Чернышковский храм Иоанна Предтечи

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Цели исследовательской работы:

Используя материалы архива и свидетельства, собранные Чернышковским этнографическим музеем казачества, рассказать историю создания церкви Иоанна Предтечи.

 Задачи:

  • показать важность соблюдения традиции и обычаев православной веры;
  • исследовать каковы были отношения государства и церкви в разное время нашей истории на примере моей Малой Родины;
  • рассказать каково было отношение моих земляков к православному храму;
  • выяснить важность строительства нового храма в нашем Чернышковском районе.

Актуальность.

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира, это то, что И.А.Ильин назвал «духовным организмом России», это самосознание народа. Это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью.

Что для русского, православного человека храм?

Православный храм — это Дом Божий, Дом молитвы, место, освященное особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку для духовно-нравственного совершенствования. Каждый православный храм имеет свое название: храм Воскресения Христова,  Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, храм во имя Казанской иконы Божией Матери и. т. д.  Название храму дает главный, центральный престол, который может быть освящен в память об одном из событий жизни Иисуса Христа или Божией Матери, в честь одной из икон Спасителя и Божией Матери, а также в память о святых угодниках Божиих.

Русского человека отличала большая духовность, сила духа, вера, жертвенность во имя своего Отечества.

Духовность – это свернутая в каждом человеке историческая память народа, а, следовательно – и память культуры.

Русский и советский мыслитель, ученый, деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести».

Русская духовность – это память русского народа, переходящая в историческую, культурную память человека, как сущности.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Земли заветный уголок» Волгоград 2006г

«Цимлянская сторонушка» г. Волгоград 2001

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

 

«Своё приносим Богу послушание
С любовью, верой, покаянием».

Л.Солнцева

Я хочу рассказать историю создания храма на моей малой Родине. В  поселении Чернышково  общество  давно хотело иметь   свой  православный храм.

5 октября  1908 года  хуторской  атаман Иван  Иванович Чернышков  провел хуторской сбор выборных казаков - по одному  от 10 дворов. Гласные  приговором постановили  отвести   под церковь три десятины  войскового  участка. Проживал  на нем  крестьянин Тимофей  Ефимович  Межерицкий, который эти десятины  арендовал у казны. По обоюдному  согласию  с казаками  он  передал участок под  церковную площадь. Совет попечителей  хутора Чернышкова  Нижнечирской   станицы   стал ходатайствовать  о строительстве церкви. В  царской России дело это было непростое из-за  бюрократической  волокиты  чиновников. В областное  Правление Войска  Донского ушло прошение.

В   1910 год был   опубликован указ  святейшего   Синода от 10  ноября  1910  за № 15864,  в котором сообщалось, что “ при  новоустроенной  церкви хутора  Чернышкова,  Второго Донского  округа,  открыт  самостоятельный  приход с   причтам из  священника  и псаломщика  с тем,  чтобы  содержание  причта   новооткрываемого  прихода  относилось на  местные  средства”.

В апреле  1911 года  опубликованы  имена  пожертвователей. За   пожертвования  на постройку  церкви  в хуторе Чернышкове   уряднику   Ивану  Стефанову  Чернышкову  Архипасторское   благословение  (с выдачей грамоты; -475 р.и 8 дес.посева на 160 руб:     П. Крылову…урядник., Семену  Васильеву   Чеботареву ….., Михаилу Стефанову Чернышкову, уряднику Лавру Чернышкову,  казаку Стафану  Георгиеву Чернышкову,  Ивану   Георгиеву  Чернышкову,  уряднику  Н. Чернышкову). Взметнула свои   купола  Иоанно-Предтеченская  церковь  в хуторе.

 … Ежегодно   24  июня  хуторяне  стали  праздновать  свой  престольный  праздник - Рождество св. Иоанна Предтечи .  В день   храмового праздника толпа,  среди  которой было  много  приезжих,  в   ожидании   праздничной  церковной  службы  хуторскими   улочками   тянулась  к храму.

С открытием  прихода отец  Василий Васильевич  Диаконов  стал  преподавать  закон Божий. В школе было 3 класса, обучение  было  смешанным, мальчики и девочки  учились вместе. В классе висел большой  народный портрет  Государя  Императора  Николая II. Священник  заставлял  заучивать некоторые молитвы наизусть. После  окончания  курса  обучения каждому  ученику   вручалось  свидетельство.

Процесс  закрытия   культовых зданий-церквей и молельных домов в наших районах  достиг  своего  апогея   во второй   половине 1930 года.

18 мая 1935-была закрыта  в х. Чернышковский – церковь  Иоанна Предтеченская.

В  одном из протоколов от 26 июня 1937 года прямо сказано… форсировать  работу по переоборудованию церкви Иоанна - Предтеченской под клуб. Разъяснять колхозникам, что церковь являлась центром мракобесия, пропагандируя контрреволюционную  сущность  церкви,  являлась порой еакции капиталистического режима, агентом   царской охранки–полиции.

Во время Великой Отечественной войны. В период пребывания немецких оккупантов в Чернышевском районе священников  не оказалось. Тогда  по настоянию  районного  старосты Беляевского и его помощника Беденко был открыт  молельный дом.

Для проведения  церковных служб  был  приглашен священник  Анатолий и псаломщик  хутора Покровский  Морозовского района. Поп Анатолий в Чернышковский совершил три церковные службы. На богослужении  присутствовали не более двух  десятков жителей,  главным образом  престарелого  возраста.

В дальнейшем, в период  начала  наступательной   операции под  Сталинградом,  симпатии стали    диаметрально   противоположными. Хуторской и  станичный  молельные дома  проработали  всего три месяца.

После освобождения  района, от фашистских захватчиков,    на обращения  и ходатайства  верующих, на передачу или открытие храма, власти дают  согласие на  открытие  молитвенного  дома в колхозе  “ 40 лет  Октября ”,   чтобы  верующие  могли  молиться  за убиенных  на войне,      просить  заступничества  у бога  здравствующих  и  воевавших  на фронте  родных, о даровании  победы над врагом.  Произошло  это 17 ноября 1944 года.  Молитвенный дом  освятили  во имя  Николая-Угодника,  который фактически начал  действовать  только с 1  января  1945 года. Разместился он в доме  частного лица, а настоятелем был   назначен  священник  Н.В.Потапов.

“В течение 6 месяцев 1951 года  Николаевский   молитвенный дом хутора  Чернышевский   не действовал, так как не было  священника. Службы возобновились только в сентябре того же года с назначением сюда  настоятелем о. Федора  Мандрыкина. В апреле 1952 года  община  на свои  средства выкупила здание специально для размещения в нем  молитвенного дома, который просуществовал  до ноября 1960 года.

С ноября 1960 г. из-за отсутствия священника, перестает функционировать последний островок православия в районе – Чернышковский.

На месте молитвенного дома планировалось построить детский сад и разбить парк, поэтому правление колхоза потребовало от общины перенести молитвенный дом в другое место. Общине пришлось согласиться с резонными доводами по поводу строительства будущего «города-сада» и она обращается в Чернышковский райисполком о выделении им нового земельного участка. Однако райисполком выдал им справку о том, что не имеет свободной земли для такого переноса. Ну, нет в поселке ни пустырей, ни пустошей, ни окраин на околице! Это, по сути, и стало приговором о самоликвидации - 28 марта 1961 года молитвенный дом был закрыт, а община снята с регистрации.

Интересным и любопытным в этой истории - дальнейшая судьба богослужебного имущества. Оно было передано различным организациям: Чернышковская школа получила 2 колокола; а райотделу культуры, который возглавлял Василий Семенович Пудовкин, были переданы 54 иконы, колокол, венцы, лампады, семисвечник, кадило, кресты и др.

В 90-е годы демократизация общества вызвала активность населения, и православные верующие стали поднимать вопросы о выделении зданий или строительстве культовых зданий - церквей.

