Организация творческо-игровой деятельности детей из социально неблагопорлучных семей в летний период (из опыта работы педагогов)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда

400048, Волгоград, проспект имени маршала Советского Союза Г.К.Жукова, дом 153.

dzercdt@yandex.ru

Руководитель: Жоголева Наталья Васильевна

Авторы: Сухинина Людмила Ивановна, педагог-организатор МОУ ЦДТ; Мугер Марина Алексеевна, педагог-организатор МОУ ЦДТ

Опыт участия автора в организации работы с детьми из социально неблагополучных семей – 5 лет

Контактный телефон 78-61-76


Актуальность выбранной темы: 

Не указан

Цели мероприятия: 

Цель – сформировать представления подростков о Волге, как самой крупной европейской реке, олицетворяющей образ России и объединяющей многонациональные народы нашей Родины.

Задачи мероприятия: 

  • создать условия для самореализации подростков из социально неблагополучных семей;
  • познакомить с городами и природным многообразием Волги;
  • раскрыть уникальность и значимость реки Волги для экономического развития и жизнедеятельности волжских регионов;
  • способствовать развитию эмоциональной культуры, эстетического восприятия окружающего мира;
  • формировать навыки работы в команде, мотивировать личностную и творческую активность участников;

Контингент участников: 

Подростки из социально неблагополучных семей, посещающие летние пришкольные лагеря Дзержинского района. Возраст 12-14 лет

Ожидаемые результаты: 

1. Расширение и обогащение знаний подростков из социально неблагополучных семей о родном крае, о великой русской реке Волге, об ее значении для России и ее истории;

2. Получение положительных эмоций от игры, которые способствую развитию эмоционально-нравственной сфере детей;

3. Научение подростков из социально неблагополучных семей сплобом взаимодействия и работы в команде.

Кратко о внедрении разработки: 

Интеллектуально-познавательная игра «Мы на Волге живем» проводилась в июне 2013 г. для подростков из социально неблагополучных семей, посещабщих школьные летние лагеря Дзержинского района г. Волгограда. В условиях временного детского коллектива команды формировались из разновозрастных участников. По результатам игры обучающиеся продемонстрировали неплохие знания, проявили заинтересованность, увлеченность. Следует отметить активность всех членов команд.  

Методы и приемы работы: 

  • Мозговой штурм
  • Воспроизведение ранее получных знаний
  • Выполнение творческих заданий и заданий на логическое рассуждение

Необходимое оборудование: 

Оборудование:

  • мультимедийная и звуковоспроизводящая аппаратура
  • радиомикрофоны-3 шт.
  • столы, стулья (по количеству команд и игроков)
  • магнитная доска с магнитами
  • корабельный колокол-рында, укрепленный на стойке
  • фигурки чаек из белого картона (по количеству команд)
  • фломастеры

 

Раздаточный материал:

  • Контурная карта Волжского бассейна и таблица с названиями городов (для каждой команды)
  • Наборы карточек с названиями городов по 18 шт. в каждом (29 см х10,5см по количеству команд)
  • Фигурки рыб с вопросами (15 шт)
  • Листы формат А-4 для задания «Проблемы реки Волги», фломастеры (по количеству команд)

Методические рекомендации: 

Время проведения - 1час 10 мин. Игра проходит в формате конкурса (интеллектуального состязания) между командами. В игре могут участвовать от 2 до 8 команд по 5-6 человек в каждой.

Команда выбирает капитана, придумывает название. Для проведения игры необходимо наличие просторного помещения (актового зала), оборудованного игровыми столами, стульями, местом для жюри, звуковой, мультимедийной аппаратурой, экраном.

Мероприятие начинается с пролога, в котором дается дополнительная информация по данной теме, а с помощью различных выразительных средств (видеофильм о Волге, выступление детских творческих коллективов, элементы театрализации) создается доброжелательная эмоционально-творческая атмосфера. Желательно, чтобы ведущими игры были старшеклассники. А роль Волги можно поручить более опытному исполнителю, владеющему методикой проведения интеллектуальных конкурсов, приемами общения с залом.

Оформление: игра проводится в актовом зале МОУ ЦДТ. На заднике сцены - экран. Художественным фоном служит видеоматериал о Волге, слайды, используемые по ходу мероприятия. У левого портала на стойке прикреплен корабельный колокол - рында. У правого портала - магнитная доска. В зале оборудованы места для команд и членов жюри.

Для музыкального оформления используются фонограммы песен отечественных композиторов о Волге. Лейтмотивом мероприятия звучит песня «Из далека долго течет река Волга», муз. М.Фрадкина, сл. Л.Ошанина.

Ход мероприятия: 

Команды прибывают за 15 минут до начала мероприятия. Участников встречают члены районной детской общественной организации «С нами» и приглашают на 2-й этаж в актовый зал. Команды занимают места за игровыми столами.

В зале звучат песни о Волгограде. На экране - слайд « Панорама города с вершины Мамаева кургана».

Начало игры:

Звучит мелодия «Песня о Волжском богатыре» («Стоит над рекой исполин величавый…»), муз. и сл. М.Фрадкина. На экране – слайд Центральной набережной.

Выходят ведущие (они одеты в фирменные футболки детской общественной организации «С нами», поверх футболок повязаны галстуки с эмблемой организации).

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья!

2 ВЕДУЩАЯ: Добрый день, юные волгоградцы!

1 ВЕДУЩИЙ: Вас приветствуют добровольцы детской общественной организации «С нами» Дзержинского района Волгограда.

Мы с вами живем в легендарном городе-герое. В разные времена наш город назывался по-разному: Царицын, Сталинград, а с 1961 года носит имя-Волгоград.

2 ВЕДУЩАЯ: Почти на 100 км протянулся он вдоль   правого берега великой русской реки Волги. Волга - это транспортная артерия и излюбленное место отдыха волгоградцев. Волга снабжает миллионный Волгоград питьевой водой, электроэнергией. Вверх и вниз по течению реки идут разные суда: большие и малые, пассажирские и грузовые.

(На экране слайды с современными видами Центральной набережной, фотографии волжской переправы в период Сталинградской битвы)

1 ВЕДУЩИЙ: Многочисленные туристы приезжают к нам по Волге. А вы знаете, что наша Центральная набережная считается самой красивой набережной из всех волжских городов и названа именем 62-й Армии, героически защищавшей город в период Сталинградской битвы?!

2 ВЕДУЩАЯ: В грозном 42- году Волга служила переправой для наших воинов и мирных жителей. Стрелковые дивизии, переправляющиеся по Волге с противоположного левого берега, с ходу вступали в бой с противником. Подвиг речников Волжской военной флотилии увековечен в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц Волгограда.

1 ВЕДУЩИЙ: После Великой Отечественной войны   на Волге в черте города были построены гидроэлектростанция и Волго-Донской судоходный канал. И уже в наши дни был сдан в эксплуатацию   мост, соединивший   два берега нашей красавицы-Волги: областной центр и город Краснослободск.

2 ВЕДУЩАЯ: Для нас, волгоградцев, река Волга - неотъемлемая часть городской жизни. Скажите, а какой из районов Волгограда не имеет выхода к Волге?

1 ВЕДУЩИЙ: Правильно, это наш Дзержинский район. Однако, в нашем районе есть улица Каспийская…

2 ВЕДУЩАЯ: Ну и что?

1 ВЕДУЩИЙ: Как ты не понимаешь, Волга впадает в Каспийское море! Значит, и наш район тесно связан с Волгой!

2 ВЕДУЩАЯ: Пусть сегодня произойдет что-то необычное, и волжские воды докатятся до самого Дзержинского района…

 

Лирический танец в исполнении Образцового ансамбля танца «Созвездие» на песню «Из далека долго течет река Волга», муз. М.Фрадкина, сл. Л.Ошанина (в исполнении Владимира Преснякова).

Танец сопровождается видеофильмом о Волге.

В финале танца появляется 3-я Ведущая, она олицетворяет Волгу. На ведущей длинное платье сине-белых оттенков.

 

ВОЛГА: Я - Волга, русская река,

С поклоном к вам, друзья, пришла.

Путь прошла большой и долгий

Из лесного края в край степной,

Величают меня Волгой,

Матушкой, кормилицей родной.

 

На Валдайской возвышенности

Из недр земных бьет ручеек,

Там мое начало, там реки исток.

А стремлюсь я на юг, к седому Каспию…

 

(На экране - карта Волжского бассейна)

ВОЛГА: Посмотрите на карту. Видите, какой дальний путь лежит от истока до устья реки.

1 ВЕДУЩИЙ: Волга - самая крупная река в Европейской части нашего континента. Ее длина 3530 км

2 ВЕДУЩАЯ: Берет начало на Валдайской возвышенности, на высоте 229 м. над уровнем моря, а устье реки находится на 28 м. ниже уровня моря.

ВОЛГА: Многочисленные ручейки, маленькие речки, притоки питают мои воды на всем протяжении. Самые большие - Ока и Кама. В Нижнем течении начинаю разделяться на рукава. Самый первый находится у Волгограда. А вы знаете, как   называется этот рукав и где начинается?

(Слайд - река Ахтуба, шлюзы ГЭС)

1 ВЕДУЩИЙ: Ниже Астрахани таких рукавов в устье Волги уже много, и все они впадают в Каспийское море.

2 ВЕДУЩАЯ: Через систему каналов, водохранилищ Волга соединяется с 5 морями: Балтийским, Белым, Азовским, Черным, Каспийским.

ВОЛГА: Волжский путь проходит по разным климатическим зонам: от среднерусской равнины до степей и полупустынь. На всем протяжении   можно увидеть природное разнообразие растительного и животного мира.

1ВЕДУЩИЙ: А сколько природных парков, заповедников, уникальных мест дарит нам великая русская река - Волга.

На экране слайды природных парков, заповедных мест на Верхней, Средней, Нижней Волге:

2 ВЕДУЩАЯ: У деревни Волговерховье Осташковского района Тверской области   рождается могучая река Волга, без труда можно перешагнуть маленький ручеек. В этом заповедном месте построена часовня.

1 ВЕДУЩИЙ: От Ржева до Старицы берега Волги круты и обрывисты. А дальше до Твери она течет среди плоских равнин.

ВОЛГА: Недалеко от г. Самара, там, где возвышаются горы Жигули, есть одно из самых живописных мест на Волге - Самарская Лука. Жители Самарской области говорят: «Нет России без Волги, и нет Волги без Жигулей».

2 ВЕДУЩАЯ: В Волгоградской области расположены Щербаковская балка, которую еще называют «Волгоградской Швейцарией», горы «Столбичи», Камышинские горы Уши, Волго-Ахтубинская пойма,   знаменитый курорт на соленом озере «Эльтон»

ВОЛГА: Удивительные по своей красоте поляны лотосов украшают дельту Волги в Астраханской области. И это только небольшая часть уникальных волжских природных парков и заповедных мест.

1 ВЕДУЩИЙ:

Нет, Волга - больше, чем река,

Она как жизнь всесильна и извечна.

И как любовь к России глубока,

И как сама Россия – бесконечна…

2 ВЕДУЩАЯ: В старину Волгу называли Ра, в средние века – Итиль. На волжских берегах селились люди, строились деревни, города. Сейчас   на Волге насчитывается 69 городов.

ВОЛГА: Давайте сравним с другими крупными реками нашей страны.

(На экране слайд - Таблица)

1 ВЕДУЩИЙ: На Дону расположено 20 городов

2 ВЕДУЩАЯ: На Енисее - 13

1 ВЕДУЩИЙ: На реке Лена - 6

2 ВЕДУЩАЯ: На реке Урал - 5

ВОЛГА: Я горжусь своими городами большими и малыми, старинными и современными; людьми, которые в них живут, учатся, работают. Все они волгари!

1 ВЕДУЩИЙ: В бассейне реки Волга проживает 40% всего населения России, более 60 миллионов человек. Это представители разных народов, национальностей, различной культуры, вероисповедания. И все мы - Волгари!

2 ВЕДУЩАЯ: Каждый по праву может сказать так:

Я люблю тебя, город на Волге,

Город светлой и чистой мечты.

Ты вошёл в мою жизнь надолго

Светом ярко блеснувшей звезды.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Все мы с Волги.

2 ВЕДУЩАЯ: Все мы – волгари

ВСЕ: Нас объединяет Волга!

Слайд с названием игры «Мы на Волге живем»

На фоне мелодии песни «Из далека долго течет река Волга»

ВОЛГА: Я приглашаю Вас, друзья, совершить путешествие по Волге от самого истока до устья. Мы познакомимся с разными городами, природным многообразием Волги, побываем на рыбалке и, конечно, вспомним стихи, песни, посвященные Волге.

1 ВЕДУЩИЙ: Наше путешествие будет проходить в формате интеллектуально-познавательной игры «Мы на Волге живем».

2 ВЕДУЩАЯ: Сегодня в игре участвуют 8 команд образовательных учреждений Дзержинского района. В каждой команде есть капитан и 5 участников. Давайте аплодисментами поприветствуем друг друга

ВОЛГА: Во время игры командам предстоит преодолеть пороги сложных вопросов, проявить смекалку, находчивость на крутых поворотах наших заданий. Оценивать ваши ответы будет жюри, в составе:

(Представление жюри)

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

Ваши дружные аплодисменты нашему жюри!

1 ВЕДУЩИЙ: Во время игры пусть нас сопровождают белокрылые чайки. У вас на столах есть фломастеры и макеты чаек. Напишите название команды и укажите школу.

2 ВЕДУЩАЯ: Прошу капитанов команд подойти к магнитной доске. Чайки мы расположим на магнитной доске. Пока все они находятся на берегу (внизу магнитной доски). В зависимости от того, сколько баллов за каждое задание наберет команда, на такую высоту будут подниматься чайки.

ВОЛГА: Жюри фиксирует количество баллов в сводной ведомости. По окончании игры будут названы команды, занявшие 1,2,3 места. Возможно, таких команд будет несколько (если команды наберут одинаковое количество баллов.)   За подсказки или некорректное поведение во время игры жюри вправе устанавливать штрафные баллы.

Хочу вам напомнить, что капитаны команд принимают окончательное решение при выборе ответа, следят за временем и дисциплиной в команде.

1 ВЕДУЩИЙ: С помощью корабельного колокола-рынды мы будем подавать сигналы на протяжении всего нашего путешествия. Удар рынды будет означать начало и окончание игровых этапов. (Демонстрирует удары рынды)

2 ВЕДУЩАЯ: Команды, к началу интеллектуально-познавательной игры «Мы на Волге живем?» готовы?

(Ответ: Готовы!)

ВСЕ: Отдать швартовы!

( Удар рынды. Звучит мелодия песни из к/ф «Волга-Волга», муз. Александрова. Ведущие раздают и демонстрируют раздаточный материал 1 задания.)

ВОЛГА: Вы получили материал для выполнения 1 задания «Города на Волге». Подпишите листы. Внимательно посмотрите на карту (Приложение 1).

На карте точками обозначены и пронумерованы города. На втором листе – таблица с названием городов, обозначенных на карте. В таблице они расположены в алфавитном порядке. (Приложение 2).

ВНИМАНИЕ! Условие первого задания: в таблице напротив названия города поставьте соответствующую цифру, обозначенную на карте. Каждый правильный ответ - 1 балл. Таким образом, каждая команда может в 1 этапе получить максимальное количество 15 баллов. Время на выполнение 1-го задания - 5 минут.

(Ведущая может давать наводящие подсказки. Например, что город Волгоград на карте обозначен цифрой 13. Соседствуют с г.Волгоградом- ниже по течению Волги- г.Астрахань, выше - г.Саратов. Что город Кострома называется, так же, как приток Волги Кострома. Следует так же обратить внимание игроков, что в таблице перечислены не все волжские города, а только те, что обозначены цифрами на карте. Важно, чтобы каждый в команде смог проявить активное участие, сложилась доброжелательная психологическая атмосфера, в командах наметилась стратегия и тактика игры.)

Раздается удар рынды.

ВОЛГА: 5 минут истекли. Прошу капитанов команд сдать выполненные задания.

( Ведущие собирают ответы и отдают в жюри)

ВОЛГА: Пока жюри будет проверять ваши ответы, мы сделаем небольшую остановку.

(На экране слайд с видами Волги)

ВОЛГА: Живописные волжские берега притягивают туристов, путешественников. На Волге проходит много фестивалей авторской песни.

1 ВЕДУЩИЙ: Самый знаменитый - самарский фестиваль имени Валерия Грушина. Каждое лето сотни тысяч любителей и поклонников бардовской песни приезжают сюда. На набережной Кировского района Волгограда проводится ежегодный фестиваль имени Владимира Высоцкого.

2 ВЕДУЩАЯ: Сколько талантливых ребят собираются на молодежных форумах на озере Селигер, в Астраханской области и, конечно, на волгоградском форуме «Волга». И звучат над Волгой задушевные песни под гитару.

ВОЛГА: Для вас поют участники творческого объединения «Золотые струны» Центра детского творчества Дзержинского района. Пойте вместе с нами.

(Песня «Волга в сердце впадает мое», муз.Б. Савельев, сл. М. Пляцковский).

Удар рынды. Слайд с названием игры «Мы на Волге живем»

ВОЛГА: Просим жюри сообщить итоги 1 конкурса.

Жюри объявляет результаты 1 задания. Ведущие располагают на магнитной доске фигурки чаек, в соответствии с результатами.

ВОЛГА: Результаты 1 конкурса вы видите на магнитной доске. Лидирует команда   __________________________(название и школа)

Мы поздравляем Вас с хорошим началом, а впереди нас ждет не менее интересное испытание - 2 этап игры. Приглашаю Вас совершить виртуальное путешествие по волжским городам.

Прошу моих помощников, ведущих, раздать командам набор табличек с названием городов. Я буду зачитывать вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается 15 секунд. По моей команде капитаны должны будут встать и поднять карточку с названием города. Внимание! Некоторые названия могут встречаться несколько раз. Если во время обсуждения команда не смогла прийти к единому варианту ответа, решение принимает капитан. Жюри фиксирует ваши ответы и после этого ответ на заданный вопрос появляется на экране. За каждый верный ответ каждая команда получает -1 балл. Всего будет задано 20 вопросов. Прошу моих помощников также наблюдать за ходом игры.

Команды, готовы? (Ответ: Готовы!)

Удар рынды.

2 задание – «Путешествие по городам» (Приложение 3)

(Вопросы составлены таким образом,   чтобы дать разностороннюю информацию по данной теме. Слайды с видами городов дополняют информацию.)

Удар рынды обозначает окончание 2 конкурса. Слайд с названием игры «Мы на Волге живем»

ВОЛГА: Все вопросы заданы. Вы активно поработали и показали неплохие знания. Молодцы! Пока жюри будет подсчитывать результаты, я приглашаю Вас в кают-компанию. У нас есть возможность увидеть и послушать саратовскую гармошку. Этот замечательный инструмент представит нам Образцовый детский коллектив Центра детского творчества Дзержинского района, ансамбль народных инструментов «Балалаечка» и его руководитель педагог дополнительного образования Гоголев Геннадий Юрьевич.

Рассказ о саратовской гармошке сопровождается показом музыкального инструмента.

Примерный текст: Саратовская гармоника - один из символов этого волжского города. Неслучайно в Саратове установлен памятник саратовской     гармошке.

В России гармошка всегда славилась в народе. В различных областях было множество образцов гармоней отличавшихся конструкцией и звукорядом. Самые известные - Тульская, Череповецкая, Вятская, Елецкая, многие другие. Но Саратовская гармошка в этом ряду занимает особое место. Появилась она примерно в середине 19 века. Ее отличие от других - мелодичные колокольчики. Именно колокольчики дали саратовской гармошке неповторимый голос. Первые гармошки были небольшого размера. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, украшался инкрустацией. Такая отделка требовала особого умения. Была целая артель искусных мастеров по изготовлению инструмента. Цирковые артисты братья Дуровы в своих номерах использовали гармоники, которые за свой маленький размер называли «черепашками». Голос Саратовской гармошки звучал в тысячах селах и деревнях. Под ее аккомпанемент Лидия Русланова пела на передовой в годы Великой Отечественной войны. С хором им. Пятницкого саратовская гармоника объехала весь мир.

Ансамбль народных инструментов «Балалаечка» исполнит для вас «Нижегородские наигрыши».

ВОЛГА: Благодарим коллектив за выступление, а сейчас я предоставляю слово жюри.

Жюри называет результаты конкурса «Путешествие по городам» и общее количество баллов за 2 конкурса. Ведущие располагают на магнитной доске фигурки чаек в соответствии с результатами.

ВОЛГА: Ваши чайки вновь взметнули ввысь, указывая командам путь в нашей игре.

Раздается удар рынды.

1 ВЕДУЩИЙ: И вновь удар рынды - корабельного колокола зовет нас в путешествие по великой русской реке Волге.

2 ВЕДУЩАЯ: В городах мы побывали,

Много нового узнали,

природой Волги восхищались,

Песней звонкой наслаждались.

1 ВЕДУЩИЙ: Хорошо бы, с позаранку,

Нам сходить бы на рыбалку,

Наловить лещей, сомов,

Окуньков и сазанов.

2 ВЕДУЩАЯ: По разнообразию рыбной фауны Волга одна из самых богатых рек. 40 видов рыб обитает в Волге: язь, густера, судак, сазан, щука, окунь, ерш, налим, сом, стерлядь и другие.

1ВЕДУЩАЯ: В Волгу заходят на нерест осетр, белуга, севрюга.

Волго-Ахтубинская пойма – лучшее место для рыбалки.

ВОЛГА: Следующий конкурс нашей игры мы так и назвали – «А ну-ка, рыбаки!» Ведущие показывают различные фигурки рыб.

В этих рыбках содержаться вопросы. Вопросы разной степени сложности. Вес рыбы, т.е. баллы, указаны на фигурках рыб. 7 простых вопросов по 1 кг., 8 вопросов по 2 кг. каждый, и 8 вопросов по 3 кг. С помощью ведущих команды по очереди будут «ловить» рыбу, то есть достают любую понравившуюся рыбку, зачитывают вопрос и отвечают на него. Если вы не можете ответить на вопрос, вы вправе передать ход другой команде, желающей ответить на этот вопрос. После передачи хода можете повторить попытку. Если вы даете неверный ответ, получаете «0» баллов. Время на обдумывание – не более 5 секунд. Дать ответ может любой участник команды. Команды, готовы?

Звучит удар рынды.

3 конкурс – «А ну-ка, рыбаки!» (Приложение 4)

ВОЛГА: Удачная получилась рыбалка, на все вопросы вы ответили. Остается только узнать у какой команды самый большой улов? Пока жюри подсчитывает баллы, мы сделаем еще одну остановку. Полюбуемся красотой волжских берегов и необъятных речных просторов. (На экране виды Волги)

2 ВЕДУЩАЯ: Чувство умиротворения, восторга, причастности к этому величию охватывает душу. Это наша красавица-Волга, это наша Родина, наша Россия!

1 ВЕДУЩИЙ: Сколько стихов, песен посвящено великой реке Волге.

Она служила источником вдохновения для создания замечательных литературно – художественных произведений, ставших классикой творчества многих художников, поэтов, режиссеров, композиторов.

ВОЛГА: Пока мы ждем результаты предыдущего конкурса, давайте вместе вспомним самые известные произведения.

Слайды

1ВЕДУЩИЙ: Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»,

2 ВЕДУЩАЯ: стихотворение Некрасова «О, Волга! Колыбель моя, любил ли кто тебя, как я»

1 ВЕДУЩИЙ: Популярная кинокомедия «Волга-Волга» подарила нам песню композитора Г.Александрова «Много песен про Волгу пропето…»

2 ВЕДУЩАЯ: Одной из первых исполнительниц песни «Из далека долго течет река Волга» была народная артистка Советского Союза Людмила Зыкина. Мелодия этой песни стала лейтмотивом нашей игры.

ВОЛГА: Спасибо за ответы. И сейчас предоставим слово жюри.

Жюри называет результаты конкурса «А ну-ка, рыбаки!» и количество баллов за предыдущие этапы. Ведущие располагают на магнитной доске фигурки чаек в соответствии с результатами каждой команды.

Удар рынды.

1 ВЕДУЩИЙ: Волга - рекам Родины царица,

Ни одна не может с ней сравниться!...

Волга щедро дарит нам свои богатства, но ее ресурсы истощаются. Строительство гидроэлектростанций, браконьерство, загрязнение Волги промышленными отходами, пагубно влияет на состояние реки, приводит к угрозе исчезновения ценных пород осетровых рыб.

(На экране фотографии «Загрязненная Волга»)

2 ВЕДУЩАЯ: Посмотрите на эти слайды

Хотели бы мы жить возле такой Волги, купаться в такой реке, пить такую воду? Конечно, нет! В последнее время государством применяются меры по восстановлению и сохранению природного богатства Волги, ее водных ресурсов. Но каждый из нас должен любить и беречь нашу красавицу Волгу, великую реку, без которой нет России и заботиться о ее будущем.

ВОЛГА: 2013 год в нашей стране объявлен годом охраны окружающей среды. И, конечно, проблемам Волги уделяется большое внимание. Сейчас вам предстоит выполнить последнее и, пожалуй, самое важное и сложное задание. Мои помощники ведущие раздадут вам листы и ручки. Листы разделены на две части.

В левой стороне напишите факторы, которые оказывают губительное влияние на   Волгу, а в правой стороне напишите, что нужно сделать, чтобы ее спасти и восполнить   природные богатства нашей великой реки. Жюри будет учитывать не только количество ваших вариантов, но и полноту понимания проблемы. Обратите внимание на состояние Волги в нашей Волгоградской области и городе.

Время для выполнения задания – 5 минут. Оценивается этот этап в 10 баллов.

Удар рынды. Слайд- название игры

1 ВЕДУЩИЙ: Удар рынды означает, что закончилось время для выполнения задания.

2 ВЕДУЩАЯ: Представители от каждой команды по очереди будут зачитывать свои варианты.

ВОЛГА: Прошу начать команду школы №______________________

(Далее ведущие представляют каждую команду)

ВОЛГА: Молодцы, вы понимаете, какие экологические, техногенные проблемы нужно решать, чтобы вернуть Волге ее полноводность и природное богатство. Но, самое главное, что вы осознаете необходимость бережного использования волжских ресурсов и отношения к реке самим человеком. Спасибо Вам. Ваши ответы передайте в жюри.

1 ВЕДУЩИЙ: Наше путешествие по великой и могучей реке Волги подходит к концу. Мы прошли путь от истока до устья, узнали, какие города расположены на ее берегах и чем они знамениты.

2 ВЕДУЩАЯ: «Мы на Волге живем»,- так говорят жители 15 областей Российской Федерации, жители Пермского края, Московской области.

ВОЛГА: «Мы-волжане!» - с гордостью произносят люди разных национальностей: русские, татары, башкиры, калмыки, чуваши, марийцы, мордовы. В дружбе и взаимопонимании должны жить все народы Поволжья, сохранять свои традиции, обогащая нашу общую российскую культуру.

Участников интллектуально - познавательной игры «Мы на Волге живем» приветствует Образцовый ансамбль танца «Созвездие» ЦДТ Дзержинского района Волгограда.

(Татарский танец)

Удар рынды

1 ВЕДУЩИЙ: Мы-волгари. Мы - дети Волги,

                           Для нас значения полны

                           Её медлительные волны,

                           Тяжелые как валуны.

                           Любовь России к ней нетленна,

                           К ней тянутся душою всей

                           Кубань и Днепр, Нева и Лена,

                           И Ангара и Енисей

2 ВЕДУЩАЯ: Люблю её всю в нитках света,

                           Всю в окаймленье ивняка:

                           Но Волга для России - это

                           Гораздо больше, чем река. (Евгений Евтушенко)

 

ВОЛГА: На протяжении игры мы в этом убеждались вновь и вновь. Наше путешествие прошло в дружеской, творческой атмосфере. Вы проявили активность, заинтересованность, хорошую эрудицию. Ваши чайки высоко взметнули в небо. Осталось узнать результаты последнего конкурса и подвести окончательные итоги игры. Слово предоставляется жюри.

Жюри оглашает итоги последнего конкурса и общую сумму баллов каждой команды (от меньшего результата к большему). Ведущие располагают на магнитной доске фигурки чаек в соответствии с результатами каждой команды. Звучат торжественные фанфары. Жюри проводят награждение команд, занявшие 3,2,1 места.

1 ВЕДУЩИЙ: Поздравляем команды - победительницы!

2 ВЕДУЩАЯ: Благодарим всех участников и членов жюри!

ВОЛГА: Моим подарком вам, дорогие юные волгоградцы, будет песня в исполнении участников творческого объединения «Золотые струны».

Песня «А я без Волги просто не могу» муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева

ВЕДУЩИЕ: До свиданья! До новых встреч!

Звучит мелодия песни «Из далека долго течет река Волга» в обработке волгоградского композитора С.Балакина.

 

Приложение 2

Интеллектуально-познавательная игра

«Мы на Волге живем»

 

ЗАДАНИЕ «Города на Волге»

Расположите   города от истока Волги до устья, поставив напротив названия соответствующую цифру, обозначенную на карте. Каждый правильный ответ-1 балл.

(Ответы для жюри)

АСТРАХАНЬ

14

ВОЛГОГРАД

13

КАЗАНЬ

7

КАМЫШИН (Волгоградской области)

12

КОСТРОМА

4

НИЖНИЙ НОВГОРОД

5

РЫБИНСК

2

САМАРА

10

САРАТОВ

11

ТВЕРЬ

1

ТОЛЬЯТТИ

9

УЛЬЯНОВСК

8

ЧЕБОКСАРЫ

6

ЯРОСЛАВЛЬ

3

 

 

Приложение 3

 

Задание «Путешествие по городам»

 

При ответе на вопросы команды поднимают карточки с названием одного или нескольких городов. Каждый правильный ответ-1 балл

 

  1. Это первый по течению город на Волге. Основан 12 веке. Выгодное географическое положение создала условия для развития торговли. Близость к западным границам русских земель придавало городу важное оборонное значение. Это один из первых городов, где появилась почтовая связь. Когда-то его называли голубиным городом из за большого количества голубей, которых разводили голубятники. Особую славу сыскал в годы Великой Отечественной войны. В 1941 – за этот город велись ожесточенные бои, был сдан. До 1943г. был оккупирован гитлеровскими войсками, разрешен до основания. Из 50 тысяч жителей проживавших до начала Великой Отечественной войны к моменту освобождения осталось 150 человек. Присвоено звание «Город воинской славы». (Ржев)
  2. Города на Волге называют городами - миллиониками. В них проживает миллион и более человек. Какие это города? (Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград)
  3. Представители многих народов и национальностей считают Волгу своей родной рекой. Она протекает по территориям нескольких   республик: Чувашия, Марий Эл, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Башкирия. 2 столицы этих республик расположены на Волге. Поднимите карточки с названиями этих городов?( Казань- столица Татарстана, Чебоксары- Чувашия)
  4. Его называют третьей столицей России. Носил имя великого русского писателя Максима Горького. Имеет многовековую историю. Здесь собирал народное ополчение Кузьма Минин, чтобы идти на выручке Москве от польских завоевателей. Кремль поражает своей красотой и величием. Сегодня это 3 по величине город России, с развитой промышленностью, наукой, культурой. Знаменитая лестница Чкалова не уступает Потемкинской лестнице в Одессе. (Нижний Новгород)
  5. Нижегородская область – родина многих декоративно-прикладных промыслов. Все знают хохломскую роспись, Семеновскую матрешку… Небольшой городок на Волге близ Нижнего Новгорода знаменит своей росписью, резьбой по дереву. Удивительные по красоте и мастерству прялки, пряничные доски, другие деревянные изделия представляют художественную ценность. А еще это вотчина Александра Невского, великого русского князя. Здесь он умер, возвращаясь из Золотой Орды. В этом городе установлен памятник очень похожий на памятник Александру Невскому в нашем городе. Назовите этот удивительный город в Нижегородской области? (Городец)
  6. На территории этой области начинает свой путь вниз по течению река Волга. Основан в 1135г. Он старше Москвы, был столицей русского княжества. Из этого города начиналось далекое путешествие Афанасия Никитина в Индию. В советское время город назывался Калинин. (Тверь)
  7. В Волгограде в Красноармейском районе, там, где начинается Волго-Донской судоходный канал, установлен самый большой в Европе памятник В.И.Ленину. Родился он в волжском городе Симбирске. А какое название носит этот город сейчас? (Ульяновск)
  8. Много на Волге старинных русских городов, насчитывающих тысячелетнюю историю. Один из них основан в 1010 году, Ярославом Мудрым. Здесь начинался звездный путь первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Изображение этого города есть на 1000 рублевой купюре. (Ярославль)
  9. Этот город называют русской Венецией из-за множества мостов. Расположен он в дельте Волги. Знаменитый Кремль, кинотеатр «Октябрь» с дендрарием, где растут пальмы, поляны цветущих лотосов – сделали этот город привлекательным для туристов. (Астрахань)
  10. Бывший провинциальный купеческий город, его называют родиной Снегурочки. Потому что здесь драматург Александр Николаевич Островский написал свою удивительную пьесу-сказку «Снегурочка». Главная площадь города названа именем крестьянина Ивана Сусанина. Это он зимой 1613 г, 400 лет назад заманил поляков в непроходимые болота. Еще этот город славится изготовлением вкусного сыра. (Кострома)
  11. Назовите волжские города, в которых есть метро? (Казань, Нижний Новгород, Самара)
  12. В истории нашей страны на долю этого города не раз выпадала нелегкая судьба. Основанный, как город-крепость, он всегда защищал южные границы нашего государства. В Великую Отечественную войну здесь родилась знаменитая воинская клятва «За Волгой для нас земли нет!» (город-герой Волгоград)
  13. Этот город не был оккупирован немецкими войсками, не испытал жестоких налетов вражеской авиации. Но на одной из стел площади славы высечены слова: « Здесь тыл был фронтом!» Сюда были эвакуированы правительство, предприятия, многие культурные ценности. Здесь с недавнего времени показывают туристам бункер И.Сталина, глубиной в 12 этажный дом. Здесь самая большая площадь в Европе. До 1991 года был Куйбышев, а потом вернул свое историческое название (Самара)
  14. Молодой, современный город, своим рождением обязан строителям ГЭС. Сейчас это не только город энергетиков. Здесь много предприятий химической промышленности, заводы шарикоподшипниковый и трубный, здесь выпускают красивые комфортабельные автобусы. Расположен на левом берегу реки Ахтуба. Его называют городом-спутником Волгограда. (Волжский)
  15. Второй по величине город в Ярославской области. Город, где сплелись историческое прошлое и современная история. Отсюда поставлялась рыба к царскому столу. Среди многочисленных архитектурных и исторических памятников есть единственный памятник бурлакам и монумент Мать-Волга. Здесь построена одна из первых ГЭС, которая в годы Великой Отечественной Войны обеспечивала током страну. (Рыбинск)
  16. В этом небольшом волжском городке, где всего 5 тыс. жителей, почти нет промышленности. Город живет и развивается за счет туризма. Символом города стала мышка. Музей мыши – единственный в мире. Здесь удивительный музей валенка, музей льна. Многочисленные туристы едут сюда со всего мира. (Мышкин)
  17. Древний город в Ивановской области много повидал и пережил за свою 600 летнюю историю. Остается неизменной его красота. Березовые рощи, зеленые склоны холмов белые здания вдоль набережной и золотые луковки церквей. Сам город - великолепный памятник русской природы становится летней мастерской художников. Этот город связывают с именем Левитана, который написал здесь 200 картин и этюдов. (Плес)
  18. Город носит имя итальянского коммуниста. Расположен недалеко от Самары. Символом города является – ладья. Градообразующее предприятие - АвтоВАЗ. (Тольятти)
  19. На гербе этого города изображен камыш. В 18 веке он стал складом соли на Волге. В городе дважды бывал Петр 1. Самое крупное предприятие в городе   хлопчато - бумажный комбинат. Уроженец города Маресьев Алексей Петрович. Ему посвятил свою повесть о настоящем человеке Борис Полевой. (Камышин)
  20. Первый космонавт планеты Юрий Гагарин считал этот город своей второ        й родиной. Как Царицын и Самара, был основан в конце 16 века как город-крепость. Брендами этого города можно назвать холодильник и гармошку, которая имеет особое звучание. (Саратов)

 

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Критериями оценки в данном мероприятии являются интерес и активность подростков в ходе игры

Список используемой литературы: 

  1. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:       http://ru.wikipedia.org/wiki/Волга
  2. Красная книга Волгоградской области. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://redbookvo.volgawetlands.ru/
  3. Маслова А. «Волга: река городов». – Ярославль.: из-во «Рутман А.», 2009
  4. Никитин Ю. «Выдь на Волгу».- «Литературная газета» №36 /2011
  5. Рыжавский Г. «Бассейн верхней Волги». Серия «По родным просторам».- М.: Ф. и спорт, 1981

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: