Ты юность моя - комсомол

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрунинская средняя общеобразовательная школа Камышинского муниципального района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




Ты юность моя - комсомол





Авторы:
Полетаева Виктория,
Джавоян Хатун,
Джавоян Венера




Научные руководители:
Хохлов Павел Анатольевич






2013 г.



Объект исследования: 

Объектом нашего исследования является молодежное объединение Советского Союза - Комсомол

Предмет исследования: 

Устные, письменные, документальные источники, а также предметы материальной культуры связанные с исследуемым объектом

Проблема исследования: 

Современная молодежь недостаточно знает о комсомоле. его историческом значении для страны.

Цель исследования: 
  1. Поиск в средствах массовой информации материалов связанных с историей комсомола.
  2. Встреча с жителями села, организация переписки с выпускниками школы, бывшими комсомольцами, для сбора информации о комсомольской организации села Петрунино.
  3. Изучение собранного материала, проведение экскурсий и уроков на основе  оформленной экспозици "Ты юность моя - комсомол"
Гипотеза исследования: 

Насколько необходим для современной молодежи исторический опыт комсомола. Есть ли необходимость в настоящее время создния молодежных объединений и если есть то с какой целью.

Задачи исследования: 
  1. Поиски людей, которые были комсомольцами, чтобы взять у них интервью.
  2. Сбор материала (фото, письменные и документальные источники, вещи) отражающие эпоху комсомола.
  3. Изучить дополнительные сведения о комсомоле.
  4. Оформить экспозицию по теме "Ты юность моя - комсомол".
  5. Проведение экскурсий, уроков.

 

Ты юность моя – комсомол

 План проведения исследования

№ п/п

Мероприятия плана

Сроки

Ответственные

 

Определение темы исследования

сентябрь

члены совета музея

 

Поиск источников в средствах массовой информации

сентябрь-октябрь

Полетаева В.

 

Поиск информации о комсомоле в Интернете

сентябрь

Джаваян Х.

 

Работа с материалами школьном музее, не представленными в экспозициях

до 10 октября

Джаваян В.

 

Поиск односельчан комсомольцев

сентябрь-октябрь

члены краеведческого кружка

 

Сбор информации, письменных, документальных источников у жителей села Петрунино

октябрь

члены совета музея

 

Посещение районного краеведческого музея

ноябрь

Хохлов П.А. рук. шк. муз

 

Изучение, систематизация полученной информации

октябрь

члены совета музея

 

Оформление экспозиции «Ты юность моя – комсомол»

до 25 октября

Хохлов П.А., члены совета музея

 

Проведение экскурсий

в период действия экспозиции

члены совета музея

 

Размещение исследовательской работы на сайте Miroznai.ru

до 8 декабря

Хохлов П.А., члены совета музея

 

Перечень использованных источников:  
  1. Комсомольский билет Агафонова Александра Игнатьевича, участника Сталингралской битвы.
  2. Куртка бойца ССО "Республика".
  3. Железнодорожные сигнальные флажки проводника студенческого отряда проводников.
  4. Пилотка отрядной вожатой студенческого отряда вожатых Бочкарёвой Елены.
  5. Зачетная книжка Динер Ольги, участника "Ленинского зачёта"
  6. Фотографии отражающие деятельность комсомольцев (ССО, проводники, вожатые, участники комсомольских конференций)
  7. Значки комсомольской тематики.
  8. Комсомольское знамя школьной комсомольской организации.
  9. Грамоты за достигнутые показатели в работе.
  10. Характеристика комсомольца, удостоверения, мандат комсомольской конференции
Обоснование выбора использованных источников: 

Выполняя поставленные цели был собран богатый материал по исследуемому вопросу. Предложенные источники выбраны в связи с тем, что они наиболее ярко отображают деятельность комсомольцев,каждый из предлагаемых источников рассказывает о разных этапах комсомола: участие комсомольцев в ВОв, трудовая деятельность, студенческие строительные отряды, учебная деятельность. Так же можно сказать о межнациональных отношениях так как имеются материалы из бывших союзных республик.

Описание источников: 

Иточники выбранные для проведения исследования по теме "Ты юность моя - комсомол"

  •   Куртка бойца ССО (студенческий строительный отряд) «Республика». Владелец куртки выпускник ВГПИ г. Волгограда Бабкин Александр, комсомолец, член ССО «Республика». Куртка имеет отличительные знаки бойца ССО: шеврон комиссара отряда, Волгоградский студенческий отряд, надпись ССО «Республика», значки бойца ССО указывающие годы участия в составе ССО. В составе отряда участвовал в строительстве животноводческих построек в Жирновском район Волгоградской области. Отряд помимо основной деятельности занимался воспитательной работой, в составе отряда были не благополучные несовершеннолетние. Вместе с курткой получены фотографии,на которых изображены студенты на стройке, а также во время отдыха.
  •  Знамя комсомольской организации Петрунинской школы. Знамя было передано музею после его открытия. Знамя красного цвета, на одной стороне полотнища изображен комсомольский значок и надпись Комсомольская организация школы, на другой надпись Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи и шесть орденов, что является подтверждением того что это знамя комсомольское.
  • Комсомольский билет Агафонова Александра Игнатьевича, участника Сталинградской битвы. Билет принадлежал семье Агафонова А.И., был передан в школьный музей его дочерью после смерти отца. Комсомольский билет не имеет фотографии, очевидно ввиду того, что дата вступления 1939, возможно не было фотографа (установить не удалось). Сохранность документа удовлетворительная.
  • Красноармейская книжка гвардии сержанта Агафонова А.И. Книжка указывает , что Александр Игнатьевич был командиром отделения.
  • Зачетная книжка участника «Ленинского зачета»   Зачетная книжка принадлежит Динер Ольге, которая сохранилась у нее со школьных лет. Изготовлена самостоятельно из бумаги. Имеет запись о сдаче зачета.
  • Железнодорожные сигнальные флажки.   Флажки принадлежат члену студенческого отряда проводников «Экспресс» Хохлову П.А. Изготовлены из ткани красного и желтого цвета закрепленные на древке. Вместе с флажками получены фотографии бригады проводников «Экспресса», а также рабочие моменты работы с пассажирами.
  • Мандат делегата IV районной комсомольской конференции Юстус Лидии Фридриховны.  Мандат выдан 20 декабря 1969 года, имеет форму прямоугольника красного цвета, изготовлен из бумаги, в хорошем состоянии.
  • Копии плакатов выпущенные в СССР. Плакаты посвящены деятельности комсомола в разные годы. (Уменьшенные копии)
  • Копии грамот комсомольцев села Петрунино. Грамоты получены членами ВЛКСМ за трудовую деятельность, активное участие в общественной жизни, грамоты выданные правление колхоза учащимся работавшим во время летних каникул в летним трудовом лагере.
  • Благодарственное письмо Джизакского горкома КП Узбекистана Динер Ольге.   Благодарственное письмо выдано за сбор хлопка-сырца. Данное письмо показывает нам, что комсомол не имел национальных границ.
  • Учетная карточка члена ВЛКСМ Динер Л.Ф.     Учетная карточка отражает персональные данные члена ВЛКСМ, его участие в общественной жизни комсомольской организации.
  • Комсомольские значки.   Значки представлены как оригинальные, так и в виде иллюстраций, отражают принадлежность к комсомолу, рассказывают о деятельности членов ВЛКСМ.
Основная часть:  

Ты юность моя – комсомол

В бой нас водил Корчагин,
В космос Гагарин вёл.
Братск, Самотлор, Магнитка –
Всё это комсомол.
Внукам своим расскажем,
Как мы по жизни шли,
Что мы создать сумели,
Что мы сберечь смогли.

В. Сухорадо

29 октября 2013 года исполняется 95 лет коммунистическому союзу молодежи – комсомолу, самой многочисленной молодежной организации, когда-либо существовавшей на планете.

В разные годы это общественное объединение носило различные названия: РКСМ, РЛКСМ, ВЛКСМ. Современные юноши и девушки без помощи старших затрудняются в расшифровке этой аббревиатуры. Что же касается людей старшего поколения, то для большинства из них комсомол – это очень памятное, дорогое, а зачастую и самое лучшее в личной судьбе, биографии. Потому, что комсомол – это их юность, прекрасная сама по себе, потому, что комсомол – это символ молодости и созидания, ярких неординарных идей, интересных дел и смелых поступков.

Комсомол – это целая эпоха, эпоха великих свершений и дел, это символ мужества и героизма, беззаветного служения Отечеству. В его Летописи есть великие страницы: комсомольские стройки от края и до края нашей Родины, освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири, возведение Байкало-Амурской магистрали, ударная работа в заводских цехах и на фермах, в учебных аудиториях и научных лабораториях. Не только большие дела, но и малые: молодежные бригады, Ленинский зачет, политучеба, конференции, спартакиады, концерты, озаренные жаром молодых сердец, были свидетельством причастности каждого к важному общему большому делу.

 Давайте же вспомним, кто был комсомольцем, что это значит наш комсомол; и пусть познакомятся с ним те, для кого комсомол лишь непонятное слово.

 Февральская революция 1917 года способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. В 1917 году в Петрограде организационно оформился Социалистический союз рабочей молодёжи.

   29 октября – 4 ноября1918 года прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи, на котором было провозглашено создание РКСМ, поэтому 29 октября 1918 года стало днём рождения комсомола.

Остановимся на некоторых моментах биографии комсомола.

Стремление отстоять честь и независимость Родины комсомол проявил ещё в период становления РКСМ, в годы гражданской войны и военной интервенции. Комсомол направил в 1918-20 годах в Красную Армию свыше 75 тыс. своих членов. Героически сражались с врагами будущие писатели Николай Островский и Аркадий Гайдар, командир бронепоезда Людмила Макиевская, комиссары Александр Кондратьев и Анатолий Попов и многие другие.

После гражданской войны комсомол восстанавливал народное хозяйство, активно участвовал в индустриализации и коллективизации, в культурной революции. В 1929 году комсомол провёл первую мобилизацию молодёжи на новостройки 1-й пятилетки. При активном участии комсомола были построены очень много заводов, в том числе и Сталинградский тракторный завод.

Комсомольцы оказывали активное содействие в проводимой государством борьбе с безграмотностью и детской беспризорностью. В 1930 году комсомол взял шефство над всевобучем, выступил инициатором создания вечерних школ для малограмотных.

 Значительная роль в победе в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов принадлежит комсомольцам и молодёжи. Уже в первые дни войны сотни тысяч молодых патриотов, комсомольцев-добровольцев вступили в ряды Вооруженных Сил. Они уходили на фронт со школьных выпускных вечеров и студенческой скамьи.

Члены ВЛКСМ составляли до трети личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота, то есть почти 50 процентов всех комсомольцев страны. В памяти народа будут вечно жить имена комсомольцев, совершивших героические подвиги. Ярким примером героизма, стойкости и мужества был подвиг защитников Брестской крепости, среди которых были сотни комсомольцев.

В первые дни оборонительных боев Красной Армии мир узнал о молодом летчике Николае Гастелло, который направил свой горящий самолет на колонну вражеских войск. 

 В списке героев Великой Отечественной войны и 19-летний комсомолец Александр Матросов. Он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота у деревни Чернушки, что решило исход боя целого батальона. 

18-летняя Зоя Космодемьянская ушла на фронт добровольцем. При выполнении задания она была схвачена гитлеровцами. Ёе жестоко пытали, но Зоя молчала, а перед смертью обратилась к людям, которых немцы пригнали на казнь: «Что вы стоите, понурив головы! Мне не страшно умирать за свой народ, за свою Родину. Нас много, всех не перевешают. Жгите, бейте фашистов! Травите этих фашистских гадов! Победа будет за нами!» Именем Зои Космодемьянской была названа пионерская дружина Петрунинской школы, пионеры переписывались с учащимися школы в которой училась Зоя, оформляли альбомы, посвященные отважной девушке.

Во время войны из нашего села на фронт ушло много мужчин, молодых людей. Одним из них является комсомолец Агафонов Александр Игнатьевич, после окончания школы его призвали на фронт, отправили учиться на минометчика. После окончания курсов его направили под Сталинград, где он получил ранение, участвуя в расчете подразделения «Катюш»

На оккупированной территории, молодёжь активно включилась в партизанское и подпольное движения.  

Беспримерный героизм проявили члены подпольных комсомольских организаций «Молодая гвардия» (Краснодон), «Партизанская искра» (Николаевская область), Людиновская подпольная комсомольская группа и другие.

Таков далеко не полный список героев-комсомольцев, отдавших жизнь за Родину.

Подлинный патриотизм проявляли сельские комсомольцы в борьбе за высокие урожаи военных лет. Мужчин, ушедших на фронт, заменяли молодые колхозницы. Только в 1941-1942 годах специальностью тракториста овладели 180 тысяч девушек. В нашем селе этой специальностью овладели девушки Ушакова Александра Филипповна, Безверхова Зинаида Николаевна.

Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В 1954-55 годах по путёвкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая, Сибири выехало свыше 350 тыс. молодых людей. Их труд был настоящим подвигом.

Традицией комсомольцев вузов стали студенческие строительные отряды. Масштабы их деятельности ежегодно расширялись. Ударные комсомольские стройки: 63 ключевых народнохозяйственных объекта объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Сформированы Всесоюзные отряды численностью более 70 тысяч человек, на новостройки направлено свыше 500 тыс. молодых людей.

Комсомол – шеф над развитием нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири, районов Дальнего Востока, зоны Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола.

Наши односельчане-комсомольцы, также принимали участие в студенческих отрядах. Например:

Бабкин Александр, в составе ССО «Республика» принимал участие в строительстве животноводческих построек в Жирновском районе Волгоградской области, в составе их отряда были неблагополучные дети, с которыми они вели также воспитательную работу;

Во время летних каникул многие предприятия открывали для детей своих сотрудников пионерские лагеря, в которых воспитателями и вожатыми были комсомольцы студенческого отряда вожатых, об этом нам рассказала Бочкарёва Елена, бывшая вожатая пионерского лагеря имени Ю.Гагарина. Прежде чем попасть в лагерь вожатой, нужно было пройти обучение, затем на базе одного из лагерей стажировку и только потом вожатого направляли в лагерь для работы с детьми;

Еще одним многочисленным студенческим отрядом был отряд проводников «Экспресс», членом этого отряда был Хохлов Павел. Он рассказал, что для того чтобы стать членом бригады проводников нужно было в течение года посещать теоретические курсы, сдавать экзамены, приготовить форму и только после этого отправиться в стажировочную поездку. А дальше самостоятельные поездки по маршрутам. Волгоград – Москва, Волгоград – Киев, Волгоград – Казань.

Школьники Советского Союза – члены трудовых объединений участвуют в патриотическом движении «Мой труд вливается в труд моей республики», в период летней трудовой четверти во всех школах работают лагеря труда и отдыха. В нашей школе также был такой лагерь, учащиеся принимали участие в работе на овощных плантациях, животноводческих фермах, учащиеся старших классов помогали убирать урожай, работая на комбайнах. Об этом говорят грамоты, которыми были отмечен труд учащихся-комсомольцев в летний период.

Одной из форм, как сейчас говорят самосовершенствования или самообразования, был «Ленинский зачет», чтобы его получить учащиеся-комсомольцы должны были хорошо знать права и обязанности членов ВЛКСМ, структуру комсомола, стремиться быть политически грамотным, а также хорошо учиться, проявить себя в трудовой и общественной деятельности. Каждый комсомолец имел зачетную книжку, которую он изготавливал самостоятельно и в которую вносились результаты его деятельности. В экспозиции представлена такая зачетная книжка принадлежащая Динер Ольге.

Комсомольцы принимали участие в работе партийных, советских, комсомольских органов, представители комитетов комсомола избраны в руководящие партийные органы всех уровней.

Члены ВЛКСМ избирались членами бюро райкомов, горкомов, крайкомов, ЦК ЛКСМ союзных республик. Учительница нашей школы Подлипалина Людмила Климентьевна, будучи 2 секретарем райкома комсомола ЛКСМ Казахстана, отвечала за воспитательную работу с учащимися. Под ее руководством проводились массовые мероприятия со школьникам: пионерские слеты, торжественные линейки, обучение вожатых и многое другое.

Комсомол имеет свою символику.

ВЛКСМ не имел флага, но у каждой комсомольской организации было свое красное знамя.

Положение о знаменах комсомольских организаций утверждено 25 декабря 1984 года Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ.

Красное знамя первичной комсомольской организации представляло собой полотнище 110х135 см. На лицевой стороне в верхнем правом углу надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в центре золотыми буквами в три строки: «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи». На оборотной стороне изображен значок ВЛКСМ размером 50 см. Знамя имело никелированное навершие.

Существовали специальные комсомольские знамена для школ. На оборотной стороне у них также изображался комсомольский значок (оборотной стороной считалась правая сторона по ходу движения знаменной группы).

На лицевой стороне шесть орденов Комсомола: три ордена Ленина, орден Октябрьской революции, орден Трудового Красного знамени. В нашей школе сохранилось такое знамя, она было передано в школьный музей после его открытия.

Комсомольский билет – один из главных символов комсомола. Цвет обложки – отблеск огня Великой Октябрьской социалистической революции, частицы алого пламени боевых знамен; портрет Владимира Ильича на нем – постоянное напоминание о верности комсомольца делу и заветам Ленина.

Комсомольские значки в разные годы выглядели по разному - значок менялся со временем. С 1922 года значок имел форму знамени, в центре которого вписанная в круг красная звезда, а на ней буквы «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодёжи). В 1945 году вместо слова «КИМ» в центре значка стали писать «ВЛКСМ» (сам КИМ распался ещё в 1943 году). В 1958 году дизайн значка окончательно определился: на фоне красного знамени профиль Ленина и надпись «ВЛКСМ». В экспозиции в оригинале представлены значки дизайна 1985 года, остальные в графическом виде.

Значки ВЛКСМ изготавливались из алюминия или латуни, на булавке и на закрутке, с нанесением эмали красного цвета. Были комсомольские значки для активистов организации, значки, посвященные юбилейным датам, слётам, торжественным событиям в СССР и другие.

К символике комсомола можно отнести популярные советские плакаты, копии таких плакатов в уменьшенном виде можно так же увидеть в экспозиции. По плакатам так же можно судить о разнообразной деятельности комсомола в жизни страны.

За все время существования организации правительство отметила комсомол шестью орденами СССР.

1928 год – в ознаменование боевых заслуг, за беспримерный героизм в годы гражданской войны и иностранной интервенции орден Красного Знамени;

1931 год – за инициативу, проявленную в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успешное выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны, – орден Трудового Красного Знамени;

1945 год – за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодежи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству – орден Ленина;

1948 год – за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания молодежи, активное участие в социалистическом строительстве и в связи с 30-летием со дня основания – второй орден Ленина;

1956 год – за большие заслуги комсомольцев и молодежи в социалистическом строительстве, особо отмечая самоотверженный и плодотворный труд в успешном освоении целинных и залежных земель, – третий орден Ленина;

1968 год – за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с врагами Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительстве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений в духе преданности заветам В.И.Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ – орден Октябрьской Революции.

Заключение:  

 У каждого поколения комсомольцев было свое поле битвы, свои свершения, свои памятные вехи, но их единство в главном – в безграничной вере в правоту разума и торжество справедливости. В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось необходимым атрибутом для успешной карьеры молодого гражданина в СССР. Комсомол стал не просто массовым, а практически всеобщим.

Литература:  
  1. Кравец С.Л. Большая Российская Энциклопедия.//Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия».2009 год. Том 14. С, 715-716
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 24
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 86
  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 141
  5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 189
  6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 201
  7. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 235
  8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России ХХ век//ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 год. С. 260
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Комсомол