Храм Михаила Архангела станицы Алексеевской

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

В России дореволюционного периода церковь была духовным стержнем общества, оказывала громадное влияние на моральный климат в своём приходе. Очень сильна была вера православная в наших казачьих краях. Веками вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в своих исканиях на православные  каноны. С радостью и горем шли в храмы наши предки, и самой страшной изменой для казака считалась измена вере.

Православная церковь являлась и источником образования. Именно в церковно-приходских школах получали образование дети.

В начале двадцатого столетия на территории нашего района было 11 церквей. В станице Алексеевской действовала церковь Михаила Архангела, в станице Аржановской – Николая Угодника, в станице Павловской – Димитрия Солунского, в станице Усть – Бузулукской – две церкви – Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, в станице Зотовской- Знамения Пресвятой Богородицы (есть и поныне), в хуторе Яминском- Рождества Пресвятой Богородицы, в хуторе Ежовском – Георгиевский храм, Рябовском – Троицкая церковь, Шарашенском – Вознесенская церковь.

Но пришёл день, который оборвал колокольный звон. И потом на протяжении почти семи десятилетий из душ людских вытравливали веру святую. Не вытравили…В последнее время всё возрастает интерес к истории христианства.

Предлагаемая  работа посвящена изучению истории храма Михаила Архангела станицы Алексеевской Алексеевского района Волгоградской области и его современного состояния.

Цель:    - рассказать историю возникновения церкви в станице Алексеевской;
               - описать историю становления прихода при храме.

Задачи:  - рассмотреть взаимосвязь истории храма с историей родного края;
                 - выявить и описать исторические периоды развития церкви и     прихода в станице Алексеевской;
                 - выявить значимость церкви для населения

Приход храма Михаила Архангела станицы Алексеевской Урюпинской епархии Русской Православной церкви образован в 1724 году с постройкой в станице Алексеевской деревянного храма во имя Архистратига Михаила. В 1820 году церковь была заменена на каменную. Приход существовал 212 лет до закрытия храма в 1936 году. Храм был обезглавлен и окончательно разрушен в конце 50-х годов. Позднее, в 1988 году в станице был открыт молельный дом, а в 2002 году построено современное здание храма. Таким образом, приход храма Михаила Архангела, попытка восстановления истории которого сделана в настоящей работе, стал тем зерном, из которого на территории Алексеевского района Волгоградской области стало возрождаться Православие.

Актуальность исследования: каждый человек должен знать не только историю своей страны, но и историю родного края. А на нашей казачьей земле она неразрывно связана с православной верой. Также мы надеемся, что материалы исследования помогут в проведении уроков основ православной культуры, в формировании духовно-нравственного воспитания. Проводя исследования, мы поняли, с каким трудом и какой тяжкой ценой была сохранена вера в станице Алексеевской. Горько замечать, что наш современный приход немногочислен, испытывает трудности и храм во время служб  заполнен не полностью. Надеемся, что эту ситуацию можно изменить и наша работа хотя бы немного  привлечёт внимание к проблемам церкви.

Предмет исследования: церковь Михаила Архангела станицы Алексеевской.

Объект исследования: отражение истории церкви и её современного состояния в материалах районного краеведческого музея, центра казачьей культуры, периодической печати, исторических документов.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Источниками по истории алексеевского православного прихода служат прежде всего дореволюционные архивные документы. В Государственном архиве Волгоградской области (ГАВО) хранятся метрические книги храма Михаила Архангела ст. Алексеевской с 1886 по 1920 год. Также в ГАВО хранятся клировые ведомости Филоновского благочиния Хопёрского округа Донской епархии за 1913 год.[4] В Государственном архиве Ростовской области (ГАРО) хранятся статистические документы по Области Войска Донского, включающие в себя данные по станице Алексеевской. В ГАРО хранятся выпуски журнала «Донские епархиальные ведомости», в которых регулярно публиковались сведения о назначениях, перемещениях, награждениях духовенства Донской епархии [2]. Кроме того, в ГАРО имеются клировые ведомости за отдельные годы по  разным благочиниям Донской епархии, из которых возможно восстановить сведения о жизни и деятельности алексеевских священников в дореволюционные годы. Указанные документы велись при храмах, аккуратно заполнены, мы вполне можем доверять этим источникам. Копии архивных документов собраны лично В.С.Кубраковой, директором Алексеевского краеведческого музея. Силами музея собирается материал и  издаются книги по духовному краеведению, такие как, н-р «Дорога к храму» [3]

За послереволюционные 1920-1930-е годы практически отсутствуют приходские и епархиальные документы. Отрывочные сведения о жизни прихода можно дополнить только воспоминаниями очевидцев, которые собрала методист по православию центра казачьей культуры, руководитель воскресной школы Н.И. Пеньковцева. Она же ведёт и современную летопись возрождения веры.

Начиная с 1982 года в исследованиях становится возможным опираться на приходской архив, а также архивы Волгоградской епархии. Начиная с 1990-х годов жизнь церкви стала широко освящаться в местных средствах массовой информации - газете «Прихоперье» и Алексеевском муниципальном телевидении. Отдельные статьи опубликованы в епархиальных газетах «Православное слово» и «Епархиальные ведомости Урюпинской и Новоаннинской епархии».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

                                                        Дореволюционная история храма Михаила Архангела.

А Церковь – нечто более, чем мы.

                                                                            Иеромонах Роман (Матюшин)

Исследовательская работа о городках и церквях по Хопру и Бузулуку И.Сулина была опубликована в газете «Донские епархиальные ведомости» за 1894 год: «…Первоначально станица Алексеевская находилась на правой стороне реки Бузулук, на песчаном бугру против настоящего поселения. В 1740 году от наводнения станица переселилась на настоящее место (консист. арх.дел.хоз., янв. 1872г., №1)

До 1740 года в станице Алексеевской была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (примечание: церковь была построена в 1724 г. поблагословению Пахомия «в городке Алексеевском»). В том же году, с переходом станицы на настоящее место, перенесена и церковь, а в ноябре 1745 года она была готова к освящению; освящена, по всей вероятности, в этом же году, хотя точных сведений об этом нет (там же, №1)

В 1774 году жители этой станицы из-за ветхости Архангельской церкви купили в Михайловской станице Богоявленской деревянную церковь с иконостасом (там же, №10).Перенесена и заложена она была 6 сентября 1774 года, а освящена 10 мая 1776 года (там же, №11).

Вследствие ветхости этой церкви, с 1816 года начали строить каменную в то же наименование, с пределами в трапезе во имя Трёх Святителей (клир. Вед. 1821г.) (примечание: в храме сохранилась одна старинная икона, на писанная на толстых досках. На ней изображены именно три Святителя в полный рост)

В 1820 году строительство закончилось. Придел был освящён 12 мая того же 1820 года, а главный Архангельскй  придел освящён 20 января 1827 года (там же, №18). Утварью она богата, в ней есть Евангелие 1701 года.

Старая же, деревянная церковь, в 1838 году продана в Старошиловскую слободу Воронежской губернии [2]

Из изображений храма в краеведческом музее сохранилась только копия старинной фотографии плохого качества. Именно по ней народный художник, старейший учитель нашей школы Г.С. Скорикова написала картину, только благодаря ей мы можем представить, как выглядела Алексеевская церковь.

Как же была устроена церковная жизнь, как станичники отмечали престольный праздник? Об этом рассказала В.С.Кубракова, директор краеведческого музея:

« Наши предки все до единого крестились в церкви и считали, что каждому человеку во время таинства крещения Богом посылается ангел- хранитель, который побуждает человеческую душу к добрым делам, светлым чувствам, оберегает, уводит от несчастий. Над всеми небесными чинами ангелов чиноначальником (воеводой) Богом был поставлен святой Архистратиг Михаил. День памяти Архангела Михаила со всеми бесплотными силами Небесными – большой православный праздник, котрый отмечается 21 ноября.

Для жителей Алексеевского прихода он издавна был самым почитаемым, престольным праздником. В домах жителей ст.Алексеевской, хуторов Помалинского, Стеженского, Секуровского, Поляновского, Карпова, Таволжанского, Сурчинского, Чечеринского, Серебрянского, Андреевского, Чекуновского в переднем углу вместе с иконами Иисуса Христа, Божией Матери Казанской или Донской была традиционно и икона Архистратига Михаила.

…К престольному празднику большие казачьи семьи  готовились загодя – приводили в порядок постройки, сельхозинвентарь, погреба набивали съестным.

Ведением хозяйства руководил дед («дедуня»), самый старший  в семье. По его указанию готовились излишки продукции, которые предстояло продать, чтобы накупить к престольному празднику гостинцы всем, стол богатый приготовить. Это было просто необходимо, ведь к престолу собиралась вся родня с ближних и дальних хуторов, односумы-служаки тоже могли заехать…

В канун праздника все спешили к вечерне. А ранним утром над станицей раздавался колокольный звон, эхом отзывавшийся в ближайших хуторах… Конные и пешие, стар и млад, спешили на праздничную службу. Огромная церковь, как корабль, возвышалась на площади. Церковь была богато украшена, горели люстры, свечи, пахло ладаном. Служба проходила торжественно - хор певчих слаженно выпевал тропари, кондаки. После службы слово предоставляли атаману. Он поздравлял земляков с праздником и держал отчёт перед юртом и станицей за прошедший год, награждая отличившихся.

А на площади уже были готовы к приёму посетителей торговые шатры, шинки. В центре стояла яркая карусель, которую специально к этому дню привозили из Урюпина. Были здесь и скоморохи, и раешник - кукольный театр. В канун праздника правнуки выуживали у экономных дедов по три копейки, которых хватало и на петушок на палочке, и на «каруселю». Мужчины участвовали в кулачных боях. Сами же деды, несмотря на холодную погоду, встречались с односумами.

В день престола казаки надевали праздничные шаровары с лампасами, чекмень, папаху. Орлы, да и только! На груди позванивали Георгиевские кресты и медали. Резко спорили о былых сражениях, ведь службу-то они  «ломали» в одном полку. Спорили  до хрипоты, а потом затягивали старые, протяжные казачьи песни.

До позднего вечера продолжалось веселье по всем хуторам Алексеевского прихода. А назавтра наступали трудовые будни. И труженица- казачья семья продолжала своё житьё-бытьё с Божьим словом, любовью и верой в хорошее будущее рода своего».[7]

 

В клировых ведомостях о приходах на 1913 г. сообщается о том, что число прихожан составляло 5460 человек. В хуторах нынешнего Стёженского сельского совета – около тысячи человек. [4] ( Сейчас в храм постоянно ходят 4 человека…)

В годы гонений

Листаем огромные папки рукописного архива, бережно собираемого Н.И.Пеньковцевой, певчей храма и руководителя воскресной школы.[6]  Вот воспоминания дочери последнего священника Алексеевского храма о. Александра Попова – Рябининой  Нины Александровны: «О. Александр имел высшее образование. В 1914 году окончил Донскую Духовную семинарию. Служил в Архангельской церкви до 1928 года. С матушкой Александрой у него было четверо детей. Жили они трудно, т.к. были большие налоги. Отец Александр не чурался никакой работы: плотничал, столярничал, содержал хозяйство. При этом любил играть на скрипке и пианино. Когда храм закрыли, службы творили в доме. В 1938 году о.Александра арестовали, заставляли при всём народе отречься от веры в Бога. Но он не отрёкся, за что и был отправлен по этапу в г.Урюпинск. Матушка ездила в Урюпинск с целью узнать о нём, встретится, но ей сказали, что его там нет. По всей видимости, расстреляли. Больше о судьбе о.Александра ничего не известно, его сын Владимир в 80-егоды делал запросы в архив, но безрезультатно». У о.Александра была сестра, жена усть-бузулукского священника, которого зверски убили. [1]

По воспоминаниям Нины Александровны и её коллеги, учителя Алексеевской школы Баюровой Е.Г.  церковь была очень большой, высокой, обнесённой железным забором. Вокруг церкви был сад. Е.Г.Баюрова: «Красоту церкви я осознала весной. В тот год как никогда был сильный разлив – близстоящие дома оказались по крыши в воде, а церковь стояла розовая, с зеленовато -синими куполами, утешала и радовала своим видом».[1]

Долгое время храм стоял без крестов, в нем было зернохранилище. Новая власть отдала распоряжение разрушить церковь, обосновав это нехваткой строительных материалов для школы и других необходимых зданий. Они не знали, что строился храм, как говорится, «всем миром» и верующие женщины вёдрами несли куриное яйцо и свежее молоко, которые замешивали в раствор для соединения кирпичей. Такая нехитрая кладка превратила стены храма в настоящую крепость. По ним били тяжёлыми кувалдами, кирпич трескался, раскалывался, но от другого не отставал. В 50-е годы церковь всё-таки разрушили – развалили на большие глыбы, не пригодные для строительства.

Когда уже не было священников, алексеевские женщины тайно собирались в своих домах на молитву, хранили спрятанные иконы и кресты. Так продолжалось до 1988 года.

В наше время.

Инициативная группа прихожанок – «бабушек»: Иванова Ольга Ивановна, Силкина Мария Ивановна, Шевцова Татьяна Акимовна и др. обратилась в Московскую патриархию с просьбой открытия церкви в станице Алексеевской. В 1988 году приход был открыт. Службы проходили в молельном доме, который был куплен на огромные по тем временам средства, с трудом собранными прихожанами. Денег хватило и на дом для проживания священника. Сначала недолго в храме служил о. Георгий, приезжавший из Урюпинска. Позже на постоянную службу из Подмосковья был переведён о. Алексей Савицкий с большой семьёй. В 1995 году о.Алексей предпринимал попытки расширить храм, на что Митрополит Герман ответил ему так: «Читал. Советую не делать глупых пристроек, а начинать строительство настоящего храма».[6] И такой «настоящий храм» был возведён. Но позже и с другим священником – в 2002 году протоиереем о.Ростиславом Бочковским. Храм был возведён на месте молебного дома. Отец Ростислав прилагал большие труды по строительству храмов в станицах и хуторах Алексеевского района. Также при нём было начато строительство кладбищенской часовни Алексия, человека Божия. Сейчас в храме служит молодой батюшка о.Василий Сафонов.

Новейшая история храма происходит на наших глазах и с нашим посильным участием. С 2002 года в нашей школе, как и во всех школах района ведётся предмет «Основы православной культуры». Мы дружим с воскресной школой «Лампадочка», которая организована при храме, участвуем во всех православных фестивалях и выставках, организуемых центром казачьей культуры. Много хорошего происходит по возрождению веры в  станице: ежегодно в храм доставляются мощи святых, на байдарках прибывает чудотворная икона Урюпинской Божьей Матери, школьники и кадеты Казачьего корпуса участвуют в молебнах и крестных ходах. Будем надеяться, что история храма Михаила Архангела не прервётся. А возможно – это наша мечта – старинный «розовый» храм будет реконструирован на своём прежнем месте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Заключение.

«Хопёрская земля- это наша малая Родина. Родина наших дедов и прадедов- хопёрских казаков, которые из поколения в поколение трудились на ней, служили ей верой и правдою, самозабвенно молились о ней».[3] Это небольшое исследование – вклад в укрепление веры на нашей родной земле. Конечно, нам не удалось исследовать и описать весь материал, который попал к нам в руки. Мы надеемся продолжить работу, т.к. осталось много интересного:  н-р, история церковно-приходских училищ в районе, ведь именно они были предшественниками школ. Хотелось бы подробнее расшифровать воспоминания очевидцев о гонении на церковь и её возрождении, и если возможно, собрать новые сведения. В ходе исследования мы заметили, как много ниточек тянулось к нашей Стеженской школе: в хуторах Помалинском и Секуровском были церковные училища, учитель математики Скорикова Г.С.- автор единственного изображения храма Михаила Архангела, супруг нашего другого учителя – Парамоновой М.А. – родственник репресированного священника о.Александра Попова. Прапрадед старшеклассницы Д.Васильевой до революции совершил паломничество на Святую землю… Тем для будущих исследований достаточно.

«Мы помним свои корни и верим, что над хопёрскими просторами зазвучат малиновые перезвоны колоколов.
ТАК БУДЕТ!»

В каждый храм, при построеньи,
Бог по ангелу даёт,
И находится в служеньи
В новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый,
До скончанья века тут,
И крылом его хранимы,
Люди Богу воздают
И молитвы, и обряды,
И причастий благодать –
Под его небесным взглядом,
Хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен –
Кирпичи да лебеда,
Воли Божией послушен,
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
Где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье
Чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть,
Все грядущие года
Бедный Ангел будет плакать
Вплоть до Страшного Суда.

Николай Мельников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Источники:

1.Воспоминания дочери репрессированного священника Миаило-Архангельской церкви Рябининой Н.А.

2."Донские Епархиальные ведомости". Материалы ГАРО

3."Дорога к храму", В.С.Кубракова, издание Алексеевского краеведческого музея

4.Клировые ведомости Филоновского благочиния 1913 г. Материалы ГАРО

5.Материалы из архивов Алексеевского краеведческого музея. Директор-В.С.Кубракова

6.Материалы из архивов прихода храма Михаила Архангела. Пеньковцева Н.И.

7.Районная газета "Прихоперье" от 21 ноября 2013 года

8.Районная газета "Прихоперье" от 11 сентября 2014 года

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: