Фото из конверта

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение "Верхнегнутовская средняя общеобразовательная школа" Чернышковского муниципального района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Уникальная фотография




Фото из конверта.





Авторы:




Научные руководители:
Короткова Лариса Степановна






2013 г.



Объект исследования: 

Изучение военной истории родного края.

Предмет исследования: 

Рассказ об истории происхождения фотографии

Проблема исследования: 

Выяснить период появления фотографий. Использовать данный эпизод при изучении истории родного края.

Цель исследования: 

Установление взаимосвязей между биографией участника освобождения хутора и военной  историей малой родины.

Гипотеза исследования: 
Задачи исследования: 

Сохранение страниц истории родного хутора для потомков, формирование умения хранить память,привлечение внимания земляков к военной истории малой родины.

Перечень использованных источников:  

В ходе исследования мы использовали различные источники. Провели встречу с  бывшим учителем  и первым руководителем школьного музея Мордовцевым Виктором Дмитриевичем. Работали с материалами и фотографиями из архива  школьного музея. Изучили переписку следопытов школы с участниками освобождения хутора в период Великой Отечественной войны и Зинаидой Матвеевной Лещук (мамой  погибшего лейтенанта В.Лещука), личные письма В.Лещука.

Обоснование выбора использованных источников: 

При помощи названных источников мы смогли провести своё исследование, выяснить историю и период возникновения описываемых фотографий.

Описание источников: 
Основная часть:  

В нашем музее хранится переписка следопытов школы 60-70х годов с участниками освобождения хутора Верхнегнутов в период Великой Отечественной войны. Перебирая пожелтевшие письма, мы увидели старое фото. На снимке два юноши. На обороте надпись: «Володя с товарищем  Илюшей. Мы были в лесу, и я их сфотографировала. Село Пестрецы, средняя школа, девятый класс».

Мы заинтересовались увиденным фото. Кто этот юноша?

Как же сложилась его судьба? Потом увидели ещё несколько любопытных снимков. На них изображены  могила, учащиеся школы и жители хутора в мае 1966 года.

Мы приняли решение узнать о событиях, разворачивавшихся в нашем хуторе в период Сталинградской битвы. Эта битва имела огромное значение в исходе Второй мировой воны. Она нашла яркое отражение в литературно – художественных произведениях. Подвиги защитников славного Сталинграда нашли своё отражение в художественных произведениях и фильмах.

В.С.Гроссман  роман  «Жизнь и судьба». Бондарев Ю. В., роман «Горячий снег»(1970г). В.П. Некрасов,   повесть «В окопах Сталинграда» и т.д. А сколько ещё неизвестных судеб героев войны хранится в памяти нашего народа. Каждый день и каждый час солдаты нашей армии, жертвуя ценою собственной жизни, шли в бой, в разведку, на задание.  Их действия приближали победу. И наша задача узнать  как можно больше у современников событий Великой Отечественной войны о том времени.

В ходе исследования мы встретились с ветераном труда, учителем и бывшим руководителем школьного музея, стоявшего у истоков его создания Мордовцевым В.Д. Виктор Дмитриевич рассказал нам историю фотографий.

Юноша, запечатлённый на фотографии участник Великой Отечественной войны Владимир Лещук. В период окончания Сталинградской битвы участвовал в освобождении  хутора.

К событиям Сталинградской битвы в 1943 году было приковано внимание всего мира. Решалась судьба  исхода не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой, х. Верхнегнутов находился в Сталинградской области на границе с Ростовской. По  историческим данным  фашисты  вступили  на территорию Сталинградской области  именно в нашем районе и покинули область тоже через наш Чернышковский район. Оккупация района длилась полгода. С 24 июня по 3 января 1943года. Но этого времени хватило,чтобы нанести тяжёлый ущерб народному хозяйству.

Близилась к завершению Сталинградская битва. Фашисты яростно сопротивлялись при отступлении.На хутор Верхнегнутов  наступала 47 гвардейская дивизия.В ночь на 1 января 1943 года завязался последний бой за Верхнегнутов. Под натиском наших солдат немцы отступали с большими потерями.

Жительница хутора Наталья Измайловна Крылова услышала стон в саду своего домовладения. Вместе  с  советскими солдатами  она пошла на голос и увидела молодого офицера, который лежал в луже крови. Солдаты перенесли раненного в дом к Наталье Измайловне. Она сделала ему перевязку, но ранение было тяжёлое. Через два часа боец умер. Из найденных документов было установлено, что убитый был 19 летним лейтенантом  Владимиром Демьяновичем Лещуком.Утором его похоронили в саду семьи Крыловых.

Закончилась война, наступила мирная жизнь. Восстанавливалось народное хозяйство. Но память о страшных военных буднях оставалась в сердцах людей.  Из беседы с Мордовевым В.Д. «В 60-е годы следопыты хутора  Верхнегнутов начинают заниматься сбором информации о событиях Великой Отечественной войны.  Учащиеся проводят встречи с участниками войны, их родственниками. По итогам встреч оформляют биографические альбомы. Завязывается переписка с участниками освобождения хутора. Ребята собирают по крупицам эпизоды военной истории малой родины. В этот период и начинается  переписка с мамой  погибшего Владимира Лещука.

Из ее писем следопыты узнали о погибшем лейтенанте.

«Родился Володя  1 августа 1923года в г. Бугуруслан. В школе учился хорошо, был вежливым и общительным, много читал. В октябре 1942 года он окончил артиллерийское училище и получил назначение в Тамбовский гвардейский полк. В составе этого полка  В.Лещук участвовал в освобождении нашего хутора.

С фронта Володя писал очень трогательные письма. Иногда писал стихи,которые в промежутках между боями читал своим товарищам.

В одном из писем маме были вот эти строки:

«Ты просишь писать тебе часто и много,

Но редки и коротки письма мои

У писем моих не простая дорога

И часто писать мне мешают бои.

Враги недалёко, но в сумке походной

Я писем начатых несчётно ношу

Не хмурься, я выберу часик свободный,

Настроюсь и сразу их все допишу.

« Мне сейчас очень тяжело,надо быть командиром. Под моим командованием будут бойцы в возрасте папы, а я ещё такой молодой. Правда ростом я вымахал намного выше папы, но у меня нет опыта, а надо и авторитет не потерять и людей не обидеть.

В создавшейся обстановке это трудно, но ты не думай, что я тот же, каким уехал. Я возмужал и умею себя сдерживать, и уж пусть папа не думает, что я тот маленький сынок, как он меня дразнил.  Пусть он не беспокоится, в спину пули я не получу, а ты, мама, не расстраивайся,авось,всё обойдётся благополучно, ну а если что и случится, то не плачь: значит так надо».

Из беседы с В.Д.Мордовцевым мы узнали, что в 1966 году  на могилу к сыну приехала мама Володи. Был солнечный сентябрьский день. Все жители хутора от мала до велика, собрались на памятном месте в саду у могилы.

Жителей хутора тронули слова женщины: « Сегодня у моего Володи большой праздник. Сколько цветов ему принесли. Не выбирал он место для смерти, но умер там, где живут хорошие, добрые люди.

В 70-е годы все находящиеся на территории хутора захоронения  были перенесены в братскую могилу, где был установлен памятник  всем погибшим при  освобождении хутора.  Памятник находится  в  центре хутора Верхнегнутов. Учащиеся школы ухаживают за могилой воинов. У памятника проводятся митинги.

На этом закончился рассказ об истории фотогафии. Но работа нашей группы продолжается. В нашем школьном музее много материалов,посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Мы будем  продолжать сохранять память о событиях тех далёких лет, рассказывать в своих работах и школьных экскурсиях не только землякам и учащимся нашей школы, но и всем интересующимся историей людям.

 

 

Заключение:  
Литература: