Музей: учителя и дети

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнедобринская средняя общеобразовательная школа Камышинского муниципального района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




Музей: учителя и ученики





Авторы:
Вера Диденко




Научные руководители:
Станкевич Евгения Вадимовна






2013 г.



Объект исследования: 

Создание и становление Музея истории школы села Нижняя Добринка Камышинского района Волгоградской области

Предмет исследования: 

Вклад учителей, учеников, жителей села Нижняя Добринка в создание и развитие школьного музея.

Проблема исследования: 

Недостаточность знаний кем, когда и как создавался школьный музей.

Цель исследования: 

Исследовать кем, когда и как создавался Музей истории школы села Нижняя добринка камышинского района.

Гипотеза исследования: 

Формирование музея проходило в три этапа:

  1. Основание и развитие музея под руководством учителя истории Суровой Татьяны ивановны.
  2. Становление музея под руководством Шарковой Валентины Федоровны.
  3. Музей - творческая мастерская.
  4. Перспективы развития школьного музея.
Задачи исследования: 
  1. Взять интервью и жителей села Нижняя Добринка, учителей, бывших учеников Нижнедобринской школы.
  2. Изучить материалы школьного музея: фотографии, письма, воспоминания, экспонаты, относящиеся к теме работы.
  3. Изучить периодическую печать со статьями о Музее Нижнедобринской школы. 
  4. Анализ собранных фактов, написание работы.
Перечень использованных источников:  
  1. Интервью Шарковой Валентины Федоровны. 
  2. Интервью директора МБОУ Нижнедобринская СОШ Капицыной Татьяны Борисовны.
  3. Письмо Суровой Татьяны Ивановны. Рукопись.
  4.  Альбом "Наш школьный музей". 
  5. Фотографии музея 90-х годов XX века.
  6. Фотографии музея в 2013 году.
  7. Газеты "Ленинское Знамя"  за 1965-1969 гг.
Обоснование выбора использованных источников: 

1. В интервью Шарковой В.Ф. и директора школы Капицыной Т.Б. рассказывается о становлении и развитии музея в период с 1979 года по сегодняшний день.

2. В письме Сурова Т.И. написала  свою автобиографию, отдельные эпизоды которой представлены в работе.

3. Фотографии альбома "Наш школьный музей" помогли узнать какие экспонаты, экспозиции  были представлены в музее в 60-70 годы прошлого века и какие мероприятия проводились в музее.

4. Фотографии  музея 90-х  годов XX века рассказали об экспозициях музея этого периода.

5. Фотографии музея 2013 года позволяют представить  музей сегодня.

6. В газетах "Ленинское Знамя" за 1965-1969 гг. содержатся статьи о музее Нижнедобринской школы и его основателе Суровой Т.И.

Описание источников: 
  1. Интервью Шарковой Валентины Федоровны. Рукопись на двух тетрадных листах с двух сторон.
  2. Интервью директора МБОУ Нижнедобринская СОШ Капицыной Татьяны Борисовны. Рукопись на одном тетрадном листе с двух сторон.
  3. Письмо Суровой Татьяны Ивановны. Рукопись. Письмо адресовано Шарковой Валентине Федоровне, написано на развернутом тетрадном листе с двух сторон. Письмо написано в 90-е гг. XX века.
  4.  Альбом "Наш школьный музей". Альбом для рисования формата А4, в мягком переплете. Содержит 10 листов, на которых расположены 14 черно-белых фотографий экспонатов школьного музея, а также мероприятий, проводившихся в музее, в  60-70 годах  XX  века.
  5. Фотографии музея 90-х годов XX века. Цветные фотографии экспозиций музея.
  6. Фотографии музея в 2013 году. Цветные фотографии экспозиций музея.
Основная часть:  

Школа села Нижняя Добринка Камышинского района Волгоградской области  - одна из старейших школ России, она была построена немецкими колонистами в 1780 году. Наше село – первое поселение немецких колонистов в Нижнем Поволжье.  В конце шестидесятых годов прошлого века  был создан школьный музей.  За годы своего существования музей получил статус краеведческого музея и стал музеем истории села.

Музей истории школы села Нижняя Добринка был основан в 1960 годы директором школы и учителем истории Суровой Татьяной Ивановной (фото 1).

Сурова Татьяна Ивановна родилась 7 января 1930 года в  селе Лопуховка Аткарского района Саратовской области. Способная ученица после окончания школы поступила в Саратовский Учительский институт. Успешно закончила его. В 1950 году начала свою педагогическую деятельность в одной из школ Саратовской области. Вскоре переехала в Камышинский район. В 1955 году была переведена в Нижнедобринскую среднюю школу учителем истории и обществознания.  /5/ Она вела большую внеклассную работу, была членом районного общества «Знание», руководитель семинара по народному образованию.  /4/ Награждена Почётными Грамотами и значком «Отличник народного просвещения». /Источник 3/. В нашей школе Татьяна Ивановна работала до 1979 года.

Татьяна Ивановна была очень увлеченным человеком. «Школьный лекторий, фотостенды и фотовитрины, монтажи, альбомы, материалы кабинета истории - все направлено к тому, чтобы воспитать у школьников глубокое патриотическое чувство…» /2/, так характеризовали Татьяну Ивановну ее коллеги. Вместе с учащимися школы она собирала материал о селе Нижняя Добринка и ее жителях, ими были оформлены стенды о жителях села – участниках Гражданской и  Великой Отечественной войн (фото 2, 3). Эти стенды стали впоследствии экспонатами школьного музея.  Проводила встречи с участниками войны. Ученики школы готовили выступления, изучая биографии героев войны. На встрече в честь Победы в Сталинградской битвы в 1966 году выступали ученики 10 класса: Людмила Сидоренко Григорий Понт-Оглы, Виктор Волков. Они  рассказывали о Николае Терентьевиче Волкове участнике гражданской войны в Испании, в советско-финской компании, в Великой Отечественной войне /7/. По итогам своих исследований, встреч с участниками войны  школьники оформляли альбомы, которые сегодня являются ценными экспонатами  нашего музея (фото 4,5).

Уже в 1967 году в кабинете истории имеются фотовитрины, портреты ветеранов Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранов труда Нижней Добринки (фото 6), альбом истории села /3/. Но школьный кабинет назовут музеем только в 1969 году /1/. Этот год и будем считать годом рождения музея Нижнедобринской школы.

Школьный музей в 1969-1979 годах был расположен в кабинете истории (фото 7). Его условно можно разделить на  две экспозиции: «Наши земляки -  защитники  Родины», «Владимир Ильич Ленин». Экспозиция «Наши земляки -  защитники  Родины»  была представлена стендами: «Наши земляки - участники Гражданской войны», «Они защищали Родину» (об участниках Великой Отечественной войны),  «Они ковали Победу в тылу». Здесь же расположена карта-план Берлина 1945 года, подарок Василия Петровича Адаменко, участвовавшего в штурме Берлина. Вся карта была испещрена всевозможными пометками – она побывала в жестоких боях, по ней сверяло наступательные операции командование одной из частей Советской   Армии /6/.

В экспозиции «Владимир Ильич Ленин» представлены материалы о жизни и деятельности В.И.Ленина, а также стенды «развертывающие летопись становления первого государства рабочих и крестьян. Наименование стендов говорит само за себя: «Создание марксистской партии», «От Февраля к Октябрю», «Дни Октября», «Ленинский план электрификации России». Для этой экспозиции руками школьников был создан уголок «Ленин в Разливе» с макетом знаменитого шалаша /6/ (фото 8).

Особенной гордостью музея был «космический сувенир» - под стеклом лежал небольшой кусочек белого синтетического шелка (фото 9). Это "частица» парашюта, на кото­ром спустился на Землю космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. История сувенира такова. Бывшая выпускница школы Тамара Циглакова побывала в тех местах, где призем­лился космический корабль «Восток-1».  Ей посчастливилось «добыть» сувенир, который она привезла в Нижнюю Добринку и передала в дар средней школе /6/.

После ухода Татьяны Ивановны Суровой на пенсию и отъезда из села Нижняя Добринка, в школу был назначен новый директор и учитель истории Скуратовская Лидия Терентьевна. Школьный музей из кабинета истории переехал в другой  более маленький кабинет на первом этаже. Приняла музей учитель русского языка и литературы Шаркова Валентина Федоровна (фото 10).

 «В каждом селении есть некий набор лиц, без которых трудно, а может даже и вовсе невозможно, представить себе само существование селения. Без них оно утратило бы свою физиономию, свой характер, больше - свою душу» - это строки из повести Михаила Алексеева «Хлеб- имя существительное».  Наше село Нижняя Добринка - не исключение. И первая в этом ряду - Валентина Фёдоровна.

Родилась Валентина Фёдоровна в Коми АССР в посёлке Сой-ю Печорского района  11 июля 1937 года. В 1947 году её семья переехала в Нижнюю Добринку. После окончания школы и Камышинского технического училища №2 начала свою трудовую деятельность в селе Семёновка Камышинского района. Потом работала вожатой, учителем пения, рисования в Семёновской школе, хотя полученная в училище профессия не предполагала этого. Валентину Фёдоровну тянуло в школу. И в 1976 году она заочно закончила филологический факультет Волгоградского Государственного Педагогического института. Вернулась в Нижнедобринскую школу теперь уже учителем русского языка и литературы и проработала в ней 24 года. Была и завучем и директором. В 2000-м ушла на пенсию. Творческая личность, «заводила» добрых начинаний, талантливая исполнительница эстрадных номеров, занялась общественной работой и музейной деятельностью. До сих пор она активно участвует в жизни села: занимается ветеранским движением, по крупицам собирает и хранит историю родного края и самозабвенно несёт её людям.

В помещении, в котором расположился музей, прорвало трубу отопления и многие экспонаты погибли. И снова переезд, теперь в здание, расположенное отдельно от школы.  Под музейные экспонаты выделили небольшую комнату. Из-за тесноты это фактически был не музей, а склад. Главной задачей Валентины Федоровны было сохранить уцелевшие экспонаты, но вместе с тем она с учениками активно собирает предметы быта, мебель, военные трофеи, фотографии, воспоминания. Ведет переписку с бывшими учителями, учениками, жителями села, покинувшими Нижнюю Добринку.

В 1986 году Председателем Сельского Совета стал выпускник школы 1970 года Клочко Александр Михайлович.  Он выделяет под музей первый (полуподвальный) этаж бывшего трактира фото 11). До этого в нем был расположен хлебный магазин. Помещение не очень подходило для музея, но зато было очень просторное. Учитель музыки Вальков Александр Иванович разделил его перегородками на три комнатки, и получилось фактически три экспозиции. В первой комнате разместилась экспозиция, посвященная истории Нижнедобринской школы: сохранившиеся экспонаты  прежнего музея (стенд «Они ковали Победу в тылу»,  альбомы); различные работы учащихся,  письма, фотографии, собранные Валентиной Федоровной. Почти все выполнено руками учеников и учителей фото 12,13). В конце 90-х годов XX века появился уголок, посвященный истории появления села Нижняя Добринка – первого поселения немецких колонистов в Нижнем Поволжье фото 14).

Вторая экспозиция посвящена быту жителей села. Здесь были представлены посуда, часы, настенные украшения, кухонные предметы (фото 15, 16).

Третья экспозиция была посвящена Защитникам Отечества. Здесь были размещены экспонаты военного периода, собранные учениками в Нижней Добринке, а также подаренные жителями села (фото 17).

В 1984 году музей прошел паспортизацию: свидетельство о  регистрации   музея № 4819 от 20 августа 1984 г.

 

В 2010 году Администрация Нижнедобринского сельского поселения и ТОСы «Добринский» и «Добрянка» предоставили музею комнаты во вновь отремонтированном здании, а также приобрели музейную мебель. В 2012 году руководителем музея была назначена учитель истории  Станкевич Евгения Вадимовна. Валентина Федоровна Шаркова – хранитель фондов музея.

Сегодня Музей истории школы – краеведческий музей, который рассказывает об  истории и жителях села Нижняя Добринка – первого поселения немецких колонистов в Нижнем Поволжье.

Музей  включает в себя   4 экспозиции:

  1. История создания села Нижняя Добринка.
  2. Предметы быта немцев Поволжья.
  3. История школы села Нижняя Добринка.
  4. Нижняя Добринка в годы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы.

Экспозиция«История создания села Нижняя Добринка» представлена двумя стендами, на которых рассказано о первых колонистах, переселившихся из княжеств Германии на берега Волги в 1764 году. Материал, представленный на стендах, является исследовательской работой учащихся школы (Фото 18, 19).

Отдел экспозиции «Предметы быта немцев Поволжья»  представлен экспонатами из фондов школьного краеведческого музея (Фото 20, 21):

  • мебелью: платяной шкаф, этажерка,  венский стул, настенное зеркало, сундук;
  • предметами быта:  настенные часы, швейная машинка, вафельница «валфельайзе»,  хозяйственная сумка «Зембель»,  коромысло «трактхольтс»,  кувшин для жидкости «крук», тарелка глиняная «телле», «теллер» и др.
  • орудиями труда: молотильный камень, самопрялка-лежак «шпинрат», и др.

Экспозиция воссоздает  быт  немецких колонистов  первой половины  XX  века.

Экспозиция «История школы села Нижняя Добринка» состоит из двух частей:

  1. «История пионерской организации школы села Нижняя Добринка»;
  2. «Учителя и ученики».

Первая часть  представлена двумя вертикальными витринами и выставкой. В первой витрине выставлены формы учащихся школы семидесятых годов  ХХ века, а также пионерские формы учащихся и формы пионервожатых (Фото 22). Во второй витрине представлены документы, фотографии и экспонаты, рассказывающие об истории пионерской организации школы. На выставке представлена атрибутика пионерской организации (Фото 23).

Вторая часть «Учителя и ученики» представлена тремя витринами, в которых размещены документы, фотографии, личные вещи учителей и выпускников школы с 1945 по 2012гг. (Фото 24) .

Отдел экспозиции «Нижняя Добринка в годы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы» состоит из двух частей:

  1. «Нижняя Добринка в годы Великой Отечественной войны»;
  2. «Жители села Нижняя Добринка – участники Великой Отечественной войны».

Каждая из частей экспозиции, в свою очередь, делится на разделы:

  • «Нижняя Добринка в первый год войны»;
  • «Нижняя Добринка в период Сталинградской битвы»;

Знакомство с экспозицией начинается со стенда «Нижняя Добринка в годы Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы».  На стенде представлен  обобщенный познавательный материал о вкладе жителей Нижней Добринки в Победу над Германией (фото 25). 

Экспозиция создана на основании  результатов поисково-исследовательской работы учащихся школы в фондах школьного музея, изучении литературы, посвященной Великой Отечественной войне.

Раздел «Нижняя Добринка в 1941г.- начале 42 г,» -  горизонтальная витрина. В ней в хронологической последовательности представлены копии документов из фондов Центра документации новейшей истории Волгоградской области и фондов школьного краеведческого музея, рассказывающие о селе в первый год войны. 

Раздел «Нижняя Добринка в период Сталинградской битвы»  представлена вертикальной и горизонтальной витриной:

в вертикальной витрине  (фото 26)  -  экспонаты (оружие и солдатское снаряжение) из фондов школьного краеведческого музея. Экспонаты  были собраны учениками, а также  переданы музею  жителями села и относятся к периоду Сталинградской битвы;

в горизонтальной витрине  -  копии документов из фондов школьного краеведческого музея:

  • Часть экспозиция  «Жители села Нижняя Добринка – участники Великой Отечественной войны» состоит из трех разделов:
  • «Книга памяти. Жители Нижней Добринки – участники Сталинградской битвы» (Фото 27);
  • «Документы и личные вещи участников Великой Отечественной войны» (Фото 28);
  • Стенда «Опаленный войной солдат», который является исследовательской работой учащихся школы об участнике Великой Отечественной войны, жителе нашего села  Рубцове Федоре Ивановиче (Фото 28).

С 2000 года при школе под руководством учителя истории Станкевич Е.В. работает краеведческий кружок. Учащиеся школы собирают материал  по истории школы, села, его жителях,  в архивах района и области. Работы учащихся пополняют фонды школьного музея. Сегодня школьный музей – это творческая мастерская, где ученики учатся исследовательской и музейной работе. Исследовательских работ учащихся в музее накопилось много, и встал вопрос о создании на их основе виртуальных экскурсий. Благодаря Администрации Нижнедобринского поселения и ТОСам в 2013 году в музее появился современный  телевизор и компьютер, и теперь многочисленные посетители школьного музея могут познакомится с историей школы, села , его жителями самостоятельно.

Заключение:  

В результате проведенных исследований была полностью достигнута поставленная цель. 

  1. Было установлено, что год рождения музея Нижнедобринской школы - 1969.
  2. Основатель музея Сурова Татьяна Ивановна. Определен вклад Татьяны Ивановны в основание музея. 
  3. В формировании фондов музея основная  роль принадлежит Шарковой Валентины Федоровне.
  4. В формировании фондов музея большое значение имеет поисковая и исследовательская работа учеников школы. 
Литература:  
  1.     Васильев А. В духе времени. «Ленинское Знамя» №51 (8492) от 29 марта 1969 года.
  2.     Вишнякова Л. Творчество педагога. Газета «Ленинское Знамя» №92(7979) от 9 июня 1967 года.
  3.     Вишнякова Л.  В тесной связи с жизнью.  «Ленинское Знамя» №147 (8034) от 14 сентября 1967 года.
  4.     Вишнякова Л. Живой отклик слушателей. «Ленинское Знамя» №177 (8064) от 4 ноября 1967 года.
  5.     Горшкова М. Влюбленная в профессию.  «Ленинское Знамя» №180 (7154) от 12 ноября 1965 года.
  6.     Стороженко В. Летопись борьбы и труда.  «Ленинское Знамя» №177 (8618) от 5 ноября  1969 года.
  7.     Сурова Т.И. Сын - о подвиге отца.  «Ленинское Знамя» №27 (7209) от 17 февраля 1966 года.