Храм Богородицы Всех Скорбящих Радости.

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Объект исследования: Процесс духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Предмет исследования: Процесс формирования у учащихся Волгоградского лицея уважению к своим духовным корням и Святыням  России.

Проблема исследования: Проблема изучения истории православия, воссоздания архитектурных объектов культового зодчества в России с каждым годом приобретает всё большее значение. Обращение общества к своим духовным корням определяет интерес к православной вере, к национальной культуре. Всё больше в регионах общественность обращается к собственным истокам, стремясь обрести своё место в общем потоке возрождения национальной духовности и культуры. Недолжны, да и не могут оставаться в стороне  школьники. К сожалению недостаточно активно подрастающее поколение участвует в этом процессе. Восполнить этот пробел должны  учителя Волгоградской области. Именно таких учителей: готовых беречь Россию, защищать её честь и достоинства своим трудом и своей жизнью, личностей активных и творческих, основавших культуру общества готовить Волгоградский мужской педагогический лицей. Представленная работа надеемся станет тому подтверждения .

Цель исследования: Состоит в выявлении важных исторических фактов, связанных с       Городищенским  храмом Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», их описаний и предложениях по популяризации с целью духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза исследования: Приобщение молодёжи к знакомству и изучению истории православия, духовным святыням России сделают нацию здоровее в духовном и физическом плане. Позволяет определить свою личную причастность к истории и развитию своей Малой Родины. Воспитают сознательнее и ответственное отношение ко всему окружающему.

Задачи исследования:

  • Приобщение к православной культуре.
  • Активизация поисковой учебно-исследовательской деятельности в области краеведения.
  • Совершенствование методов исследовательской работы в области краеведения.

Воспитания молодого поколения в духе уважения к своим историческим корням.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Алдонина Р.П. Святыни России. Издательство Белый город – Москва, 2003 год.
  2. Игумения Арсения. Опыт духовной биографии. Письма. Издание Сретенского монастыря – Москва, 2004 год.
  3. Книга о церкви. Издательство Поломник – Москва, 2005 год.
  4. Серебрянская В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Издательство ВолгГАСА – Волгоград, 2002 год.
  5. Материалы Городищенского историко-краеведческого музея.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Храм Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости»

Среди неба
Среди огнеликого
Чистым звоном Твоим поклонюсь,
С колокольни Твоей Велиную
Вижу всю Православную Русь.
Храм—это образ преображения мира,
Созидаемого по законам красоты и гармонии.
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святой не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывайся
Чаё созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся
Песней беззвучною - Храм  красно каменный

Горят главы храмов, устремляются молитвы верующих, звучащие в церквях, в небо. И в этом можно увидеть то, о чём так много спорят и говорят: смысл судьбы России, тайну русской души, горящий до самозабвения пламенем любви…

Необычным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик храма. Как и люди, храмы имеют свою судьбу.

Храм Богородицы всех скорбящих радость

Церковь Всех Скорбящих Радость была построена в Городище в конце XIX века.  Это единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле. До него в 1840 году в селе Городище был организован первый православный приход. В 1845 году из Царицына привезен деревянный молельный дом с иконой Божьей матери " Всех Скорбящих", а в  1848 году церковь была освящена. В Советский период в здании в разные годы находились: клуб, склад, хранилище стеклянных бутылок, а позднее библиотека, которая сгорела в 70-е годы во время сильного пожара. Осенью 1942 года в Городищенском храме располагалась сначала последняя перед вступлением в Сталинград ставка командующего 6-й армии Вермахта фельдмаршала Паулюса, а затем немецкий военный госпиталь. Рядом с храмом, где располагалось дореволюционное сельское кладбище, немцы хоронили своих погибших в боях и умерших от ран солдат и офицеров.

Точное количество погребенных немцев сегодня установить уже невозможно. После окончания Сталинградской битвы специальные бульдозеры смели немецкие могилы в балку примерно в 500 метрах от родника святой Параскевы.

Городищенский храм начали восстанавливать в самом конце 80-х годов. Работы идут по сей день. История Городищенского храма иконы Богородицы " Всех Скорбящих Радость " напрямую связана с имением святой великомученицы Праскевы, нареченной в народе Пятницей. Старинное предание гласит о том, как в XVI веке пастухам вблизи одного из родников Коренной балки явилась икона святой великомученицы Праскевы. По их сообщению икона была принесена в Царицынский собор, но оттуда чудесным образом ушла опять на старое место. После безуспешных попыток унести святой образ с родника, на месте его явления была выстроена двухэтажная деревянная часовня, а поселение вблизи источника получило название Красный Колодезь, впоследствии переименованное в Городище.

В начале XIX столетие Городище массово заселяется переселенцами из Тамбова и Курской губернии, а 1840 году открывается приход.

Службы изначально велись в молельном доме, и только в 1848 году на средства купца Бабаева был приобретен и перевезен из Царицына старый, но ещё добротный бревенчатый храм. Так же, как и в Царицыне, деревянный храм был одно престольным, освященным в честь иконы Богородицы " Всех Скорбящих Радость" 

К концу XIXвека село Городище разрослось и благоустраилось. Население уже насчитывало несколько тысяч человек. В нем появилось купеческое и мещанское сословия. Старая деревянная церковь уже не вмещала всех молящихся, а особенно в праздник великомученице Параскевы.

В 1840 в деревне Городище был открыт приход. Первым штатным священником был отец Владимир Святославский, прослуживший на приходе 48 лет (до 1888 года). 14 июня 1843 года преосвященный Иаков епископ Саратовский и Царицынский изволил обозревать молитвенный дом в деревне Городище. Дом деревянный, ветхий и требует исправления. Прихожане имеют желание устроить церковь, владея собственною землёю, желают пожертвовать в пользу церкви несколько десятин земли.

В Городище её сооружали Илья Хабаров и крестьянин Аким Степанович Шишкин, крепостной Елизаветы Ивановны Вениаминовны из Рязанской губернии Егорьевского уезда. иконостас в 2 яруса простого письма с ризами на иконах. Храм небольших размеров и не может вмещать в себе всех молящихся села, в особенности в то время, когда в Городище стекаются богомольцы к празднику иконы мученицы Параскевы.

В 1848 году деревянная церковь была освещена. В 1905 г. начато строительство каменной церкви, настоятелем церкви был отец Константин Хитров. В 1906 г. священник был злодейски убит. На территории  церкви " Всех скорбящих радости " установлен памятный знак в виде камня в память о настоятеле Отце Хитрове и его семье.)

Первозданный вид храма в страховой описи от 13 декабря 1910 года значится: новая строящаяся церковь кирпичная на каменном цоколе. Внутри оштукатурена, окрашена краской (масляной) краской зеленого цвета. Длина церкви, считая с колокольнею, 20 сажень (42м). Наибольшая ширина 13 сажень(27м). Высота до верхнего карниза главного купола 11 сажень(23м). Высота боковых приделов и алтаря 7сажень(14м)., высота трапезной 5,5 сажень(11м). Больших окон 3 шт., средних 24 шт., малых 43 шт., все окна с двойными рамами. Дверей наружных железных 3 шт. двустворчатых 3 шт. Внутренних двустворчатых 10 шт. и одностворчатых 5 шт. Колокольня в 3 яруса, общею высотою верхнего карниза 10 сажень(21м). Оценена постройка в 40000 тыс.рублей. Описи составлял священник Виктор Крылов. Подписали староста Сгибнев Сергей Иванович, псаломщик Дмитрий Улыбышев, крестьянин Николай Прокофьевич Чурсин.

Священник Виктор Крылов в 1912 г. был утвержден помощником благочинного 3-го округа г. Царицына. 12 мая 1914 года новопостроенный храм был освящен («Саратовские епархиальные ведомости» май 1914 год.

 16.11.1929г. с колокольни были сняты колокола. По сведениям Государственного архива Волгоградской области научным сотрудником Розиной Е. сказано: 17 сентября 1935 года по поручению Городищенского райисполкома комиссия, в которую вошли заместитель уполномоченного Главного Государственного контроля по строительству Сталинградского края, заведующий райФО, заместитель заведующего райОНО и заместитель председателя Городищенскоого сельсовета, в присутствии священника Никитина Т. А., произвела технический осмотр здания церкви. Вот что она заявила: «Здание церкви кирпичное с кирпичной колокольней, кровля железная, полы деревянные, отопление воздушное с калорифером в подвале (не действует). Время строительства по заявлению священика Тихона Никитина – 1934 год». Состояние внешнего вида характеризовалось неудовлетворительно. Так же внутреннее состояние, по мнению комиссии, не лучше. Выводы комиссии звучали как приговор: «Здание уже отслужило свой естественный срок службы, а покривившийся крест вообще представляет прямую угрозу безопасности как для верующих, так и для прохожих мимо церкви».

А между тем 5 ноября 1935 года был арестован священник Тихон Андреевич Никитин.

Президиум Городищенского исполкома 17 февраля 1936 года принимает решение: «Церковь в селе Городище под наименованием «Скорбященская» закрыть и просить президиум Сталинградского крайисполкома использовать её под культурное учреждение - клуб или кино после переоборудования». При этом крайисполкому сообщалось, что, оказывается, церковь была построена в 1914 году и для эксплуатации вполне была пригодна. В последний день зимы 1936 г. постановлением президиума Сталинградского крайисполкома № 565 церковь в селе Городище была закрыта. Летом 1936 года бригада архитекторов решила перестроить церковь в колхозный дом культуры, архитекторы сделали эскиз дома культуры.

Храм в 70-80 годаС 1946 по 1973 г. здание эксплуатировалось в качестве клуба, сберкассы, библиотеки. В 1973 г. храм сильно пострадал от пожара. В 80-х г. подвал использовался как пивная, в трапезной части располагался склад по приёму стеклопосуды. Был разработан проект по реконструкции существующего здания под школу искусств, но он не был осуществлён.

Храм был возвращен верующим. Антиминс на приход был выдан вновь архиепископом Пименом 22.10.1989г. В 1990 году в Городище вновь образовался православный приход. Решение Городищенского райисполкома от 28.03.1990 г. за № 3/58 (О регистрации религиозного общества Русской православной церкви и передачи ему недействующего типового культурного здания). Настоятелем храма назначен пресвитер Александр Денисов. Председателем приходского совета избрана Зиновьева М.С., заместителем Свиридов М.И, казначеем Стаценко Т.В. (Протокол №1 от 25.09.90г.) Службы проводились в молебном доме (здании бывшей поликлинике по ул. Краснознаменская д.54).

В феврале 1991г. настоятелем назначен иерей Игорь Быков. Начались ремонтные работы в притворной части храма. Поставлены деревянные ворота в притворе. Сделан черновой деревянный пол в трапезной храма.

24 июня 1992 года и.о. настоятелем храма назначен Иерей Василий Желубов (Указ Архиепископа Волгоградского и Камышинского № 39). С 6 ноября 1992 г. церковь возобновила службы в трапезной и притворной части храма.

4 февраля 1993 г. отделом юстиции администрации Волгоградской области зарегистрирован устав религиозного объединения и выдано свидетельство № 121.

С мая 1998г. таинство крещения стало проводиться во вновь возведенном здании крестильны, построенной на месте летней танцевальной площадки.

6 ноября 1998 года прошло первое богослужение в частично оштукатуренном алтаре. В это время шло изготовление центрального и угловых куполов с крестами.

Летом 1999 году была установлена металлическая изгородь на всю территорию охранной зоны памятника (парк) истории и культуры Волгоградской области.

11 августа 1999 г. установлен центральный купол на храме.

28 августа 1999 г. архиепископ Герман освятил купольный крест. В тот же день крест был установлен на куполе. В августе 1999 г. начала работать благотворительная трапезная. Осенью 1999г. Городищенское РайЦПО передало храму здание склада. В мае 2001г. начались подготовительные работы по реставрации колокольни. 1 мая 2002г. установлены колокола на отстроенный ярус звона колокольни. Вес колоколов: 4 кг; 8кг; 19кг; 32кг; 64кг; 150кг; 500кг; 850кг. Всего восемь колоколов. Колокола, изготовленные в г. Воронеже, приобретены на средства ОАО «Пивовар Живое - Пиво», благодетелем выступил Борис Тимофеевич Изгаршев.

Внутри храма простроен иконостас с сенью над престолом. Введена в строй новая благотворительная трапезная. Трапезная переоборудована из бывшей эстрады – сцены летней танцевальной площадки.

В 2003 году благоукрасился иконостас, написана большая часть икон.

В 2005 год – оформление проектно – сметной документации строительства воскресной духовно – певческой школы.

В 2006 году окончательно оформлен вид иконостаса и благоустройство алтаря.

В настоящее время ведется разработка проекта для реставрационных работ по зданию храма.

В 2008 году строительство воскресной школы было приостановлено.

В апреле 2012 г с помощью благотворителей Галамян Альберта и Абрамова Альберта была обустроена иконная лавка.

Начались работы по модернизации системы теплоснобжения, но средств недостаточно.

Список церковнослужителей, служивших в храме:

С 1840 г. по 1888г. о. Владимир Святославский                                                                                                          

С 1888г. по 1889г. о. Яков Преображениский                                                                                                                   

С 1889г. по 1898г. о Владимир Шеляговский                                                                                                                          

С 1898г. по 1906 г. о. Константин Хитров, псаломщик Александр Сюззюмский, церковный староста Сергей Сгибнев.                                                                                                                                                     

С 1906г. по 1918г. о. Виктор Крылов, псаломщик Дмитрий Улыбышев.                                                                           

В 1929 г. о Яков Добрынченко                                                                                                                                                        

В 1935 г. о. Тихон Никитин                                                                                                                                                              

С 1989г. по 1190 г. о Александр Денисов                                                                                                                                              

С 1990 по 1992 г. о Игорь Быков   

С 1992 г. по настоящее время о. Василий Желубов.

                                                                                                       

Объемная композиция Скорбященской церкви отличается продуманностью и уравновешенностью. Крестовокупольная, она завершалась пятью куполами. Широкий и высокий центральный барабан, господствующий в системе завершений, явно взят из арсенала средств византийского стиля.

Во внешних углах креста со всех сторон имеются грехгранные выступы, которые вместе с объемом храма составляют непрерывный ряд стен с живописными изломами.

Привлекает внимание четкое ритмическое расположение окон различных пропорций и постепенное облегчение окон различных пропорций и постепенное облегчение массы стен пирамидального объема здания кверху. Главный барабан почти ажурно прорезан окнами и увенчан сильно профилированным карнизом с рядом мелких кокошников.  Декоративная проработка стены верхнего яруса более цельная и плоскостная. Пластика деталей нижнего яруса более насыщеннее и сильнее профилирована в кирпичной кладке. «Византийские» по рисунку арки, двухчастные и трехчастные окна, аркады, орнаментальная кладка межъярусного пояса, где использованы мотивы старорусского узорочья (полочка, четыре ряда нарядность.

Особо надо отметить безупречную кирпичную кладку.

Интерьер церкви имеет обширные подкупольное пространство, свободно перетекающее в зальные помещения притворов. Вертикальные и горизонтальные членения внутреннего пространства имеют тонко проработанную профилировку. Интерьер создает праздничное и очень цельное впечатление, усиливающееся изобилием света, который заливает его из двенадцати высоких арочных окон центрального барабана. Четыре деревянные оштукатуренные колонны тосканского ордера в первом ярусе западного притвора придают интерьеру некоторую камерность и как бы подготавливают восприятие центрального зала. Над западным притвором располагались хоры.

Мощный центр храма отделен от трапезной крещатными столбами, через которые переброшена арка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В работе освещена необычная история храма Городищенского района волгоградской области Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Сделаем акцент на роли храма в жизни края, попытка протянуть нити из прошлого в настоящее. Исследование направлено на сохранение базовых, духовных и нравственных ценностей, на которые зиждется единение семьи, общества, государства.

Поклон и спасибо нашей Православной Церкви, которая духовно питает нас, тех кто готов положить душу своя за други и Отечество.

…Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, пологости и молитвы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опить в леса твои плоды Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.

(Н. Рубцов «Видение на холме»)

Мы защитили тебя, Святая Русь. Мы встанем все покуда будет надо.
Лишь только б воедино собрались Все кто с Христом, кому земля – Отраза!
Все кто любью к Родине горит!
Кто ничего не понимает для спасенья.
Русь щедро вас за это наградит.
Признаньем, любовью, уваженьем.

(Лицеист Матвей Левченко ГКОУ «Волгоградский лицей)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алдонина Р.П. Святыни России. Издательство Белый город – Москва, 2003 год.
  2. Игумения Арсения. Опыт духовной биографии. Письма. Издание Сретенского монастыря – Москва, 2004 год.
  3. Книга о церкви. Издательство Поломник – Москва, 2005 год.
  4. Серебрянская В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. Издательство ВолгГАСА – Волгоград, 2002 год.
  5. Материалы Городищенского историко-краеведческого музея.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: