброты, честности и вежливости).     (Приложение 1)

IV. Итог занятия:

 (Видеоролик: притча «Гвозди») (слайд 6)

- Так  что же  нового и полезного для жизни вы  сегодня  узнали и  выбрали для себя? 

- Ребята, а  что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме?  (Пожелания детей).

- А  я желаю всем вам и  себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А  если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

- Спасибо за активное сотрудничество,  умение серьезно думать, рассуждать  и доказывать.

Для того, чтобы наше обсуждение не было теоретическим, а имело бы практическую направленность, к следующему классному часу продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения. Мы продолжим обсуждение в следующий раз. 

Заканчивая наше занятие, мне хочется подарить вам памятку с полезными рекомендациями. (Приложение 2)

Приложение 1:

Правила вежливости:

  • Будь всегда приветлив;
  • Здоровайся при встрече:
  • Уходя, прощайся;
  • Благодари за помощь;
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься;
  • Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим;
  • Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила доброты:

  • Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду;
  • Прощать ошибки других;
  • Не жадничать;
  • Не завидовать;
  • Жалеть других.

Правила честности:

  • Сказал – сделай;
  • Не уверен – не обещай;
  • Ошибся – признавайся;
  • Забыл – попроси прощения;
  • Говори то, что думаешь;
  • Не можешь сказать правду – объясни,  почему;
  • Не выдавай чужую тайну.

Приложение 2:

Памятка для учащихся

1. Чаще говорите вежливые слова.

2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .

5.Не перебивайте старших.

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).

8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд. 

Приложение 3:

Карточка № 1 для 1 группы.

 «– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

    - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую

и хотел отдать ее другу».

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем  причина?

Карточка № 2 для 2 группы.

   На соревнованиях  мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт?  В чем  причина?

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996;

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;

3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.  Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Практическая апробация разработанных материалов  проводилась на базе МБОУ «Иловатская СОШ» с учащимися 5 класса (количество учащихся – 21), т.к. в этом классе  много детей из социально неблагополучных и неполных семей. Было много конфликтов, трудноразрешимых ситуаций. Сроки апробации: декабрь 2013 года. Данное мероприятие звено из цикла классных часов по теме «Конфликты». Форма проведения: ситуативный практикум. Чтобы вызвать интерес к данной теме, материал мероприятия подобрала таким образом, чтобы беседа проходила ненавязчиво, где на конкретных примерах дети смогли бы отличить хорошее от плохого. Программное содержание соответствует уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся. Участники мероприятия были активные, отвечали на все вопросы полными предложениями, высказывали свои мнения, участвовали в обсуждении. Считаю, что мне удалось наладить хороший контакт с классом, общение было свободным и непринужденным. Использованная мною компьютерная презентация, видеоролики  способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса. Цели, поставленные  мною, были достигнуты. После ряда проведенных занятий наметился позитив в отношениях внутри класса.

Отсканированная рецензия: