Путешествие в мир одного слова

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в развитии интереса
учащихся к истории языка. С помощью проекта я хочу убедить, что знать русский
язык – это не только умение правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю,
происхождение. Уроки по лексике вызвали у меня большой интерес, но не все мои
одноклассники заинтересовались этой темой. Эта проблема побудила меня к
созданию проекта.

Цели и задачи проекта


Целями и
задачами моей работы является:

 

1. Исследовать богатство, ёмкость слова рано в этимологическом словаре О.Н.Трубачёва.

 

2. Выявить
предполагаемое повышение интереса
участников образовательного
процесса к данной теме в
программе восьмого класса в зависимости от изменения формы подачи материала.

 

Для
достижения вышеуказанных целей
необходимо решение следующих задач:

 1. Исследовать изменение значения слова в
процессе этимологического толкования.

 2.
Проследить, как изменяется значение слова
при употреблении его в различных
странах с учётом особенностей отдельных грамматических и фонетических
категорий.

 3.Наглядно
проиллюстрировать различное значение
слов (создать иллюстрированное приложение к содержательной части
этимологического словаря О.Н.Трубачёва на примере одного слова).

 4.
Провести анкетирование учащихся нашего класса на предмет интереса к изучаемой
теме до и после выполнения исследовательской работы.

Гипотеза


Предполагается
выяснить значение и употребление слова «рано» в группе славянских языков.

Аннотация проекта

Данный текст отражает поэтапное исследование
этимологии одного слова по словарю О.Н.Трубачева, направленное прежде всего на то, чтобы пробудить интерес к
науке «Лексика», вызвать стремление у учащихся больше узнать о русском языке и
о славянских языках вообще и воспитать уважительное отношение к слову. Я поставил себе целью отправиться в длительное путешествие по этимологическому словарю О.Н.Трубачёва, чтобы
исследовать единственное слово «рано»
и впоследствии сделать так, чтобы моим ровесникам такое путешествие тоже
оказалось интересным и увлекательным. Я предположил, что вызвать интерес к
этому путешествию можно в том случае, если
«рассмотреть слово» в буквальном смысле слова.

Целевая аудитория

учащиеся 7-8 классов.

Результат проекта

Результат проекта –
оформление в печатном виде книги с иллюстративным материалом, подтверждающим
богатство русской речи и языковое родство славянских народов. В итоге
подтвердились мои гипотезы о том, что объект моего исследования – слово «рано» - необычайно многогранен по своим
значениям. Значения эти неожиданны, очень интересны. Они действительно «будят и
будоражат мысль». Одно слово, а в разных языках это и «раннее утро, и вспаханное поле, и рыбы, и свадебные обряды, и
различные растения. Можно обнаружить неожиданные связи значений слов с
городами и странами, появляется желание заняться изучением биологии, истории,
обрядов, да и просто рыбалкой, отправиться в путешествия, лучше узнать свой
край

Практическая значимость проекта

Данная работа может быть
использована на уроках русского языка по теме «Лексика».

Перспективы развития проекта


Моя
исследовательская работа - это только начало пути, работа восьмиклассника. Но в
будущем возможно более глубокое изучение «этимологии» других слов, представленной с научной точки зрения
русскими учеными. А может быть, появится возможность более профессионально в дальнейшем иллюстрировать словари
О.Н.Трубачёва для будущих школьников? Мне такая идея представляется интересной…Но,
возможно, будет поиск других, кроме иллюстративных, способов изучения лексики:
сбор материала о жизни слова в языке, о его значениях, функционировании.

Список использованных источников


Список
литературы:

 1. М.М.
Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос,В.В.Львов Русский язык, 8 класс, М.:Дрофа,
2014

 2. Н.Н.Лисовой
Над страницами О.Н.Трубачёва-Волгоград: типография лицея №8 Олимпия, 2008г.

 3. Этимологический
словарь славянских языков. О.Н.Трубачёв Праславянский лексический фонд.вып.32,
изд-во Москва, Наука, 2005г.

 4. Блокнот
сталинградца ,Трубачёв О.-Волгоград, издательство лицея Олимпия, 2010г.

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Не указан