«Природные и исторические памятники»

Конкурсная работа

Номинация «Историко-краеведческие путеводители»
_______________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Содержание

Паспорт маршрута
Введение 
Объекты маршрута  
Заключение     
Литература 

Эколого-краеведческий маршрут
"
Природные и исторические памятники"

Паспорт маршрута

  1. Местонахождение – на юго-западе от посёлка Новая Надежда.
  2. Наименование экскурсионного маршрута – “Природные и исторические памятники”.
  3. Протяжённость маршрута - 5000 метров.
  4. Время прохождение маршрута – 2 часа.
  5. Пеший способ передвижения посетителей по маршруту.
  6. Движение – от МБОУ «Новонадеждинская СОШ» в северном направлении до памятника танкистам, в юго- западном направлении по степи до родника, в юго-восточном направлении от родника  до школы.
  7. Землепользователь – Новонадеждинское сельское поселение
  8. Постановление о создании маршрута – 25 .09.2013 приказ № 93.
  9. Назначение экологического маршрута – формирование экологической и исторической культуры населения, проведения экскурсионной и опытной работы, исследовательской деятельности.
  10. Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, экологического мониторинга, и научно-исследовательская работа.
  11. Организации Общества охраны природы, участвующие в создании и использовании тропы – МБОУ «Новонадеждинская СОШ»
  12. Наличие экскурсоводов на тропе и их категория – учащиеся МБОУ «Новонадеждинская СОШ», 4 человека

Основные объекты осмотра:

  1. Пришкольный участок МБОУ «Новонадеждинская СОШ»
  2. Памятник героям  танкистам
  3. Аллея тополей
  4. Участок степи
  5. Родник п. Новая Надежда

Введение

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. Учитывая, как скудна, но по-своему красива природа нашего   посёлка, мы должны её изучать и беречь. У нас имеются природные памятники и исторически значимые места, мы, учащиеся Новонадеждинской  школы посёлка Новая Надежда Гордищенского района, вместе с нашими учителями решили разработать эколого-краеведческую  тропу по родным местам.

В 2013 – 2014 учебном году   мы разработали эколого – краеведческий маршрут,  состоящий из трех объектов. Нас это заинтересовало, и мы решили в 2014 – 2015 учебном году продолжить работу и добавили к нашему маршруту еще два объекта.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема экологического и патриотического воспитания среди молодежи стоит очень остро.

Объяснительная записка

Школьная экологическая тропа – это проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и ценителей природы и истории. В содержании экскурсий включаются сведения о героическом прошлом нашего поселка, а также о растениях и животных,  их взаимосвязи, о единстве человека и природы, проблемах взаимоотношения человека с природой. По ходу экскурсии  используются рассказ о подвиге героев – танкистов, художественные описания природы в прозе и стихах, высказывания великих людей. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира, пробуждает у детей  приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой. Предназначена для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране историко-природных объектов, повышать экологическую, историческую грамотность экскурсантов. Наша тропа должна быть эмоционально насыщенной и информационно ёмкой.

Цели и задачи экологической тропы:

  1. Расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах;
  2. Совершенствование навыков умения видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и умения комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
  3. Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны; прививать чувство любви к родному краю.
  4. Совершенствование навыков исследовательской работы в природе.

Учебная экологическая тропа предназначена для школьников, которая является организованной, так как предназначена для прохождения с проводником.

В основу трассировки экологической тропы положена существующая дорожно -тропиночная сеть.

Тропа не представляет опасности и сложности для прохождения (не имеет крутых склонов, осыпей и т.д.).

Информативность достигается путем буклетов, рассказов экскурсоводов, планировки самой тропы.

Привлекательность тропы в том, что мы посещаем исторические и природные объекты. Тропа не проходит монотонно, на пути встречаются своеобразные природные достопримечательности (деревья различных пород, цветы, растения степи, родник), памятник героям - танкистам.

Предполагается, что в начале пути каждый участник сможет получить буклеты с изображением маршрута и описанием каждого объекта.

Создание учебной экологической тропы тесно связано с программным материалом по школьным предметам. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и деятельностью человека.

На тропе две роли, две "должности":экскурсовод и ведущий.Обычно ведущий - самый  знающий из всех. Он встречает экскурсантов возле  школы, объясняет цели   и задачи тропы, ведёт ребят по тропе, прощается с ними на последнем остановочном пункте. Экскурсовод - не менее важная  "должность". Он много читает, постоянно пополняет список своих знаний. Главное правило для экскурсоводов: расскажи как можно больше интересного и полезного и ответь на любой вопрос.

В назначенное время группа экскурсантов собирается перед школой. Возраст учащихся различен. Это могут быть как ученики начальной школы, так и старшеклассники. В зависимости от возраста выбираются длина маршрута, остановочные пункты, продолжительность экскурсии. Необходимо вести экскурсию понятным языком, уметь подстроиться под настроение слушателей. Во время рассказа экскурсовода полезны вопросы к ребятам. Важно, чтобы на тропе не было односторонней связи "экскурсовод-экскурсант".

Объекты маршрута

Объект 1.  Пришкольный участок МБОУ «Новонадеждинская СОШ»

Экскурсия по тропе начинается со школьного двора.

Наша школа была построена в 1992 году. В этом же году были высажены первые  лиственные деревья: тополь пирамидальный, вяз, берёза и акация. В последующие годы высажены: сирень, яблоня, вишня, слива, каштан, сосна. На территории  нашей школы находится 9 цветочных клумб.

Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.  На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В объекты школьной учебной экологической тропы мы включили наиболее известные ребятам растения, каждому из которых "посвятили" остановочный пункт. Всего этих пунктов получилось восемь: "Сирень", "Береза","Сосна", «Акация", «Яблоня». Объект экскурсии -маленькое открытие для каждого- не только посетителя, но и экскурсовода. Экскурсоводы не просто называют видовые растения, ареалы распространения, цифры. Они рассказывают легенды, связанные с теми или иными растением, вспоминают знакомые песни.

"Сирень"

По-французски сирень называют "Lilas" - "лиловый". В странах Западной Европы и Америки связывают название растения также с преобладающей окраской цветков - лиловой. Слово это персидское и обозначает просто "цветок". В Иране и Турции сирень имеет весьма интересное название - "лисий хвост", возможно, из-за формы соцветий (удлиненные пушистые соцветия напоминают распущенный хвост лисицы).

Научное название растения происходит от греческого "syrinx", что означает "трубка", "дудочка". Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга.

Почему у сирени цветы фиолетовые? Ответ даёт легенда: "Давным-давно все цветы не отличались по окраске друг от друга. И попросили они семицветную радугу подарить каждому цветку какой-либо цвет. Всё цвета раздала радуга, остался только фиолетовый. И в этот  последний цвет окрасились лепестки сирени.

«Сосна»   

Вот уже не  легенда, а история. Откуда пошла поговорка: "Уничтожил, как сосну"?

Экскурсовод рассказывает ребятам о размножении и "проценте рождаемости" этого растения. Вывод предлагается сделать экскурсантам. Он напрашивается сам собой: "Уничтожил то, что нельзя восстановить, потерял безвозвратно. Ведь сосна – трудно восстанавливающееся растение".

Сосна, сосна! Душистый лекарь!
Как мне нужна твоя смола!
Скорей, скорей мне в жилы вбрызни
Свое спокойствие и мир –
Единственно прекрасной жизни
Зелено-синий эликсир!

А. Граши

Сосна обыкновенная (лесная) – PinussylvestrisL.

Сем. Сосновые Pinaceae

Ученые полагают, что родовое латинское название произошло от кельтского слова Pin- скала и связано с тем, что сосна очень часто выбирает места, где другие деревья не живут: скалистые обрывы, крутые склоны гор. Древнегреческая же легенда утверждает, что растение получило название по имени нимфы Питис. Сильно любила Питис веселого и озорного бога Пана, покровителя рыбаков и охотников. И так же сильно ревновал ее Борей, бог холодного северного ветра. Из ревности он превратил нимфу в красивое вечнозеленое дерево, получившее название  Pinus. А Пана часто изображали с сосновым венком на голове.

О происхождении русского названия нет единого мнения. Слово это древнего происхождения, по предположениям, оно произошло либо от дославянского слова «hasan» - серый, из-за цвета коры, либо от слова «sор» - сок, из-за сочности, смолистости дерева. У многих народов сосна почиталась наравне с дубом. Она являлась символом жизни у северных народов, символом плодородия и бессмертия – в Малой Азии, вечности и долголетия – в Японии, верности долгу и принципиальности – в Китае. В связи с этими представлениями ее использовали в различных ритуалах, обрядах, праздниках. В Древней Греции без нее не обходились

праздничные пляски, посвященные богу вина и виноделия Дионису, у славянских народов ее употребляли для погребальных костров, на свадьбах, по сосне пытались предсказывать будущее, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов. Смола входила в состав курительных смесей, используемых в религиозных обрядах. Любят сосну в России за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит она человеку. «Сосна – самое прекрасное и свободное дерево России», - писал М. М. Пришвин. А в народе говорили: «Нет дерева выше сосны». «Где выросла сосна, там она и красна». В истории с сосной связан один любопытный случай. В начале XYIII в. Васильевский остров на Неве был покрыт густым сосновым бором. Петр I увидел в этом лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры – музея природных диковинок.

Как показывают археологические и письменные источники, смола сосны применялась с глубокой древности не только с лечебными целями, но имела различное хозяйственное назначение. Ею склеивали предметы обихода, наконечники стрел и копий, она была составной частью бальзамирующих составов. Греки  впервые научились получать скипидар. Занимались смолокурением и в Киевской  Руси. Использовали смолу в качестве клея, сжигали для освещения улиц, кипящую смолу лили на головы врагов при защите осажденных городов, включали в состав зажигательных смесей, смолили ею морской такелаж. С появлением в России морского флота смолы требовалось все больше и при  Петре I учредили смоляную повинность. Продукты, получаемые из смолы, используются в 70 отраслях промышленности, без них невозможно производство камфоры, красок, пластмасс, лаков, бумаги, кино- и фотопленки и многого другого.

Сосна – одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок 5000 лет тому назад. Смола сосны использовалась для лечения ран, размягчения опухолей. Дым от сжигания сосны, по утверждению Авиценны, «делает красивей ресницы, заставляет их расти, препятствует слезоточению, заполняет язвы в глазу и укрепляет зрение» . Кора сосны использовалась в качестве вяжущего средства.

На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта.  Противоцинготные свойства хвои сосны были известны народам Сибири, промысловикам и мореходам. Во время Великой Отечественной войны сотрудниками Ботанического института разработаны способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокадный голод.

В народной медицине используют сосновые почки, хвою «зерна» живицы, а также скипидар, канифоль, деготь.

Почки применяют в виде отвара как мочегонное и отхаркивающее средство, в виде ингаляции – при заболеваниях верхних дыхательных путей. Из хвои готовят ванны при подагре и рахите. Скипидар используют при ревматических болях. Смолу (живицу) собирают со стволов,  крупинки проглатывают при кашле. Деготь входит в состав мазей и мыл и применяется для лечения экзем, чесотки, псориаза и других кожных заболеваний. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства. Сосна выделяет в окружающий воздух большое количество фитонцидов, активных даже против туберкулезной палочки. Поэтому воздух в сосновом лесу не только стерилен, но и оказывает противомикробное действие в дыхательных путях. Не случайно противотуберкулезные санатории размещают в сосновых лесах.

Сосна – крупное дерево до 30 - 40 м высотой с диаметром ствола до 1 м. предельный возраст 350 – 400 лет. В молодом возрасте крона пирамидальная, но со временем нижние побеги засыхают, и крона приобретает шаровидную форму.  Вечнозеленость сосны служила объектом множества загадок у разных народов. «Зимой и летом одним цветом», «Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан». Сосна неприхотлива, морозостойка, засухоустойчива, поэтому растет и на голых скалах, на совершенно сухих песках и на болотах. Сосна дает ценную древесину, годную для строительства, столярных изделий. Сосновые леса богаты ягодами, грибами. Всякой живностью и лекарственными травами – они неоценимое богатство России.

Живите в покое и силе
Как вечная сказка земли,
Зеленые сосны России –
Бессмертные сестры мои.

Г. Фатеев

«Берёза»                                   

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

Экскурсия продолжается с вопросов: «Почему  берёза - единственное растение в мире, у которого белый цвет коры», "почему берёза белая, и какие преимущества дает ей этот цвет?"Береза повислая (береза бородавчатая) – BetulapendulaRoth. Береза пушистая.

Сем. Березовые.

Березу называют деревом-пионером. Она быстро захватывает любой свободный клочок земли – заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог. Удивляться этому не приходится: дерево ежегодно обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительные расстояния.

Береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Поэтому обычно в лесу ее рано или поздно ее вытесняют другие деревья, в особенности ели.

Береза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – бетулин. Если вы в черном пиджаке или пальто неосторожно прислонитесь к стволу молодой березы, на одежде появятся белые пятна, как от мела.

Если поранить ствол березы ранней весной, из него начинает сочиться по каплям березовый сое – прозрачная, чуть сладковатая жидкость. Такое           « кровопускание»  для дерева вредно. Растение при этом истощается, а через ранку в живые ткани попадают вредные микроорганизмы, которые вызывают разнообразные заболевания дерева.

Родовое название Betulaпроисходит от латинского слова beatus – осчастливленный, блаженный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая.

У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза – символ света, сияния, чистоты, женственности.

В Троицу пастухи из березы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нем корова и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы – тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм. В народных песнях, сказках, преданиях – береза символ весны и родины. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.
Бела береста – да деготь черен.
Для врага и береза угроза.
Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
Береза ума дает (о розгах).
Зелена, а не лег, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Береза давно и широко использовалась человеком как в хозяйственной деятельности, так и при лечении различных заболеваний. О разнообразии применения березы в крестьянском быту говорит загадка: стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертое – дряхлым пеленанье (банный веник, березовый сок, лучина, береста на разбитые горшки).

В народной медицине листья березы широко используют в виде настоев в качестве мочегонного и потогонного средства, а также при ревматизме. Во время Великой Отечественной войны настой из березовых листьев употребляли как напиток, содержащий витамин С в качестве общеукрепляющего средства. В медицине почки березы применяют при бронхитах, при заболевании печени. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Деготь входит в состав мази Вишневского. Активированный березовый уголь в виде таблеток применяется в качестве адсорбента при отравлениях.

Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.

«Акация»

(лат. Acacia) — крупный род цветковых растений семейства Бобовые (Fabaceae). Произрастает   преимущественно в Австралии, Африке, Мексике и Азии. Часто украшает среднеевропейские оранжереи (теплицы).

Акация растение, символизирующее бессмертие.

Пользовалась величайшим почитанием у древних египтян и евреев. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение "зажглось, но не горело", когда ангел обратился к Моисею. Гофер — дерево, использовавшееся израильтянами при постройке Скинии и Ковчега Завета, — являлось разновидностью акации. Священный характер акация носила и у арабов в языческий период их истории. Из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный затем Мухаммедом. По мнению исследователя масонства А. Пайка, из веток акации состоял "терновый венок", водруженный на голову Иисуса.

Основанием к восприятию акации в качестве символа бессмертия служила ее особенная стойкость и жизнеспособность. В культ акации, по-видимому, трансформировался изначальный символизм мимозы. Согласно коптской легенде, это растение было первым, что использовали при поклонении Христу. Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости.

Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновения человека. Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала дружбу и платоническую любовь.

«Яблоня»

Род листопадных деревьев и кустарников  с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Наиболее распространены: яблоня домашняя, или культурная (Malusdomestica), к которой относится большинство возделываемых в мире сортов.

В мифах и легендах разных стран и народов яблоко обладает разносторонним символическим значением. В христианской традиции с яблони начинается история человечества – ведь, по библейской легенде, именно она была тем райским Древом Познания добра и зла, плоды которого на свою беду вкусили наши прародители, поддавшись искушению лукавого Змея. За что и были извержены из Рая: Адам – чтобы в поте лица добывать хлеб свой, Ева – в мучениях рожать детей своих. Но яблоко, как мифический плод, известно не только в христианстве. Мы знаем "яблоко раздора" в греческом сказании о Парисе и золотые "яблоки Гесперид" из подвигов Геракла.

На свадьбе Пелея и морской нимфы Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью "Прекраснейшей". В спор за него вступили богини Гера, Афродита и Афина. Троянский царевич Парис был избран судьей в этом споре. Парис вручил яблоко Афродите, которая пообещала ему помочь получить спартанскую царевну Елену. Похитив Елену, Парис увез ее в Трою, что послужило поводом к Троянской войне.

Согласно древнегреческому мифу о Геракле, самым трудным его подвигом на службе у Эврисфея был последний, двенадцатый подвиг: он должен был найти на краю земли золотое дерево, охранявшееся звонкоголосыми Гесперидами вместе со стоглавым драконом, никогда не смыкавшим глаз сном, и добыть три золотых яблока.

Одно из величайших научных открытий нового времени, по легенде, тоже связано с яблоком. Считается, что Ньютон пришел к закону всемирного тяготения, обратив внимание на яблоко, упавшее с ветки, и впервые задумавшись над тем, почему, собственно, предметы падают вниз.

Мифы и легенды о яблоках есть и у славян. У русских, как и у некоторых других народов, есть мифы о молодильных яблоках. По преданию, этим сказочным плодам часто сопутствовала живая вода. За тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а слепцу умыть глаза водой из колодца – будет видеть...

На Руси девушки гадали на яблоках о будущей любви. А в народе существует легенда, что яблоки обладают особой силой исполнения желаний в праздник Преображения Господня, отмечаемый 19 августа. В народе он зовется Яблочным Спасом, поскольку именно в этот день на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

 Наш маршрут пролегает мимо цветущих клумб, на которых можно увидеть цветы различных сортов. Сажают и ухаживают за цветами учащиеся нашей школы вместе с классными руководителями.

Циния — род однолетних и многолетних трав и полукустарников семейства Астровые (Asteraceae). Некоторые виды циннии — популярные декоративные красивоцветущие растения. Название растениям из Мексики было дано Карлом Линнеем в 1759 году в честь Иоганна Готтфрида Цинна (1727—1759), профессора фармакологии.Цветёт с середины июня до заморозков.

 Астра (лат. Aster) — род травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae), включающий более 200 видов, широко распространенных в культуре как декоративные растения с красивыми цветами (на самом деле это не отдельные цветки, а соцветия). Астры — однолетние и многолетние корневищные травы с простыми листьями. соцветия — корзинки, собранные в сложные комплексы в виде щитка или метёлки; краевые цветки — язычковые, их окраска очень разнообразна; центральные — мелкие, трубчатые, как правило, жёлтого цвета.

 Бархатцы (лат. Tagétes) — род однолетних и многолетних растений семейства Астровые, или Сложноцветные. Название произошло от имени внука бога Юпитера — Тагеса (Tages), славившегося своей красотой и умением предсказывать будущее. Происходят из Америки, где дико произрастают от Нью-Мексико и Аризоны до Аргентины. В некоторых странах Европы и Латинской Америки высушенные цветы употребляются как приправа, известная в России и на Кавказе под названием имеретинский шафран.

Листья употребляются в Мексике от перемежающейся лихорадки, худосочия, запоров и как мочегонное и потогонное средство, а в больших дозах — как рвотное.

Петуния, или Петунья— род травянистых или полукустарниковых многолетних растений семейства Паслёновые высотой от 10 см до 1 метра. Происходит из тропических регионов Южной Америки, главным образом Бразилии, в естественных условиях растёт в Парагвае, Боливии, Аргентине и Уругвае.

Известны разные классификации гибридов, включающие множество разновидностей и сортов, которые не могут считаться ботаническими таксонами, и применяются только в коммерческих целях. В культуре с XVIII века. Гибриды, появившиеся более ста лет назад, разводятся как однолетние садовые или балконные декоративные растения, применяются обычно для горшечной культуры. Красивые крупные и яркие цветки с разнообразной окраской сделали Петунию популярной среди цветоводов.

Роза — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник (лат. sa) выращиваемых человеком. Большая часть сортов роз получена в результате длительной селекции путём многократных повторных скрещиваний и отбора. Некоторые сорта являются формами дикорастущих видов. В большинстве случаев розы теплолюбивы, но есть виды, растущие в условиях сурового климата.

Объект 2.  Памятник героям - танкистам

После войны здесь лежала голая выжженная степь. В годы Сталинградской битвы земля горела. В  х. Новая Надежда шли ожесточенные бои. Приходилось видеть на этих землях не только осколки и гильзы, люки от танков. Остовы разбитых машин. Следы минувшей войны мы видим не только по страницам истории, но и по экспонатам и документам музеев.

На нашем пути монумент установленный прямо в открытом поле, в полутора километрах западнее хутора Новая Надежда.

Волгоградский облисполком в 1968 году решил увековечить Память Героев Советского Союза танкистов А.Ф. Наумова, П.М. Смирнова, Н.А. Вялых, П.М. Норицына, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины, и установить на месте подвига памятник. На монументе надпись: «Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. 21 января 1943 года в бою за хутор Новая Надежда смертью храбрых погиб экипаж советского тяжелого танка…»

Во время атаки танк прорвался расположение противника. Его огнем и гусеницами уничтожено до 15 пулеметных гнезд, 5 землянок. Фашисты сосредоточили свой огонь на тяжелом КВ и, наконец, подбили его. Экипаж до последнего патрона продолжал держать оборону. Почти пять часов шел неравный бой. Не сумев взять танкистов живыми, гитлеровцы облили машину бензином и подожгли её. Включив на полную мощность рацию, танкисты запели «Интернационал».

До недавнего времени считали, что экипаж боевой машины 344-го танкового батальона 91-й танковой бригады состоял из четырёх человек: командира – лейтенанта А.Ф. Наумова, механика – водителя – старшины П.М. Смирнова, командира орудия – сержанта  П.М. Норицына и радиста – сержанта  Н.А. Вялых. И только спустя много лет, в июне 1982 года, названо имя пятого члена экипажа танка. Им был Феодосий Георгиевич Ганус, посмертно награжденный орденом Ленина. Уточнена и дата подвига танкистов – 19 января 1943 года, а не 21-е. как считалось до сих пор.

Командир экипажа лейтенант Наумов Алексей Фе­дорович родился в 1923 году в городе Ярославле. Член ВЛКСМ. После окончания средней школы был призван в армию.

В 1942 году окончил ускоренный курс Челябин­ского танкового училища и в составе маршевой роты прибыл на Сталинградский фронт. За декабрьские бои 1942 года был награжден орденом Красной Звезды.

Механик-водитель танка KB старшина Смирнов Па­вел Михайлович родился в селе Красный Яр в 1908 году. Перед войной работал учителем рисования и физкультуры в поселке Кировский Астраханской об­ласти.

Командир орудия танка KB младший сержант Норицын Петр Михайлович родился в селе Митино Вологодской области в 1903 году, в мирные дни ра­ботал в органах милиции, а затем заведующим игру­шечной мастерской.

Радист танка KB младший сержант Вялых Нико­лай Алексеевич родился в деревне Поныри Белго­родской области в 1918 году, член ВЛКСМ. До при­зыва в армию окончил Курский финансовый техникум.

Сержант Феодосий Ганус был пятым членом легендарного экипажа. Родился в 1912г. в с. Сенокосное Акмолинской области. В 1941г. был призван в армию. Ганус хотел быть лётчиком, добился направления в авиацию. Но, попав в сентябре 1941г на фронт, оказался в танковых войсках

 

Объект 3.  Аллея тополей

Следующий объект на нашем пути – «Аллея тополей», которая была посажена жителями поселка в благодарность героям-танкистам, отдавшим свои молодые жизни, защищая наш  посёлок в годы Великой Отечественной войны.        Учащиеся нашей школы постоянно ухаживают за памятником и за аллеей.

Родина тополя точно неизвестна, предположительно — Афганистан, Малая Азия, Гималаи.Стройное дерево до 30 м высотой, с очень узкой, колонновидной кроной, одевающей ствол свободно стоящего дерева от земли. По обилию этого вида в культуре Италии, его часто называют «итальянским» или «ломбардским тополем».

Морфологически (кроме формы кроны) мало отличается от тополя черного, но экологически — очень сильно. Листья ромбические или треугольные (как у осокоря), но несколько мельче; облиствение и цветение происходит раньше, чем у тополя черного; листопад — в конце октября — начале ноября, таким образом, вегетационный период у него длиннее, а морозостойкость ниже.

В культуре встречаются главным образом мужские экземпляры крупномера (женские имеются в городах Нижнего Поволжья). Долговечность в городских посадках зависит от условий местообитания. Весьма эффектное дерево в одиночной, групповой, рядовой и аллейной посадках. Своей монументальной, пирамидальной, темно-зеленой кроной придает особый, южный характер пейзажу, напоминая стройные, пирамидальные кипарисы. Хорош для быстрого создания зеленых защитных стен. Часто используется как крупномер.

На Крымском берегу в нескольких верстах от Алушты жил честный рыбак со своею женою. Это были весьма смиренные и добрые люди. Двери их старенькой хижины постоянно были открыты для путников, которые могли найти в ней ночлег и приют. А дети-сироты и бедные вдовы могли получить здесь не только еду, но и слова ласки и утешения. Что и говорить, местные жители глубоко уважали эту семью. Хорошая слава шла о них по побережью. А близ с доброй шла слава дурная – о родных детях этих хороших людей, о трех дочерях. Старшая дочь, Тополина на вид была безобразной, небольшого роста, неловкая. А по характеру – очень презлая.

Для того, чтобы насолить соседям, она поднималась на крыши, подслушивала чужие тайны, а затем рассказывала о ним по всему побережью. Но чудовищней всего в ней было то, что она днями и ночами проклинала своих родителей за свою уродливость, за маленький рост.

Среднюю дочь звали Граната, была помешана на розовом цвете. Она попрекала родителей за то, что она не достаточно красива и ее щечки не розовые. А если бы она была розовой, подобно цветку, все останавливались бы и любовались ею с восхищением.

Относительно, Кипарисы, она была красива и весела характером. Однако под воздействием старших сестер тоже глумилась над родителями. Дескать, родили ее на свет божий ночью, а не днем, из-за этого она такая смешливая и резвая.

Непросто было родителям слышать укоры своих детей. Но что сделаешь? Любовь родителей беспомощна и слепа. Старики молча терпели выходки своих дочерей, терпели их насмешки. А, чтобы предотвратить неприятности, частенько уходили в горы. Там они могли жить по нескольку дней.

Один раз, когда они были дома, в домик ворвались все три их дочери. Разъяренные каким-то происшествием, они начали кулаками избивать отца и мать.

– О небо, – молили родители. – Есть ли такие силы, что могут защитить нас от наших же дочерей!

И как только произнесли они эти слова, неизвестно откуда раздался голос:

– Тополина! Ты проклинаешь свою мать, своего отца за то, что родилась небольшого роста. Так превратись же в высочайшее дерево, на котором никогда не будет ни цветов, ни плодов. Ни одна птица, помимо ворона, не совьет на тебе гнезда…

–Твое желание, Граната, тоже сбудется. Ты превратишься в дерево с розовыми цветками, и все будут останавливаться и любоваться ими. Но никто не будет понюхать эти красивые цветы, ведь они будут без запаха. Твои плоды будут ярко-красными в середине, не смогут никого насытить, утолить ничьей жажды, ведь они не будут созревать…

– Тебя, Кипариса, постигнет судьба твоих сестер. Ты жаловалась на свой веселый характер – ты станешь растением печальным и красивым…

Насмерть перепуганные девушки выбежали из хижины. За ними бросились родители. Но их детей уже не было: во дворе стояли три до того времени неизвестных дерева. Одно подняло ввысь свои ветви, как будто хотело стать еще выше, другое было укрыто розовыми цветами, а третье замерло в грустном молчании.

А люди назвали эти три дерева именами дочерей – тополь, кипарис и гранат.

Объект 4. Участок степи

Степь… В нашем воображении возникает представление о бескрайних просторах, о безбрежном море волнующегося седого ковыля… несомненно, целинные степи прошлых эпох отличались высоким травостоем, в котором преобладали различные виды перистых ковылей и богатое разнотравье. Они занимали большие площади, и только байрачные (балочные) да пойменные леса вносили некоторый беспорядок. В настоящее время значительные площади степей распаханы и заняты под различные сельскохозяйственные культуры. Естественная степная растительность сохранилась только на узких водоразделах да по крутым склонам, не пригодным для обработки. Но и эти участки интенсивно используются под пастбища.

Вот так писал о степи поэт П.Вяземский:

Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Знаем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душистый день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень…

Чабрец  или Тимьян (Thymus). Происхождение названия «тимьян» имеет несколько версий.  По одной – оно произошло от греческого  «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как  дыхание жизни, дух. По третьей версии  оно связано с греческим  «thyo» — «совершать жертвоприношение».  По четвёртой -  название тимьяна происходит от греческого  же  «thymiama» (фимиам).

Этимология русского названия «чабрец» до сих пор не выяснена. Большинство исследователей считают его производным от общеславянского «чабер», того же корня, что чемерица. На Руси ему  было дано множество народных наименований: чабер, чабрец, Богородская трава, боровой перчик,  дикая мята, лимонный душок, мухопал, фимиамник, тимьян (русифицированное тимус).

Тимьян или чабрец  еще со времен язычества  считался культовым, божественным растением, которое могло не только вылечить, но и оживить человека. Название   «Богородская трава»  связывают с обычаем  украшать  его букетиками  церкви в  праздник Успения Богородицы, который бывает в конце августа. Его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб  как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее, он являлся одним из ингредиентов миро. По библейской легенде  дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.

 В народной культуре  чабрец является символом воинской доблести, мужской силы. Во многих странах его считают символом плодородия и плодовитости, поэтому венки из чабреца надевали невестам.

Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком  уж всё красиво и приторно сладко,  и тогда он создал для равновесия горькие травы. Даже высушенный, чабрец способен долго сохранять свой запах. На  Украине это растение  издавна является символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае. Есть много легенд о чабреце, в основном – казацких. Это и понятно, в старину именно они чаще всего охраняли родные места от набегов чужеземцев.

Мятлик (лат. Poa) - многочисленный род многолетних, реже однолетних растений из семейства злаковкласса однодольных. Данный род объединяет около 300 видов, произрастающих в зонах с умеренным и холодным климатом северного и южного полушарий Земли. Встречаются также в тропическом поясе исключительно в горной местности. Эти растения распространены на лугах, в степях, реже произрастают в лесах, в тундрах, полупустынях. В зоне степей мятлики имеют первостепенное значение в формировании фитоценоза. На территории стран СНГ встречается 84 вида во всех климатических поясах, кроме Крайнего севера. Такие представители рода, как мятлик луговой и болотный, введены в культуру как ценные пастбищные и сенокосные растения.

Все виды мятлика хорошо растут на плодородных, рыхлых почвах в областях с умеренно влажным климатом. Мятлики относительно засухоустойчивы и холодостойкие, выдерживают затопление талыми водами до одного месяца.

Многолетние, очень редко однолетние растения высотой 10—120 (до 140) см, с ползучими подземными побегами или без них, и тогда образующие более менее густые дерновины. Стебли обычно прямостоячие, голые и гладкие, реже шероховатые. Влагалища в различной степени, иногда почти по всей длине, замкнутые, гладкие или шероховатые, редко коротковолосистые.

Язычки перепончатые, длиной 0,2—6 мм, голые или на спинке и по краю с очень короткими волосками. Листовые пластинки линейные, плоские или вдоль сложенные, шириной 1—8 (до 12) мм, обычно голые или с рассеянными волосками.

Перекати́-по́ле — это такие блеклые травянистые растения, произрастающие в степных или пустынных районах, которые оставляют после отмирания особые образования, круглые, овальные и сухие, состоящие из высохших частей и катающиеся по ветру, в виде иногда довольно больших шариков, рассеивая свои семена где попало. Начало таким образованиям дают весьма разнообразные растения и именно такие, у которых развивается ветвисто-мудроватый, но тонкий стебель с растопыренными ветвями. Под осень отмерший и высохший стебель отрывается от корня или прямо с корнем выдёргивается ветром из земли, обычно из-за депрессии, и затем переносится им по полям и степям шикарных пустынных пейзажей. По пути такой стебель захватывает соломинки, веточки других, особенно эгоистичных цепких растений, и под конец скатывается в довольно меланхоличный большой ком. В целом все это определение звучит, словно мозговзрывная ирония Мураками.

Человек "перекати-поле" - человек без корней и больших привязанностей, который с легкостью бросает одно занятие и переключается на другое, со скоростью калейдоскопа меняет места жительства и личные привязанности. Такие растения обычно плюют с высокой колокольни на дела других обитателей флоры…

Выйдешь – поневоле!
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч…

- говорит А. А. Фет в одном из своих «осенних» стихотворений.

Народ создал точное и образное слово, он же придал ему и меткое переносное значение: «перекати-поле» – это беспокойный человек, нигде не могущий найти себе пристанище, вечный странник.

Это одиночки по натуре, которым претит обычный стандарт жизни "дом-семья-карьера", и они предпочитают жить для себя и отвечать только за себя.

Некоторые "перекати-поле" - одиночки не по собственному желанию, им приходится переезжать, нигде не задерживаясь, так как они вынуждены скрываться, либо окружающие их просто не понимают и не принимают.

Третий тип "перекати-поле", на мой взгляд, - хронические неудачники, в силу внешних причин и, как правило, не без учета личных качеств. Им постоянно не везет или не хватает целеустремленности и напора. Вместо того, чтобы приложить дополнительные усилия и постараться попробовать справиться с начатым делом (нерешенной проблемой) еще раз, они срываются с места и начинают жизнь "с чистого листа".

В любом случае, люди такого типа стоят вне общества и живут не по его законам.

Человек перекати-поле - это тот идеал, который навязывает миру глобализм. Плюс к этому прогрессирующая неспособность понимания других и социальная индифферентность особи делает  нас таковыми. И вот это созиданье, бессмысленное и беспощадное, будет топтать землю уже в ближайшие десятилетия, побрякивая стальными конечностями и на ходу подзаряжая от альтернативных источников севшую батарейку своего искусственного сердца...

Астрагал. Однолетние или многолетние травянистые растения, полукустарники, реже кустарники, с развитыми или сильно укороченными стеблями, опушённые простыми или двуконечными волосками.

Листья непарноперистые, редко парноперистые, тройчатые или простые, с одним конечным листочком.

Цветки в кистях, нередко сжатых, головчатых или колосовидных. Чашечка колокольчатая или трубчатая, во время плодоношения иногда вздутая, разрываемая или не разрываемая бобом, заключенным в последнем случае в её полости.Венчик мотыльковый; лодочка тупая или островатая. Тычинки двубратственные.

Бобы двугнездные, реже одногнездные, различной формы, сидячие или на ножке, перепончатые или кожистые, иногда хрящеватые, иногда пузырчато-вздувающиеся, вскрывающиеся, с не закручивающимися, реже слегка закручивающимися, створками.

После одного из великих походов с победой возвратилось войско, и с ним - герой Автолик.  Автолик сразу же побежал домой, потому что к его удивлению мать не встретила его у ворот города. Он увидел, что матушка тяжелобольна и не может даже подняться, так болит у нее сердце. Оказалось, что за некоторое время до прихода войска в город, вестник ошибочно сообщил о гибели Автолика, и мать, безмерно любившая сына, потеряла сознание от инфаркта. И Автолик прибежал к Хирону просить помощи: «Победа будет для меня поражением, если умрет моя мать! Пусть боги лучше возьмут мое сердце!» Весь день они с Хироном искали по лесам и горам нужные растения, но они не помогали матери. Вот уже стемнело, звезды зажглись. И пришли они к Садам богини Артемиды, где та вырастила великое множество лекарственных растений (эти сады имеют реальный географический адрес - Кавказ, овеянная легендами - Колхида). Но искали слишком долго. Тогда Хирон выстрелил из своего волшебного лука прямо в звездное небо, попросив богов указать спасение. И с неба упала яркая звезда. Рассыпавшись искрами, звезда упала на заросли травы и засверкала. «Астра!» - воскликнул Хирон, - Первая Звезда! Звезда отдала всю свою силу траве. Этой травой спасли мать Автолика и тысячи других людей потом. Астрагалом прозвали эту траву. Представители рода распространены в обоих полушариях, главным образом в умеренных областях, но заходят по горным системам и в тропические области; подавляющее большинство видов (около 900) встречается на территории России и сопредельных государств, главным образом в Средней Азии.

Пижма, вообще, считается женским цветком. Есть легенда, что женщины в возрасте просили у богинь не забирать у них женские проявления, чтобы дольше оставаться молодыми и привлекательными. И богини сбросили с Олимпа яркие желто-оранжевые цветы с острым пряным запахом (пижму). С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».

А еще пижма – оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.

Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.

Лечебные свойства пижмы известны еще со времен фараонов и древнерусских купцов. Пижма применялась не только как лекарственное средство, в Древнем Египте ее использовали при мумифицировании, а древнерусские купцы с помощью тертой пижмы перевозили свежее мясо на большие расстояния. Мясо натирали и обсыпали тертой пижмой, заворачивали в материю и везли в другие города, по приезду мясо мыли и выставляли на продажу, мясо при этом нисколько не теряло своих свойств и не портилось.

Tansy – так называли пижму в средневековой Европе. По легенде название происходит от tanaceta, латинизированного греческого athansia – отрицание Танатоса, бессмертие. Может потому, что пижма цветет долго, может потому, что подобно цветкам бессмертников сухие соцветия сохраняют желтый цвет, а может и в самом деле олимпийские боги угощали пижмой юношу Ганимеда, даруя ему бессмертие.

Есть у пижмы еще одно название – pyrethrum, и еще одна красивая легенда о происхождении названия. Связана она с древнегерманскими рунами. Мистическое значение одной из них связывало это растение с плодовитостью, исцелением, созидательными силами, новыми надеждами.

Отголоски язычества тесно переплелись с христианством. Возможно поэтому в южных англо-саксонских графствах времен королевы Елизаветы, молодые листья пижмы считали ценной весенней зеленью. Их употребляли во время Великого поста для очищения организма.

В Германии на реке Мозель в районе Трира, на месте одного из древнейших поселений галльского племени – треверов, существовала очень древняя традиция, в средние века приуроченная к христианскому празднику Успенья Богородицы. 15 августа (у нас – 28) крестьяне собирали букеты из различных трав и веток плодовых деревьев и кустарников со зрелыми плодами и несли их для освящения в церкви. И часто праздник Успенья Богородицы немецкие крестьяне называли Krautwischtag, «день букетов» в очень вольном переводе.

После мессы букетами трав и ветвями плодовых деревьев украшали домашние распятия, дома и скотные дворы, защищая скот от болезней. Тысячелетняя крестьянская мудрость и накопленные вековые знания о свойствах трав, соединяясь с религиозными чувствами, несли в себе рациональное зерно – репеллентные свойства цветущих на исходе лета пижмы, тысячелистника, татарника, полыни, зверобоя и других растений действительно предохраняли домашний скот, играя роль современных дезинфектантов.

И у нас пижму использовали похожим образом – букеты пижмы заваривали крутым кипятком и обрызгивали полученным настоем пижмовыми вениками бочки для солений и квашений.

Ковыль. В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки, никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Ковыль рвать и приносить в дом нельзя - может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из-за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой», травой-защитницей, травой горя, травой - печали.

В далекие времена перед глазами путешественников, преодолевших бескрайние просторы богатырской русской степи, вздымались и падали зеленые волны травы с белыми султанами ковылей. С тех пор прошли годы, и многие ковыльные степи полегли под плугом. Если смотреть на разливы ковыля в степи, увидишь плещущиеся моря белых султанов, как бы ласково гладящих шелковыми ладонями землю и небо. Ковыль - не цветок, и букет его не внесет в дом сладкого запаха, не заставит сердце птицей забиться от восторга. Букет ковыля всего-навсего напомнит о лихо мчащихся по степи табунах диких коней, гривы которых от горизонта до горизонта ополаскивают небо. И еще он напомнит о бескрайних полях хлебов.

Когда-то гусиного лукапо лугам и лесным полянам было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили... Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.

Это небольшой род маленьких растений семейства лилейных; низкорослое многолетнее луковичное травянистое растение с шестью мелкими желтыми цветками и маленькой луковкой от 8 до 15см высотой. Это самые мелкие растения в подсемействе лилейных - высотой от 3 до 35см. Цветки собраны букетиком на невысоком стебельке. А рядом со стебельком поднимается из земли один - единственный длинный и узкий листок. Листочки околоцветника 13 -18мм длины, ланцетные, тупые, снаружи зеленоватые, тычинки вдвое короче околоцветника. Плод - шаровидная коробочка. К вечеру и в непогоду соцветия плотно закрываются, а поскольку лепестки с внешней стороны зеленоватые, они становятся незаметными для глаза. Плоды созревают в мае-июне.

Желтый подснежник цветет рано весной в апреле. Их желтые звездчатые цветки покрывают весной горные луга, щебнистые склоны и трещины скал, встречаются в степи, иногда на засоленной почве и на известняках, отдельными куртинами в лиственных лесах и на газонах в парках или, как сорняки, в посевах.

Гусиный лук растет в степях и лесах, на сухих горных склонах и в полупустынях и среди зарослей кустарников. Встречается около 100 видов в умеренной зоне Евразии, в том числе и в России, Беларуси, на Украине, Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, Средней Азии. В лесной зоне наиболее распространён Гусиный лук жёлтый (G. lutea). Многие виды Гусиного лука поедаются животными на пастбищах, но существеного кормового значения не имеют.

С лечебной целью применяются луковицы, которые заготавливаются весной - до цветения и осенью. Химический состав недостаточно изучен. Известно, что все растение содержит чесночные эфирные масла, в состав которых входит сера. Народная медицина почти не применяла гусиный лук.

Раньше отвар луковиц принимали внутрь при водянке, отеках, желтухе, бронхиальной астме. Наружно измельченные луковицы прикладывали для улучшения репаративных процессов язв, длительно не заживающих ран, эрозий. Отвар луковиц в молоке дают детям в небольших дозах при эпилепсии. Измельченные луковицы применяют как наружное средство ранозаживляющее.

Гусятник интересен и как съедобное растение. Луковички съедобны, листья со своеобразным чесночным запахом используют для приготовления салатов. Мелкие луковицы сьедобны в вареном и печеном виде. В старые времена, в неурожайные годы крестьяне собирали луковицы этой травы, сушили, размалывали и примешивали к хлебу.

Восточная медицина еще 5 тыс. лет назад считала это растение панацеей от многих болезней. Солодка голая (Glycyrrhiza glabra) принадлежит семейству бобовых (Fabaceae). В нашей стране род представлен 12 видами, но только три из них — солодка голаясолодка уральская и солодка Коржинского имеют лекарственное значение.

В Туркменистане, Казахстане, Дагестане и Азербайджане солодка нередко образует сплошные заросли на песках по долинам рек и в местах с близким залеганием грунтовых вод. Встречается в Крыму, на Кавказе и на юге Русской равнины. В народе ее назы­вают солодка гладкая, солодковый корень, солодка железистая и лакричник.

Это многолетнее травянистое растение высотой до 2 м с развитой корневой системой, состоящей из вертикального толстого корневища с большим числом отходящих от него на разных уровнях длинных горизонтальных корневищ, имеющих придаточные корни. Главный корень толщиной до 10 см проникает на глубину до 8 м, достигая водоносного горизонта. Многочисленные стебли, отходящие от корневищ, прямостоячие и маловетвистые. Листья очередные, непарно­перистые, до 20 см длины, короткочерешковые, с 3— 8 парами эллиптических или ланцетовидных листочков до 4 см длины и 2,5 см ширины. Цветки беловато-фиолетовые, до 13 мм длины, собраны в негустые пазушные кисти. Цветоносы до 7 см длины. Семена почковидные, зеленовато-серые, блестящие, длиной до 3,5 мм. Цветет растение в мае—августе, плоды созревают в июле—сентябре.

Каждому, буквально каждому из нас хорошо знаком вкус Glycyrrhiza glabra L. Сироп корня солодки — это то самое лекарство, вкус которого дети запоминают на всю жизнь. И, что удивительно, воспоминания эти самые романтичные и ностальгические. Действительно, тягучий сладкий сироп, пряный и слегка острый, после глотка, которого в груди разливается благодатное тепло, связан с пристальной заботой родителей, с маленькими, но чудесными подарочками «бедному больному» и с возможностью не ходить в школу: на совершенно законных основаниях. 

Костер безостый. Костер безостый — верховой корневищный многолетний злак. Листья крупные, многочисленные, плоские, линейные, мягкие или жесткие, по краям шероховатые, темно-зеленые, часто с антоциановой окраской или с восковым сероватым налетом. Нижние влагалища большей частью замкнутые, голые или слегка волосистые. Язычок короткий (1—3 мм), пленчатый. Весной и осенью в условиях недостатка тепла листья молодых побегов часто имеют антоциановую окраску.

Соцветие — крупная рыхлая метелка длиной 12—35 см, во время цветения раскидистая, при созревании односторонняя. Колоски с 5—10 цветками, длинные, слабо суженные к верхушке. Нижняя цветковая чешуя безостая, туповато-заостренная, иногда она имеет остевидное окончание. Костер безостый отличается многими ценными свойствами. Это довольно засухоустойчивая культура, в то же время очень отзывчивая на влагу; жароустойчивость средняя. Выдерживает длительное затопление проточными паводковыми водами (в зависимости от сорта до 40 дней и более). Однако близких грунтовых вод не выдерживает. Отличается высокой зимостойкостью и морозостойкостью. Его относят к злакам озимого или полуозимого типа. При весеннем беспокровном посеве в первый год жизни может образовывать некоторое количество генеративных стеблей. Обычно же последние формируются во второй и последующие годы жизни из побегов летне-осеннего кущения, достигших к зиме фазы трех — шести листьев и прошедших яровизацию. Как правило, все менее развитые побеги, образовавшиеся осенью, а также весной и летом, становятся удлиненными вегетативными.

Высоко ценится эта трава и как пастбищное растение, так как очень хорошо поедается животными. Однако на пастбищах он нередко быстро выпадает. Кроме того, урожай пастбищного корма характеризуется неравномерным распределением по циклам стравливания, что особенно резко выражается в сухие годы.

Шалфей. Когда женщина мечтает достигнуть своей  цели, то она зачастую ищет себе поддержку, когда мужчина ставит перед собою цель, то зачастую он её добивается благодаря своему напору и волевым усилиям. В любом случае достижение своей цели требует определённых сил, и когда нам этих сил недостаёт,  мы можем обратиться к магии шалфея. Во все времена люди ставили перед собою цели, но не всегда получалось их достигнуть. Когда-то один человек поставил перед собою цель изменить свою жизнь, и стать богатым и знаменитым. Но с чего начать он не имел представления, он попытался изменить своё окружение, но и это ему не помогло. Тогда он последовал совету мудрого старца и пересмотрел свои цели, и когда он уже был готов отказаться от своей цели, вдруг ему во сне приснилось поле шалфея, где он ходит и собирает траву. Проснувшись утром, мужчина отправился на поиски шалфея,  в скорее, он нашёл это поле, собрав немного шалфея, он отправился домой. По дороге он встретил снова того самого старца и рассказал ему о своём сне. На что старец ему ответил: «иди к своей цели, ты её добьёшься».

Тюльпан. Согласно языку цветов тюльпан символизирует признание в искренней любви. И этому есть подтверждение в легенде о тюльпане. Один персидский царь по имени Фархад был безгранично влюблен в девушку неземной красоты. Завистники искренней и чистой любви пустили лживый слух о том, что молодая девушка мертва. От горя царь не находил себе места, а затем сел на своего коня, разогнал его и умышленно врезался в скалы. Фархад погиб, а на том месте, где остались следы его крови, выросли ярко-красные цветы – тюльпаны.

Культивированием тюльпанов впервые занялись в Персии. Затем цветок, стал постепенно распространяться на территории Азии, а также Турции. И как гласит легенда о тюльпанах они стали любимыми цветами турецких султанов.

В Голландии тюльпан появился лишь к 1570 году. Именно с этого времени начинается отсчет растущего интереса к этому цветку. В Голландии этот цветок с увлечением выращивают до сих пор. Селекционеры продолжают выводить все новые и новые сорта.

Тюльпан известен в культуре очень давно. Цветок под названием лале, так на турецком языке называется тюльпан, был воспет ещё в 1390 году великим персидским поэтом Хафизом. В Иране до сих пор одним из самых красивых и популярных женских имен считается Лале. Красоту тюльпанов неоднократно воспевал в своих поэмах и Алишер Навои:  "Любила черноокая газель  Степной простор, степную пестроту,  Тюльпаны в обжигающем цвету…"  У тюльпана есть ещё одно название - долбенд. Это персидское слово означает головной убор, похожий на бутон тюльпана.  Тюльпан окружён ореолом легенд и невероятных историй. В Узбекистане существовало поверье о голубом тюльпане. Каждой весной он расцветает в горах, и тому, кто его отыщет, будут сопутствовать удача и счастье. О казахстанском степном тюльпане Колпаковского ходит такая легенда. Когда-то в цветке было спрятано счастье. Никому не удавалось раскрыть золотистый бутон и достать счастье. Но однажды ребёнок увидел цветок, дотронулся до него. И произошло чудо - бутон раскрылся и выпустил на волю человеческое счастье. 

Существует легенда о тюльпанах, согласно которой в бутоне жёлтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный жёлтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему — тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение. Поэтому принято дарить детям нераскрытые тюльпаны (или только начавшие распускаться).

Ирисы. В те далёкие времена ирисами любовались люди точно так же, как и сейчас. По своей красоте они не уступали даже розам, но их женщинам никогда не дарили. Однажды молодой человек, залюбовавшись ирисами, нарвал букет для своей возлюбленной, и преподнёс ей цветы. Девушка поставила ирисы в своей спальне и приготовилась ко сну. Вдыхая аромат цветущих ирисов, она уснула, и ей приснился сон о её возлюбленном, который сорвал для неё цветы. Во сне она увидела, то о чём не могла подозревать, её возлюбленный был помолвлен с другою девушкой и у них должна быть свадьба. Проснувшись, девушка поняла, что раскрыла его тайну, которую он скрывал, и в этом ей помогли магические силы ирисов.

Одуванчик лекарственный, или обыкновенный (подойничек, молочай, молокоед, пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка, русский цикорий) – TaraxacumofficinaleWigg.

Семейство Астровые – Asteraceae

Русское название «одуванчик» растение получило из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на  пушистых летучках отрываются от цветоложа и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века одуванчик называли Caputmonachi – монашеская голова, а в России с этим связаны названия пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка. Еще одна группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это о нем говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка». О происхождении же самого одуванчика существует поэтическая легенда.   В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый. Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела ее удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носит по свету. Там,  где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы одуванчиками. Обратили внимание люди и на удивительную способность одуванчика предсказывать ненастье; ученые назвали такую способность фототропизмом.

В ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются.

Рассказывают, что появилось это свойство у одуванчика так. Было это очень давно. Земля в ту пору была богатой и прекрасной. Могучие дубравы стояли по берегам прозрачных рек. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчелам, девушки плели из него венки и водили хороводы на лугах, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому путнику. Сам одуванчик мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землей, а вот многочисленных своих детей он снабжал пушистыми парашютиками и рассылал во все концы света с наказом творить добро. Далеко разлетелись дети; даже на краю дикой полынной степи выросли одуванчики. И вот однажды  одуванчик увидел, как нахмурилось небо со стороны степи, появилось множество всадников на быстрых конях и были они, как черная туча. В колчанах они несли стрелы, а с ними смерть и горе на русскую землю. Там, где они появлялись, ничего живого не оставалось. От горя сжал одуванчик свои солнечные лепестки, наклонил голову, а корни спрятал глубоко в землю – не захотел служить чужим людям. Прошло время, рассеялись тучи над землей, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду он приносит радость людям, сияя маленьким солнышком, но чуть только черная туча появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, предупреждая о ненастье. Любят в народе одуванчик. О нем сложены загадки: Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится.

На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

Уже врачи Древней Греции применяли одуванчик  в качестве лекарственного растения. Теофраст рекомендовал его для сведения веснушек и желтушных пятен на коже. Авиценна утверждал, что млечный сок одуванчика сводит бельмо, полезен при водянке, а лекарственные повязки из свежего растения помогают при укусах скорпиона. В средние века масляное извлечение из растения считалось прекрасным средством для лечения ран, ожогов, некоторых кожных заболеваний, листья растения использовали для улучшения пищеварения и при болезнях печени. В Германии в 16 веке его прописывали в качестве успокаивающего и снотворного средства.

В русской народной медицине одуванчик издавна считают «жизненным эликсиром» и применяют при самых разных заболеваниях. Внутрь его употребляют для улучшения аппетита, как желчегонное и слабительное средство, а также в качестве отхаркивающего, успокоительного и снотворного средства. Наружно рекомендуют при экземах, фурункулезе, заболеваниях глаз. Корень одуванчика в виде сухого порошка рекомендуют в качестве средства, выводящего из организма вредные вещества.

В современной медицине корни одуванчика или корни вместе с надземной частью используются для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварительных органов, иногда как желчегонное и слабительное при заболеваниях печени.

ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого  "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов  она считалась  эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей -  имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней).

Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть,  из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета.

В Библии полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь – символ родины и памяти о предках. В древней  Руси  – символ вдовства и печали, олицетворение  несчастной любви, горечи утраты и обиды.

Народ  дал ей  выразительные названия:  нехворощь, глистник, горечь,  дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник,  абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из  народных  названий полыни хочется рассказать подробнее.

В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю  - 24 июня). И еще - по преданию, он  носил пояс, свитый  из ее стеблей, когда  жил в пустыне. Кроме того,  в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала)  надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние.

На Руси исстари полынь разводили в садах, сажали в огородах.  Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно  отваживает злых людей и завистников.

Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь.

Это было в далекие-далекие времена. Однажды утром войско половцев под предводительством двух ханов  -   братьев, Отрока и Сырчана, было разбито  русскими воинами во главе с Владимиром Мономахом. Сырчан  ушел  вглубь степей, а Отрок перебрался на Кавказ. Прошло время, окрепла сила степной орды. Стал Сырчан звать к себе брата Отрока. Не раз приглашал его вернуться в родные края, но тот уже привык к чужбине, и ни сказания, ни песни предков не увлекали его. Тогда Сырчан приказал привезти из степи пучок полыни и отправил ее брату. Вдохнув запах сухой полыни, беглец не смог устоять против могучего зова родины и приказал седлать коней.

В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защищала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали  только на Успение, 28 августа,  причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. – до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится.

В  старину  во многих странах существовало поверье:  если во время путешествия надеть полынь в виде кушака или  положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе.  А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что  он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов,  от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой  и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума.

Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе  - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану.

В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчины, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров молоко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя -  чтобы они давали больше молока.  Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей.

Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она  дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле.

 Объект 5.  Родник п. Новая Надежда

Издавна родники считались святым местом. Люди приходили к роднику с тяжелым грузом на сердце и душе. Им казалось, что Бог отвернулся от них и их больше не интересует жизнь. Помолившись на роднике, попросив прощения, они уходили с облегчением, светлой головой и желанием жить. На родниках люди обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде. Люди верят в святую силу воды.

Продолжая нашу работу, нам представилась возможность ближе познакомиться с этим даром природы и больше о нем узнать. Мы очень любим свое село и хотим, чтобы те источники, которые у нас есть, радовали бы всех жителей.

Согласно  этимологического словаря происхождение слова «родник»  восходит  к той же основе, что и род, родить. Буквально обозначает  «то, что родит», а родит родник, конечно же, воду

В толковом словаре С.И. Ожегова  «Родник -  водный источник, текущий из глубины земли, ключ».

В толковом словаре В.И.Даля  «Родник водный источник, текущий из глубины земли.

В словаре русских синонимов у слова родник есть «братья» и «сестры»: ручеек, родничок, криница, ключ,  источник, ручей.

О родниках написано много стихов и песен, причем родник в них - живой. Очень часто родники называют душой земли.  Вот как пишет о роднике поэт Михаил Дудин.

Шумят как малайские вязы,
Камням и корням лозняка
Плетет потихоньку рассказы
Живая струя родника.

Меж листьев от солнца обронен
На дно родника золотой.
Здесь, кажется, был похоронен
Когда-то какой-то святой.

Давно меж людьми позабыто
Прозванье его и труды.
А сколько здесь было испито
Прозрачной холодной воды!

Родник в Новой Надежде

На территории нашего посёлка находится родник Новая Надежда.

Он расположен в 2 км к западу от поселка. Он выходит из левого склона балки и впадает в речку. Водоносный горизонт родника, вероятно, формируется в основании ергенинских отложений. Родник каптирован, вода вытекает из трубы диаметром 15 см, вмонтированной в бетонные блоки, а подход к роднику выложен двумя бетонными плитами. Дебит источника – 0,3 л/сек. Состояние родника удовлетворительное.

Подземные воды -  это воды, находящиеся в почвах верхней части земной коры, которые заполняют поры рыхлых пород. Подземные воды могут быть во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Они медленно перемещаются по уклону водоносного пласта. В речных долинах, балках, оврагах слои могут вскрываться (обычно это грунтовые воды), образуются естественные их выходы на земную поверхность – родники.

Раньше наш родник был обустроен: подход к роднику был выложен двумя бетонными плитами, металлический мостик с периллами и скамейками. Он пользовался популярностью среди населения. На прилегающей территории проводились массовые мероприятия (День посёлка, спортивные соревнования и т.п.).

На протяжении долгих лет человечество считает, что вода из родника самая вкусная и полезная, потому что она уже "созрела", прошла через природные фильтры в недрах земли, она насыщена кислородом и органическими частицами. Родник, источник или ключ - это самый естественный выход грунтовых вод на поверхность. Австрийский ученый Виктор Шаубергер в своей теории писал, что только такая вода и пригодна для питья. Согласно его теории, вода под землей проходит множество циклов своего развития. По Шаубергу, энергетика родниковой воды повышается, если она течет естественно, образуя завихрения по своему маршруту. Поэтому глубинные насосы - это не правильно. Австрийский ученый также исследовал и описал изменения энергетики родниковой воды в зависимости от времени суток. Энергетика воды уменьшается днем, а ночью, особенно при свете луны, увеличивается. С такой точки зрения, источники, которые прячутся от света солнца, поставляют достаточно энергетичную воду.

Увидев, как рождается ручей,
В том роднике, что струйками своими,
Песчинки малые колышет.
Ты вдруг осознаешь-
Он бьется, он живой.
Живую воду родничок нам предлагает.
Возьми и зачерпни,
Но не нарушь поток, не погуби!
Он радость всей природы.
Она внимательно так смотрит на него
И на тебя с надеждой.
Разумным будь!
Ведь здесь ручей родился.

(Половинки П.М).

На этом наша познавательная экскурсия заканчивается, и мы возвращаемся в школу.

Заключение

Экологическая тропа помогает расширить кругозор, активизирует процесс приобретения экологических, исторических знаний и навыков.

Экологическая тропа способствует проведению наблюдений за данной территорией.

Экологическая тропа способствует развитию творческих способностей детей.

Экологическая тропа помогает организовывать лекции и разъяснительную работу с учащимися, проживающими в данном посёлке.

Взгляд в будущее

Продолжить работу на экологической тропе в следующем году, добавив новые объекты.

Привлекать к данной работе больше учащихся, жителей посёлка, так как наша работа имеет практическое и познавательное значение.

Продолжить наблюдение и экологический мониторинг данной территории.

Литература

А.Н. Захлебный - “Организация учебно-познавательной экологической тропы”, Москва, 2002 г.

М.А.Кузнецова, А.С. Резникова «Сказания о лекарственных растениях», Москва, 1992 г.

В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины, Москва, 1991 г.

Работа с материалами школьной библиотеки.

Методический журнал «Биология в школе», №4,1998 г., №6, 2000 г.

_______________________________________________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:
фотографии, рисунки, схемы, карты и др.

________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ МАРШРУТА:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ: