Фотографии из бабушкиного альбома

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Комсомольская средняя общеобразовательная школа"





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Уникальная фотография




Фотографии из бабушкиного альбома.





Авторы:




Научные руководители:
Пилипенко Елена Эрностовна






2013 г.



Объект исследования: 

Нелегкая судьба моей бабушки Зыгало В.М.

Предмет исследования: 

Трудные военные и послевоенные годы моей бабушки.

Проблема исследования: 

Глубже познакомиться с историей моей семьи.

Цель исследования: 

- изучать истории своей семьи;

- собрать материал о человеке, изображённом на фотографии;

- подробнее узнать о жизненном пути и судьбе моей бабушки – Зыгало Валентины Михайловны.

Гипотеза исследования: 

Постараюсь узнать, кто мои  предки, чем они занимались и в каких исторических событиях участвовали.

Задачи исследования: 

- изучить семейный архив;

- используя воспоминания бабушки и других родственников, описать события жизни моей бабушки;

- отразить собственное мнение на эти события;

-   воспитывать в себе и окружающих активную жизненную и гражданскую

позицию.

Перечень использованных источников:  

Семейные фотографии.

Обоснование выбора использованных источников: 

На этих фотографиях изображены мои предки, о которых я мало знаю.

Описание источников: 

Пять бабушкиных фотографий с её комментариями.

Основная часть:  

     Мы с сестрой очень любим рассматривать старые чёрно-белые фотографии в бабушкином альбоме. Каждый пожелтевший листочек – это новая история, которую мы слушаем, затаив дыхание. Не знаю почему, но эти фотографии (или карточки, как называет их моя бабушка) вызывают у меня трепетное отношение к людям, изображённым на них.

    Вот и сейчас у меня в руках  несколько фотографий, реликвии нашей семьи. На них моя бабушка Зыгало Валентина Михайловна. Непростая у неё судьба. На ее долю выпало немало невзгод, огорчений, лишений, трудностей, но от этого её сердце не ожесточилось, скорей наоборот: наполнилось нежностью, заботой и любовью к окружающим её людям. Даже сейчас, будучи человеком преклонного возраста, она старается прийти всем на помощь, быть полезной и делом, и советом. И действительно: добрый совет нам так нужен подчас, а дать его может тот человек, который многое в жизни повидал.

    Бабушке было семь лет, когда началась война. В декабре 1941 года на войну забрали её отца, Михаила Ивановича Гринченко. В эту ночь родилась бабушкина младшая сестренка. Девочку назвали Таисией. Потом она умрет от болезни, едва дожив до года. Всего в семье было семь детей. Старший брат Виктор уехал в Сталинград учиться на врача. Бабушкина мама целыми днями работала на колхозных полях, а вся домашняя работа легла на хрупкие плечи семилетней девочки - моей бабушки. Это ей пришлось нянчить младших братьев и сестёр, готовить им пищу, кормить их, стирать на всю семью.

    Враг все ближе подходил к городу Сталинграду, все труднее становилось жителям области. Несмотря на голод, начавшийся в деревнях, правительство издало указ о том, чтобы жители, имеющие хозяйство, отдавали большую часть продовольствия на фронт. Если в хозяйстве имелась курица, нужно было сдать на фронт 100 яиц, если была корова, сдай 10 килограммов масла, если держишь свинью, то обязательно сдай 100 килограммов мяса и шкуру, независимо от того неслись ли куры, доилась ли корова, выросла ли свинья. Люди были обречены на голодание.

    Чтобы не умереть от голода, люди ходили в поле, ловили сусликов и употребляли их в пищу. Когда исчезли суслики, ловили и ели ежей. В некоторых дворах ели кошек, собак и даже лягушек. Люди рыли коренья, сушили их в печке, толкли в ступе, делали из них лепешки и ели. Нам, живущим сейчас, дико осознавать, что всё это могло служить пищей, но детям 30-40 годов приходилось быть не столь разборчивыми в еде. Тогда, в те трудные годы люди были рады всему, что можно было употребить в пищу. Однажды зимой, чтобы найти хоть какое пропитание и накормить голодных детей, бабушкиной маме Елизавете Ивановне пришлось по льду переправляться на другой берег Волги: там находился скотомогильник.   Погрузив на санки двух дохлых телят, она тут же отправилась обратно домой. Шла она ранним утром, когда еще было темно, не заметила майну, широкую полынью, и провалилась под воду. Санки с поклажей пошли на дно. Чудом удалось путнице выбраться из воды на крепкую льдину. После этого она долго болела, не вставая с русской печи. И на плечи её дочери -моей бабушки - легла ещё большая нагрузка: ей вдобавок к работе по дому необходимо ещё было ухаживать за больной мамой. Голод всё сильнее буйствовал по Поволжью. Одна за другой умерли две младшие девочки от истощения и слабости.

    Больше всего мне запомнилась история о том, как бабушкина мама поехала в Сталинград, в институт к бабушкиному брату Виктору. Потом она рассказывала детям: «Долго ждала Виктора в институте и не заметила, как, сидя на ступеньках, уснула. Когда проснулась, услышала, как что-то грохочет на улице. Тут пришел Виктор. Спрашиваю у него: «Что случилось? Откуда такой шум?». Виктор ответил: «Дождь собирается идти, грохочет гром. Вы, мама, поскорей уезжайте из города». Я не сразу поняла, в чём дело». Только посадив мать на теплоход, он признается: «Мама! Немцы вошли в Сталинград!».

    В 1943году Виктора забирают на войну. Он будет служить рядовым стрелком. 8 августа того же года на брата придет похоронка. Еще раньше пришла похоронка на отца. Так в некогда большой и дружной семье всё меньше оставалось родных. Ничем не восполнимая горечь утраты близких пронзала души детей и взрослых.

    Хотя защитники Сталинграда удерживали натиск немцев, иногда по ночам фашистские самолеты бомбили город Камышин, что стоит на правом берегу Волги. Когда горела Камышинская нефтебаза, пожар был виден с противоположного берега Волги, из села Политотдельского, где жила моя бабушка. Огромное пламя огня устремлялось в небо, освещая, как днём, близлежащую территорию, а потом на долгие, долгие километры тянулся шлейф чёрного дыма. Бомбили немцы и Политотдельское. Их целью был склад заготовленного зерна, стоявший на берегу, но бомбы, сброшенные самолётом, проносились мимо и падали в воду. Бабушка рассказывает: «Когда бомба падала в Волгу и взрывалась, поднимался огромный столб воды, вылетали стекла в окнах домов, открывались двери. Во время бомбёжек люди с ужасом слушали гул вражеских самолётов, свист падающих бомб и оглушительные взрывы снарядов».

Во дворе, где жила бабушка, был расположен военный штаб. Дом бабушкиной семьи был очень большим, поэтому было решено разместить в нём штаб. В летней кухне висели карты. Детей туда не пускали. У калитки стоял часовой.

    Очень тяжело было не только людям военным, трудно было жить и в тылу. На работу уходили ранним утром, а возвращались поздним вечером. За один трудодень выдавали 30 граммов зерна. Бабушка работала на току, ходила на прополку зерновых вместе с другими ребятами. В длинную шеренгу на поле выстраивались дети, и, проходя между колосками пшеницы, отыскивали и вырывали сорняки.

    В школу тогда ходили за 3 километра. Валенок не было - ходили в валяношках (так в народе называют короткие валенки). Весной, чтобы не промочить обувь, её снимали и переходили лужи босиком. Отопления в школах не было. Занимались по два класса вместе. Но дети с удовольствием и радостью ходили в школу, настолько велика была тяга к учёбе.

    Бабушка вспоминает день Великой Победы: «Позвонили в сельсовет и сказали, что война закончилась. В школе построили детей на линейку и торжественно объявили об окончании войны. Все радовались, но до конца ещё не верили в такое счастье. Потом фотографировались. В селе появились машины с солдатами, возвращавшимися домой. И хотя мы получили похоронки, все равно надеялись и ждали, что кто-то из наших близких сейчас приедет, но так и не дождались.»

    Когда моя бабушка стала взрослой, она много лет проработала начальником отделения связи. За многолетний добросовестный труд она награждена различными отраслевыми наградами, имеет звание «Ветеран труда». Она и сейчас продолжает трудиться, только теперь уже дома, помогая родным: детям, внукам, правнукам. Кому носки свяжет, кому сказку расскажет, кому пирожок испечёт, а кому и советом поможет. Я помню свою бабушку с тех самых пор, как стала осознавать себя. Она всегда рядом, всегда может меня понять и помочь мне. Она моя лучшая подруга и ангел-хранитель. Хочется, чтобы она согревала нас своей душевной теплотой как можно дольше.

Заключение:  

Я со своими родителями решила и дальше исследовать историю своей семьи, разговаривать со старшими родственниками и записывать интересные факты и даты из истории нашего рода. Думаю, что моим потомкам будет интересно узнать, кто их предки, чем они занимались и в каких исторических событиях участвовали.

        Хорошие отношения в семье создаются сознательно — следует любить и уважать людей, рядом с которыми живешь, почитать старших. А для того, чтобы ценить своих родственников — близких и далеких, родных и приобретенных — лучше знать, кто из них кем нам приходится, где лежат его корни.

 

Литература: