Дорога длиною в жизнь

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Саломатинская средняя общеобразовательная школа





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Трудовые династии




Дорога длиною в жизнь.





Авторы:
Змеева Наталья




Научные руководители:
Прошакова Елена Николаевна






2013 г.



Объект исследования: 

Деятельность династии железнодорожников - семьи Змеевых.

Предмет исследования: 

История жизни железнодорожников 4-х поколений.

Проблема исследования: 

В связи с падением престижности рабочих профессий династий железнодорожников становится меньше. Династия предполагает наличие трех поколений в одной семье, занимающихся одним родом деятельности. Каждая трудовая династия – не просто история. Это неравнодушные люди, которые последовали примеру своих родителей в выборе профессии и помогли детям найти свой путь в жизни.

Историческая память – это то, чего не хватает современному обществу. Для меня частичкой исторической памяти являются мои предки - железнодорожники в четвертом поколении. Почитать и уважать предков, хранить память о них я считаю своей обязанностью. Сохраняя память, сохраняешь свое имя в истории семьи, рода. Чем больше мы узнаем о предках, тем больше углубляемся не только в историю своей семьи, но и в историю нашего государства, поскольку все мы в той или иной степени являемся непосредственными участниками исторических событий.

Цель исследования: 

На конкретных примерах показать, что династии железнодорожников сохранились и в настоящее время они вызывают уважение в социуме. Показать живую связь поколений в нашей семье и как профессия железнодорожников стала жизнью 4-х поколений моей семьи.

Гипотеза исследования: 

Если я изучу трудовую деятельность членов моей семьи, то я докажу, что семью Змеевых  можно считать династией железнодорожников.

Задачи исследования: 
  • Найти сведения об истории семьи Змеевых.
  • Определить  основные звенья «железнодорожной родословной» династии.     
  • Изучить материалы по каждому представителю трудовой династии.
  • Записать воспоминания ныне живущих представителей династии.
  • Проанализировать документы, публикации.
  • Систематизировать материал.
Перечень использованных источников:  

Воспоминания Змеева А.А., Змеева Ю.А.

Документы из семейных архивов : 

  • Трудовая книжка Змеева А.В.
  • Трудовая книжка Змеева А.А.
  • Военный билет Змеева А.В.
  • Удостоверения о наградах.                                          

Награды.

Семенный фотоархив:

  • Фотографии семьи Змеевых.

Периодическая печать:

  • Газета «Легкий день» от 22 октября 2012 г.                                                                                                                                 
Обоснование выбора использованных источников: 

Документы из семейного архива мне были  доступны. Фотографии семьи для меня ценны и они помогают создать наглядное представление о том, как выглядели мои родственники. Средства массовай информации и интернет помогли найти исторические сведения.

Описание источников: 

Награды Змеева Афанасия Васильевича:

  1. медаль "За трудовую доблесть",
  2. орден "Трудового Красного знамени".

Награды Змеева Александра Афанасьевича:

  1. знак "Почетный железнодорожник".,
  2. именные часы от министра путей сообщения.

Награды Змеева Юрия Александровича:

  1. медаль "За отличие в воинской службе",
  2. орден "За заслуги перед Отечеством II степени".

Источники находятся в личном семейном архиве.

Основная часть:  

Афанасий Васильевич Змеев

Среди степей и полей Волгоградской области  расположилось небольшое село Саломатино и железнодорожная станция с таким же названием. Здесь живут  и работают несколько поколений моих близких. Выбирая профессию, человек прежде всего задумывается о том, насколько она ему нравиться, а уже потом,   насколько значима она в обществе. Ему просто нравится заниматься этим делом, своей работой приносить пользу людям. Моя семья Змеевых связала свою  жизнь с железной дорогой.

Основателем династии железнодорожников стал м Змеев Афанасий Васильевич. Он родился 19 июня 1911 года  в  селе Средний Икорец . Я узнала ,что село  возникло между 1698 и 1710 годами,  находилось в 17 верстах от Боброва  и расположено в Лискинском районе Воронежской области.  Стрельцы стали основателями населенного пункта. Одна из крайних сельских улиц звалась Порт-Артурская , потому что заселять её начали после русско-японской войны в 1905 году. Один из жителей села по фамилии Бондырев, 1880 года рождения, как следует из архивных данных, был участником легендарного боя крейсера «Варяг».

В 1920 году Афанасий Васильевич окончил первый класс начальной школы. На этом обучение в школе закончилось и его сразу взяли работать в колхоз.  Специального образования у него не было, да в то время было важно просто желание трудиться. На практике понятия «обучение» и «работа» шли вровень.

Как только у молодого юноши выпадали  выходные, он со своими друзьями приходил на деревенские посиделки.  Там он познакомился с красивой девушкой, ее звали  Федоркова Варвара Максимовна. Они стали встречаться.

18 сентября 1933 года Лискинским райвоенкоматом Воронежской области Афанасий Васильевич был признан годным к строевой службе. В советских войсках служил сапером. После службы в армии ему пришлось переехать в с. Саломатино Камышинского района Сталинградской области, где он жил и работал некоторое время.  Потом Афанасий Васильевич с Варварой Максимовной все- таки решили пожениться. Свадьбу сыграли  в селе Саломатино.

19 июня 1941года Афанасию Васильевичу исполнилось 30 лет. У него были большие планы. К сожалению, война поменяла весь уклад жизни, нарушила все планы.

В конце 1941 года, когда немцы подходили к Сталинграду, Главнокомандование приняло решение о строительстве железной дороги на участке Иловля-2 - Саратов. Началась тяжелая работа: за сутки в строй вводилось по восемь километров пути, однако вражеская авиация не раз бомбила стройку, "рвала" железную дорогу. Приходилось восстанавливать разрушенные пролеты и двигаться дальше. Только для сооружения участка от Иловли до Петрова Вала путейцы переместили свыше двух миллионов кубометров грунта, построили 209 различных сооружений, уложили свыше 330 км главных и станционных путей. В августе 1942 года по ветке Иловля-Петров- Вал прошли первые поезда, а в сентябре открылось движение на участке Петров Вал-Саратов легендарной Волжской рокады.

18 ноября 1942 года Змеева Афанасия Васильевича в должности бригадира девятой дистанции пути Петров Вал Сталинградской железной дороги отправили на железную дорогу.  К этому времени он уже имел восьмилетний производственный стаж.

С первых же дней рокада приобрела стратегическое значение и сыграла, без преувеличения, историческую роль в Сталинградской битве: в сторону Сталинграда поезда перевозили боеприпасы и боевую технику, а обратно - эвакуированное с заводов оборудование. В грозные годы войны коллектив Петроввальской дистанции пути обеспечивал бесперебойную работу железнодорожного узла, тем самым внес неоценимый вклад в победу советских войск под Сталинградом.  Я горжусь тем, что Змеев А. В.  в это тяжелое время был среди них. Рельсы. Шпалы. Поезда. Визг пуль и грохот снарядов. Эта картина на всю жизнь запомнилась моему прадедушке.                                                              

После войны Афанасий Васильевич продолжил работу на Петроввальской дистанции и жил на станции Соломатино.

Из 37 - летнего стажа работы,  29 лет Афанасий Васильевич проработал  на  Петроввальской дистанции Приволжской железной дороги бригадиром. Это была тяжелая работа, но ему она нравилась. Трудно было жить в те времена. Разруха, голод. Афанасию Васильевичу  приходилось и днем, и ночью находиться на своей работе, а Варвара Максимовна воспитывала своих и  чужих детей, вела домашнее хозяйство. Несмотря на это, у них была большая и дружная семья!

У семейной четы Змеевых было 7 детей. Первый их ребёнок - Змеев Иван Афанасьевич -   стал шахтёром в городе Донецке (Украина). Вторая - Змеева Анна Афанасьевна -   работала стрелочником на станции Саломатино. Когда вышла замуж, то уехала жить на станцию Лапшинская.  Третьим был сын  Змеев Пётр Афанасьевич, который работал в городе Пензе строителем. Четвёртой родилась Змеева Валентина Афанасьевна. Она работала на фабрике ткачихой в городе Камышине. Пятый - Змеев Виктор Афанасьевич -  закончил институт в городе Харьков и работал главным инженером на шахте в Луганской области.  Следующая - Змеева Мария Афанасьевна -  работала крановщиком башенных кранов в г. Волгограде. Последним в семье родился Змеев Александр Афанасьевич - мой дедушка.              

За многолетний  добросовестный труд на железной дороге Афанасий Васильевич награжден многими медалями, среди них  медаль «За трудовую доблесть» (1951г),  орден «Трудового Красного Знамени» (1971г). Уволился Змеев Афанасий Васильевич с работы  по старости и ушёл на пенсию в 1971 году. Умер 30 ноября 1993 года.

Александр Афанасьевич Змеев

Найти свою дорогу в жизни, свое призвание, свое дело – это огромное счастье. Афанасий Васильевич всю жизнь проработал на железной дороге и свою любовь к работе  передал своему сыну Александру Афанасьевичу.

 Змеев Александр Афанасьевич родился 28 апреля 1953 года, в селе Саломатино, Сталининградской обл. В 1970 году окончил  среднюю школу и  пошёл работать на железную дорогу монтёром пути. Проработал там до призыва в Советскую армию. Служил он не так как сейчас 1 год, а целых два года и получил звание сержанта. После службы  в армии  вернулся  на работу монтером пути 1 разряда. Здесь же,  в селе  он познакомился на танцах с молодой девушкой, Миловановой Ниной Александровной. Женился. У них родились сын Юра (мой папа) и дочь Оля.

В 1980 году Александр Афанасьевич окончил курсы повышения квалификации и был назначен  бригадиром пути. С апреля 1986 года после очередных курсов повышения квалификации был назначен на должность дорожного мастера 9 разряда. Александр Афанасьевич  проработал в этой должности до 2004 года.  Мог бы работать дальше, но он перенёс первый инфаркт сердца. После этого случая его назначили слесарем- ремонтником пятого разряда. А на должность дорожного мастера был назначен его сын  - Змеев Юрий Александрович. Каждый год на день железнодорожника ему вручали премию в размере  50 рублей. Позже премия стала чуть больше - 200- 300 рублей. Александр Афанасьевич  38 лет  работал на железной дороге. Работа железнодорожника связана со сложными условиями: она осуществляется  в любое время суток, при любых погодных и климатических условиях. Труд железнодорожника в любой сфере необычайно ответственнен. Для того, чтобы избежать нарушений графика движения, поломок транспортных средств или путей, не допустить аварий, нужно быть ответственным, внимательным и бдительным.

За свою работу он, как и отец, тоже имеет награды.  Первая награда была в 1989 г.- это  именные часы от министра путей сообщения. За многолетний  добросовестный труд на железной дороге Александр Афанасьевич награжден знаком «Почетный железнодорожник» (1991г). В январе 1996г. было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». В мае 1996 г. Александр Афанасьевич стал  делегатом на всероссийском съезде железнодорожников в Москве.

Он сказал мне, что  работа ему  нравилась, поэтому не захотел уезжать в город, остался  в деревне на своей станции, где прожил и живёт  по настоящее время. Воспоминания о годах  работы остались у него только хорошие.  Между околотками были соревнования, за победы давали призы.  Долгое время околоток № 31,  дорожным мастером которого был Александр Афанасьевич, считался образцовым. Дедушка любил встречать и провожать поезда.

В газете «Легкий день» от 22 октября 2012 года я прочитала: «Петроввальцы гордятся и своими бывшими работниками. Это ветеран труда Александр Змеев (дорожный мастер, почетный работник железной дороги), Бухалкин Николай Андреевич…». Приятно, что люди знают и гордятся моим дедушкой.

Юрий Александрович Змеев

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить обучение или куда пойти работать, то есть выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии важен, ведь это твоя будущая работа, ежедневный труд. Следовательно, профессия важна не только в материальном плане, она должна приносить удовлетворение.                      

Мой папа - Змеев Юрий Александрович решил продолжить  традицию семьи. Он родился 25 июля 1975 года в селе Саломатино.  Окончив школу  в 1992 году,  он был  призван в армию, где прослужил 2 года.                                                                     В это время в нашей стране были трудные времена. На Северном Кавказе началась первая  чеченская кампания и Юрий Александрович попал в Северную Осетию. Он  участвовал в боевых действиях в  Чеченской республике в звании старшины . Там был награждён двумя наградами:  медалью « За отличие в воинской службе» ( 1995 г.) и  орденом « За заслуги перед Отечеством 2 степени» ( 1995 г.).  Вернувшись домой,  он поступил в Волгоградский техникум железнодорожного транспорта.  В 1995 г. женился на  Брыкушиной Татьяне Алексеевне. Окончив техникум, стал работать на железной дороге монтёром пути, а в 2004 году стал мастером пути. 

Отправляясь в путешествие по железной дороге, не каждый из нас задумывается над тем, что за добрый, благополучный путь во многом ответственность несут путейцы. Люди, стоящие "у колеса", те, кто и в дождь, и в мороз, и в летний зной обслуживают вверенный им участок железнодорожного пути и следят за его надлежащим состоянием. И вот уже на протяжении 19 лет  Юрий Александрович работает  на станции Соломатино, заботится о безопасности пассажиров. 

 У Юрия Александровича есть сын Александр, который  всё- таки  решил стать  железнодорожником, как отец, дедушка и прадедушка. По окончании 9 классов он поступил в школу интернат № 7 РЖД,  где изучил основы этой нелегкой работы на железной дороге. В 2013 году поступил в Самарский государственный университет путей сообщения («СамГупс»). Там ему предстоит учиться 5 лет. После окончания университета, я думаю, приедет на родную станцию  и будет набираться опыта вместе с папой на железной дороге.

 

 

 

Заключение:  

В каждой династии железнодорожников есть человек, с которого все начиналось. Тот, кто по осознанному выбору или волею судьбы пришел работать на стальную магистраль и прикипел сердцем. А потом его дети и внуки тоже сознательно выбрали эту стезю. И хотя времена сменились и сегодня не так много общественного внимания к трудовым династиям, на железной дороге эта традиция сохраняется. Примером тому может служить моя семья – семья Змеевых.                                        Беседуя со своими родственниками, я испытывала гордость! Ведь не у каждого такой замечательный и самоотверженный  прадедушка, такой трудолюбивый и добросовестный дедушка. Ну а папа – целеустремленный и на него всегда можно положиться. На  брата тоже большие надежды возложены.

Проанализировав собранный материал, я пришла к выводу, что мои родные - люди достойные уважения. Изучать родословную необходимо, чтобы история рода не исчезла бесследно, и потомки имели возможность познакомиться с жизнью своих близких и далеких предков.  Собранные мной материалы о жизни и трудовой деятельности Змеевых Афанасия Василевича, Александра Афанасьевича, Юрия Александрович, Александра Юрьевича доказывают, что трудовую деятельность семьи Змеевых можно считать династией железнодорожников. Железная дорога стала поистине дорогой жизни для четырёх поколений семьи Змеевых.

Кем я буду после школы, я пока не решила, у меня для этого ещё есть время. Но одно я знаю точно, что постараюсь быть достойным представителем моей большой семьи.

Литература:  
  1. Газета «Легкий день» от 22 октября 2012 г.
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://kamyshin.ru/