29 января 1994 г. в районном Доме Культуры состоялся сход жителей р.п. Чернышковский и близлежащих хуторов. В повестке дня один вопрос – организация Чернышковского церковного прихода. Решение было однозначным - храму быть!

Но одного желания было мало. Во-первых, нужно получить благословение Владыки, а затем собрать необходимые документы, изыскать финансы…

20 февраля заместитель главы района А.Н. Панченко и директор казачьего музея М. Луночкин встретилась с архиепископом Волгоградским и Камышинским отцом Германом и имели с ним продолжительную беседу. Внимательно выслушав их просьбу и пожелания, Владыка дал свое благословение на открытие прихода в поселке Чернышковском и пообещал направить в него священника, если администрация района решит вопрос о выделении помещении для прихода.

По возвращении был избран оргкомитет, собраны документы и начался поиск подходящего помещения.

Администрация совместно с оргкомитетом рассмотрело пять предложений и их выбор пал на Ворошиловский сельский клуб. За клуб колхозу нужно выплатить его стоимость - 38 млн.                                            

Администрация района справилась со своей задачей, изыскала средства  для строительства   Чернышковского прихода. Выкупила здание у колхоза.

24 июня 1996 года  при  стечении православных верующих,  духовенства, представителей  власти и гостей был  торжественно открыт  Чернышковский приход. (см фото  Чернышковский приход 2014 год.)

Литургию вёл  Архиепископ  Волгоградский и  Камышинский Герман. Церковь при открытии стала именоваться,  как и прежде, Иоанно-Предтеченской –в честь Рождества  св. Иоанна Предтечи .

В церковь потянулись верующие. Некоторые из них  передавали в дар семейные реликвии,  спасенные и сохраненные в годы воинствующего атеизма  и богоборчества . Среди прочих  даров  интерес вызывает  образ  Пресвятой  Богоматери “Утоли моя печали ”. На  лицевой стороне  деревянной иконы  надпись :“Написана  сия   икона  на  святой  афонской горе и освящена в обители  св. в. муч. Георгия  настоятелем иеросх. Пахомием  съ  братей .1912  год.”

Первым священником возрожденной церкви стал иеромонах отец Василий Самарский.

 Следует отметить несколько событий из церковной жизни, случившихся в районе. Одно из них - Крестный ход, который организовала Волгоградская епархия. Для привлечения верующих православной конфессии к Крестному ходу было решено провезти чудотворную икону Урюпинской Богоматери по ряду районов области - в том числе и Чернышковскому. Произошло это событие 19 ноября 1998 года.

19 ноября был днем пасмурным и в тот момент, когда кортеж поравнялся с поворотом дороги на  Лагутин, небо немного прояснилось, что сопровождающими цыганами было воспринято добрым знаком. Других чудес и знамений в районе зафиксировано не было.

В январе 1999 года при   Чернышевском храме  открылась приходская  библиотека,  где прихожанин мог  получить ответы,  относительно  православной веры.

7 июля  2000 года был престольным праздником  р.п. Чернышковского (день рождения Иоанна Предтечи, в честь  которого и была освящена церковь). Во второй раз храм посетил  Герман – теперь уже не архиепископ,  а митрополит Волгоградский и Камышинский . Он отслужил божественную литургию,  а затем совершил  молебен  с крестным ходом вокруг храма.

Митрополит наградил  наперсным  (нагрудным ) крестом   настоятеля  храма священника В.Самарского “За труды,  вложенные  в православную церковь.”

После ухода настоятеля В.Самарского  настоятелем становится  иерией Георгий Тхелидзе.

В 2011 году  и по настоящее время  настоятелем  назначен  иерей  Максим Величко.

В 2012 году была создана  при храме воскресная школа. Был создан один смешанный класс.  Где изучали  письменность,  закон божий, и учили молитвы. Я тоже посещала воскресную школу с большим удовольствием.  Это помогло мне  понять, что церковь делает человека добрее и человечнее. Нужно любить и уважать своих родителей быть терпимым и уважительным в жизни, честным и справедливым.

По благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в поселке в 2012 году  начато строительство нового храма. Вот уже несколько месяцев, как был возведен красавец православный храм, он так радует глаз, каждого  проезжающего   по центральной трассе в наш районный посёлок Чернышковский.   Титрам храма стал  Волгоградский  меценат  Бирюков  Артемий  Станиславович.

При администрации  был создан  попечительский совет нашего района. Вид храма смешанный: византийский  и  древнерусский  стили.  Строительство  храма ведется на пожертвования прихожан, с привлечением средств от руководителей фермерских хозяйств и предпринимателей района. Это благое и святое дело  стало общим делом для многих чернышковцев.        

(см. фото Строящийся храм Иоанна Предтечи ноябрь 2014 год).

Яркими солнечными лучами сверкают купола моего храма. Он  стоит гордо и величаво. Года через два храм  Иоанно- Предтеченский примет своих прихожан. Я думаю, что это место станет для моих земляков самым главным и почитаемым. А все гости нашего района будут восхищаться нашим храмом. По словам настоятеля Чернышковского прихода Максима Величко, наш храм  один из самых красивейших  храмов области. В данный момент завершены все работы по благоустройству храмовой кровли. Устанавливаются фонари, которые будут освещать не только территорию, но и сам храм (подсветка храма  в вечернее время уже установлена). Весной будет строительство брусчатки, начнут благоустройство всей территории,  включая парковую зону.  Планируется высадить цветы и саженцы  молодых деревьев. Перед каждым этапам строительства, по словам отца Максима, мы просим Божьей помощи (служится молебен) и работа спориться. Заручившись поддержкой властей, всех прихожан  отец Максим считает, что всё задуманное удастся воплотить в жизнь.

Открытие храма будет способствовать дальнейшему приобщению к православной вере большего количества прихожан. Все больше людей посещает службы, которые проходят около строящегося храма. Будет жива наша православная вера, наши традиции и наша история. И мы будем сильнее с Божьей помощью и  тогда по плечу нам все дела.

Вот такая история моего храма. Она продолжается ….

Материалы для исследования мне любезно предоставил директор нашего местного Чернышковского музея истории и этнографии донского казачества  Михаил Николаевич Луночкин, а так же помогли  беседы с настоятелем Чернышковского прихода отцом Максимом Величко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Благодатная сила православных церковных Таинств, молитв, песнопений, икон и других святынь разлита в храме одинаково для всех православных христиан. Но от каждого из нас зависит, насколько мы сможем воспринять ее, насколько очищены и открыты для нее будут наши мысли и чувства. Потому надо стараться внимать богослужению всеми силами своей души, не отвлекаться ни в мыслях, ни в сердце.

Мне часто приходилось присутствовать на богослужениях. Это  таинство завораживает, даёт мне силу и веру  в себя.Своей исследовательской работой я доказала, что какие бы политические изменения не были в нашей стране, люди верили, верят и будут верить.

Вера — это доверие Богу. «Если Бог с нами, то кто против нас?» Причем доверие это может до конца и не осознаваться человеком. Он будет просто на уровне интуиции, чувств понимать, что правильно, а что не правильно, что законно, а что незаконно. Проще говоря, еще не «зная» Бога, уметь различать добро и зло. Рано или поздно, если человек продолжит свое духовное развитие, его интуиция разовьется и окрепнет настолько, что перерастет в уверенность и убежденность — убежденность в том, что Бог есть, и что Он всегда находится рядом. В нашем сердце.

Что сейчас волнует наших людей, чему они радуются, от чего на их лицах появляется грусть? Какой духовный мир у современного человека, как он относится к своей культуре, истории своего народа? Тяжело ответить на вопрос, остался ли в душе человеческой тот единый «храм», который соединяет поколения. Является ли «храм» показателем гуманности и чистоты, тот «храм», который дает желание жить и не потерять чувство ответственности за все, что сейчас происходит на нашей планете. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: